- Преподавателю
- Математика
- Педагогический проект «Применение ИКТ на уроках математики»
Педагогический проект «Применение ИКТ на уроках математики»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Русанова Н.В. |
Дата | 18.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Педагогический проект:
« Применение информационно-коммуникационных
технологий на уроках математики в рамках реализации ФГОС »
Выполнил (а): Русанова Надежда Викторовна
Учитель математики
Высшая категория
г. Самара
2014г.
Паспорт проекта
Целевая аудитория: обучающиеся основной и средней школы
Сроки осуществления проекта:_
Проект долгосрочный и будет внедряться в период с_1.09. 2011 г. по 30.05.1915 г. и будет состоять из нескольких этапов:
Первый этап 2011-2012г.г. - повышение квалификации по данной проблеме, анализ существующих средств обучения, теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений.
Второй этап 2012-2014г.г.- практическая организация и внедрение проекта. Уточнение и наполнение содержанием понятий "ЦОР", «ЭОР»;
Разработка и реализация методики уроков математики с применением ИКТ.
Третий этап 2014-2015г.г. - уточнение и обобщение результатов внедрения проекта.
Место проведения: МБОУ СОШ №63
Вид проекта:
по срокам - долгосрочный
по приоритетному виду деятельности - исследовательский.
Нормативные документы
-
Закон РФ об образовании
-
ФГОС ООО standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=10688
-
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.
-
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.
4. Концепция развития математического образования в РФ
Постановление правительства РФ №2506-Р от 24 декабря 2013
-
Вводная часть.
Изобретение микропроцессорной техники и персонального компьютера, становление Интернета и Web-технологий и связанное с ними появление понятия электронных образовательных ресурсов (ЭОР) произвело огромный скачок в потоке информации. Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания.
Сегодняшние ученики-дети первого «цифрового поколения» родились в веке цифровых технологий, скоро изменят окружающий мир в соответствии со своими желаниями. «Наша экономика, политика, культура и даже семейная жизнь изменятся и будут подчинены их желаниям», (. Джон Полфри и Урс Гассер - авторы исследования центра по изучению Интернета и общества) По их мнению, социологический портрет «цифрового поколения» образуют такие качества, как «тотальная» креативность, инновационность, демократичность, информированность, благодаря постоянной включенности в поисковую деятельность, многозадачность.
Согласно концепции модернизации образования, одним из приоритетных направлений является внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс. Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем (Наша новая школа) Современное информационное общество, в котором люди все чаще в повседневной практике с разными целями применяют информационные и коммуникационные технологии, предъявляет новые требования к содержанию и методам обучения.
Применение ИКТ технологий в обучении математике объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности, т.к. интересы современных учеников существенно изменились. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающие, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека.
Современное информационное общество, в котором люди все чаще в повседневной практике с разными целями применяют информационные и коммуникационные технологии, предъявляет новые требования к содержанию и методам обучения.
Математика - это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа.
Проблема:
-
несоответствие традиционных методов обучения современным реалиям;
-
несоответствие между методами обучения и умением учащихся адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека;
-
несоответствие программно-методического обеспечения уроков математики требованиям к современному уроку
Актуальность проекта:
Актуальность выбора темы обусловлена следующим:
-
необходимостью детальной проработки условий применения информационно коммуникативных технологий на уроках математики;
-
необходимостью анализа существующих средств ИКТ возможностью и целесообразностью их применения;
-
необходимостью выявить пути повышения эффективности и результативности учебного процесса с использованием ИКТ на уроках математики;
-
необходимостью реализации новой концепции образования - непрерывного обучение на протяжении всей жизни как условие успешной жизнедеятельности;
-
необходимостью формирования нового типа учащегося - грамотный пользователь информационных образовательных услуг;
Гипотеза - процесс обучения математике школьников может быть эффективным, если в учебной деятельности будут использованы ИКТ, так как их использование:
-
оптимизирует деятельность учителя и учащихся;
-
позволит моделировать различные ситуации, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся;
-
усилит мотивацию школьников;
-
будет способствовать формированию нового типа учащегося-грамотного пользователя ЭОР
-
будет способствовать индивидуализации обучения
Цель представленного проекта:
Выявить возможности использования информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности учителя математики для реализации ФГОС ООО.
