Выступление на занятии творческой группы

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование интерактивной доски на уроках математики.


Интерактивность средств информатизации образования означает что пользователям, как правило, школьникам и учителям, предоставляется возможность активного взаимодействия с этими средствами. Интерактивность означает наличие условий для учебного диалога, одним из участников которого является средство информатизации образования.

Предоставление интерактивности является одним из наиболее значимых преимуществ мультимедиа-средств. Интерактивность позволяет в определенных пределах управлять представлением информации: школьники могут индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Ученики могут устанавливать скорость подачи материала, число повторений и другие параметры, удовлетворяющие индивидуальным образовательным потребностям. Это позволяет сделать вывод о гибкости мультимедиа технологий.

Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, часто используемых в школьном обучении, таких как:

изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;

звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;

видео, сложные видеоэффекты;

анимации и анимационное имитирование.

Интерактивная доска - это современное мультимедиа-средство, которое, обладая всеми качествами традиционной школьной доски, имеет более широкие возможности графического комментирования экранных изображений; позволяет контролировать и производить мониторинг работы всех учеников класса одновременно; естественным образом (за счет увеличения потока предъявляемой информации) увеличить учебную нагрузку учащегося в классе; обеспечить эргономичность обучения; создавать новые мотивационные предпосылки к обучению; вести обучение, построенное на диалоге; обучать по интенсивным методикам.

Интерактивная доска - очень удобное учебное оборудование, которое представляет собой сенсорный экран, присоединенный к компьютеру. Изображение с него передает на доску проектор. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.

С помощью интерактивной доски можно добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, а также гиперссылки к мультимедийным файлам, задают занятию бодрый темп: не нужно тратить время на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент «Перо», и сохранять созданные записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть, чтобы повторить пройденный материал. Всё, что учащиеся делают на доске, можно сохранить и использовать в последующем. Учитель всегда может вернуться к предыдущему этапу урока и повторить его ключевые моменты.

Остановлюсь на наиболее «популярных» для урока математики функциях интерактивной доски.

Встроенные шаблоны

При подготовке к обычному уроку, учитель математики часто сталкивается с проблемой построения геометрических фигур и различных функций, работой с координатной плоскостью на обычной доске. Здесь же эти вопросы легко можно решить с помощью встроенных шаблонов. Можно заранее изобразить нужные графики, рисунки, записи и сохранить их как шаблоны, отправить в галерею и затем использовать на уроках неоднократно.

Выступление на занятии творческой группы

В коллекции самой доски большое количество математических объектов: многогранники, тела вращения, координатные прямые и плоскость, вектора, окружность, прямоугольники, треугольники и т.д. Чертежи получаются наглядными, аккуратными.

Выступление на занятии творческой группы

Выступление на занятии творческой группы

Можно наглядно использовать чертежные инструменты.

Выступление на занятии творческой группы

Интерактивные фрагменты

Галерея доски содержит несколько интерактивных фрагментов. Например, для изучения свойств линейной функции можно использовать следующее упражнение: изменяя коэффициенты, учащиеся видят, как изменяется угол наклона графика, его расположение относительно координатных осей, делают соответствующие выводы. Такое упражнение позволяет экономить массу времени, т.к. отпадает необходимость чертить большое количество графиков.


Выступление на занятии творческой группыВыступление на занятии творческой группы

Определенные трудности возникают у детей при изучении темы «Углы». Умение соотнести вид угла и его градусную меру отрабатывается при использовании интерактивного транспортира. Передвигая точку, фиксируем и градусную меру угла, и его вид. А если перенести стрелку влево, то можно откладывать углы и в другом направлении.

Выступление на занятии творческой группы

Поэтапная демонстрация информации

Для поэтапной демонстрации информации учащимся удобно использовать такую функцию доски как «затемнение». Затенить можно как правую, так и левую сторону, верхнюю или нижнюю часть доски так, как это задумал учитель.

Выступление на занятии творческой группы

Выступление на занятии творческой группы

Графическая работа со слайдом

Часто доска используется как экран для проекции мультимедийных презентаций, выполненных в программе Power Point. Но использование доски даже в таком режиме дает массу преимуществ: заполнение таблиц прямо на уроке «пером», проведение линий соответствия прямо на слайде, выделение цветом наиболее важных, значимых моментов и др. В моей копилке имеются презентации, выполненные как мной лично (например, Функции), так и заимствованные у коллег.

Использование конструктора учебных занятий.

С помощью конструктора учебных занятий можно улучшить уроки, создавая и добавляя в них интерактивные задания. Такие задания помогают учащимся запоминать понятия и факты, определять объекты, изучать определения и многое другое. Например, задания на переворачивание карточек. При формировании такого задания карточек можно создать сколько угодно, а также выбрать раз личные темы, например "Остров обезьян", "Джунгли", или те мы переворота с низкой гравитацией "Марс" и "Луна".

