Планирование внеурочной деятельности в 8 классе по математике

Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 1174

(ГБОУ СОШ № 1174)

_______________________________________________________________________________________

117216, г. Москва, улица Феодосийская, дом 11А Тел./факс (495) 712-0345, E-mail: [email protected]



РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Протокол заседания МО
____________________

Зам. директора по СО

Директор ГБОУ СОШ № 1174

От «___»__________201_г. № ___

_________ Ю.В. Савицкая

__________ О.В. Назарова






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


внеурочная деятельность по математике.

Тема: «Математика и жизнь»



8 класс



Составитель:

Учитель: Двинина Светлана Александровна






Москва

Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике для обучающихся в 8 классе составлена на основе следующих документов и материалов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897).

  • Приказ Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1644 (зарегистрировано в Минюсте РФ 6 февраля 2015 г. Регистрационный № 35915)

  • Примерная программа основного общего образования

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". Зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2015 г. № 253 г.Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях , реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год».

  • Рабочая программа И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович «Математика.5-6 классы.Алгебра 7-9 классы.Алгебра и начала анализа.10-11 классы».

  • Рабочие программы по геометрии для 7-9 классов по учебнику

Л. С. Атанасяна, В. Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева, Э. Г. Позняка,

И. И. Юдиной

(М.: Просвещение, 2014). Авторы: Т.А. Бурмистрова «Просвещение»

Основная образовательная программа ГБОУ СОШ № 1174


В последние годы современная школа ставит перед педагогическим сообществом цель - воспитать человека, которому жить, работать и добиваться успехов в современном обществе. Я прошу обратить внимание - жить, работать...

В книге американского педагога Филиппа Шлехти «Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования» есть такой диалог:

-Что вы хотите от школы?

-Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно.

Таким образом, современные педагоги должны учить детей не только получать готовые знания, но и самостоятельно добывать их, о чем говорится в проекте национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА»: «….Это также означает, что образовательная программа школы должна предполагать как обязательные занятия, так и занятия по выбору учащихся. Весомое значение приобретет внеаудиторная занятость учащихся - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия, занятия в творческих объединениях системы дополнительного образования детей.»Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.

Математике принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмического мышления, развитии умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. Интерес учащихся к предмету зависит, прежде всего, от качественной постановки учебной работы на уроке. В то же время, с помощью продуманной системы внеурочных занятий, можно значительно повысить интерес школьников к математике.

Данная программа дополнительного образования призвана вызвать интерес к предмету, способствовать развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества математической подготовки учащихся. Это особенно важно из-за большой загруженности программы по математике и уменьшения часов на её изучение.

Внеурочные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике, следить за новостями математической науки. Это благоприятно сказывается и на качестве уроков.

Разработка и содержание данной программы обусловлены непродолжительным изучением некоторых тем основной школы: решение задач различного характера, заданий с модулем проценты, делимость выражения в целых числах, решение уравнений различной степени, геометрические задачи. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Каждый из этих этапов - самостоятельная и часто трудно достижимая для учащихся задача. С другой стороны, необходимость усиления геометрической линии обусловливается следующей проблемой: задание 1 и 2 частей единого государственного экзамена предполагает решение геометрических задач. Итоги экзамена показали, что учащиеся плохо справлялись с этими заданиями или вообще не приступали к ним. Для успешного выполнения этих заданий необходимы прочные знания основных геометрических фактов и опыт в решении геометрических задач.

Такой подбор материала преследует две цели. С одной стороны, это создание базы для развития способностей учащихся, с другой - восполнение некоторых содержательных пробелов основного курса. Главное, что представляется важным подчеркнуть - теснейшая связь, в которой должны находиться кружковые и обычные занятия. Кажется необходимым регулярно задавать на уроках задачи со звездочкой по изучаемой на них тематике. Разбор решений этих задач может осуществляться на занятиях курса. Там же должен проводиться анализ проведенных олимпиад, конкурсов.

Все вышесказанное определило актуальность выбранной темы.

Ц е л ь д а н о г о к у р с а:

Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;

развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений.

Для достижения поставленных целей в процессе обучения решаются следующие задачи обучения:

Обучающие задачи

-учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления;

-учить быть критичными слушателями;

-учить грамотной математической речи, умению обобщать и делать выводы;

-учить добывать и грамотно обрабатывать информацию;

-учить брать на себя ответственность за обогащение своих знаний, расширение способностей путем постановки краткосрочной цели и достижения решения.

-изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы в современной науке;

-демонстрировать высокий уровень надпредметных умений;

-достигать более высоких показателей в основной учебе;

-синтезировать знания.

Развивающие задачи

- повышать интерес к математике;

- развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;

- развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;

- развивать эмоциональную отзывчивость

- развивать умение быстрого счёта, быстрой реакции.

Воспитательные задачи

- воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;

- воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи;

- формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмического мышления;

развивать пространственное воображение;

- формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания;

- воспитывать трудолюбие;

- формировать систему нравственных межличностных отношений; - формировать доброе отношение друг к другу.

