Педагогический проект «Применение ИКТ на уроках математики»

.В рамках проекта проведена классификация электронных ресурсов для проведения уроков математики. Приведены, с точки зрения автора, наиболее эффективные электронные образовательные ресурсы, представленные в сети Интернет.        Определены критерии эффективности ЭОР.Представлен инструмент для изучения математики-«Математический конструктор 4.5».Описаны преимущества «облачных технологий».Проект может быть полезен: учителям при подготовке к аттестации; при выборе образовательных ресурсов для самост...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический проект«Применение ИКТ на уроках математики»Педагогический проект«Применение ИКТ на уроках математики»Педагогический проект«Применение ИКТ на уроках математики»





Педагогический проект:

« Применение информационно-коммуникационных

технологий на уроках математики в рамках реализации ФГОС »



Выполнил (а): Русанова Надежда Викторовна

Учитель математики

Высшая категория

г. Самара








2014г.

Паспорт проекта

Целевая аудитория: обучающиеся основной и средней школы

Сроки осуществления проекта:_

Проект долгосрочный и будет внедряться в период с_1.09. 2011 г. по 30.05.1915 г. и будет состоять из нескольких этапов:

Первый этап 2011-2012г.г. - повышение квалификации по данной проблеме, анализ существующих средств обучения, теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений.

Второй этап 2012-2014г.г.- практическая организация и внедрение проекта. Уточнение и наполнение содержанием понятий "ЦОР", «ЭОР»;

Разработка и реализация методики уроков математики с применением ИКТ.

Третий этап 2014-2015г.г. - уточнение и обобщение результатов внедрения проекта.

Место проведения: МБОУ СОШ №63

Вид проекта:

по срокам - долгосрочный

по приоритетному виду деятельности - исследовательский.



Нормативные документы

  1. Закон РФ об образовании

  2. ФГОС ООО standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=10688

  3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.

  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.

4. Концепция развития математического образования в РФ

Постановление правительства РФ №2506-Р от 24 декабря 2013


  1. Вводная часть.

Изобретение микропроцессорной техники и персонального компьютера, становление Интернета и Web-технологий и связанное с ними появление понятия электронных образовательных ресурсов (ЭОР) произвело огромный скачок в потоке информации. Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания.

Сегодняшние ученики-дети первого «цифрового поколения» родились в веке цифровых технологий, скоро изменят окружающий мир в соответствии со своими желаниями. «Наша экономика, политика, культура и даже семейная жизнь изменятся и будут подчинены их желаниям», (. Джон Полфри и Урс Гассер - авторы исследования центра по изучению Интернета и общества) По их мнению, социологический портрет «цифрового поколения» образуют такие качества, как «тотальная» креативность, инновационность, демократичность, информированность, благодаря постоянной включенности в поисковую деятельность, многозадачность.

Согласно концепции модернизации образования, одним из приоритетных направлений является внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс. Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем (Наша новая школа) Современное информационное общество, в котором люди все чаще в повседневной практике с разными целями применяют информационные и коммуникационные технологии, предъявляет новые требования к содержанию и методам обучения.

Применение ИКТ технологий в обучении математике объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности, т.к. интересы современных учеников существенно изменились. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающие, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека.

Современное информационное общество, в котором люди все чаще в повседневной практике с разными целями применяют информационные и коммуникационные технологии, предъявляет новые требования к содержанию и методам обучения.

Математика - это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа.

Проблема:

  • несоответствие традиционных методов обучения современным реалиям;

  • несоответствие между методами обучения и умением учащихся адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека;

  • несоответствие программно-методического обеспечения уроков математики требованиям к современному уроку

Актуальность проекта:

Актуальность выбора темы обусловлена следующим:

  • необходимостью детальной проработки условий применения информационно коммуникативных технологий на уроках математики;

  • необходимостью анализа существующих средств ИКТ возможностью и целесообразностью их применения;

  • необходимостью выявить пути повышения эффективности и результативности учебного процесса с использованием ИКТ на уроках математики;

  • необходимостью реализации новой концепции образования - непрерывного обучение на протяжении всей жизни как условие успешной жизнедеятельности;

  • необходимостью формирования нового типа учащегося - грамотный пользователь информационных образовательных услуг;

Гипотеза - процесс обучения математике школьников может быть эффективным, если в учебной деятельности будут использованы ИКТ, так как их использование:

  • оптимизирует деятельность учителя и учащихся;

  • позволит моделировать различные ситуации, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся;

  • усилит мотивацию школьников;

  • будет способствовать формированию нового типа учащегося-грамотного пользователя ЭОР

  • будет способствовать индивидуализации обучения

Цель представленного проекта:

Выявить возможности использования информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности учителя математики для реализации ФГОС ООО.

