Итоговая работа Развитие творческого потенциала личности обучающихся на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования






Итоговая работа

по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

по теме:

«Развитие творческого потенциала личности обучающихся на уроках математики»

СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия: со 07.09 по 18.09.2015 года

2 сессия с ______по________.2015 года



Выполнил (а): Фомина Елена Васильевна

учитель математики ГБОУ СОШ №1

(ФИО полностью, должность, ОО)








2015г.

Пояснительная записка

1. Актуальность проекта

В период научно - технической революции и быстрого нарастания потока научной информации одной из главных задач обучения становится развитие не только репродуктивного, но и творческого мышления у учащихся. На современном этапе развития науки, техники, производства, обществу нужны новаторы, рационализаторы, изобретатели - люди умеющие мыслить творчески, способные создавать новое во всех областях жизни. На сегодняшний день главной целью педагогической деятельности можно считать создание условий для развития творческих способностей личности обучающегося.

Творческая способность - это способность увидеть проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, способность теоретически и практически проверить её и в результате создать оригинальный продукт, научное открытие, изобретение, решение задачи.

Противоречия

Между традиционными методами и приёмами обучения школьников и необходимостью внедрения новой, прогрессивной системы обучения, реально необходимой на современном этапе развития общества;

Между необходимостью применять современные технологии по развитию творческого потенциала и недостаточным уровнем подготовки педагогов; Между имеющимися у школьников знаниями, умениями и навыками, полученными на уроках, и реальным уровнем творческого развития .

Проблема

Важность проблемы - развитие творческого потенциала учащихся . Обусловлена на мой взгляд, двумя основными причинами. Первая из них - падение интереса к учебе. Уже к концу десятилетнего обучения, как показывают различные психологические опросы, интерес к учебе сохраняют от 20 до 40% учащихся.

Вторая причина в том, что даже те ученики, которые, казалось бы, успешно справляются с программой, теряются, как только оказываются в нестандартной учебной ситуации.

Поэтому свою цель как учителя математики я вижу не только и не столько в том, чтобы передать ученикам определенный объем знаний, но главное - в развитии их творческих способностей на уроках математики с помощью современных образовательных технологий .

2. Цель и задачи

Цель педагогического проекта: Развивать творческий потенциал обучающихся с помощью современных образовательных технологий.

Задачи: Изучить инновационные технологии, направленные на развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики. Внедрить в программу наиболее приемлемые методы и приёмы обучения для каждого обучающегося. Создать максимально благоприятные условия для развития и формирования творческих способностей каждого .Пробудить интерес к изучаемому на уроках математики, используя различные виды работы .

3. Ожидаемые результаты

Совершенствование педагогической деятельности с целью повышения качества работы по развитию творческих способностей обучающихся. Повышение мотивации и качества знаний по предмету «Математика» с помощью современных образовательных технологий. У обучающихся сформировать творческое отношение к выполняемой работе. Приобретение обучающимися умений: -выдвигать гипотезы, формировать собственное мнение, высказывать его, аргументировать; -продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявляя свою индивидуальность.






Основная часть

Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, а способность создавать, формулировать и разрабатывать необычные, оригинальные идеи, а также использовать нестандартные способы деятельности.

Основными показателями сформированности творческих способностей являются:

1.Определенный фонд знаний и умений, их качество и степень обобщенности.

2.Уровень развития: внимания, памяти, воображения.

3.Уровень развития мышления, который определяется степенью сложности умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация).

4.Владение приемами поисковой и творческой деятельности.

Условия успешного развития творческих способностей

Первое условие успешного развития творческих способностей - ранее начало.

Второе важное условие эффективного развития способностей - заранее окружение ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и развивали бы в нём именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Третье условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

Оказывается, способности развиваются тем успешнее, если в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» всё выше и выше.

Четвёртое важное условие - ребёнку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, выборе способов работы и т.д. Здесь желание ребёнка, его интерес, эмоциональный подъём служат надёжной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдём ему на пользу.

Пятое немаловажное условие успешного развития творческих способностей предполагает ненавязчивость, умную, доброжелательную помощь взрослых.

