Активизация мыслительной деятельности студентов на уроках математики

Для современного общества характерна сложность социальных, культурных, экономических условий, поэтому оно остро нуждается в людях, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, обладают критическим и творческим мышлением, умеют работать в коллективе, обладают коммуникационными навыками, то есть являются конкурентоспособными. Полноценная познавательная деятельность студентов выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и уме...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
ленинградской области

«Кингисеппский колледж технологии и сервиса»





Активизация познавательной деятельности студентов на уроках математики










Преподаватель

Гордиенко Людмила Ивановна







г. Кингисепп

2014год

Содержание


  1. Введение

    1. Актуальность выбранной темы

  2. Основная часть.

    1. Понятие мыслительной деятельности в психолого-педагогической литературе

    2. Особенности активизации мыслительной деятельности на уроках математики

    3. Методы активизации мыслительной деятельности студентов на уроках математики

    4. Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

  1. Заключение

  1. Выводы

IV. Список используемой литературы







I. Введение.

«Четкость и глубина изложения учебного материала учителем, ежедневный опрос, доброжелательная помощь педагога и товарищей, систематическая работа, становящаяся навыком, - залог прочных знаний. Радость успеха рождает творческое, заинтересованное отношение к учению, формирует познавательную самостоятельность».

В.Ф.Шаталов.

Актуальность выбранной темы.

Активизация познавательной деятельности в обучении - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования - ускорение темпов развития общества. В результате колледж должен готовить своих студентов к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

Полноценная познавательная деятельность студентов выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации.

Особая роль в достижении целей образования принадлежит проектной технологи, т.к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связывается c проблемой изменения эффективности обучения. Если студент сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Проектное обучение учащихся на уроках математики строится на принципах личностно-ориентированного образования. Продвижение по маршруту познавательной деятельности студентов происходит в результате личностной и групповой рефлексии на всех этапах работы над проектом. Сознательное и прочное усвоение знаний происходит в процессе активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

К.Д. Ушинский подчеркивал: «Важно серьезное занятие сделать для детей занимательным». Исходя из этого, важнейшими факторами активизации познавательной деятельности учащихся являются:

  • сотрудничество учащихся и учителя;

  • самостоятельная работа на уроке;

  • применение фронтальной, групповой, индивидуальной форм работы;

  • дифференциация обучения;

  • контроль знаний, умений, навыков;

  • использование занимательного практического материала;

  • создание проблемных ситуаций;

  • поощрение учащихся;

  • проектные работы.

Наши студенты - это дети из малообеспеченных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. У большинства из этих детей проблемы и пробелы в знаниях, отсутствие мотивации к обучению. Поэтому приоритетными направлениями моей работы являются:

  • реализация комплексного подхода к обучению и воспитанию через обновление содержания образования на всех ступенях обучения;

  • использование информационно-коммуникативных технологий на уроках математики, воспитательных мероприятиях.

Развитие мыслительной деятельности рассматривается как один из принципов обучения, ибо осуществление вытекает из необходимости успешной реализации принципов системности и последовательности в обучении, сознательности и активности, связи теории с практикой, доступности, прочности и др. В этом заключается актуальность исследования проблемы мыслительной деятельности, как условия успешного обучения.

Цель исследования: разработка и применение методов и приемов активизации мыслительной деятельности студентов на уроках математики.

Объект исследования: процесс обучения математике студентов.

Предмет исследования: методы и приемы активизации мыслительной деятельности студентов на уроках математики.

Гипотеза исследования: систематические занятия по решению текстовых задач позволит повысить активизацию мыслительной деятельности студентов на уроках математики.

Задачи исследования:

- Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме активизация мыслительной деятельности

- Охарактеризовать особенности мыслительной деятельности на уроках математики студентов

- Опытно-экспериментальным путем исследовать эффективность применения систематических занятий для активизации мыслительной деятельности студентов на уроках математики.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдения, сравнения, эксперимент.

База исследования: студенты 1 курса Кингисеппского колледжа технологии и сервиса

II. Основная часть.

1. Понятие мыслительной деятельности в психолого-педагогической литературе

Предмет математики в курсе основного общего образования является довольно сложным, и, разумеется, задача каждого учителя состоит в наиболее полном освоении учениками основ этого предмета. Перед учителем встаёт вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективности обучения математике.

