Рабочая программа по геометрии для 7 класса

Рабочая программа составлена к учебнику Атанасяна Л.С. и др., на основе авторской программы по геометрии для 7-9 классов В.Ф. Бутузова, и в соотвествии с Положением о рабочей программе образовательного учреждения. Расчитана на 68 часов, согласно календарному графику школы. В Рабочую программу включены разделы: "Пояснительная записка", "Содержание", "Требования к уровню подготовки учащихся", "Учебно-тематический план", "Календано-тематический план", "Перечень учебно-методического обеспечения", "Н...
Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3 с.Толбазы

муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан








Рассмотрено

На заседании ШМО

Протокол №___ от «__»___2014г.

Согласовано

Зам.директора по УВР

_________ Г.М.Бикбаева

«___» _______ 2014г.

Утверждаю

Директор школы

_____________ Э.Н.Абдюшева

Приказ № ____ от «___» _____ 2014г.









Рабочая программа

по геометрии

для 7 класса (базовый уровень)

на 2014-2015 учебный год

учителя математики

Бикбаевой Гюзель Мажитовны






















с.Толбазы,2014.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по геометрии составлена с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования, в соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ №3 с.Толбазы на 2014-2015 учебный год, с годовым календарным графиком на 2014 - 2015 учебный год, на основе авторской программы по геометрии для 7-9 классов В. Ф. Бутузова.

Используемый учебник «Геометрия, 7-9» авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутусова, С.Б. Кадомцева и др. рекомендован министерством образования Российской Федерации. Рабочая программа по геометрии рассчитана на 2 ч в неделю (68 ч в год).

Изучение геометрии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

  • Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.

Задачи обучения:

-ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;

-научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;

-ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;

-изучить все о треугольниках (элементы, признаки равенства);

-изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении задач и доказательстве теорем;

-научить решать геометрические задачи на доказательства и вычисления;

-подготовить к дальнейшему изучению геометрии в последующих классах.


Содержание

Начальные геометрические сведения (11 ч).

Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигу­ры. Понятие о равенстве фигур. Отрезок. Равенство отрезков. Длина отрезка и ее свойства. Угол. Равенство углов. Величина угла и ее свойства. Смежные и вертикальные углы и их свой­ства. Перпендикулярные прямые.

Основная цель- систематизировать знания учащих­ся об основных свойствах простейших геометрических фигур, ввести понятие равенства фигур.

Треугольники (18 ч).

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпен­дикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треуголь­ника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Основная цель- сформировать умение доказывать равенство данных треугольников, опираясь на изученные признаки; отработать навыки решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки.

Параллельные прямые (13 ч).

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Основная цель- дать систематические сведения о параллельности прямых; ввести аксиому параллельных пря­мых.

4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (20 ч).

Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Задачи на пост­роение.

Основная цель- расширить знания учащихся о тре­угольниках.

Повторение (7 ч).

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения геометрии учащиеся должны уметь/знать:

  1. Знать, какая фигура называется отрезком; уметь обозначать точки и прямые на рисунке, изображать возможные случаи взаимного расположения точек и прямых, двух прямых, объяснить, что такое отрезок, изображать и обозначать отрезки на рисунке.

  2. Объяснить, что такое луч, изображать и обозначать лучи, знать какая геометрическая фигура называется углом, что такое стороны и вершины угла, обозначать неразвёрнутые и развёрнутые углы, показывать на рисунке внутреннюю область неразвёрнутого угла, проводить луч, разделяющий его на два угла;

  3. Какие геометрические фигуры называются равными, какая точка называется серединой отрезка, какой луч называется биссектрисой угла; сравнивать отрезки и углы, записывать результаты сравнения, отмечать с помощью масштабной линейки середину отрезка, с помощью транспортира проводить биссектрису угла;

  4. Измерить данный отрезок с помощью масштабной линейки и выразить его длину в сантиметрах, миллиметрах, метрах, находить длину отрезка в тех случаях, когда точка делит данный отрезок на два отрезка, длины которых известны;