Эффективным средством здесь выступает:

1. Проблемное обучение.

Одним из путей активизации творческой активности учащихся на уроках математики является проблемное обучение - методическая система, включающая особое сочетание разнообразных приемов и методов обучения. В проблемном обучении учебный процесс приобретает свою специфическую структуру, состоящую из цепи последовательно разрешаемых проблем. Процесс их разрешения имеет свою логическую последовательность действий, отражающих методы научного познания (формулировка проблемы, выдвижение гипотезы, выбор метода решения, сбор необходимых фактов, их анализ и обобщение, проверка решения, формулировка выводов). Структура проблемного урока подчиняется логической структуре познавательных действий, присущих поисковой деятельности.

Центральным в теории проблемного обучения являются вопросы создания проблемной ситуации и постановки учебных проблем. Каждое учебное проблемное задание является искусственной педагогической конструкцией. Оно специально конструируется с обучающей целью и включается в определенный момент в учебный процесс в соответствии с логикой учебного процесса.

Процедура познавательных действий в проблемном обучении включает следующие этапы:

  1. Осознание проблемной ситуации;

  2. Анализ проблемной ситуации;

  3. Выдвижение идей, предположений по выходу из ситуации;

  4. Обоснование выдвинутых идей, предположений;

  5. Определение следствий;

  6. Формулировка проблемы;

  7. Сопоставление проблемы с имеющимися знаниями и умениями;

  8. Планирование плана решения проблемы;

  9. Решение проблемы;

  10. Сравнение результатов с первоначальными идеями;

  11. Формулировка вывода.

Проблемное изложение учебного материала заключается в том, что учитель сам ставит проблемы, сам их решает и делает выводы. Изложить материал проблемно - это значит, не изменяя существенной информации, по возможности максимально усилить ее эмоциональную сторону (путем создания проблемной ситуации), преобразовав по мере необходимости структуру материала.

Проблемное изложение будет успешным при наличии ряда условий. Во-первых, должна быть четко определена целесообразность его в каждом конкретном случае (при этом учитывается возраст учащихся, их уровень развития и обученности, временные ограничения, содержание материала).

Во-вторых, учителю необходимо глубоко и прочно владеть как фактическим, так и историческим аспектами математики.

В-третьих, следует овладеть умением «видеть» противоречия, вычленять и делать их видимыми для учащихся, т.е. учителю необходимо быть диалектиком и владеть технологией правильной постановки вопросов, «обнажающих» противоречия перед учащимися.

Чтобы конструирование проблемного изложения происходило успешно, надо четко представлять его общую структуру; она состоит из четырех этапов:

1) организация проблемной ситуации;

2) выдвижение гипотезы;

3) ее аргументация;

4) выводы.

Проблемные ситуации на уроках создаются путем опоры на жизненный опыт учащихся, благодаря чему они в процессе собственной деятельности находят возможность использовать получаемые знания для решения учебных задач. Здесь мы имеем возможность подбором соответствующих примеров обогатить жизненный опыт учащихся. Используя противоречия между имеющимися у учащихся представлениями о каком-либо явлении и действительным его содержанием, учитель создает проблемную ситуацию специальными методическими приемами:

- столкновением учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического обоснования;

- созданием жизненной ситуации путем организации практической работы учащихся. Учащиеся от наблюдения конкретного явления самостоятельно приходят к обобщениям;

- побуждением учащихся к анализу жизненных явлений с целью выдвижения проблемного вопроса.

Применение проблемного обучения вызывает у учащихся большой интерес к учебе, стимулирует учащихся преодолевать трудности, способствует более быстрому развитию творческого мышления и воображения. Безусловно, все сказанное не исключает необходимости информационно-сообщающего изложения учебного материала. В практике школьного обучения следует разумно сочетать приемы и методы обучения, исходя как из конкретной цели урока, так и из общих задач развития личности ученика.

2. Игровые элементы на уроках математики.