Задачи проекта:
-
провести анализ существующих информационно-коммуникативных средств обучения;
-
определить место ИКТ на уроке и виды деятельности учащихся на уроках математики;
-
проверить эффективность имеющихся ресурсов в реальной практике;
-
выявить, сформулировать и обосновать принципы использования информационных технологий в обучении математике.
Ожидаемые результаты:
-
повышение качества учебной деятельности;
-
удовлетворённость учащихся результатами своей деятельности;
-
повышение уровня познавательного интереса;
Этапы работы .
На первом этапе
-я прошла курсы повышения квалификации:
Intel «Обучение для будущего»
«Мультимедийные технологии в обучении физике и математике»
Приняла участие в семинарах:
«Самарское образование: приоритеты опережающего развития»(2009г.)
«Использование информационно-коммуникативные технологии в работе учителя предметника »(2010г.)
« Информационно-коммуникационные технологии в работе учителей предметников в условиях реализации ФГОС второго поколения»(2011г.)
«Самарское образование в условиях модернизации»(2011г.)
«Преподавание математики в соответствии ФГОС ООО»(2013г.),
изучила нормативные документы.
Определив требования, которые предъявляются к современной школе и к современным выпускникам, пришла к выводу, что математика - это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа.
Определила, что использование новых информационных технологий обучения связано с проектированием информационной учебной деятельности учащихся в следующих действиях:
-
регистрации, создания, хранения, передачи информации;
-
интерактивного диалога в системе взаимодействия "учитель - компьютер - ученик", "ученик - компьютер - ученик ", " компьютер - ученик - компьютер";
-
управление посредством компьютера реальными и виртуальными объектами создания, преобразования, визуализации компьютерных моделей различной степени обобщенности;
Поняла принципы информационной учебной деятельности:
-
компьютеризация обучения, в частности математике, рассматривается как наиболее современная тенденция развития дидактики, методики обучения математике;
-
в условиях информатизации систему взаимодействия "ученик - компьютер" на уроке определяет учитель;
-
важнейшим квалификационным требованием учителя является владение методологией, принципами и методикой обучения в условиях информатизации;
-
используемые на уроке компьютерные средства должны соответствовать содержанию обучения с учетом их функций в решение образовательных и воспитательных задач, органичного включение в структуру урока;
Определилась с тем, что в методической системе обучения в условиях информатизации меняются:
-
система целей, включающая цель формирования информационной культуры учащегося средствами деятельности в математическом содержании;
-
содержание обучения включением задач, адекватных НИТ;
-
система средств обучения: использование компьютера, программных педагогических средств, сети Интернет
Программой по математике предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности - на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: интерактивных плакатов, справочников и т.д.
В дальнейшем были выделены функции компьютерной техники, которые могут быть использованы в учебном процессе, то есть дидактические функции компьютера:
-
техническое средство обучения - с новыми (мультимедийными) возможностями предъявление учебной информации, развития средств наглядности статическими и динамическими образами (графиками), расширение возможностей учебной коммуникации учащихся в условиях коллективных исследований;
-
средство программированного обучения - объектами обучения выступают алгоритмическое представление учебного материала, компьютерная алгоритмизация деятельности учащегося с поэтапным контролем, коррекцией;
-
средства вариативного обучения - индивидуализация содержания, темпа, уровня усвоения, стратегии изучения материала, возврата к его изучению при необходимости, появлении ошибок;
-
средства моделирования - обращение к задачам, моделируемым не только уравнениями, неравенствами, функциями с переменной, но и параметрическими, позволяющими находить оптимальные ситуации, допускающим приближенные вычисления средствами численных методов;
-
средство изменение психических качеств личности - включением логических операций в интеллектуальной сфере, развитие мотивации и исследовательской деятельности, создание положительного эмоционального фона, возрастание чувства уверенности.
На втором этапе стала разрабатывать и проводить уроки с применением ИКТ:
-
презентации «PowerPoint»,
-
уроки «Кирилла и Мефодия»,
-
цифровые образовательные ресурсы ФЦИОР
-
наборы ЦОР к УМК,
-
«Математический конструктор 1С»,
-
ЭОР
Пришла к выводу, что ЦОР: презентации «PowerPoint», уроки «Кирилла и Мефодия», цифровые образовательные ресурсы ФЦИОР, наборы ЦОР к УМК повышают комфортность образовательной среды. Можно использовать изображения как иллюстрации к объясняемой на уроке теме, но существенных результатов не приносят. Учащиеся остаются пассивными зрителями или слушателями. Современный урок обеспечивается новыми формами взаимодействия между учителем и учащимися: в классе
необходимо создать творческий процесс, в ходе которого будет осуществляться самостоятельное образование учащихся. Работа учащихся будет тем успешнее, чем полнее каждый из ее участников будет выполнять предлагаемые задания по-своему, исходя из своих знаний, умений, жизненного опыта, интересов и способностей.