  5. Что такое градусная мера угла, находить градусные меры углов, используя транспортир, изображать прямой, острый, тупой и развёрнутый углы;

  6. Какие углы называются смежными и чему равна сумма смежных углов, какие углы называются вертикальными и каким свойством обладают вертикальные углы, какие прямые называются перпендикулярными; уметь строить угол, смежный с данным углом, изображать вертикальные углы, находить на рисунке смежные и вертикальные углы;

  7. Объяснить, какая фигура называется треугольником, и назвать его элементы; что такое периметр треугольника, какие треугольники называются равными, формулировку и доказательство первого признака равенства треугольников;

  8. Определения перпендикуляра, проведённого из точки к данной прямой, медианы, биссектрисы, высоты треугольника, равнобедренного и равностороннего треугольников; знать формулировку теорем о перпендикуляре к прямой, о свойствах равнобедренного треугольника;

  9. Формулировки и доказательства второго и третьего признаков равенства треугольников;

  10. Определение окружности, уметь объяснить, что такое центр, радиус, хорда, диаметр, дуга окружности, выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения: отрезка, равного данному; угла, равного данному; биссектрисы данного угла; прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярную к данной прямой; середины данного отрезка;

  11. Определение параллельных прямых, названия углов, образующихся при пересечении двух прямых секущей, формулировки признаков параллельности прямых; понимать, какие отрезки и лучи являются параллельными; уметь показать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых;

  12. Аксиому параллельных прямых и следствия из неё; доказывать свойства параллельных прямых и применять их при решении задач;

  13. Доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствия; знать какой угол называется внешним углом треугольника, какой треугольник называется остроугольным, прямоугольным, тупоугольным;

  14. Доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника и следствия из неё, теорему о неравенстве треугольника, применять их при решении задач;

  15. Доказывать свойства прямоугольных треугольников, знать формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников и доказывать их, применять

  16. Знать, какая фигура называется отрезком; уметь обозначать точки и прямые на рисунке, изображать возможные случаи взаимного расположения точек и прямых, двух прямых, объяснить, что такое отрезок, изображать и обозначать отрезки на рисунке.

  17. Объяснить, что такое луч, изображать и обозначать лучи, знать какая геометрическая фигура называется углом, что такое стороны и вершины угла, обозначать неразвёрнутые и развёрнутые углы, показывать на рисунке внутреннюю область неразвёрнутого угла, проводить луч, разделяющий его на два угла;

  18. Какие геометрические фигуры называются равными, какая точка называется серединой отрезка, какой луч называется биссектрисой угла; сравнивать отрезки и углы, записывать результаты сравнения, отмечать с помощью масштабной линейки середину отрезка, с помощью транспортира проводить биссектрису угла;

  19. Измерить данный отрезок с помощью масштабной линейки и выразить его длину в сантиметрах, миллиметрах, метрах, находить длину отрезка в тех случаях, когда точка делит данный отрезок на два отрезка, длины которых известны;

  20. Что такое градусная мера угла, находить градусные меры углов, используя транспортир, изображать прямой, острый, тупой и развёрнутый углы;

  21. Какие углы называются смежными и чему равна сумма смежных углов, какие углы называются вертикальными и каким свойством обладают вертикальные углы, какие прямые называются перпендикулярными; уметь строить угол, смежный с данным углом, изображать вертикальные углы, находить на рисунке смежные и вертикальные углы;

  22. Объяснить, какая фигура называется треугольником, и назвать его элементы; что такое периметр треугольника, какие треугольники называются равными, формулировку и доказательство первого признака равенства треугольников;

  23. Определения перпендикуляра, проведённого из точки к данной прямой, медианы, биссектрисы, высоты треугольника, равнобедренного и равностороннего треугольников; знать формулировку теорем о перпендикуляре к прямой, о свойствах равнобедренного треугольника;

  24. Формулировки и доказательства второго и третьего признаков равенства треугольников;