В современной литературе существует достаточно большое число определений мышления. Мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Емкое и краткое определение мышления как процесса восприятия было дано Юнгом «мышление есть рациональная способность структурировать и синтезировать дискретные данные путем концептуального обобщения. В своей простейшей форме мышление говорит субъекту, что есть присутствующая вещь. Оно дает имя вещи и вводит понятие»[17, с.282].

Мышление - это вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Таким образом, получается, что мышление представляет собой социально обусловленный процесс поисков и открытий новых понятий, знаний, явлений действительности, а также их опосредованного отражения в результате анализа и синтеза. При его помощи человек проникает в сущность предмета либо явления и определяет взаимосвязи и отношения их между собой. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является мыслительная деятельность[9,с.114]. Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо.

Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли - это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза[7,с.124].

Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

2. Особенности активизации мыслительной деятельности студентов на уроках математики

Знания составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у студентов формируются умения и навыки. Знания и правильно избранный путь их усвоения - предпосылка умственного развития учащихся.

Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем. Знание проходит путь от первичного осмысления и буквального воспроизведения, далее к пониманию, применению знаний в знакомых и новых условиях, творческой переработке усвоенных знаний, оценке самим учеником полезности, новизны этого знания.

Выделяются следующие уровни усвоения знаний, соотносимые с соответствующими этапами их усвоения:[17,с.136]

Понимание.

Узнавание.

Воспроизведение.

Применение.

Творчество.

Можно увидеть, что высшим уровнем усвоения учебной информации является творчество, которое невозможно сформировать, не используя на уроках приёмы активизации мыслительной деятельности.

В процессе обучения развивается абстрактное мышление, анализ и синтез изучаемых явлений. Геометрия приучает к строгой логичности мышления, развивает умение обосновывать и доказывать, рассуждать, различать несомненное, достоверное от сомнительного, проблематичного, возможного У студентов существенно изменяется, обогащаются как отвлеченно-обобщающие, так и образные компоненты мыслительной деятельности (в частности развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, открытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях) [6, c.182-185].

Некоторые студенты испытывают трудности при установлении причинно-следственных связей, причем они раньше и лучше справляются с нахождением причин событий или явлений, чем с установлением следствий, т.е. прогрессивное (или прямое) рассмотрение причинно-следственных связей (от причины к следствию) вызывает, как правило, большие затруднения, чем регрессивное (или обратное - от следствия к причине) [4, c.49-50].

Самостоятельность мышления - это очень ценное качество, которое учитель всячески должен поддерживать и развивать. Не следует высмеивать не удачные на первых порах попытки студента самостоятельно, с критических позиций рассматривать то или иное положение, надо тактично разъяснять студенту ошибочность его суждений, тем более, что самокритичность мышления у студентов развивается позже, чем критичность [12, c.102-104].

Таким образом, различают три основных вида мышления: предметно-действенное; наглядно-образное; абстрактное. Предметно-действенное мышление - вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами, развивается с раннего возраста. Наглядно-образное мышление - это вид мышления, который опирается на восприятие или представления, начинает развиваться с младшего школьного возраста, абстрактное мышление, по преимуществу характеризует старших школьников и взрослых. Овладение абстрактным мышлением происходит не без трудностей, происходят существенные сдвиги в развитии мыслительной деятельности студентов, главным образом в процессе обучения.

3. Методы активизации мыслительной деятельности студентов на уроках математики

Активизация мышления студентов на занятиях математики достигается путём отбора соответствующего содержания, методов и приёмов, форм организации учебной деятельности. Задача педагога - вызвать у студентов интерес к занятию, создать у них состояние увлечённости, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений и навыков. Опыт показывает, что интерес к занятию в большой мере связан с тем, понимает ли студент, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применения. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы заинтересовать студентов содержанием занятия, связать его с практической деятельностью [13,с.84].

Современные образовательные технологии позволяют сделать качественно новым содержание образования. Рассмотрим некоторые приемы активизации мыслительной деятельности студентов и дадим краткую психологическую характеристику их роли в обеспечении прочности знаний.

1. Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления студента. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что студент анализирует фактический материал и оперирует им для самостоятельного получения новой информации.. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится студентом, поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения как антипод методу восприятия готовых выводов учителя (хотя последний метод тоже вызывает определённую активность студента) [3,с.117].

Проблемное обучение ставит своей задачей:

1) развитие мышления и способностей студентов, развитие творческих умений;

2) усвоение студентами знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;

3) воспитание активной творческой личности студента, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы.

