• Преподавателю
  • Математика
  • Выступление на педсовете Повышение уровня мотивации учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

Выступление на педсовете Повышение уровня мотивации учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

    Мое выступление – результат поисков и размышлений над тем, чему и как учить детей с ограниченными возможностями здоровья: попытки приподнять «потолок» ребенка, шире открыть ребенку увлекательный мир математики, научить видеть математику вокруг себя.      Нашим учащимся так мало надо: чувствовать себя умным и сообразительным,     быть о себе высокого мнения. Не секрет, что положительные эмоции обладают созидающей силой. Маленькие успехи в учении вдохновляют учащихся на новые   успехи. А счаст...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на педсовете Повышение уровня мотивации учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математикиВыступление на педсовете Повышение уровня мотивации учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики


Выступление на педсовете Повышение уровня мотивации учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики


Повышение уровня мотивации учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

Выступление на школьном педсовете

Мое выступление - результат поисков и размышлений над тем, чему и как учить детей с ограниченными возможностями здоровья: попытки приподнять «потолок» ребенка, шире открыть ребенку увлекательный мир математики, научить видеть математику вокруг себя.

Нашим учащимся так мало надо: чувствовать себя умным и сообразительным, быть о себе высокого мнения. Не секрет, что положительные эмоции обладают созидающей силой. Маленькие успехи в учении вдохновляют учащихся на новые успехи. А счастливого ребенка легче всего учить и воспитывать.

Учитель математики СКОШИ «Эверест» г. Екатеринбурга

Кочева Елена Владимировна

23. 11. 14.




Мое выступление - результат поисков и размышлений над тем, чему и как учить детей с ограниченными возможностями здоровья: попытки приподнять «потолок» ребенка, шире открыть ребенку увлекательный мир математики, научить видеть математику вокруг себя.

Сложная задача у учителей коррекционных школ:

  • уметь уважать незнание и непонимание;

  • искать причины, мешающие ребенку воспринимать мир «как» все;

  • устранять или ослаблять эти причины.

Нашим учащимся так мало надо: чувствовать себя умным и сообразительным, быть о себе высокого мнения. Не секрет, что положительные эмоции обладают созидающей силой. Маленькие успехи в учении вдохновляют учащихся на новые успехи. А счастливого ребенка легче всего учить и воспитывать.

За годы работы каждый учитель становится «философом» со своей системой идей, взглядов на процесс обучения учащихся. Я часто задавала себе вопросы: «Почему дети приходят в школу с огромным желанием учиться, а через несколько лет этот огонек угасает? Что нужно сделать, чтобы этого не случилось? Почему некоторый материал плохо воспринимается учащимися? Как изменить способы преподнесения учебного материала для более успешного усвоения учащимся? Как сделать этих детей любознательными? Возможно, ли изменить ситуацию в пользу ребенка? Какие условия необходимы для развития психических процессов, чтобы ребенку была доступна математика?». Вопросов было много, когда я пришла в эту школу!

Все это натолкнуло меня на идею создания таких условий, когда ребенку было бы комфортно, интересно на уроках математики. Учеба была бы в радость. Когда каждый смог бы научиться анализировать, оценивать себя и других, когда легко бы понимал предмет.

Мое кредо: «Школа - огромный сад. Дети - цветы, а учитель - садовник, вносящий

семена знаний, которые потом вырастают и дают свои плоды».

Принципы работы: 1) будь преданным профессии;

2) делись своими идеями:

3) учись у коллег;

4) не бойся говорить о трудностях;

5) стремись к совершенству.

Идея личностно ориентированного обучения (ЛОО) принята сегодня школой. Это означает, что учителя отказываются от авторитарного, инструктивно - репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого. В своей работе я решила реализовывать эту идею:

  1. Повышать падающий интерес школьников к обучению вообще и обучению математике в частности;

  2. Изучая специальную литературу, меня заинтересовала идея рассматривать обучение как обеспечение права каждого школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам);

  3. Именно эта идея актуальна, т.е., отвечает потребностям нашего времени. Существенным итогом пребывания ребенка в школе должно быть формирование тех качеств личности, которые необходимы школьнику для успешного обучения не только сегодня, но и завтра;

  4. Мой предмет имеет широкое практическое применение в любых сферах жизнедеятельности.