  25. Определение окружности, уметь объяснить, что такое центр, радиус, хорда, диаметр, дуга окружности, выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения: отрезка, равного данному; угла, равного данному; биссектрисы данного угла; прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярную к данной прямой; середины данного отрезка;

  26. Определение параллельных прямых, названия углов, образующихся при пересечении двух прямых секущей, формулировки признаков параллельности прямых; понимать, какие отрезки и лучи являются параллельными; уметь показать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых;

  27. Аксиому параллельных прямых и следствия из неё; доказывать свойства параллельных прямых и применять их при решении задач;

  28. Доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствия; знать какой угол называется внешним углом треугольника, какой треугольник называется остроугольным, прямоугольным, тупоугольным;

  29. Доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника и следствия из неё, теорему о неравенстве треугольника, применять их при решении задач;

  30. Доказывать свойства прямоугольных треугольников, знать формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников и доказывать их, применять свойства и признаки при решении задач;

  31. Какой отрезок называется наклонной, проведённой из данной точки к данной прямой, что называется расстоянием от точки до прямой и расстоянием между двумя параллельными прямыми; уметь строить треугольник по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум прилежащим к ней углам, по трём сторонам.

В ходе преподавания геометрии в 7 классе следует обращать внимание на то, чтобы учащиеся овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

  • овладевали приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;

  • целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык геометрии для их описания, приобретали опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Учебно-тематический план


№п/п

Тема

Количество часов

1

Глава I.Начальные геометрические сведения

11

2

Глава II. Треугольники

18

3

Глава III. Параллельные прямые

13

4

Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника

20

5

Глава V. Повторение

7


Итого

69

Календарно-тематический план.



п/п

Тема раздела, урока

Кол-во
часов

Дата проведения урока

по плану

фактически


Глава I. Начальные геометрические сведения

11



1

Прямая и отрезок

1

02.09


2

Луч и угол

1

03.09


3

Сравнение отрезков и углов

1

09.09


4

Измерение отрезков

1

10.09


5

Решение задач по теме «Измерение отрезков»

1

16.09


6

Измерение углов

1

17.09


7

Смежные и вертикальные углы

1

23.09


8

Перпендикулярные прямые

1

24.09


9

Решение задач. Основные свойства простейших геометрических фигур

1

30.09


10

К.Р.№1. Начальные геометрические сведения

1

01.10


11

Решение задач. Начальные геометрические сведения

1

07.10



Глава II. Треугольники

18



12

Треугольники

1

08.10


13

Первый признак равенства треугольников

1

14.10


14

Решение задач на применение первого признака равенства треугольников

1

15.10


15

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

1

21.10


16

Свойства равнобедренного треугольника

1

22.10


17

Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник»

1

28.10


18

Второй признак равенства треугольников

1

29.10


19

Решение задач на применение второго признака равенства треугольников

1

05.11


20

Третий признак равенства треугольников

1

11.11


21

Решение задач на применение признаков равенства треугольников

1

12.11


22

Окружность

1

18.11


23

Примеры задач на построение

1

19.11


24

Решение задач на построение

1

25.11


25

Решение задач на применение признаков равенства треугольников

1

26.11


26

Решение задач

1

02.12


27

Решение задач по теме «Треугольники»

1

03.12


28

К.Р.№2. Треугольники

1

09.12


29

Решение задач по теме «Треугольники»

1

10.12



Глава III. Параллельные прямые

13



30

Признаки параллельности прямых

1

16.12


31

Признаки параллельности прямых. Решение задач.

1

17.12


32

Практические способы построения параллельных прямых

1

23.12


33

Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых»

1

24.12


34

Аксиома параллельных прямых

1

30.12


35

Свойства параллельных прямых

1

20.01


36

Решение задач на применение свойств параллельных прямых.

1

21.01


37

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

1

27.01


38

Параллельные прямые. Решение задач.