Задачи проекта:

  • провести анализ существующих информационно-коммуникативных средств обучения;

  • определить место ИКТ на уроке и виды деятельности учащихся на уроках математики;

  • проверить эффективность имеющихся ресурсов в реальной практике;

  • выявить, сформулировать и обосновать принципы использования информационных технологий в обучении математике.

Ожидаемые результаты:

  • повышение качества учебной деятельности;

  • удовлетворённость учащихся результатами своей деятельности;

  • повышение уровня познавательного интереса;

Этапы работы .

На первом этапе

-я прошла курсы повышения квалификации:

Intel «Обучение для будущего»

«Мультимедийные технологии в обучении физике и математике»

Приняла участие в семинарах:

«Самарское образование: приоритеты опережающего развития»(2009г.)

«Использование информационно-коммуникативные технологии в работе учителя предметника »(2010г.)

« Информационно-коммуникационные технологии в работе учителей предметников в условиях реализации ФГОС второго поколения»(2011г.)

«Самарское образование в условиях модернизации»(2011г.)

«Преподавание математики в соответствии ФГОС ООО»(2013г.),

изучила нормативные документы.

Определив требования, которые предъявляются к современной школе и к современным выпускникам, пришла к выводу, что математика - это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа.

Определила, что использование новых информационных технологий обучения связано с проектированием информационной учебной деятельности учащихся в следующих действиях:

  • регистрации, создания, хранения, передачи информации;

  • интерактивного диалога в системе взаимодействия "учитель - компьютер - ученик", "ученик - компьютер - ученик ", " компьютер - ученик - компьютер";

  • управление посредством компьютера реальными и виртуальными объектами создания, преобразования, визуализации компьютерных моделей различной степени обобщенности;

Поняла принципы информационной учебной деятельности:

  • компьютеризация обучения, в частности математике, рассматривается как наиболее современная тенденция развития дидактики, методики обучения математике;

  • в условиях информатизации систему взаимодействия "ученик - компьютер" на уроке определяет учитель;

  • важнейшим квалификационным требованием учителя является владение методологией, принципами и методикой обучения в условиях информатизации;

  • используемые на уроке компьютерные средства должны соответствовать содержанию обучения с учетом их функций в решение образовательных и воспитательных задач, органичного включение в структуру урока;

Определилась с тем, что в методической системе обучения в условиях информатизации меняются:

  • система целей, включающая цель формирования информационной культуры учащегося средствами деятельности в математическом содержании;

  • содержание обучения включением задач, адекватных НИТ;

  • система средств обучения: использование компьютера, программных педагогических средств, сети Интернет

Программой по математике предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности - на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: интерактивных плакатов, справочников и т.д.

В дальнейшем были выделены функции компьютерной техники, которые могут быть использованы в учебном процессе, то есть дидактические функции компьютера:

  • техническое средство обучения - с новыми (мультимедийными) возможностями предъявление учебной информации, развития средств наглядности статическими и динамическими образами (графиками), расширение возможностей учебной коммуникации учащихся в условиях коллективных исследований;

  • средство программированного обучения - объектами обучения выступают алгоритмическое представление учебного материала, компьютерная алгоритмизация деятельности учащегося с поэтапным контролем, коррекцией;

  • средства вариативного обучения - индивидуализация содержания, темпа, уровня усвоения, стратегии изучения материала, возврата к его изучению при необходимости, появлении ошибок;

  • средства моделирования - обращение к задачам, моделируемым не только уравнениями, неравенствами, функциями с переменной, но и параметрическими, позволяющими находить оптимальные ситуации, допускающим приближенные вычисления средствами численных методов;

  • средство изменение психических качеств личности - включением логических операций в интеллектуальной сфере, развитие мотивации и исследовательской деятельности, создание положительного эмоционального фона, возрастание чувства уверенности.

