Самообразовательная работа на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация самообразовательной деятельности учащихся

Понятие деятельности - одно из основных в современной психологии. Деятельностью называют процесс активности человека, характеризуемый предметом (на что направлен данный процесс), потребностью и мотивом, целям и условиями их достижения, действиями и операциями. Предмет деятельности - то, на что направлен процесс (создание продукта деятельности, приобретение знаний, саморазвитие). Потребность в деятельности - это основной источник активности человека, его нужда в предмете деятельности. Форма проявления потребности - мотив - это то, что побуждает человека к деятельности, связано с удовлетворением определённой потребности. Цель деятельности - её направленность на определённый результат.

Без умения ставить цели и достигать их потребности и мотивы остаются нереализованными. Цели деятельности определяют выбор действий, условия достижения цели - выбор операций (способов выполнения действий).

Следовательно, самообразовательная деятельность - это овладение знаниями, по инициативе самой личности в отношении предмета занятий ( чем заниматься), объёма и источника познания, установления продолжительности и времени проведения занятий, а также выбора формы удовлетворения познавательных потребностей интересов.

Самообразование школьника - целенаправленная системная руководимая самим учащимся познавательная деятельность, необходимая для его образования. При этом ученик сам или с помощью учителя определяет образовательную цель, содержание, объём, организацию этой деятельности. Это познание, основанное на внутренних мотивах личности, имеющее добровольный характер и направленное на развитие личности.

Проблема самообразования учащихся всегда была предметом пристального внимания учителей, методистов и учёных. Об этом свидетельствуют более ранние статьи С.Г.Манвелова «Развитие самостоятельности учащихся через формирование навыков самоконтроля», где на примере математических диктантов в ΙV - V классах показываются приёмы, развивающие навыки самоконтроля. Н.Н.Михайлова в статье «Активизация самостоятельной деятельности учащихся при помощи профессиональной направленности преподавания математики» рассматривает некоторые формы обучения, где профессиональная направленность обучения усиливает интерес к предмету и способствует развитию самостоятельной деятельности.

Интересная статья С.У.Узакова об управлении самостоятельной работой учащихся, возникающей в ходе изучения нового материала и его первичного усвоения. В книге Епишевой О.Б., Крупич В.И. рассматриваются основные вопросы методики формирования общих и специальных приёмов учебной деятельности учащихся. На конкретных примерах раскрываются рациональные способы усвоения знаний.

На современном этапе широко известно методическое пособие Бухловкой Н.В., в котором рассматривается самообразование учащихся как средство саморазвития, самовоспитания и самореализации личности, способной к творческому использованию полученных знаний и умений в собственной деятельности. Самообразование и образование рассматриваются как целостный процесс, который способствует получению учащимися качественного образования. Вопросы самообразования школьников рассматриваются Буряком В.К. в его статье «Формування у школярів потреби в самоосвіті" и книге "Самотійна робота з книгою", а так же в работе Черниковой Л.Г., Бухловой Н.В. "Аналітико-прогностичний супровід формування самоосвітноьї компетентності учнів".


  1. Из опыта работы

В арсенале каждого учителя математики есть свой набор методов и приёмов развития творческой самостоятельности учащихся, их математических способностей. Я в своей работе стараюсь создать на каждом уроке как можно благоприятные условия для развития творческой личности ученика.

«Считаю, что одна из главных задач педагога - сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть не нужным ученику, устранить себя, вовремя сойти со сцены, то есть привить ему ту самостоятельность мышления, методов работы, самопознания и умения добиваться цели, которые называются зрелостью»Ю - писал выдающийся педагог - музыкант Г.Нейгауз.

Именно этому принципу подчинена методика личностно - ориентированного обучения, которой я стремлюсь придерживаться в своей работе. Во время подготовки к урокам ищу такие формы его проведения, которые бы активизировали эмоциональные и интеллектуальные возможности учащегося, подключая его к процессу познания. Стремлюсь, чтобы каждый ребёнок почувствовал свою личную причастность ко всему, что происходит на уроке. Считаю, что только в случае такого общения полученные на уроке знания приобретают для учащихся личный смысл и ценности.