Можно выделить три вида проблемного урока: проблемно-исследовательский (студенты выполняют все четыре действия сами); проблемно-поисковый (учитель предлагает проблему, а студенты ищут варианты решения и оптимальный вариант); проблемно-обобщающий (студенты находят только оптимальный вариант). Успешность этого вида обучения зависит от «уровня проблемности», важно, чтобы проблемная ситуация удивила студента, вызвала у него интерес, желание разобраться; долей творческого участия (личного и коллективного) обучаемых в процессе решения проблемы. Информация, которую студенты получат при решении проблемы, должна быть значимой, важной в учебном плане и в практическом применении.

2. Самостоятельная деятельность студентов на уроках является распространенным приемом активизации мыслительной деятельности.

Научиться активно и самостоятельно мыслить можно лишь в условиях активной и самостоятельной работы. В педагогической литературе указывается, что учителя-мастера, которые придают большое значение самостоятельной работе на всех этапах овладения знаниями, в среднем отводят на уроке на самостоятельную работу в 2-3 раза больше времени, чем это обычно принято.

По определению Б. П. Есипова, самостоятельная работа студентов - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставляемое для этого время. [14,с.46]

В данном определении не отражается роль учителя, однако по существу самостоятельные работы студентов на уроках всегда проектируются учителем, проходят под его руководством и контролем. Постановка перед студентами мыслительных задач, цель которых состоит в самостоятельном получении ответа на поставленный вопрос, максимально активизирует их мышление, побуждает сравнивать факты, формулировать правила, определения.

Самостоятельная работа дает возможность проявиться индивидуальности каждого студента, формирует его интеллект и характер. Все это способствует усвоению глубоких и прочных знаний. Применение самостоятельных работ в системе играет большую роль в формировании личности обучающегося: вырабатывается активная жизненная позиция; развивается самостоятельность - умение самостоятельно добывать знания; умение находить главное, определять цели и задачи; умение сравнивать, обобщать, делать выводы; умение применять знания на практике. Деятельность по осмыслению усваиваемого материала способствует его прочному запоминанию.

3. Задача стимулирует мышление студентов, сближает их учебную деятельность с научным поиском, в определенной степени знакомит с этапами, методами и средствами научного познания и, безусловно, готовит обучающихся к их будущей практической деятельности [16,с.57].

Для активной мыслительной деятельности весьма полезны различные задачи, процесс решения которых характеризуется высоким мыслительным напряжением, самостоятельным поиском, доказательствами, рассуждениями. Решение задач максимально мобилизует и развивает такие умственные операции, как анализ и синтез, абстрагирование, сравнение, конкретизация, обобщение, обучает студентов правильному, применению этих операций в своей познавательной деятельности. Этот процесс вносит в занятие эмоциональное оживление, повышает интерес к данной дисциплине.[2,c. 73]

4. Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Широкое применение при активизации познавательной деятельности находит метод проектов, обеспечивающий подготовленность студентов к быстрой смене идей и технологий, свойственной современному информационному обществу. При работе студентов над проектом учитель должен поддерживать и стимулировать интерес студентов, направлять деятельность, своевременно задавая вопросы и помогая в преодолении технических трудностей, организовывать обсуждение, стимулировать выработку идей, помогать в работе над литературой и в составлении отчета.

Обычно над проектом работает несколько человек, общаясь между собой для генерации новых идей, возможна также и индивидуальная работа над проектом.

Главные цели введения метода проектов на уроках математики:

  • показать умения отдельного студента или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики исследовательский опыт;

  • реализовать свой интерес к предмету математики; приумножить знания по математике и донести приобретенные знания своим однокурсникам;

  • продемонстрировать уровень обученности по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;

  • подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.

Организуя работу над проектом на уроках математики важно соблюсти несколько условий:

  1. Тематика проектов должна быть известна заранее. Студенты должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем. Желательно чтобы студент или группа выбрала тему самостоятельно.

  2. Проблема, предлагаемая студентам, формулируется так, чтобы ориентировать студентов на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

  3. Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше студентов, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.

Студент (или группа студентов) подчеркивает актуальность темы проекта для общественной жизни, для расширения познавательного и образовательного уровня тех, кто будет знакомиться с результатами исследования, желание и возможность раскрыть и развить тему интересно для своих однокурсников, для преподавателей колледжа или за его пределами. Следующий этап предполагает формулировку проблемы, которую студент выбрал для исследования. К этому моменту он уже продумал и осмыслил тему, прежде чем самостоятельно определить вопросы, ориентирующие на примерное содержание его работы. Может быть такое, что студент полностью не справится с такой работой, но тут и должен прийти на помощь учитель (или более сильные однокурсники).