Одним из ресурсов, помогающим решать эти задачи является 1С: «Математический конструктор», он позволяет создавать модели, математические объекты с различными свойствами:
-
чертежи-иллюстрации;
-
модели для экспериментов;
-
модели для проведения численного эксперимента;
-
динамические стереометрические чертежи.
1С.«МК 4.5» обладает потенциально высокими возможностями как средства повышения эффективности обучения геометрии. При использовании данного продукта можно говорить о такой организации работы с учебным материалом, при которой обеспечиваются необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, учитываются их интересы, наклонности и потребности, формируются практически необходимые знания, умения, навыки, рациональные приемы мышления и деятельности.
Динамическая геометрия в лице 1С: «МК 4.5» подходит для проведения эксперимента и исследования. В данной среде возможны быстрые изменения в чертежах и рисунках, что позволяет сделать чертеж подвижным, наглядным, более понятным. В сочетании с наличием инструментов для измерений геометрических величин и способностью строить траектории движущихся объектов, открываются широчайшие возможности для самостоятельного исследования. К примеру, когда при всех деформациях исходной фигуры диагонали продолжают пересекаться в одной точке и делиться пополам, или биссектрисы треугольника пересекаться в одной точке - это уже маленькое открытие. И оно активно стимулирует творческий потенциал учеников, развивает в них навык видеть, формировать и понимать геометрические закономерности. Развитие пространственного воображения - одна из главных задач стереометрии. Динамические стереометрические чертежи, в которых манипулирование моделью предоставляется каждому ученику, дают возможность увидеть пространственную фигуру с нужной точки. Идея решения становится понятной без объяснения.
Электронные образовательные ресурсы нового поколения -это уже не просто картинки, видео- или аудиозаписи. Это мультимедийный интерактивный продукт, рассчитанный на то, что школьник сам управляет происходящим, а не является пассивным зрителем или слушателем.
В чем преимущество ЭОР перед ЦОР? ЭОР-учебный продукт, которые способны сами обучать школьника. ЭОР служат для получения первоначальных знаний и умений, которые затем закрепляются, развиваются на уроке. Кроме того, ЭОР открывают широкие возможности для индивидуального подхода в образовании - каждый учащийся может выбрать наиболее «понятный» для него ЭОР и работать с ним в собственном темпе. Весь смысл и вся польза ЭОР в том, чтобы дети работали с ними индивидуально, иначе этот ресурс в значительной мере теряет свою образовательную ценность, инновационную значимость.
Рассмотрим основные инновационные качества ЭОР:
Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
-
получение информации;
-
практические занятия;
-
контроль учебных достижений.
Интерактивность обеспечивает расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно- деятельностных форм обучения, возможность более полноценного обучения вне класса.
Я применяю ЭОР , представленные в сети Интернет на облаке.
Что такое «облако»?
Вычислительные ресурсы и приложения, доступные через Интернет в виде сервисов и личных кабинетов для различных категорий пользователей.
Сетевые учебно-методические комплексы - это системы учебно-методических и программно-технических средств обучения (обучающих программ, справочников, учебных баз данных, тренажеров, контролирующих программ), расположенных на сервере, отражающих модель педагогической системы, включающей цели, задачи, содержание, методы и организационные формы обучения, необходимые и достаточные для изучения конкретной учебной дисциплины.
Как пример использования облачных технологий в образовании, можно назвать электронные дневники и журналы, личные кабинеты для учеников и преподавателей, интерактивная приемная и другое. Это и тематические форумы, где ученики могут осуществлять обмен информацией. Это и поиск информации, где ученики могут решать определенные учебные задачи даже в отсутствии педагога или под его руководством.
Использовались следующие сетевые ресурсы:
-
компьютерные программы
-
электронные учебники
-
тренажеры
-
диагностические, тестовые и обучающие системы
-
прикладные и инструментальные программные средства
-
системы на базе мультимедиа-технологии
-
телекоммуникационные системы (например, электронную почту)
-
электронные библиотеки и другое.