Но часто получается, что ученик, имея знания, не владеет ими. А, как известно, первый компонент развития - умение применять полученные знания на практике. Это умение невозможно сформировать, если школьник не знает, зачем ему необходимо данное конкретное знание. Очень важный компонент личностно ориентированного обучения - развитие мотивации учебной деятельности.

По З. Фрейду: «Личность - это звено между мотивацией и ее реализацией».

Мне, например, дети часто говорят, что им тогда все понятно, когда интересно. Надо иметь в виду, что интерес это синоним учебной мотивацию По И.С. Якиманской цепочка обучения выглядит так: хочу - могу - выполняю с интересом - личностно значим каждому. Интерес стоит в центре этого построения. Как его сформировать?

Стиль отношений учителя и учеников должен быть такой:

Не запрещать, а направлять;

Не управлять, а соуправлять;

Не принуждать, а убеждать;

Не командовать, а организовывать;

Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Суть личностного индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от изучения предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.

Как на практике осуществить индивидуально личностный подход к каждому ребенку?

  • Отказаться от ориентировки на среднего ученика.

  • Искать лучшие качества личности, умение видеть в каждом ученике личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее. «Все дети талантливы», - таково должно быть убеждение учителя.

  • Применение психолого-педагогических диагностик личности (интересы, способности, качества характера, особенности мыслительных процессов).

  • Создание для ребенка ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили радость.

  • Исключение прямого принуждения, необходимость понимания детского незнания и неправильного поведения, и устранение их, не унижая ребенка, не нанося ущерба его достоинству.

  • Предоставление возможности и помощи детям в реализации себя в положительной деятельности («В каждом ребенке - чудо, помоги ему проявиться»).

Простого однозначного ответа нет на все поставленные вопросы и быть не может. Все зависит от личности учителя, ученика, от среды, в которой проходит обучение.

Я работаю в классах с различной математической подготовкой, и заповедь своей работы сформулировала бы словами китайской притчи: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и пойму».

Изучая литературу, анализируя опыт других учителей по проблеме и собственный опыт работы, я пришла к выводу: чтобы повысить эффективность уроков математики, обеспечить возможность обучать всех детей в одинаковом темпе и по одинаковой программе, необходимо решить проблему эффективного использования элементов технологии дифференцированной помощи, письменных инструкций, наглядности, памяток с целью развития познавательной активности, мотивации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, следует разрабатывать систему диагностики, состояния познавательной активности и контроля над процессом усвоения учащимися программного материала по решению различных математических задач; разрабатывать дифференцированные задания; повышать математическую грамотность на уроках, внеклассных занятиях; осознанному подходу к решению различных задач.

Для реализации вышеуказанных целей и задач я использую следующие методы работы:

  1. Теоретический анализ и обобщение методической литературы.

  2. Изучение документов психолого-медико-педагогической комиссии.

  3. Диагностику.

  4. Статистическую обработку информации.

  5. Мониторинг.

  6. Наблюдение.

  7. Анкетирование.

  8. Анализ продуктов учебной деятельности учащихся.

В процессе обучения, я, как учитель, должна найти правильный и индивидуальный подход к каждому ученику. Учащиеся, обучающиеся в нашей школе, резко отличаются друг от друга не только способностью усвоением математических знаний, но и характером: одни нуждаются в одобрении, другие - в помощи, одного надо спросить первым, иначе его внимание рассеется, и он перестанет работать с классом, другого первым спрашивать нельзя, т.к. он в себе не уверен и т.д.

Установив на что способен каждый ученик, изучив его знания, возможности овладения программным материалом, я могу наметить пути дальнейшей работы по обучению математике. Для полноценного изучения предмета необходимы следующие условия:

  1. Наличие определённого запаса знаний, умений, навыков в соответствующей области;

  2. Личностные и характерологические качества: интересы, организованность, целеустремленность, настойчивость;

  3. Индивидуальные психологические особенности сенсорной и интеллектуальной сферы, сформированность восприятия, памяти, внимания; развитие интеллектуальных функций; сформированность речевых функций.

При обучении математики возникает много преград: и недостаточно развиты речевые функции, ограниченные возможности, своеобразное развитие психических функций и низкий уровень самоорганизации психической деятельности.