На втором этапе стала разрабатывать и проводить уроки с применением ИКТ:

  • презентации «PowerPoint»,

  • уроки «Кирилла и Мефодия»,

  • цифровые образовательные ресурсы ФЦИОР

  • наборы ЦОР к УМК,

  • «Математический конструктор 1С»,

  • ЭОР

Пришла к выводу, что ЦОР: презентации «PowerPoint», уроки «Кирилла и Мефодия», цифровые образовательные ресурсы ФЦИОР, наборы ЦОР к УМК повышают комфортность образовательной среды. Можно использовать изображения как иллюстрации к объясняемой на уроке теме, но существенных результатов не приносят. Учащиеся остаются пассивными зрителями или слушателями. Современный урок обеспечивается новыми формами взаимодействия между учителем и учащимися: в классе

необходимо создать творческий процесс, в ходе которого будет осуществляться самостоятельное образование учащихся. Работа учащихся будет тем успешнее, чем полнее каждый из ее участников будет выполнять предлагаемые задания по-своему, исходя из своих знаний, умений, жизненного опыта, интересов и способностей.

Одним из ресурсов, помогающим решать эти задачи является 1С: «Математический конструктор», он позволяет создавать модели, математические объекты с различными свойствами:

  • чертежи-иллюстрации;

  • модели для экспериментов;

  • модели для проведения численного эксперимента;

  • динамические стереометрические чертежи.

1С.«МК 4.5» обладает потенциально высокими возможностями как средства повышения эффективности обучения геометрии. При использовании данного продукта можно говорить о такой организации работы с учебным материалом, при которой обеспечиваются необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, учитываются их интересы, наклонности и потребности, формируются практически необходимые знания, умения, навыки, рациональные приемы мышления и деятельности.

Динамическая геометрия в лице 1С: «МК 4.5» подходит для проведения эксперимента и исследования. В данной среде возможны быстрые изменения в чертежах и рисунках, что позволяет сделать чертеж подвижным, наглядным, более понятным. В сочетании с наличием инструментов для измерений геометрических величин и способностью строить траектории движущихся объектов, открываются широчайшие возможности для самостоятельного исследования. К примеру, когда при всех деформациях исходной фигуры диагонали продолжают пересекаться в одной точке и делиться пополам, или биссектрисы треугольника пересекаться в одной точке - это уже маленькое открытие. И оно активно стимулирует творческий потенциал учеников, развивает в них навык видеть, формировать и понимать геометрические закономерности. Развитие пространственного воображения - одна из главных задач стереометрии. Динамические стереометрические чертежи, в которых манипулирование моделью предоставляется каждому ученику, дают возможность увидеть пространственную фигуру с нужной точки. Идея решения становится понятной без объяснения.

Электронные образовательные ресурсы нового поколения -это уже не просто картинки, видео- или аудиозаписи. Это мультимедийный интерактивный продукт, рассчитанный на то, что школьник сам управляет происходящим, а не является пассивным зрителем или слушателем.

В чем преимущество ЭОР перед ЦОР? ЭОР-учебный продукт, которые способны сами обучать школьника. ЭОР служат для получения первоначальных знаний и умений, которые затем закрепляются, развиваются на уроке. Кроме того, ЭОР открывают широкие возможности для индивидуального подхода в образовании - каждый учащийся может выбрать наиболее «понятный» для него ЭОР и работать с ним в собственном темпе. Весь смысл и вся польза ЭОР в том, чтобы дети работали с ними индивидуально, иначе этот ресурс в значительной мере теряет свою образовательную ценность, инновационную значимость.

Рассмотрим основные инновационные качества ЭОР:

Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:

  • получение информации;

  • практические занятия;

  • контроль учебных достижений.

Интерактивность обеспечивает расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно- деятельностных форм обучения, возможность более полноценного обучения вне класса.

Я применяю ЭОР , представленные в сети Интернет на облаке.

Что такое «облако»?

Вычислительные ресурсы и приложения, доступные через Интернет в виде сервисов и личных кабинетов для различных категорий пользователей.

Сетевые учебно-методические комплексы - это системы учебно-методических и программно-технических средств обучения (обучающих программ, справочников, учебных баз данных, тренажеров, контролирующих программ), расположенных на сервере, отражающих модель педагогической системы, включающей цели, задачи, содержание, методы и организационные формы обучения, необходимые и достаточные для изучения конкретной учебной дисциплины.

Как пример использования облачных технологий в образовании, можно назвать электронные дневники и журналы, личные кабинеты для учеников и преподавателей, интерактивная приемная и другое. Это и тематические форумы, где ученики могут осуществлять обмен информацией. Это и поиск информации, где ученики могут решать определенные учебные задачи даже в отсутствии педагога или под его руководством.

Использовались следующие сетевые ресурсы:

  1. компьютерные программы

  2. электронные учебники

  3. тренажеры

  4. диагностические, тестовые и обучающие системы

  5. прикладные и инструментальные программные средства

  6. системы на базе мультимедиа-технологии

  7. телекоммуникационные системы (например, электронную почту)

  8. электронные библиотеки и другое.