На своих уроках я применяю следующие учебно-методические комплексы:
school-assistant.ru/ Школьный помощник - это сервис, который поможет закрепить знания, полученные в школе, или наверстать пропущенный материал. Проект создан для дополнительных занятий по предметам школьной программы: русский язык, математика, алгебра.
uztest.ru/
Кабинет учителя математики
Сайт организован в виде виртуального кабинета учителя, в котором размещены информационные ресурсы и интерактивные сервисы для подготовки и проведения занятий по математике.
Тесты и тренинги
учитель в своем кабинете подготавливает тесты и тренинги, учащиеся заходят на сайт и выполняют эти задания, причем для каждого ученика программа сайта создает уникальный вариант.
Интернет-журнал
оценки учащихся за выполненные тесты и тренинги автоматически фиксируются в Интернет-журнале на сайте, в который можно произвольно добавлять и другие оценки, замечания; учащиеся (и родители) всегда могут увидеть свои оценки.
Задачник
в задачнике более 12600 заданий по всему школьному курсу математики, есть возможность быстро сформировать контрольное задание в несколько вариантов и распечатать.
Существующие ресурсы для реализации проекта:
материально-технические: кабинет математики оборудован медиа-проектором, ноутбуком, документ-камерой, интерактивной доской, есть выход в Интернет.
Интерактивные ресурсы: СD к урокам геометрии 8-10 класс; к урокам алгебры 8-10
1с: «Решаем задачи по геометрия10-11»
1С: «Математический конструктор 4.5»
Программное обеспечение «Smart Notebook»
ЭОР к УМК пятого класса к учебнику под ред. Н. Я. Виленкина
Целевая аудитория.
На сегодняшний день-это учащиеся пятых и десятых классов.
Полученные результаты:
При работе над проектом:
1. Выявлено, что использование специализированных программных продуктов в учебном процессе позволяет реализовать следующие методические цели:
-
самостоятельное «открытие» закономерностей в построении графиков при компьютерной визуализации;
-
формирование умения конструировать, интерпретировать и использовать формулы и выражения;
-
возможность исследовать математические модели, изменяя их параметры, создавать свои собственные модели;
-
формирование умения выдвигать предположения и гипотезы, разрабатывать методы их проверки в условиях обеспечения обратной связи и интерактивного диалога;
-
построение экранных объектов по заданным параметрам в системах, реализующих возможности компьютерной графики;
-
построение двухмерных стереометрических изображений
2.Установлено,
- реализация возможностей ИКТ для освоения содержательных линий изучения математики целесообразна при их систематическом применении. - возможности новых информационных технологий могут быть реализованы в учебных целях только средствами психолого-дидактических теорий, в условиях конкретной методики обучения математике.
3. Определены варианты уроков с применением ИКТ:
-урок с мультимедийной поддержкой (урок демонстрационного типа) (в классе используется один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски»).
Использовать CD и DVD с учебными материалами и собственные презентации учителя.
- урок с компьютерной поддержкой (в классе несколько компьютеров, за которыми учащиеся работают группами или по очереди).
Тестирование или программы с обратной связью, подобные тестированию, например, тренажёры.
- традиционный урок с использованием Интернет-ресурсов (Модель: один ученик - один компьютер)
- нетрадиционные формы урока. (Мультимедийная школьная лекция, виртуальная лаборатория, виртуальная экскурсия и др.)
4.Отработана методика конструирования уроков математики с использованием компьютерных технологий.
Использование компьютерных технологий при конструировании урока математики позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и письменные упражнения, осуществлять разные подходы к решению математических задач, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес к изучению данного предмета.
Выявлено, что использование специализированных программных продуктов в учебном процессе позволяет реализовать следующие методические цели:
-
формирование представлений о функциональной зависимости в условиях интерактивного взаимодействия системы с пользователем;
-
самостоятельное «открытие» закономерностей в построении графиков при компьютерной визуализации;
-
формирование умения конструировать, интерпретировать и использовать формулы и выражения;
-
возможность использовать ИКТ для решения практических задач, исследований реальных жизненных ситуаций;
-
возможность исследовать математические модели, изменяя их параметры, создавать свои собственные модели;
-
формирование умения выдвигать предположения и гипотезы, разрабатывать методы их проверки в условиях обеспечения обратной связи и интерактивного диалога;
-
построение экранных объектов по заданным параметрам в системах, реализующих возможности компьютерной графики;
-
построение двухмерных стереометрических изображений
В разделе рабочей программы, которой я пользуюсь в 9-ых классах, спланировано применение компьютерных продуктов:
-
демонстрационный материал,
-
задания для устного опроса учащихся,
-
тренировочные упражнения, а также применение «Математического конструктора».