Учебная деятельность учащегося была, есть и будет центральным понятием методики математики и дидактики. Необходимое знания по математике, умения и навыки учащиеся приобретают только путём самостоятельных интеллектуальных усилий, а учитель, опираясь на различные методы и средства, только направляет учащихся, организует учебный процесс.

Я работаю в школе, где более 10 лет внедрена модульно - развивающая система обучения. В основе этой модели лежит именно парадигма поддержке, которая реализуется в подборе такого типа отношений между учеником и учителем, при котором ученик остаётся на ответственной позиции по отношению к своим проблемам и может получить помощь педагога, когда его усилий уже не будет хватать. Мы стараемся создать оптимальные условия для интеллектуального и эмоционального развития.

Основным элементом поддержки интеллектуального развития считаю создание на уроке атмосферы интеллектуального напряжения. Эту атмосферу создаю путём насыщения урока заданиями, что требуют постоянной работы мысли, мешают автоматическому усвоению. Проблемные вопросы и ситуации, эвристическая беседа, исследовательская работа, стимулирование к поиску альтернативных решений, которые я стараюсь применять на уроке, как раз и способствуют усовершенствованию интеллектуальных способностей.

Универсальным средством соединения интеллектуального и эмоционального развития, ка мне кажется, является выполнение заданий по самообразованию. Выполняя эти задания, ученик получает новые знания ( пополняет свой интеллектуальный потенциал ) передаёт своё отношение к этим знаниям (демонстрирует эмоциональную реакцию ), тем самым осмысливает свой внутренний мир, формирует свою личность. Мною разработана целая серия творческих заданий по самообразованию. Приведу некоторые из них:

  • Игры, т.к. игровое обучение стимулирует процесс добывания знаний через дидактическую игру. Это «Математическая эстафета», «Путешествие по стране Обыкновенных дробей », урок-игра « Бизнес»

  • Схемы, т.е. учебный материал, структурирую и изображаю схематически, например, в виде таблиц, карточка-консультант, чтобы его легче было запомнить и воспроизвести.

  • Проблемная ситуация - это необходимая составная развития творческой активности учащихся. Предлагаю задачу, которая на первый взгляд кажется решаемой уже изученными средствами, но в какой - то момент обнаруживается, что знаний недостаточно. Этот момент самый благоприятный, чтобы предложить новые сведения.



  • Коллективная форма работы, когда от результатов работы каждого ученика зависит общий результат группы в целом. Для такой работы подбираю задачу, которая состоит из нескольких подзадач. Каждому учащемуся предлагается решить свою подзадачу, а затем происходит сборка задачи.

  • Индивидуальная форма работы - это дифференцированные индивидуальные задания, где каждый учащийся работает самостоятельно в индивидуальном темпе.

Чтобы создать условия для активного учения школьников, самореализации и самообразования необходимо, прежде всего, получить объективную информацию о достижении учащимися базового уровня математической подготовки, проверить готовность перехода учащихся к следующему этапу обучения. Поэтому большое внимание уделяю диагностике. Для организации первичного повторения провожу тестирование и диагностическую письменную работу с целью выявления пробелов у учащихся за прошлый учебный год. Проанализировав результаты тестирования, намечаю коррекционную работу. Долгосрочное повторение планиметрии осуществляю с помощью домашней контрольной работы, защита которой учащимися позволяет проверить уровень усвоения учебного материала.

Одной из основных задач своей педагогической деятельности вижу в том, чтобы научить учащихся самостоятельно учится, развивать культуру самоуправления учением; на каждом уроке считаю важным развивать умение ставить цель и планировать свою деятельность, создаю условия для развития у школьников умения работать во времени, содействую развитию самоконтроля, самооценки, самоанализа, самокоррекции учебной деятельности.

При планировании учебного материала стараюсь подавать сразу всю тему, а не отдельный урок, т.е. разрабатываю серию уроков. Такое планирование позволяет видеть всю тему в целом, На уроке новую тему подаю укрупнёнными дидактическими единицами, структурировано, в виде схем и опорных конспектов.

Одной из применяемых мною на уроках технологий является интерактивное обучение. Свыше 2400 лет назад великий китайский философ Конфуций сказал:

То, что я слышу, я забываю.