Использую на уроках задания сортировки. Учащиеся должны рассортировать элементы в одну или две категории. Элементы пропадают, если учащийся помещает их в правильную категорию, и появляются снова в противном случае. Категории сортировки - это группы, в которые учащиеся должны будут переместить элементы для сортировки, например, две категории: числа, кратные 3 и числа, кратные 5. Элементы сортировки - это созданные заранее слова, числа или термины, которые учащиеся должны переместить в категории сортировки. Я задаю категории и их содержимое, затем вызываю учащихся к доске, чтобы оценить знание каждой категории и элементов, которые в нее входят.

Выступление на занятии творческой группы

Выступление на занятии творческой группы

Чтобы занятие стало более увлекательным, можно добавить дополнительные игровые компоненты:

Доступны пять раз личных игровых компонентов.

Таймер

Выступление на занятии творческой группы

Можно использовать таймер и отслеживать продолжительность выполнения задания учащимися.

Игральные кости

Выступление на занятии творческой группы

Бросая кость, можно получить произвольное число.

Жребий

Выступление на занятии творческой группы

Используя жребий, можно произвольно выбрать учащихся или материалы занятия. В

жребии могут участвовать карточки, номера или списки учащихся.

Кнопка звукового сигнала

Выступление на занятии творческой группы

Позволяет устроить среди учащихся состязание за право быть следующим.

Вращающийся барабан

Выступление на занятии творческой группы

С помощью вращающегося колеса можно произвольно выбрать учащихся или материалы занятия.

Преимущества проведения уроков с помощью интерактивных средств обучения по сравнению с классическим уроком.


Этап урока

Урок с применением ИКТ

«Классический» урок

Проверка домашнего задания

1)Домашнее задание проверяется с помощью сканера.
Работа ученика сканируется и выводится на доску. Он поясняет свое решение. При необходимости учитель или другие ученики исправляют допущенные ошибки. Если задача имеет несколько решений, на доску с помощью сканера выводятся другие варианты, и учащиеся имеют возможность быстро сравнить различные способы решения задачи.
На сканирование работы затрачивается менее 1 минуты, остальное время используется непосредственно на разбор заданий.

2) Учитель задает вопрос, который одновременно появляется на доске.
При необходимости на доску проецируется иллюстрация к вопросу, выполненная в среде «живая математика», что дает возможность, вращая, рассмотреть чертеж со всех сторон

1)Ученик выходит к доске со своей тетрадью, переписывает решение, а затем объясняет его другим ученикам. При этом тратится в среднем от 5 до 10 минут, в зависимости от скорости письма ученика. Если же задача решена несколькими способами, то время на воспроизведение этих заданий на доске увеличивается

2) Учащиеся на слух воспринимают заданный учителем вопрос, что снижает степень его понимания некоторыми учениками. На выполнение иллюстрации к задаче необходимо время, кроме того, чертеж, выполненный на плоскости (на уроках геометрии в 10-11 классах), не передает истинную картину, а, значит, возникает необходимость использования различных моделей.

Устная работа

Например, необходимо решить 5-7 несложных геометрических задач на нахождение определённых элементов; часть этих задач является промежуточными этапами решения домашних задач

На доску выводится готовый чертеж к задаче. Учащиеся при необходимости выполняют дополнительные построения и по полученному чертежу рассказывают решение задачи. Чертежи появляются на доске последовательно, что позволяет избежать ненужного их нагромождения.
Поскольку чертежи выполнены в среде «живая математика», появляется дополнительная возможность поэкспериментировать с условием задачи, изменяя чертеж и рассматривая различные случаи. Это ведет к развитию геометрических представлений учащихся и лучшему пониманию темы

Возможны два варианта:
1.Чертежи подготовлены заранее
Достоинство: экономия времени на уроке.
Недостатки:
А) большое количество чертежей на доске мешает некоторым учащимся сосредоточиться на конкретной задаче;
Б) на доске остается мало места для дополнительных выкладок к каждой конкретной задаче, что может привести к непониманию каких-то моментов решения.
2. Чертежи выполняются и стираются по мере решения задач.
Недостаток: потеря времени на выполнение чертежей (в среднем 3-4 минуты на каждый чертеж)

Объяснение нового материала

Если данная тема не очень хорошо или недостаточно полно изложена в учебнике, язык изложения слишком научен (что часто бывает), то данный материал раздается учащимся в печатном виде (создается справочник ученика, содержащий основные формулы и способы решения, а также пояснительные примеры).
Учитель на доске комментирует раздаточный материал, при необходимости дополняя его другими примерами, обращает внимание на наиболее важные моменты, отвечает на вопросы учащихся. Материал распечаток при этом, как правило, выводится на доску.