На своих уроках я применяю следующие учебно-методические комплексы:

school-assistant.ru/ Школьный помощник - это сервис, который поможет закрепить знания, полученные в школе, или наверстать пропущенный материал. Проект создан для дополнительных занятий по предметам школьной программы: русский язык, математика, алгебра.

uztest.ru/

Кабинет учителя математики

Сайт организован в виде виртуального кабинета учителя, в котором размещены информационные ресурсы и интерактивные сервисы для подготовки и проведения занятий по математике.



Тесты и тренинги

учитель в своем кабинете подготавливает тесты и тренинги, учащиеся заходят на сайт и выполняют эти задания, причем для каждого ученика программа сайта создает уникальный вариант.

Интернет-журнал

оценки учащихся за выполненные тесты и тренинги автоматически фиксируются в Интернет-журнале на сайте, в который можно произвольно добавлять и другие оценки, замечания; учащиеся (и родители) всегда могут увидеть свои оценки.

Задачник

в задачнике более 12600 заданий по всему школьному курсу математики, есть возможность быстро сформировать контрольное задание в несколько вариантов и распечатать.

Существующие ресурсы для реализации проекта:

материально-технические: кабинет математики оборудован медиа-проектором, ноутбуком, документ-камерой, интерактивной доской, есть выход в Интернет.

Интерактивные ресурсы: СD к урокам геометрии 8-10 класс; к урокам алгебры 8-10

1с: «Решаем задачи по геометрия10-11»

1С: «Математический конструктор 4.5»

Программное обеспечение «Smart Notebook»

ЭОР к УМК пятого класса к учебнику под ред. Н. Я. Виленкина

Целевая аудитория.

На сегодняшний день-это учащиеся пятых и десятых классов.

Полученные результаты:

При работе над проектом:

1. Выявлено, что использование специализированных программных продуктов в учебном процессе позволяет реализовать следующие методические цели:

  • самостоятельное «открытие» закономерностей в построении графиков при компьютерной визуализации;

  • формирование умения конструировать, интерпретировать и использовать формулы и выражения;

  • возможность исследовать математические модели, изменяя их параметры, создавать свои собственные модели;

  • формирование умения выдвигать предположения и гипотезы, разрабатывать методы их проверки в условиях обеспечения обратной связи и интерактивного диалога;

  • построение экранных объектов по заданным параметрам в системах, реализующих возможности компьютерной графики;

  • построение двухмерных стереометрических изображений

2.Установлено,

- реализация возможностей ИКТ для освоения содержательных линий изучения математики целесообразна при их систематическом применении. - возможности новых информационных технологий могут быть реализованы в учебных целях только средствами психолого-дидактических теорий, в условиях конкретной методики обучения математике.

3. Определены варианты уроков с применением ИКТ:

-урок с мультимедийной поддержкой (урок демонстрационного типа) (в классе используется один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски»).

Использовать CD и DVD с учебными материалами и собственные презентации учителя.

- урок с компьютерной поддержкой (в классе несколько компьютеров, за которыми учащиеся работают группами или по очереди).

Тестирование или программы с обратной связью, подобные тестированию, например, тренажёры.

- традиционный урок с использованием Интернет-ресурсов (Модель: один ученик - один компьютер)

- нетрадиционные формы урока. (Мультимедийная школьная лекция, виртуальная лаборатория, виртуальная экскурсия и др.)

4.Отработана методика конструирования уроков математики с использованием компьютерных технологий.

Использование компьютерных технологий при конструировании урока математики позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и письменные упражнения, осуществлять разные подходы к решению математических задач, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес к изучению данного предмета.

Выявлено, что использование специализированных программных продуктов в учебном процессе позволяет реализовать следующие методические цели:

  • формирование представлений о функциональной зависимости в условиях интерактивного взаимодействия системы с пользователем;

  • самостоятельное «открытие» закономерностей в построении графиков при компьютерной визуализации;

  • формирование умения конструировать, интерпретировать и использовать формулы и выражения;

  • возможность использовать ИКТ для решения практических задач, исследований реальных жизненных ситуаций;

  • возможность исследовать математические модели, изменяя их параметры, создавать свои собственные модели;

  • формирование умения выдвигать предположения и гипотезы, разрабатывать методы их проверки в условиях обеспечения обратной связи и интерактивного диалога;

  • построение экранных объектов по заданным параметрам в системах, реализующих возможности компьютерной графики;

  • построение двухмерных стереометрических изображений

В разделе рабочей программы, которой я пользуюсь в 9-ых классах, спланировано применение компьютерных продуктов:

  • демонстрационный материал,

  • задания для устного опроса учащихся,

  • тренировочные упражнения, а также применение «Математического конструктора».