То, что я вижу, я помню.

То, что я делаю, я понимаю.

Несколько изменив его слова, можно сформулировать кредо интерактивного обучения:

То, что я слышу, я забываю.

То, что я вижу и слышу, я немного помню.

То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать.

Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю -я приобретаю знания и навыки.

Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером.

Поэтому на различных этапах урока я часто применяю такую форму как интерактивная работа в парах, в малых группах. Для того, чтобы провести такое занятие, учащихся целенаправленно заранее к этому готовлю. Вместе с учащимися обговариваем правила работы в группах. Настраиваю на старательную подготовку к интерактивной работе, создаю атмосферу в классе, благоприятствующую сотрудничеству, пониманию, доброжелательности, способствующую возможности реализации личностно-ориентированного обучения. Как итог - обязательная презентация работы ( это либо раскрыть всему классу свой вопрос, проблему, над которой работали, или кратко предоставить решение задачи и т.д.)

Большое внимание уделяю системе контроля знаний. В качестве текущего контроля часто провожу математические, графические диктанты, тестовые задания. Эта форма контроля знаний даёт возможность одновременно и за короткий промежуток времени проверить знания учащихся всего класса. После окончания работы сразу же организовываю проверку правильности выполнения и анализ допущенных ошибок. Чаще всего это самопроверка ( правильные ответы записаны на переносной доске) или взаимопроверка ( работа в парах). Учащиеся имеют возможность получить ответы на вопросы, возникшие во время написания диктанта и скорректировать свои знания, совершенствуя навыки самоконтроля. Учитель получает информацию об уровне усвоения учащимися материала, что дает возможность своевременно устранить пробелы в знаниях.

Изучение математики не исчерпывается только уроками. Во внеурочное время способствую приобщению учащихся к дополнительному изучению математики. А именно провожу - Недели или день математики ( Путешествие в математическую сказку, « О, счастливчик», « Сильное звено» и т.д.).

Сегодня, в век стремительного развития компьютерных технологий, каждый человек, а тем более современный учитель должен владеть навыками работы на компьютере, использовать в своей работе компьютерное обучение и современные средства коммуникации. Поэтому одним из приоритетных направлений в образовании на данном этапе есть дистанционное образование, использования открытого и компьютерного обучения и современных средств коммуникации. Дистанционное обучение-это технология, которая базируется на принципах открытого обучения, широко использует компьютерные учебные программы разного назначения и современные телекоммуникации для доставки учебного материала и общения. Я использую компьютер, как при подготовке, так и проведении урока. Это не только позволяет эффективно подготовиться и провести занятие, но и способствует самообразованию учителя, повышает его авторитет в глазах учащихся.

Большое внимание уделяю своему самообразованию, так как учитель, который перестает учиться, перестает быть учителем. Это, прежде всего освоение новых компьютерных программ по математики.

Выступаю на школьных, городских методических объединениях по математике (презентация), где делюсь с коллегами опытом и проблемами использования учебно-методического комплекса. Рассказать обо всех методах и приемах, которые я использую на уроках, наверное, невозможно, но я твердо уверена в том, что «мир прекрасен благодаря двум вещам - возможности изучать математику и возможности ее преподавать».







Использованная литература



  • Закон Украіни "Про освіту" (ст.29, 49, 59)

  • Національна доктріна розвитку освіти

  • Концепція 12 - річної середньої загально освітньої школи

  • Державна програма Вчитель

  • Обласна комплексно - цільова програма "Вдосконалення самоосвітньої діяльності педагогів та школярів"

1. С.Г. Манвелов « Развитие самостоятельности учащихся через формирование навыков самоконтроля».

2.Н.Н.Михайлов « Активизация самостоятельной деятельности учащихся при помощи профессиональной направленности преподавания математики».

3.В.К. Буряк «Формування у школярів потреби в самоосвіті».

4. В.К. Буряк « Самостійна робота з книгою».

5. Н.В.Бухлова, Л.Г.Черникова « Аналітико-прогностичний супровід формування самоосвітньої компетентності учнів».

6. Н.В.Бухлова « Самоосвіта й самореалізація особистості»


© 2010-2022