В процессе игры реализуются также принципы:

- психологической комфортности (снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя "как дома");

- вариативности (развитие у учащихся вариативного мышления, т.е. понимание возможности различных вариантов решения задач, умение осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант),

- креативности (творчества), который предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Характерной чертой для каждой математической игры является решение различных дидактических задач. Среди них - уточнение представлений о предмете или явлении, о его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними. И в этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет обучающую задачу. Поэтому игры на уроке оказываются не просто забавой, интересным и необычным занятием, а активным средством пробуждения творческого потенциала и удобным способом "щадящего" обучения.

Примером игрового элемента, доступного для использования практически на каждом уроке, является игра «Верю - не верю». Это - своеобразный фронтальный опрос теории, в ходе которого учителем произносятся верные и ложные утверждения, составленные по материалу изучаемой темы, а задача учащихся грамотно отреагировать на эти утверждения (например, поднятием карточек зелёного или красного цвета).

Помимо этого для развития творческого мышления учащихся на уроках математики использую новые техники:

  1. мудрые совы

  2. мозговой штурм;

  3. судовой журнал;

  4. шляпы для дискуссий

  5. составление карты мыследеятельности

  6. верно - не верно

  7. работа в круге

  8. лото

В том числе и разработанные мною «Задаем вопросы»: учащиеся готовят теоретические вопросы по данной теме и задают их отвечающему у доски, «Ты - мне, я - тебе»: перекресток вопросов, которые задают учащиеся друг другу при проверке теоретических знаний. «Построй свой дом» или «Логический дом»: строится дом из алгоритмов решения задачи или, какого - либо математического правила из набора вырезанных предложений (например, действия с десятичными дробями). « Помоги другу»- работа в паре: даются карточки с заданиями, в которых есть открытые окошки, в них нужно вставить ответ соседа (друга) и продолжать решение следующих заданий их можно еще назвать круговыми.

«Рассуждалки»: детям предлагается задумать любое математическое понятие, а затем, не называя его, рассуждать, где это математическое понятие встречается, что с его помощью можно делать, рассказывать о его свойствах. При этом задачей «загадывающего» является продолжительное рассуждение, а класс должен как можно быстрее отгадать понятие.

Приёмом сопутствующим и дополняющим игровые моменты на уроках, безусловно, является составление и решение творческих задач.

3. Творческие задачи:

Что же следует понимать под творческой задачей? В большинстве случаев творческие задачи связаны с экспериментом или конструированием, поэтому их естественнее называть заданиями.

Творческие задачи бывают трёх видов:

  • исследовательские, которые строятся на выдвижении гипотез, прогнозировании последствий, достраивании условий.

  • изобретательские, которые предполагают прогнозирование идей, проектов,

  • конструкторские.

Вместе с тем, творческие задачи должны отвечать требованиям:

- Достаточность условия;

- Корректность вопроса;

- Наличие противоречия.

Творческая задача имеет одно уникальное свойство - ее нельзя однозначно определить как творческую. Говоря об одной и той же задаче, всегда следует иметь в виду, что для одних учеников она может быть творческой, а для других - нет. Все зависит от их индивидуального опыта творческой деятельности.

В психологии сложились два основных подхода к построению творческих задач. В соответствии с первым - проблема в явном виде не задается. Работа над задачей протекает в условиях, когда решающий не уверен в перспективности каждой своей идеи или полученного промежуточного результата, то есть в условиях неопределенности. В соответствии со вторым подходом суть проблемы обнаруживается практически сразу - в форме парадоксального для решающего противоречия содержания задачи с имеющимися у него знаниями и опытом.

При составлении творческих задач необходимо использовать:

- Интересный факт;

- Историю науки;

- Повседневную жизнь;

- Окружающую природу;

- Изученный учебный материал;

- Ошибочные выводы и поиски в науке;

- Литературу, народное творчество.

Активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке можно и путём разгадывания кроссвордов. Разгадывание кроссвордов в большей степени способствует развитию памяти и внимания учащихся. Учащимся предлагается разгадать кроссворд, в котором зашифровано название темы или который связан с изученной темой. Большой кроссворд - интересное средство для самостоятельной работы с дополнительной литературой. Кроссворды хороши тем, что ученики должны дать грамотное определение тем математическим терминам, которые находятся в сетке данного кроссворда.