  • самостоятельные работы,

  • тесты,

  • контрольные работы

В дальнейшем, такие формы урока станут нормой, если на уроках будет использоваться весь комплекс ИТК, в виде индивидуального планшетного компьютера, и он будет находиться постоянно в руках каждого ученика.

С точки зрения личностно-ориентированного обучения, информационные технологии раскрывают широкие возможности для индивидуализации учебного процесса, внедрения в него элементов развития творческого потенциала ученика. Новые информационные технологии как специфическое учебное средство выступают в качестве средства моделирования взаимодействия и организации совместной деятельности типа «ученик - группа учащихся», «ученик - ученик», «ученик - учитель»

Социальный эффект.

Информационно-коммуникационные технологии обеспечат равные возможности для всех при условии доступности средств обучения.

Перспектива.

В педагогической деятельности можно использовать возможности социальных сетей для решения самых различных задач: в социальных сетях можно эффективно организовать коллективную работу распределенной учебной группы, долгосрочную проектную деятельность, в том числе научно-образовательные, мобильное непрерывное образование и самообразование.

Общее для всех участников учебного процесса коммуникативное пространство дает возможность коллективной оценки процессов и результатов работы, наблюдения за развитием каждого участника и оценки его вклада в коллективное творчество. Высокий уровень взаимодействия обеспечивает непрерывность учебного процесса, выходящего за рамки занятий.

Примером использования социальных сетей в обучении может быть обучение при помощи блогов и вики, где учащиеся могут делать обзоры, создавать, комментировать, редактировать собственные и совместные письменные сетевые проекты.

Использование социальных сетей в учебно-воспитательном процессе способствует обмену информацией, повышает мотивацию учащихся в учебной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей и познавательный интерес. Все эти факторы положительно влияют на формирование знаний и умений.

Прогнозируемые риски:

1. Данный проект не может быть реализован без соответствующей материально-технической поддержки.

2. Анализ сетевых ресурсов показал, что во многих из них встречаются фактические ошибки, выразительные возможности экрана часто не связаны с дидактическими задачами, интерактивность пользователя не поддерживается познавательной занимательностью.

3.Не все учащиеся готовы к самостоятельной работе с сетевыми ресурсами, т.к. у многих существует зависимость от компьютерных игр и родители вынуждены ограничивать доступ в Интернет.

Вывод:

Применение ИКТ позволяет учителю:

- собирать целые учебные курсы и семинары на базе имеющихся в комплексе и вновь созданных материалов, адаптировать их к профильным или авторским учебным программам;

- развивать активно-деятельные формы обучения (практикум, промежуточная аттестация, самоаттестация) за счет интерактивности программы;

- осуществлять авторскую компоновку аудиовизуальных иллюстраций из большого мультимедиа набора и постоянно пополнять его своими собственными разработками;.

- самостоятельно выбирать содержимое электронного сопровождения урока.

Использование ИКТ позволяет ученику:

-проводить исследования, закреплять полученные знания;

-формировать навыки и умения формулировать проблему и вырабатывать стратегию ее решения;

-работать в индивидуальном темпе;

- осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность при написании мультимедиа-рефератов, сочинений, и т. д.

Таким образом, данный применение ИКТ на уроках математики не только должны способствовать повышению эффективности современного урока, достижению высоких предметных результатов, но дадут возможность сформировать метапредметные и личностные результаты, индивидуализировать процесс обучения, реализовать ФГОС ООО.


Список используемой литературы.

1.План действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на период 2011-2015 годов (утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.10.2010 года № 507)

2.Вики учебник. - ru.wikibooks.org/wiki/

3. Российское образование. Федеральный портал - edu.ru/db/portal/ sites/portal _page.htm

4.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. fcior.edu.ru

Нормативные документы

1.Закон РФ об образовании

2.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.

3.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.

4.План действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на период 2011-2015 годов (утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.10.2010 года № 507)

  1. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)

  2. ФГОС ООО.

  3. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений: утв. приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986.

  4. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников: утв. приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106.

Интернет ресурсы:

  1. mon.gov.ru - cайт Министерства образования и науки РФ

  2. samregion.edu.ru - cайт Министерства образования и науки Самарской области


© 2010-2022