Материал, которого нет в учебнике, диктуется ученикам. Затем на доске приводятся примеры решений, которые учащиеся также записывают в тетради.
На диктовку в среднем тратится 5-7 минут, в зависимости от объема материала и от скорости письма учащихся.
Кроме потери времени на конспектирование, имеется еще один недостаток: если учащийся не очень внимателен, то при списывании решения с доски он может допустить ошибки, которые затем затрудняют понимание материала или приведут к проблемам при решении заданий подобного типа

Первичное закрепление материала

Решение задач из учебника занимает одинаковое время как при работе с интерактивной доской, так и на классическом уроке

1)Отработку материала можно разнообразить примерами из различных источников. Для этого достаточно распечатать подборку примеров, а на доску вывести заготовленные заранее условия
2) Использование готовых чертежей позволяет письменно решить на уроке 3-4 задачи, а также сравнить различные способы решения одной и той же задачи и рассмотреть вопрос, сколько различных решений она может иметь

1)Использование дополнительного материала ограничено наличием достаточного количества сборников. Диктовка условий заданий также ведет к потере времени, а значит, и к снижению эффективности урока
2) Письменно решаются только 1-2 задачи, в крайне редких случаях -3 .
Времени на разбор разных способов решения задачи, а также количества решений в зависимости от исходных данных, как правило, не остается

Закрепление материала, самостоятельная работа учащихся

При выполнении заданий по вариантам учащиеся решают их в тетрадях. Затем с помощью сканера решение проецируется на доску, и учитель просит учащихся прокомментировать полученное решение.
Таким образом, исключается бездумное списывание с доски, экономится время на воспроизведение решения

Существует два способа организации этой части урока.
Основная часть учащихся выполняет задания в тетрадях, а два-четыре школьника (по одному- два человека от каждого варианта) одновременно решают задания своего варианта на доске.
Затем эти задания комментируются.
При этом способе есть существенный недостаток: часть учащихся вместо того, чтобы решать задания самостоятельно, списывает их с доски, а значит, данный материал остается неотработанным.
2. Сначала все учащиеся решают задания на местах, а затем по одному представителю от каждого варианта выходят к доске и воспроизводят свое решение.
При этом процент списывающих школьников сокращается, но имеет место потеря времени

Выдача домашнего задания и подведение итогов урока

1) Учащимся может быть задано не только общее, но индивидуальное домашнее задание, которое выдается в виде распечаток
2) Вся информация, появляющаяся в процессе урока на доске, сохраняется. Это дает возможность быстро просмотреть задачи, решенные на уроке, повторить основные моменты, сделать выводы.

1) Домашнее задание задается по учебнику или записывается на доске. При этом все учащиеся, как правило, получают одинаковое задание.
2) Из-за нехватки свободного места на доске большая часть решенных задач будет стерта. Значит, при подведении итогов урока единственное, к чему может адресовать учащихся учитель,- это их тетради.
Если у учащихся возникает в конце урока вопрос по какой-либо решенной задаче или при формулировке выводов, чертеж к задаче или этапы рассуждений приходится восстанавливать на доске

Благодаря интерактивной доске дети больше хотят учиться и их результаты улучшаются. Работа с этим учебным оборудованием и широкие возможности для исследований развивают дискуссию в классе и делают уроки динамичными. Дети быстро привыкают к интерактивной доске. Большой экран позволяет работать всем вместе. Ученики могут делать записи на доске маркером, рисовать поверх любых приложений или сайтов, выделять главные мысли, фиксировать свои наблюдения.
Работать с интерактивным оборудованием увлекательно и очень легко, детям становится интересно учиться.

Обучение с помощью интерактивной доски гораздо эффективнее обучения только с компьютером и проектором, поскольку имеет ряд преимуществ:

  • обеспечение более ясной, эффективной и динамичной подачи материала за счет использования веб-сайтов и других ресурсов, возможности рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов, сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени;

  • развитие мотивации учащихся благодаря разнообразному увлекательному и динамичному использованию ресурсов;

  • предоставление больших возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

  • использование различных стилей обучения (учитель может обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям);

  • обеспечение хорошего темпа урока;

  • предоставление возможности сохранения использованных файлов в школьной сети для организации повторения изученного материала;

  • упрощение проверки усвоенного материала на основе сохраненных файлов;

  • обеспечение многократного использования педагогами разработанных материалов, обмена материалами друг с другом;

  • стимулирование профессионального роста педагогов, побуждение их на поиск новых подходов к обучению.

Интеграция всех возможностей компьютерных технологий в образовании помогают стимулировать познавательную деятельность, творческую инициативу, активную позицию учащихся по отношению к себе и к своему образованию.

Итак, применение интерактивной доски на уроках математики позволяет сделать учащихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, повышает заинтересованность ребят в изучении предмета, заставляет их подходить к работе творчески, добывать знания самостоятельно. Урок превращается в настоящий творческий процесс, осуществляются принципы развивающего обучения. Всё это позволяет мне сделать вывод, что формируются ключевые компетенции учащихся, тем самым педагогический процесс результативен.

13


© 2010-2022