Адаптация пятиклассников. Сопровождение адаптации пятиклассников на уроках математики

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Адаптация пятиклассников.

Младший подростковый возраст - 10-11 лет. В это время дети в основном уравновешенны, спокойны, они доверчиво относятся ко взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки. Это открывает большие возможности с точки зрения воспитательных влияний.

В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель - учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах.

То, что такой переход совпадает с концом детства, достаточно стабильным периодом развития, благоприятно для адаптации школьника к новым учителям, новым условиям.

Как показывает практика, большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Несмотря на то, что и ранее дети изучали разные предметы, именно при переходе в среднюю школу они начинают понимать и осознавать связь этих предметов с определенной областью знаний.

Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений также является зримым внешним показателем их взросления. В то же время переход из начальной школы в среднюю связан и с возросшей нагрузкой на психику ребенка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе и «самого маленького» - в средней - все это является довольно сложным испытанием для психики школьника.

Психологические и психофизические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе. Это проявляется в возрастании тревожности, снижении работоспособности, повышенной робости или, напротив, «развязности», неорганизованности, забывчивости.

У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2-3 недели учебы. Однако есть дети, имеющие множественные функциональные отклонения, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер.

Затруднять адаптацию детей к средней школе может как рассогласованность требования разных педагогов, так и то, что учителя средней школы часто не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися средней школы, предъявляя ко всем одинаковые требования. Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Кроме того, обучение в средних классах школы связанно с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества, того, что никому из взрослых в школе они не нужны.

Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам для маленьких детей. Иногда за одной и той же формой поведения (например, за посещением 1-го класса, в котором работает их бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы: от желания вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают, до стремления утвердить себя как «старшего», «выросшего», того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же ребенка это может сочетаться.

Все это показывает, что проблема адаптации обучению в средней школе представляет сложную, не имеющую однозначного ответа теоретическую и практическую проблему.

Психологические причины школьной дезадаптации учащихся 5-х классов - неумение приспособиться к новому темпу школьной жизни. Характерные признаки: хронические опоздания школу, на уроки; длительное приготовление домашних заданий; астенические явления к концу учебного дня, учебной недели. Пути и способы устранения - это правильное распределение умственных и физических нагрузок, соблюдение режима дня.

Причины дезадаптации - смена учебных предметов, их новое - содержательное наполнение. Характерные признаки - отсутствие заинтересованности при знакомстве с новым предметом; состояние непонимания, смысловой неопределенности нервно-психическое напряжение. Пути устранения этих признаков: формирование учителем активно-познавательного отношения к своему предмету.

Нарушение характера взаимоадаптации между учеником и учителем-предметником.

Характерными признаками этих причин является отсутствие интереса к предмету, страх перед учителем. Ученик знает материал, но боится отвечать на уроке, низкая успеваемость по предмету; занятие посторонними делами во время урока, негативные реакции на замечания; поиск предлога для привлечения внимания учителя; возможны прогулы уроков. Способы устранения этих причин: коррекция Межличностных отношений в системе «учитель - ученик»; повышение психологической компетентности педагогов, способствовать посещению секций, кружков, факультативов.

Период адаптации в 5-м классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Это обусловлено совокупностью тех содержательных перемен, что происходят в школьной среде и внутреннем мире детей этого возраста. А именно:

1 увеличение объема и разнообразие содержания образования;

2 увеличение веса многопредметного обучения и расширение круга учителей, с которыми учащиеся вынуждены систематически вступать в деловые взаимодействия;

3 на место первой учительницы приходит новый классный руководитель;

4 завершение перехода к кабинетной системе обучения;

5 отсутствие у школьников умения как самостоятельно, так и совместно организовывать учебную деятельность.

В течение адаптационного периода (1-е полугодие обучения) у пятиклассников должно сформироваться так называемое «чувство взрослости», которое проявляется в новой личностной позиции:

1) по отношению к учебной деятельности;

2) по отношению к школе и предметам;

3) по отношению к одноклассникам;

4) в новом отношении к внутреннему миру собственного «Я».

Сложность задач адаптационного периода значительно увеличивает риск школьной адаптации. Не все пятиклассники даже с высоким уровне; психологической готовности могут успешно справиться с трудностями в обучении и общении внутренними психологическими проблемами. Что уж говорить о тех учениках, у которых были проблемы в начальной школе.

Выделяют такие виды школьной дезадаптации пятиклассников:

1. Интеллектуальная - низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений и навыков.

2. Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым, и моральным нормам (конфликтность, агрессивность, недисциплинированность асоциалъность).

3. Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми (тревожность замкнутость, чрезмерная зависимость).

4. Эмоциональная - тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем нежелание посещать школу.