2. Общая характеристика учебного курса

Содержание математического образования на уровне основного общего образования формируется на основе фундаментального ядра школьного математического образования. В программе оно представлено в виде совокупности содержательных разделов, конкретизирующих соответствующие блоки фундаментального ядра применительно к основной школе.

Содержание математического образования на уровне основного общего образования включает следующие разделы: арифметика, алгебра, функции, вероятность и статистика, геометрия. Наряду с этим в него включены два дополнительных раздела: логика и множества, математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные разделы содержания математического образования на данного уровня обучения.

3. Описание места учебного курса в учебном плане

В соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Лицей «Эврика» курс «Математика и жизнь» входит в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений научно-познавательной направленности. Программа рассчитана для обучающихся 8 классов. Общее количество часов - 34часа Продолжительность обучения 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Изучение математики на уровне основного общего образования дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

I В личностном направлении:

• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

 критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

I I В метапредметном направлении:

умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме,

умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;

умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

5.Содержание учебного курса

В данной дополнительной образовательной программе большое внимание уделено следующим разделам:

- уравнения и функции с модулем;

- рассказы по истории математики;

- решение задач повышенной трудности;

- целочисленное деление выражения;

- разложение на множители;

- игры, тесты (играя, проверяем, что умеем и знаем);

- занимательные и логические задачи;

- биографические миниатюры;

- олимпиадные задачи;

- задачи на проценты;

- задачи из ЕГЭ;

- геометрические задачи из ЕГЭ.

- доклады.

Программа опирается на применение информационно-коммуникативных технологий.

умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

III В предметном направлении:

овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств, умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем, умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;

овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире

овладение геометрическим языком

умения измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;

Календарно-тематическое планирование занятий.


Номер

Содержание

Дата

Часы

Примечание

I полугодие

1

Особенности научно-исследовательской работы школьников.

сентябрь

1

2

Выбор темы, распределение обязанностей.

сентябрь

1

3

Формулировка целей и задач.

сентябрь

1

4

Сбор теоретической информации.

сентябрь

1

5

Проведение научного эксперимента.

Октябрь

1

6

Обработка экспериментальных данных

Октябрь

1

7

Обработка экспериментальных данных.

Октябрь

1

8

Составление плана презентации.

Октябрь

1

9

Структура доклада и комментариев.

Ноябрь

1

10

Формулировка гипотезы (предположений).

Ноябрь

1

11

Доказательство гипотезы.

Ноябрь

1

12

Оформление электронного варианта.

ноябрь

1

13

Оформление электронного варианта.

Декабрь

1

14

Защита проекта.

Декабрь

1

15

Подведение итогов работы, перспективы ее продолжения, постановка новых задач.

Декабрь

1

16

Резервное время.

Декабрь

1

II полугодие

дата

часы

примечание

17

Как устроена задача? Осваиваем разбор текста задачи. Вопросы к задаче. Оперирование ими при решении разного вида задач.

январь

1

18

Решение типовых текстовых задач. Разбор, анализ, методы решения задач. Решение задач на составление уравнения.

Практикум-исследование решения задач на составление уравнения.

январь

1

19

Дроби. Их роль в истории. Клуб историко-математических задач

январь

1

20

Задачи на движение тел по течению и против течения.

Практикум-исследование решения задач на движение

февраль

1

21

Построение золотого сечения. Исследование ряда Фибоначчи и золотого сечения.

февраль

1

22

Паркеты, мозаики. Исследование построения геометрических, художественных паркетов.

февраль

1

23

Математический К В Н.

март

1

24

Практическое занятие с целью исследования объектов архитектуры на наличие в них элементов, содержащих симметрии и Золотое сечение.

март

1

25

Задачи на перекраивание и разрезания

март

1

26

Задачи на вычисление площадей. Задачи на вычисление объемов

март

1

27

Практикум - исследование решения задач геометрического характера

апрель

1

28

Математика растений

апрель

1

29

Элементы теории вероятности.

Задачи на случайную вероятность

апрель

1

30

Задачи на случайную вероятность

апрель

1

31

Танграммы. Исследование и создание своих головоломок

май

1

32

Решение нестандартных задач

май

1

33

Решение нестандатных задач

май

1

34

Решение нестандатных задач

май

1

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  2. А.С.Белкин. Ситуация успеха. Как ее создать. М. Просвещение, 2009 г.

  3. А.С.Границкая. Научить думать и действовать. М. Просвещение,2010 г.

  4. А.М.Матюшкин. Загадки одаренности. М. Школа-пресс, 1993 г.




Темы проектов в 8 классе.

1. Применение подобия треугольников при измерительных работах
2. Пифагор и его теорема
3. Кривые на плоскости
4. Замечательные кривые
5. Площади фигур
6. Взаимосвязь архитектуры и математики в симметрии
7. Паркеты
8. Бордюры
9. Построение графиков или функции.
10. От натурального числа до мнимой единицы


© 2010-2022