ЯВыступление на педсовете Повышение уровня мотивации учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики хотела бы обозначить следующие направления исследования готовности к обучению математики:

  • Обследования стартовых возможностей ребёнка (психологом, логопедом, школьным врачом, посещение уроков в 4 классе, наблюдение);

  • Индивидуальный оценочный профиль состояния речевых и неречевых функций и процессов.

Комплексное обследование позволяет выбрать средства для оптимальной коррекционной - развивающей работы для определения более рациональных условий организации коррекционного развивающего обучения для каждого учащегося.

Целостный, систематический анализ обнаруживает не просто отдельные симптомы нарушенного развития, а прежде всего связи между ними.

Динамическое изучение позволяет разрабатывать методику анализа, благодаря которой можно сделать выводы об эффективном воздействии на учащихся во время обучения.

Для оценки интеллектуального и речевого развития учащихся мною, психологом и логопедом было проведено следующее:

  1. Диагностика сформированности речевых функций, которая позволила выявить индивидуальные проблемы речи и наметить направление в коррекционной работе.

  2. Психологом было проведено исследование произвольного запоминания, неустойчивости внимания, которое показало недостаточную сформированность некоторых функций.

  3. Исследование индивидуальных достижений личностных и социальных сторон учащихся. На основе анализа выявлена положительная динамика в различных умениях и навыках в течение обучения с 5 по 9 класс. Длительное исследование даёт возможность правильно строить индивидуальную и дифференцированную работу с учащимися.

  4. Анкетирование «Моя учеба в школе» показало уровень трудности обучения на входном анкетировании (20%), желание учиться (100%), необходимость помощи (60%). Входное анкетирование показало, что ребятам нравится предметы чтение, музыка. И только промежуточное итоговое анкетирование показало, что математика, как предмет стал нравится больше, хотя по признанию учеников учится трудно, но интересно.

  5. Исследование развития познавательной активности учащихся.

  6. Образовательный мониторинг, который позволил получать объективную оценку о состоянии степени обученности и качество знаний учащихся. Анализ итогов учебной деятельности даёт возможность наметить пути преодоления слабых результатов и способствует повышению качества обучения для каждого ученика.

  • Предметный рейтинг по итогам контрольных работ.

  • Диагностическая карта качества знаний учащихся по четвертям, где фиксируется количество оценок средний балл.

  • Индивидуальная карта - контроль математической подготовки учащихся при решении задач, где отслеживаются: вычислительные навыки, восприятия и первичный анализ, составления плана решения, решение, ошибки, проверка, выполнение творческих дополнительных заданий. На этапах мониторинга ставится следующие оценки: знаю твердо; знаю, но иногда ошибаюсь; самостоятельно не выполняю, выполняю с помощью; не знаю.

Настоящая методика позволила получить:

  • Объективную динамику математического образования учащегося за несколько лет;

  • Возможность постоянно корректировать свою работу исходя из анализа этой динамики;

  • Возможность знать и влиять на сильные стороны ученика и класса в целом;

  • Планировать и прогнозировать диапазон уровня знаний учащихся.

Качественная и количественная оценка результатов исследования позволила мне выделить 4 уровня готовности к математическому обучению математики.

- Высокий уровень характеризуется развитой предпосылкой усвоения математики, достаточной самоорганизацией познавательной деятельности, хорошем уровнем математической речи. Такие дети способны к анализирующему восприятию, к обобщению и абстрагированию, хорошо запоминают математический материал, внимательны и самостоятельны при выполнении заданий. Отмечается сформированность различных сторон математической речи, что позволяет ребенку правильно оперировать математической терминологией, понимать и усваивать математические понятия. Имеется достаточный запас элементарных математических понятий, которые они могут свободно и самостоятельно оперировать. (Колясникова Юля) - 20% - средний уровень развития познавательной активности.

- Средний уровень характеризуется развитым психологическим базисом усвоения математики и достаточным уровнем математической речи: наблюдается достаточный лексический запас математических понятий, при построении связных математических выражений не допускаются грубые искажения логики высказывания. Но прослеживается нарушение самоорганизации познавательной деятельности: повышенная отвлекаемость, недостаточность планирования и контроля выполнения задания; отмечается отдельное недостаточное формирование элементов математических представлений (более длительные сроки усвоения материала, некоторая фрагментарность усвоения), что затрудняет выполнение заданий математического характера. (Колясникова Оля) - 20 % - средний уровень развития познавательной активности.