Ребусы хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость. Учащимся предлагается отгадать зашифрованное слово. Это может быть название темы, единица измерения, высказывание ученого и т. д. При этом развивается мышление учащихся.

Одним из способов повышения интереса учащихся к предмету является использование художественной литературы и устного народного творчества (пословицы, загадки) на уроках математики.

Язык загадки точен и лаконичен, загадка имеет серьёзное познавательное значение. Будучи по своей форме не простым, обыденным, а замысловатым поэтическим описанием, загадка испытывает сообразительность ученика, оригинальность его мышления, развивает его воображение, раскрывает глаза на поэтическую красоту и богатство окружающего мира, учит наших порой излишне рациональных детей замечать красоту привычных и будничных сторон действительности. Особенности жанра позволяют с успехом привлекать народные загадки в начальном курсе математики, но иногда они уместны и в старших классах. Содержание многих загадок посвящено математическим процессам, с которыми приходится учащимся знакомиться при изучении темы той или ной темы.

Другая форма фольклорных материалов, которые могут быть использованы на уроке - пословицы и поговорки. Пословицы чутко улавливают своеобразие природы, быта и жизненного уклада народа. Часто пословицы проповедуют разумное отношение к природе. Конечно, пословицы используются не как основная, а как вспомогательная, дополнительная, иллюстрированная часть урока - однако чрезвычайно яркая и полезная.

Использование фольклора на занятиях по математике оказывается эффективным, если придерживаться определенных методических требований, а именно, цитируемое должно:

- быть связано с конкретными вопросами курса математики,

- отражать основной, а не второстепенный или дополнительный материал,

- иметь художественные достоинства: яркость и убедительность образов, выразительность,

- быть кратким, лаконичным,

- способствовать положительной мотивации к изучению математики.

Игровые моменты на уроках, решение творческих задач, разгадывание ребусов, кроссвордов и загадок - повышают качество обучения, вызывают интерес к предмету и способствует развитию творческих способностей учащихся.

4. Метод проектов.

Нельзя воспитать человека, творчески мыслящего, умеющего выполнять задания, допускающие разные подходы к решению, разные варианты ответов, используя только традиционные методы обучения. Поэтому одной из важных задач является использование новых эффективных методов обучения и воспитания, способствующих творческому развитию личности. Одним из таких средств является метод проектов.

Что же такое учебный проект? С точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся в виде цели, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Метод проектов используется для обобщения знаний и умений по изученной теме. Учащимся поручается к моменту окончания изучения темы изобрести любое устройство, прибор или способ проведения какого-либо процесса; плакат, альбом, афишу, буклет, фото, мультимедийную презентацию и пр., отражающие самое существенное содержание темы.

Метод проектов наиболее эффективно создаёт условия для формирования и развития творческих способностей учащихся. Через работу ума и рук учащиеся вовлекаются в совместную деятельность в группах, развивается сотрудничество. Проекты органично вписываются в учебный процесс. Следует отметить, что уроки с использованием метода проектов наиболее эффективны как средство активизации учебной деятельности детей, менее склонных к пониманию, запоминанию теоретических выкладок, формул, решению задач. У них проявляются способности к практической деятельности, а через практику идет обучение.

В качестве простейшего примера выполнения исследовательского проекта можно привести рефераты, которые активно используются в учебном процессе. Сначала ребята пишут рефераты для использования на конкретном уроке, затем наиболее интересные исследования выходят на общешкольные внеклассные мероприятия (например, в рамках предметных недель), а затем - на городские научно-практические конференции.