1

28.01


39

Признаки параллельности прямых. Решение задач.

1

03.02


40

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

1

04.02


41

К.Р.№3. Параллельные прямые

1

10.02


42

Решение задач. Параллельные прямые.

1

11.02



Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника

20



43

Сумма углов треугольника

1

17.02


44

Сумма углов треугольника. Решение задач.

1

18.02


45

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

24.02


46

Следствия из теорем о соотношениях между сторонами и углами треугольника

1

25.02


47

Неравенство треугольника

1

03.03


48

Решение задач.

1

04.03


49

К.Р.№4. Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

10.03


50

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Решение задач.

1

11.03


51

Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства

1

17.03


52

Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника

1

18.03


53

Признаки равенства прямоугольных треугольников

1

01.04


54

Прямоугольный треугольник. Решение задач.

1

07.04


55

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми

1

08.04


56

Построение треугольника по трем элементам

1

14.04


57

Построение треугольника по трем элементам

1

15.04


58

Решение задач на построение треугольника по трем элементам

1

21.04


59

Решение задач на построение

1

22.04


60

Решение задач. Прямоугольные треугольники. Задачи на построение

1

28.04


61

К.Р.№5.Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам

1

29.04


62

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Решение задач.

1

05.05



Глава V. Повторение

7



63

Начальные геометрические сведения

1

06.05


64

Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник.

1

12.05


65

Параллельные прямые

1

13.05


66

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

19.05


67

Задачи на построение

1

20.05


68

Итоговая контрольная работа

1

26.05


68

Повторение курса геометрии 7 класса

1

27.05


Перечень учебно-методического обеспечения

1.Геометрия. 7-9 классы: учебник для общеобразоват.учреждений/Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.-21-е изд.-М.: Просвещение, 2011.

2.Бутузов В.Ф. Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С.Атанасяна и др. 7-9классы:пособие для учителей общеобразоват.учреждений/В.Ф.Бутузов. -М.: Просвещение, 2011.

3.Глазков Ю.А. Рабочая тетрадь по геометрии: 7 класс:к учебнику Л.С.Атанасяна и др. «Геометрия. 7-9 классы: учебник для общеобразоват.учреждений» /Ю.А.Глазков, П.М.Камаев. -4-е изд.,перераб. и доп. - М.: Экзамен,2013. (электронный вариант).

4.Мельникова Н.Б. Контрольные работы по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. «Геометрия. 7-9». /Н.Б.Мельникова -3-е изд.,перераб.и доп. - М.: Экзамен,2012. (электронный вариант).

Нормы оценок знаний учащихся

Оценка письменных контрольных работ учащихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах, графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах графиках, но учащийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнен им каких-либо других заданий.

2.0ценка устных ответов учащихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию символику, в определенной логической последовательности;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность, устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя,

  • возможны одна-две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы не исказившее математическое содержание ответа;

  • допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

3. Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) недочёты.

3.1. Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

  • незнание наименований единиц измерения;

  • неумение выделить в ответе главное;

  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

  • неумение делать выводы и обобщения;

  • неумение читать и строить графики;

  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками; потеря корня или сохранение постороннего корня;

  • отбрасывание без объяснений одного из них;

  • равнозначные им ошибки;

  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской; логические ошибки.

3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;

  • неточность графика;

  • нерациональный метод решения задачи. или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

3.3. Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;

  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Список литературы.

1. Гаврилова Н.Ф. Универсальные поурочные разработки по геометрии. 7 класс. Учебно-методическое пособие. В помощь школьному учителю./ Н.Ф.Гаврилова. - М.: - ВАКО,2010.

2.Геометрия. 7класс: Поурочные планы (по учебнику Л.С.Атанасяна и др. «Геометрия. 7-9классы»./ сост.Т.Л.Афанасьева, Л.А.Топилина. - Волгоград :Учитель,2004.

3.«Дидактические карточки - задания по геометрии 7 класс», «Экзамен», 2007 год.


© 2010-2022