- Ниже среднего - отмечается удовлетворительное состояние психологических предпосылок, однако наблюдаются различные нарушения самоорганизации деятельности и низкий уровень математической речи. Ребенок может анализировать материал, однако испытывает некоторые трудности при его обобщении и запоминании. Отмечается низкая концентрация и устойчивость внимания, неумение планировать и контролировать свою деятельность на всех этапах выполнения задания. Математическая речь нарушена значительно: отсутствуют многие слова, обозначающие количество, действие, величинные признаки и пр.; при построении связных высказываний математического содержания отмечаются грубые искажения логики высказываний, речевые штампы, недостаточность средств. Все это приводит к тому, что элементарные математические представления формируются у ребенка со значительными нарушениями. (Кочкина Анастасия) - 20 % - уровень развитая познавательной активности ниже среднего.

- Низкий уровень - недостаточность всех компонентов готовности к усвоению математики. Ребенок затрудняется в анализе и обобщении, восприятии математики; не может сосредоточиться на выполнении задания, определить последовательность его выполнения. Математическая речь практически неразвита: не используется специфическая лексика для обозначения количества, действия, признаки; математические выражения заменяются жестами либо наречиями, местоимениями; построение связного высказывания математического содержания недоступно. Элементарные математические представления оказываются несформированными. (Павлов Анатолий, Петухов Андрей) - 40 % - низкий уровень развития познавательной активности.

Выступление на педсовете Повышение уровня мотивации учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики


Основой успешного освоения программы по математике является знание учителем возможности учеников, темпов их работы, особенностей личности каждого ребенка.

Моя работа по повышению учебной мотивации строиться при помощи различных памяток, опорных схем, таблиц, индивидуальных записных книжек - памяток, специальных тетрадей. Эту работу я разделила на три этапа:

1 этап направлен на создание у школьников действий на формирование познавательной активности в процессе принятия задания и проявления у них положительной мотивации: серии уроков, дополнительных занятий. Чтобы как то немного помочь детям не ограничиваться рамками уроков, факультативов, я решила организовать консультации. На них учащиеся могут задавать интересующие их вопрос, получать разъяснение, переписать работу. Все это происходит в свободном общении с учащимися каждый день утром до уроков или в большую перемену, не ограничивая их определенными днями недели.

Основное назначение первого этапа - помочь ученику войти в конкретную учебную ситуацию, проанализировать её, спланировать предстоящее действие. Использую: особые формы преподавания учебного материала (собственные разработки, памятки ИЗКП); решение практических задач; специальные меры поощрения, одобрения, положительные оценки, создание ситуации успеха)

Для формирования у учащихся потребности в точном выполнении правил без наглядной основы предлагаются задания с четким соблюдением правил. Уменьшается объем инструкций, формируются действия самоконтроля при обучении программированной деятельности.

2 этап предусматривает обучение действиям самоконтроля в процессе выполнения задания с помощью вспомогательных средств: общих и индивидуальных планов, схем, ИЗКП и т.д; обучение учащихся самостоятельно без вспомогательных опор осуществлять контроль над ходом решения простых задач.

3 этап направлен на формирование оценочного компонента, который предполагает анализ и оценку конечного результата работы на основе его сличения с заданными правилами, инструкциями и внесение в него необходимых коррективов:

  1. Обучать учащихся давать адекватную оценку результата своей деятельности по образцу учителя. На основе выделенных совместно с учащимися критериев выполнения даю полную, развернутую оценку и осуществляю в дальнейшем постепенный переход на оценивание результата самим ребенком (по пятибалльной системе);

  2. Формирование у учащихся оценочного компонента, который проходил по двум направлениям: а) совершенствование оценки учеником результата труда других детей; б) оценка качества собственной деятельности по предложенным критериям, причем аргументировать оценку в развернутой речевой форме (Я ставлю себе оценку «4», потому что …). Этот этап является логичным продолжением предшествующей работы и предполагает постепенный перевод учащихся от конкретизации на оценке учителем по каждому критерию к самостоятельному оцениваю общего результата деятельности;

  3. Формирование у учащихся умения самостоятельно оценивать качество своей работы.