Исходя из перечисленных особенностей адаптационного периода, целью диагностического минимума в параллели 5-х классов является получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к средней школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1 организовать и провести психологическое обследование пятиклассников (учебная мотивация уровень самооценки, эмоциональное самочувствие, социометрический статус);

2 выявить школьников, испытывающих трудности в адаптации, и определить характер и причину трудностей в каждом случае;

3 определить пути оказания помощи школьникам, испытывающим трудности в процессе адаптации.

Сопровождение адаптации пятиклассников на уроках математики


Младший подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, в этот период происходит завершение становления когнитивных процессов, прежде всего мышления. Для учащихся этого возраста необходимо постоянно и целенаправленно оказывать педагогическую поддержку активности интеллекта. Активная познавательная деятельность учащихся позволяет эффективно решать ряд задач, которые с трудом достигаются в традиционном обучении, а именно:
- формировать не только познавательные, но и будущие профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление;
- учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу.
Есть определенные виды учебной деятельности учащихся, над которыми необходимо работать особо, поскольку в этот период идет процесс их формирования. Так, например, обязательно необходимо обратить внимание на организацию самостоятельной работы пятиклассников. Сформированные механизмы организации самостоятельной учебной деятельности являются одним из основных ресурсов ребенка не только во время обучения в школе, но и в последующей жизни. Формирование механизмов самостоятельного приобретения знаний является одной из основных задач школы как социального института. При этом, наличие больших различий в знаниях и умениях учащихся класса создает трудности как для работы учителя, так и для тех детей, которые сильно отличаются по этому показателю от основной массы класса. Но высокая мотивация позволяет ребенку стать активным участником процесса обучения и адаптации за счет саморазвития. У пятиклассников она на достаточном уровне и важно его удержать. Позитивные установки на получение знаний способствуют эффективной работе по освоению школьной программы в новой для учащихся обстановке - в основной школе.

В процессе наблюдения за пятиклассниками можно выделить несколько особо важных моментов адаптационного периода, соблюдение которых, как показывает практика, положительно влияет на эффективность организации их учебной деятельности, а именно:
- проверять готовность к уроку у всех учащихся (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);
- проверять правильности оформления тетради, различных видов работ и комментировать при необходимости проверку;
- начинать и заканчивать урок четко со звонком, поэтому важно напоминать о подготовке к уроку на перемене;
- соблюдать культуру диалога: не перебивать ни учителя, ни ученика;
- поднятая рука- это сигнал вопроса или ответа;
- у доски приучать учащихся давать развернутый , полный ответ;
- сопровождать новые виды учебной деятельности четкими инструкциями (самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа с учебником и дидактическими материалами, учебные игры и т.д.).
- уделять особое внимание развитию поэтапных навыков работы с текстом учебника, навыкам составления опорного конспекта.
Принцип активности ребенка позволяет решать задачи современного обучения наиболее оптимально. Достоинства групповой организации учебной работы учащихся с этой точки зрения, очевидны еще и потому, что позволяют организовать для младших подростков игровой характер проведения занятий, включающий в себя и фактор интереса, и фактор состязательности и представляющий собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащихся. Ученик - в условия поиска, пробуждается интерес и стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания. Результаты такой совместной деятельности учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Именно групповая деятельность способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
Особенность уроков математики в этот период - это непременное сочетание различных приемов организации учебной деятельности с учетом возрастных и психологических особенностей пятиклассников, создание комфортных условий для адаптации учащихся на новой ступени обучения, создание и сохранение ситуации успеха в познавательной деятельности. Можно рекомендовать приемы активизации познавательной деятельности, дающие стабильную результативность обучения при системном подходе в их использовании, например:
• взаимоопрос в парах-вариантах (по домашнему заданию, при изучении нового материала);
• взаимопроверка решений в парах (сменного состава «Ручеек», «Хоровод» или постоянного состава) на разных этапах урока;
• «Мозговой штурм» - работа в микрогруппах при решении задач - обсуждение задач, имеющих несколько способов решения, решение задач в нетрадиционной форме ;
• защита творческих заданий (как долгосрочных, так и решаемых в течение урока, типа «составь и реши задачу», выполи тематическое задание и пр.);
• дидактические игры-соревнования;
• «Математическая мозаика» или «математические пазлы» (лото);
• «Дешифровщик» - по группам при выполнении заданий собирают фразу, изречение, пожелание и пр.;
• оформление общего плаката (опорного конспекта) по конкретной теме.
В заключении хотелось бы заметить, что если учитель помнит о необходимости активизировать познавательную деятельность учащихся и, в то же время сохранять комфортные условия и ситуацию успеха ребенка в обучении, то такой современный творческий подход к проведению занятий будет непременно вызывать у ребят интерес к урокам, учащиеся пойдут на них с радостью, ведь каждый урок будет загадкой, разгадать которую невозможно, не побывав на нем.


© 2010-2022