Следующая ступень в организации проектной деятельности на уроках математики предполагает, что участники разных проектов обсудят конкретные проблемы исследования, уточнят или даже изменят формулировку своей темы, наметят сроки выполнения. В процессе обсуждения выявляется эрудиция участника проекта, их математический кругозор, знание ими других источников кроме учебника. Также важно на этом этапе и участие тех студентов, которые не выбрали проект. На данном этапе они чувствуют свою причастность к исследовательской деятельности, расширяют круг своих знаний по математике. Полезны также промежуточные отчеты студентов по проектам. В дискуссии по коллективному проекту обязательно выслушивается мнение каждого участника. Это покажет учителю одинаковый ли уровень подготовки обучающихся, не возникнут ли в процессе исследовательской деятельности разногласия, которые будут тормозить ее выполнение. Далее идет полностью работа с информативным материалом.

Проекты могут оформляться в письменном виде и путем публичной защиты. Объем письменно оформленных проектов по математике может быть различным, в зависимости от типа проекта и времени его выполнения, в зависимости от количества графического материала, рисунков, таблиц исследования и т.д. Меньшим, как правило, бывает объем краткосрочного проекта. Он охватывает небольшой круг вопросов.

В любом случае проектная методика предполагает самостоятельную работу ученика с источниками информации.. Таким образом, путем разных стратегий, отбирается важный исследовательский материал по выбранной теме. Именно на данном этапе снимаются все трудности: они сопоставляют план изложения материала, в котором отражен прогноз результатов исследования, излагают свои знания, соображения, идеи по проблеме. Далее на каком-то уроке можно провести предварительную апробацию написанного проекта.

Студенты работали над проектом «Занимательная математика» Результатом их проекта стала подборка занимательных задач и интересных математических фактов, которые представлены на стенде в рамках недели математики.

Был реализован проект «Площади геометрических фигур», который был направлен на формирование общекультурной компетентности. Создание представлений о математике как науке, возникшей из потребностей человеческой практики и развивающейся из них. В результате самостоятельных исследований студенты ответили на вопросы о том, что такое площадь (историческая справка), что нужно знать для нахождения площади. В ходе проектной деятельности у студентов развиваются способности самостоятельного поиска информаций, умения решать геометрические задачи. Студенты приобретают навыки преодоления поставленной проблемы методом решения геометрических задач, учатся использовать приобретенные навыки в практической деятельности и жизни.

Основополагающий вопрос

Что такое площадь?

Проблемные вопросы

Как вычислять площадь различных фигур?

Для чего необходимо знать площадь фигуры?

Учебные вопросы

Что такое прямоугольник? квадрат? параллелограмм? трапеция? треугольник?

Свойства данных фигур, вычисление площадей фигур

Цели и задачи

Основная цель проекта: Знакомство с понятием площади, единицами измерения площади, вычисление площадей плоских фигур.

Дидактические цели проекта:

  • Познакомиться с историческими сведениями;

  • Проиллюстрировать применение математики на практике;

Методические задачи:

  • расширить сферу математических знаний студентов: познакомить студентов с нахождением площади неправильных фигур;

  • продемонстрировать разнообразное применение математики в реальной жизни;

  • научить обрабатывать и представлять полученную информацию.

Ожидаемые результаты:

После реализации данного проекта студенты смогут:

- распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на нелинованной бумаге ;

- усовершенствовать навыки вычисления площадей плоских фигур, геометрических фигур неправильной формы;

- сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах;

- использовать полученные знания и умения в практической деятельности и в реальной жизни;

- получить навыки выполнения проектной работы.

Источники: дополнительная литература по истории математики.

Методы исследования: сбор материала; отбор; анализ; использование в практических измерениях.

Оформление результатов: доклад; рисунки; задачи.

3.Календарь работы:

Сроки: неделя

Этапы реализации проекта.

  1. Подготовительный:

  • актуализация знаний; Решение проблемной задачи на нахождение площади прямоугольника актуализирует имеющиеся у студентов знания по теме учебного предмета, и они осуществляют постановку целей.

  • выявление проблем для исследования; Мозговой штурм позволяет участвовать в структурированном взаимодействии всех студентов , развивает навыки эффективной коммуникации; в ходе обсуждения учитель совместно со студентами составляется план работы над проектом.