Например: 5 класс

Понятия, которыми должны овладеть учащиеся

Подготовительные упражнения

Виды задач, решаемые в данном классе

1. Представление о задаче: вопрос, известные величины.

2. Опорные слова соотношений сложения и вычитания.

3. Опорные слова соотношения разностного сравнения.

4. Опорные слова кратного сравнения двух значений величин.

5. Опорные слова на увеличение (уменьшение), на … больше (меньше), в … раз больше (меньше).

1. Расчленение текста простой задачи на условие и вопрос.

2. Построение схематической модели простых задач на сложение и вычитание.

3. Составление простых задач на сложение и вычитание: а) по заданному условию, б) по заданному вопросу.

4. Составление плана решения по краткой записи задачи и опорным словам.

5. Работа по памяткам и алгоритмам.

6. Работа с тестами.

1. Простые задачи на сложение и вычитание.

2. Простые задачи соотношения разностного сравнения.

3. Простые задачи соотношения кратного сравнения.

4. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого.

5. Задачи в 2-3 действия, составленные из ранее решаемых простых задач.

Таким образом, работа по формированию оценочного компонента деятельности шла по линии от развернутой вербальной оценки каждого этапа на основе опор к свернутой, самостоятельной аргументированной оценке.

Через все этапы прошла задача постепенного усложнения требований к речевому опосредованию деятельности учащихся; от обязательного развернутого проговаривания цели и программы действий к проговариванию шепотом основных шагов деятельности, и, наконец, к свернутому планированию «про себя». Осмысление ребенком поставленной перед ним задачи, ее концентрации, планирование, выполнение, оценка адекватности средств достижения и полученного результата.

Особое внимание уделялось обучению адекватного использования математической терминологии.

На разных этапах решения математических задач учащимся необходимо выработать умения: довести до автоматизма выполнение арифметических действий; овладеть операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения; надо видеть возможности разных способов решения.

Для каждого этапа работы над задачей предлагаются приемы работы, памятки, которые постепенно формируют навыки самостоятельной работы над задачей. Об этом свидетельствуют данные, которые получены в результате исследования: до и после применения памяток на уроке. Письменные инструкции (памятки) способствуют формированию и коррекции мыслительных операций у умственно отсталых школьников. Снизилось количество ошибок, вызванных дефектами словесной регуляции, что свидетельствует о наличии потенциальных возможностей развития у умственно отсталых школьников умения выполнять инструкции (памятки или карточки-задания) при условии специальной организации обучения.

Для составления задач учащимся предлагается папка «Дидактический материал с дифференцированными заданиями», каталоги, «Задачи в таблицах».

Изученный материал можно оформить в индивидуальной записной книжке-памятке (ИЗКП). С помощью нее можно будет сравнивать, сопоставлять, выявлять сходство и различие подобных задач, вырабатывает умение видеть не одно, а несколько решений одной и той же задачи и выбирать рациональный способ. Это памятки-таблицы помогут ученикам при выполнении самостоятельной работы в классе и дома. В них размещен теоретический и практический материал. Ко многим задачам даются пояснения к решению. Ученики, лишний раз, заглянув в нее, восстановят в памяти забытое или убедится в правильности решения.

Тесты, предназначенные для учащихся школы VIII вида, разработаны в соответствии с новым типовым положением, со стандартом общего образования детей с нарушенным интеллектом, а также с учетом результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, методики обучения математики. Использование тестов способствует повышению эффективности обучения на этапе закрепления знаний. Наличие разных по трудности и объему заданий в тестах позволяют учителю осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся.

Результаты тестирования определяют не только уровень знаний, умений и навыков учащихся, но и динамику умственного развития, которая произошла под влиянием обучения. Тесты играют значительную роль в коррекции недостатков мыслительной деятельности, произвольного внимания, зрительного восприятия школьников.

Наблюдения показали, что ученики с большим интересом относятся к тестированным заданиям, проявляют при их выполнении максимум самостоятельности.

Дифференцированные задания при обучении решению задач - способ управления и формирования познавательной активности детей с отклонениями в развитии.