-
самостоятельные работы,
-
тесты,
-
контрольные работы
В дальнейшем, такие формы урока станут нормой, если на уроках будет использоваться весь комплекс ИТК, в виде индивидуального планшетного компьютера, и он будет находиться постоянно в руках каждого ученика.
С точки зрения личностно-ориентированного обучения, информационные технологии раскрывают широкие возможности для индивидуализации учебного процесса, внедрения в него элементов развития творческого потенциала ученика. Новые информационные технологии как специфическое учебное средство выступают в качестве средства моделирования взаимодействия и организации совместной деятельности типа «ученик - группа учащихся», «ученик - ученик», «ученик - учитель»
Социальный эффект.
Информационно-коммуникационные технологии обеспечат равные возможности для всех при условии доступности средств обучения.
Перспектива.
В педагогической деятельности можно использовать возможности социальных сетей для решения самых различных задач: в социальных сетях можно эффективно организовать коллективную работу распределенной учебной группы, долгосрочную проектную деятельность, в том числе научно-образовательные, мобильное непрерывное образование и самообразование.
Общее для всех участников учебного процесса коммуникативное пространство дает возможность коллективной оценки процессов и результатов работы, наблюдения за развитием каждого участника и оценки его вклада в коллективное творчество. Высокий уровень взаимодействия обеспечивает непрерывность учебного процесса, выходящего за рамки занятий.
Примером использования социальных сетей в обучении может быть обучение при помощи блогов и вики, где учащиеся могут делать обзоры, создавать, комментировать, редактировать собственные и совместные письменные сетевые проекты.
Использование социальных сетей в учебно-воспитательном процессе способствует обмену информацией, повышает мотивацию учащихся в учебной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей и познавательный интерес. Все эти факторы положительно влияют на формирование знаний и умений.
Прогнозируемые риски:
1. Данный проект не может быть реализован без соответствующей материально-технической поддержки.
2. Анализ сетевых ресурсов показал, что во многих из них встречаются фактические ошибки, выразительные возможности экрана часто не связаны с дидактическими задачами, интерактивность пользователя не поддерживается познавательной занимательностью.
3.Не все учащиеся готовы к самостоятельной работе с сетевыми ресурсами, т.к. у многих существует зависимость от компьютерных игр и родители вынуждены ограничивать доступ в Интернет.
Вывод:
Применение ИКТ позволяет учителю:
- собирать целые учебные курсы и семинары на базе имеющихся в комплексе и вновь созданных материалов, адаптировать их к профильным или авторским учебным программам;
- развивать активно-деятельные формы обучения (практикум, промежуточная аттестация, самоаттестация) за счет интерактивности программы;
- осуществлять авторскую компоновку аудиовизуальных иллюстраций из большого мультимедиа набора и постоянно пополнять его своими собственными разработками;.
- самостоятельно выбирать содержимое электронного сопровождения урока.
Использование ИКТ позволяет ученику:
-проводить исследования, закреплять полученные знания;
-формировать навыки и умения формулировать проблему и вырабатывать стратегию ее решения;
-работать в индивидуальном темпе;
- осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность при написании мультимедиа-рефератов, сочинений, и т. д.
Таким образом, данный применение ИКТ на уроках математики не только должны способствовать повышению эффективности современного урока, достижению высоких предметных результатов, но дадут возможность сформировать метапредметные и личностные результаты, индивидуализировать процесс обучения, реализовать ФГОС ООО.
Список используемой литературы.
1.План действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на период 2011-2015 годов (утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.10.2010 года № 507)
2.Вики учебник. - ru.wikibooks.org/wiki/
3. Российское образование. Федеральный портал - edu.ru/db/portal/ sites/portal _page.htm
4.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. fcior.edu.ru
Нормативные документы
1.Закон РФ об образовании
2.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.
3.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.
4.План действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на период 2011-2015 годов (утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.10.2010 года № 507)
-
ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)
-
ФГОС ООО.
-
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений: утв. приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986.
-
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников: утв. приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106.
Интернет ресурсы:
-
mon.gov.ru - cайт Министерства образования и науки РФ
-
samregion.edu.ru - cайт Министерства образования и науки Самарской области