Обнаружение признаков отставания у обучающихся

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КАК ОБНАРУЖИТЬ ОТСТАВАНИЕ ШКОЛЬНИКА.

Приёмы обнаружения признаков отставания в своём большинстве - это приёмы обучения: задания учащимся, вопросы к ним, беседы, обсуждение изучаемого материала, обмен впечатлениями о художественных произведениях, заданных к прочтению по теме, анализ ошибок в воспроизведении дат, их корректировка. Учителю надо только уметь видеть и слышать высказывание учащихся, их ответы на вопросы, их деятельность и реакция.

Таким образом, главными средствами учителя для обнаружения отставания являются наблюдение и общение с учащимися в ходе руководства их учебной деятельностью. Излагая знания и обращаясь к учащимся с вопросами, активизирующими их мышление и внимание, учитель по их ответам судит и о правильности и глубине понимания. Когда выполняются индивидуальные задания, правильность рассуждений и объяснений учащихся дают учителю сведения о качествах овладения изученным материалом.

Учитель, который стремится не допустить неуспеваемости, вовремя обнаружить те или иные отставания, постоянно ставит перед учащимися вопросы, поощряет их вопросы к нему и друг к другу. И всё это не для того, чтобы держать учеников в постоянном страхе и напряжении, а чтобы активно шла работа и было ясно, кто в чём испытывает затруднения.

Используя контроль только для выявления конечных результатов, эти учителя стремятся наладить в классе атмосферу искренности и доверия, дать простор для самовыражения личности каждого. Дети свободно высказываются, а учитель внимательно выслушивает их суждения и на этой основе составляет своё впечатление о том, каковы достижения каждого ученика,- в чём слабые стороны, какие затруднение он испытывает. Известный американский учёный, психолог, психотерапевт, педагог У. Глассер считает, и на наш взгляд, с ним нельзя не согласиться, что мы должны поощрять детей безбоязненно расспрашивать обо всём, что им непонятно. «Мы должны ставить детей перед необходимостью продумывать всевозможные проблемные ситуации, тем самым значительно снижая роль определённости и заучивания в образовании».

Таким образом, постановка перед учащимися вопросов по ходу их учебной работы и наблюдение за тем, как они с ней справляются, составляют главные способы обнаружения отставания. Наблюдение необходимо и для того, чтобы отмечать реакции учащихся - остаются ли они равнодушными к своим успехам и успехам товарищей, радуются ли удачному решению задачи, огорчаются ли, когда решение не находится, - всё это можно видеть по восклицаниям, мимике, жестам и другим проявлениям.

Следить за работой каждого ученика, отмечать в ней сбои и успехи, фиксировать эмоциональные состояния детей - нелёгкое дело.

Учитель должен стремиться выработать в себе профессиональную наблюдательность, но не для того, чтобы «ловить» нерадивых учеников, а чтобы накапливать данные об их успехах и неудачах для оказания помощи.

Желательно наблюдение за учащимися не ограничивать уроком. Что они читают, к каким видам внеклассной и внешкольной деятельности проявляют интерес - это знать необходимо, особенно для выявления изъянов в формировании отношения. Если ученик никак не стремится применить свои знания в жизни, поделиться ими с товарищами, то это, по мнению большинства исследователей, тревожный симптом.

Для выявления пробелов в знаниях учащихся исследователи настоятельно рекомендуют проводить самостоятельные работы на уроке. Такая работа проводится с несколькими вариантами, различающимися по трудности; особенность её заключается в том, что варианты выбирают сами учащиеся. Отметки не выставляются, о чём детей предупреждают заранее. Учитель может сообщить степень трудности задания и предложить учащимся выбрать себе вариант по силам (это помогает выявить отношение к своим возможностям, самооценку).

Такую же организацию самостоятельной работы можно использовать и для выяснения отношения к трудностям (что помогает определить наличие познавательных интересов). В этом случае учитель предлагает выбрать задание по желанию. Часто случается, что более слабые учащиеся выбирают трудные задания, так как у них есть интерес к предмету, а более сильные, наоборот, предпочитают лёгкие задания (так как интереса у них нет, а учением руководят другие мотивы).

Способом выявления отставания является, разумеется, и контроль. При контроле учитель пользуется теми же приёмами, что и в обучении (постановка вопросов, предложение выполнить то или иное задание, письменные работы, разгадать кроссворд). Результаты выявления знаний, умений, отношений получают в этом случае официальную оценку, имеющую значение для аттестации учащихся. Это полезно по окончании более или менее целостного отрезка процесса обучения.



© 2010-2022