Оценивая эффективность подготовки учащихся к выполнению различных видов задач, возможность работать самостоятельно, продуктивность деятельности ученика на различных этапах урока, учитывая особенности отдельных групп учащихся, характер затруднений, пути коррекционного воздействия на основании дефекта учащихся, все это дало мне возможность разработать систему дифференцированного обучения при решении задач. В эту систему входят: а) дидактический материал с дифференцированными заданиями; б) дифференцированные проверочные и контрольные работы по математике для 5, 6, 7, 8 классов; в) тесты.

Назначение дифференцированных заданий в данном случае - управлять поиском способа решения задачи. Формируя у различных групп учащихся умение анализировать задачу, можно использовать различные виды дифференцированных задании.

На завершающем этапе я провожу повторное обследование, проводимое на начальном этапе. Статистический анализ результатов подтвердил эффективность проведенной работы и зависимость формирования познавательной активности учащихся от целенаправленного педагогического управления осознанием детьми действий на каждом этапе учебной деятельности, вследствие чего произошло позитивное перераспределение учащихся по уровням развития познавательной активности учащихся при решении задач.

Уровни

Входное исследование

Итоговое исследование

Высокий

0%

40%

Выше среднего

0%

20%

Средний

40%

20%

Ниже среднего

20%

20%

Низкий

40%

0%

Воспитаны навыки учащихся по применению ранее усвоенных знаний в новых ситуациях, умение решать учебные проблемы, увеличивается интерес учащихся к выполнению различных заданий по математике на уроках, коррекционных занятиях, во внеклассных мероприятиях.

Как показали результаты индивидуальной карты-контроля математической подготовленности учащихся при решении задач, определенная часть школьников продвинулась на более высокие уровни. Положительная динамика проявилась у них на всех этапах выполнения учебной деятельности при решении задач: мотивационно-ориентировочном, исполнительском, контрольно-оценочном. Следует подчеркнуть, что дети скорее интуитивно могут несколько скорректировать свои действия и получить заданный результат, чем спрогнозировать и вербально оформить план работы и дать отчет по окончании деятельности. Им трудно сделать развернутую оценку полученным результатам, оформить ее в речи.

Рейтинг по итогам контрольных работ свидетельствует о качественных изменениях результатов работы учащихся: качество знаний (6 класс) - 80 %, качество знаний (9 класс) - 100 %. У учащихся отработаны навыки работы по памяткам, образцам, инструкциям, с помощью ИЗКП.

Анализ итоговых тестов по математике (9 класс) показал, что учащиеся, имеющие более низкий уровень, еще испытывают затруднения на всех этапах деятельности, даже при оказании стимулирующей и направленной помощи взрослого. Тем не менее, я зафиксировала следующие позитивные изменения:

  • принятие детьми обшей цели задания и части правил при детальном анализе инструкций, значительно большей части правил;

  • с помощью учителя следование заданиям по правилам до окончания выполнения деятельности;

  • попытка вербализации отчета о выполнении деятельности, участие в анализе полученных результатов под руководством педагога.

О позитивной динамике можно сделать вывод относительно результатов исследования «Участие учащихся вспомогательных классов в неделе математики». Участие в неделе математики не просто расширило кругозор, но и пробудило учащихся к исследовательской деятельности, стимулировало интерес, воспитывало самостоятельность, ответственность. Деятельность в неделе математики обогатило речь, учило применять полученные знания в игровой форме через создание ситуации успеха, способствуя подвижности и гибкости мышления, воспитывало чувство товарищества и умения разделять чувство успеха, радости.

Количество участников увеличилось с 46 % до 86 %, среди которых победили в различных номинациях в 09 - 10 учебном году стали 67 % участников (номинации с 2007 г. по 2010 г. - «Самый грамотный математик», «Активный участник в неделе математики», «Знаток математических пословиц, поговорок и загадок», победитель конкурса математических газет «Веселая математика», малой математической олимпиады, математического соревнования, математической регаты, математического марафона, конкурса на лучшую тетрадь по математике).

Формируется и накапливается опыт познавательной деятельности учащихся при решении различных задач, как на уроке, так и во внеклассных мероприятиях, расширился кругозор.

Главное - учащиеся не просто решают нестандартные задачи, находят способ решения, а расширяют и обогащают свои возможности и способности.