  • распределение по группам; выбор тем исследования студентами; обсуждение со студентами возможных источников информации; критериев оценки результата исследования. Математики-историки готовят буклет с исторической справки. Математики- практики рассчитывают площади предметов, имеющих прямоугольную, треугольную, четырехугольную форму и предметов, встречающиеся в быту. Математики-исследователи изучают вопрос о нахождении площади фигуры неправильной формы.

  1. Основной этап - консультация в группах

  • сбор необходимой информации;

  • консультации по сбору и обработки материала;

  • разрешение проблем, возникших в ходе самостоятельной работы;

  • оформление итогов поисковой и исследовательской работы.

  1. Заключительный этап - защита и представление проекта

  • подготовка устной защиты проекта;

  • демонстрация творческих разработок студентов по группам;

  • обсуждение, оценка результатов деятельности однокурсниками, учителем; рефлексия.

4.Критерии оценки:

Исследовательская работа оценивается, исходя из следующих критериев:

  • соответствие исследования общей проблеме;

  • грамотное изложение материала при защите;

  • оформление презентации.

III. Заключение.

Обучение, построенное на деятельности студента и делающее упор на развитие его мышления, более эффективно, чем обучение, построенное на его памяти и многократном репродуктивном повторении заданий. Такое обучение позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей.

Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт студентов в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал. Можно выделить ведущую линию в осуществлении проектной деятельности на уроках математики. Она состоит в том, чтобы выбрать тему проекта, выделить в ней проблемы, наметить направление и ход ее разработки, наполнить ее интересным материалом и содержанием, логически ее завершить, продемонстрировать свою эрудицию в предмете исследования. В процессе проектной деятельности по предмету математика расширяется образовательный кругозор студентов, возрастает стойкий познавательный интерес к предмету, формируется исследовательский навык. Студент способный к такой исследовательской деятельности способен занять определенную жизненную позицию при оценке любой социальной ситуации. Опыт изучения проектной деятельности показывает высокий уровень обученности по математике, богатый словарный запас по предмету. У студентов к выпуску наблюдается формирование всех компонентов исследовательской культуры: мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация); умения и навыки работы с дополнительными источниками информации; умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.

Список используемой литературы


  1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность школьников [Текст]/Л.Н. Азарова.// Журнал практического психолога.- 2000.- №4.- с.25.

  2. Александрова Э.И. Математика [Текст] /Э.И. Александров. - М., 2008.

  3. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Проблемное обучение[Текст]/М.А. Бантова. - М.: Просвещение, 2008.

  4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст]/Д.Б. Богоявленская - Ростов н/Д., 2001.

  5. Богоявленская Д.Б. О предмете исследования мыслительной деятельности [Текст]/ Д.Б. Богоявленская. // Психол. Журнал.- 1999. - т.16. - №5. - С.49-58.

  6. Брушлинский А.В. Мышление школьников [Текст]/ А.В. Брушлинский - М., 2005.

  7. Ветлугина Н.А. О теории и практике мыслительной деятельности учащихся [Текст]/Н.А. Ветлугина.// Дошкольное воспитание. - 1998. - №5.-С.11-15.

  8. Выготский Л.С. Мышление [Текст]/Л.С. Выготский.- Изд. 2-е. - М., 2007.

  9. Галицкий М.Л. Сборник задач по алгебре для 9-10 классов/[Текст]/ М.Л. Галицкий. - М., 2005.

  10. .

  11. Гурова Л.Л. Развитие мыслительной способности личности: проблемы и перспективы[Текст]/Л.Л. Гурова.. - Киев, 1999.

  12. Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Основные направления исследований мышления в науке и искусстве [Текст]/Л.Я. Дорфман.// Вопросы психологии. - 1999. - №2. - с. 101-111.

  13. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления [Текст]/К. Дункер /Под ред. A.M. Матюшкина. - М., 2004.

  14. Есипов Б.П. Педагогика [Текст] /Б.П. Есипов. - М.,2004.

  15. Зак А.З. Развитие умственных способностей школьников[Текст] / А.З. Зак. - М., 2004.

  16. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в старших классах[Текст]: Учебное пособие./ И.Б. Истомина. - М., 2007.

  17. Юнг К. Аналитическая психология [Текст]/ К.Юнг. - М., 1999.



© 2010-2022