Результаты подтвердили возможность формирования познавательной активности умственно отсталых учащихся, страдающих ДЦП, в специально созданных психолого-педагогических условиях коррекционной работы:

  1. формирование познавательной активности возможно при такой организации учебной деятельности, которая учитывает возрастные закономерности и возможности в становлении этой способности у детей, специфику психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

  2. варьирование заданий математического содержания, упражнений, форм и методов их преподнесения с учетом зон развития всех действий в соответствии со структурой учебной деятельности;

  3. разумное сочетание вербального материала и наглядной основы (в частности - опор);

  4. использование различных форм групповой и индивидуальной работы на уроке и вне его; проведение индивидуальных коррекционных занятий с целью своевременной и результативной интериоризации внешних практических действий (т.е. формирование внутренних структур человеческой психики, посредством внешней социальной деятельности, присвоение жизненного опыта, становление психических функций и развитие в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мышления мы можем говорить про себя, и собственно думать, не мешая окружающим);

  5. формирование познавательного интереса через использование приемов работы, активизирующих деятельность самого ребенка как субъекта учебной деятельности;

  6. оказание дозированной помощи, «адресной» коррекционно-педагогической поддержки, эмоциональной стимуляции учеников, обеспечение своевременного речевого опосредования всех мыслительных действий и операций ребенка;

  7. ведущая роль в процессе формирования познавательной активности принадлежит целенаправленному и квалифицированному педагогическому управлению.

Я выделила целый ряд проблем, трудностей с которыми встретилась в работе:

  1. многообразие двигательных и умственных нарушений и патологий учащихся затрудняет стандартизацию образования этих учащихся, т.к. можно выделить несколько групп учащихся с различной структурой нарушений, каждая из которых нуждается в собственных специальных образовательных условиях: а) отсутствие учебных программ для обучения умственно отсталых детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (разноуровневые программы, адаптированные для коллективного и индивидуального обучения); б) несоответствие содержания учебников современным условиям; в) не разработаны критерии оценивания учебной деятельности учащихся с данной патологией; г) недостаточность методической литературы, дидактических материалов, пособий, наглядности, технических средств адаптированных для обучения данной категории учащихся; д) недостаточно изучена данная патология детей в мировой и отечественной медицинской теории и практике.

2) множественные нарушения (ограниченность движений, слуха, речи и т.д., выраженность астенических проявлений, низкий запас знаний и т.д.) маскируют возможность детей, снижают мотивацию к учебной деятельности, увеличивают утомляемость умственно отсталых детей с нарушениями двигательного аппарата;

3) требуются более совершенно тонкие методики диагностики, поддержки и сопровождения данной категории детей;

4) неунифицированные и недостаточно регламентируемые разрозненные методики, что в сочетании с оценкой результата исследований может провоцировать диагностические ошибки;

5) недостаточно изучена проблема зависимости языкового сознания от индивидуальных мыслительных и психических особенностей индивида;

6) у учащихся затруднено формирование навыков устного счета (5 - 6 кл.), затруднена самостоятельная работа с объяснительным текстом учебника, не предпринимаются попытки самостоятельно выполнить задания;

7) общее состояние здоровья детей ведет к частым и длительным пропускам занятий, что не позволяет им усвоить программный материал в полном объеме;

8) необходимо пересмотреть систему подготовки и повышения квалификации учителей школ по обучению детей с проблемами в развитии.

Гарантия качества обучения обеспечивается целенаправленным планированием образовательной деятельности, мониторингом, поэтапными наблюдениями и анализом промежуточных результатов, на создании оптимальных условий для учащихся.

Пусть каждый ученик сделает открытие и это принесет радость, а радость познания приведет к интересу, а интерес - это путь к радостному поиску, размышлению, восторгу: «Я сумел! Я победил самого себя! Я - умен! Я могу». Это самое прекрасное мгновение на уроке, когда ребенок засверкал, когда глаза горят желанием ответить, когда он хочет действовать.

Не стоит решать в школе много задач, необходимо решать немного, но так, чтобы решение каждой задачи приносило учащимся какую-то пользу, чтобы они узнавали что-то новое, овладевали каким-то новым умением или закрепляли, развивали, углубляли уже имеющиеся у них знания и умения.

«Когда задачи решаются легко, это служит доказательством того, что силы, которые математика должна была развить, уже развились».

Джон Радфорд Юнг.

13



© 2010-2022