Чтобы выполнять подобные задания, учащимся приходится возвращаться к полученным знаниям, добавлять недостающие, критически переосмысливать их, подниматься на новый уровень понимания материала. Большая активная умственная деятельность, в которую приходится погружаться, вынуждает вникать во многие тонкости вопроса, работать с дополнительной литературой, расширять свои знания, учиться мыслить творчески. Творческие задания, рассчитанные на более или менее длительный промежуток времени, имеют очень большую ценность. Во-первых, усилия учащихся здесь направлены на решение естественных, а не искусственных задач. Это очень важный психологический фактор, который создает тот моральный подъем, который присущ творчеству. Во-вторых, решение проблемы ничем не регламентируется. Творческие задания могут иметь множество решений.

Научить ученика думать - это значит сделать для него значительно больше, чем только снабдить определенным объемом знаний.

Познавательная деятельность учащихся должна быть организована так, чтобы она проходила все этапы творческого познавательного процесса. Можно выделить следующие структурные элементы деятельности учащегося: накопление фактов, выдвижение гипотезы, постановка эксперимента, создание теории. Наиболее существенным моментом творческой деятельности является высказывание гипотез и их проверка.

Высказыванию гипотез и их проверке можно учить и вне проблемного обучения. Соответствующие частично-поисковые задания необходимо включать в эвристическую беседу, придавая ей характер исследования.

Сущность исследовательского метода обучения - обеспечение организации поисковой творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.

При проведении исследования самостоятельная работа учащихся носит не исполнительский, а исследовательский характер. Итогом работы становятся выводы, полученные ребятами, как ответы на поставленные вопросы.

Активность учащегося определяется внутренними побудительными силами. Причем умственную активность сопровождает эмоциональный настрой, что приводит к развитию интереса к знаниям.

5. Компьютеризация урока.

Процесс вхождения школы в мировое образовательное пространство требует совершенствования, а также серьезной переориентации компьютерно-информационной составляющей. Вторая половина ХХ века стала периодом перехода к информационным обществам. Лавинообразный рост объемов информации принял характер информационного взрыва во всех сферах человеческой деятельности.

Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку «ручные методы» без использования технических средств давно исчерпали свои возможности. Эффект от применения средств компьютерной техники в обучении может быть достигнут лишь тогда, когда специалист предметной области не ограничен в средствах представления информации, коммуникаций и работы с базами данных и знаний.

Персональный компьютер на уроке следует рассматривать как современное техническое средство обучения, помогающее учителю решать задачи активизации познавательной деятельности и развития нестандартного творческого мышления учащихся. При этом важно понимать, что никакое, даже самое совершенное, средство не может обеспечить всех задач обучения.

Необходимо осознанно разделять понятия «компьютерный урок» и «компьютерная поддержка урока». Компьютерный урок характерен для специфического предмета - информатики, где компьютер является не только необходимым средством обучения, но и непосредственно объектом изучения. Для других школьных предметов персональный компьютер служит полифункциональным средством обучения, реализующим свои дидактические возможности только при высоком качестве учебных программ и профессионально грамотной организации учителем познавательной деятельности учащихся.

Для каждого средства имеется своя педагогическая ниша. Цель применения компьютера на уроке математики - создание дидактически активной среды, способствующей продуктивной познавательной деятельности в ходе усвоения нового материала и развитию мышления учащихся.

Содержательно компьютерная поддержка может быть разнообразной:

1)видео- и анимационные фрагменты с демонстрацией технических приложений (из всевозможных компьютерных программ по математике, интернет-сайтов);

2) материалы для тестового контроля (итогового, рубежного и особенно диагностического);

3) комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов компьютерным экспериментом;

4) исторический, справочный, табличный материал;

5) наборы нестандартных заданий, анимационные рисунки, логические схемы, интерактивные таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления, систематизации материала.

Творческим заданием для учащихся может быть и создание слайдов (опорных конспектов) к учебным темам. Работа над ними позволяет не только глубже понять материал, но и сформировать дополнительные умения пользователя.

Краткие выводы:

1.Математика способна формировать творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, т.е. способствовать воспитанию высоконравственной личности.

2.Формированию навыков творчества у учащихся на уроках математики могут способствовать следующие приёмы и методики:

  • направленность урока на проблемное обучение;

  • составление и решение творческих задач и заданий;

  • разумное использование метода проектов;

  • дидактические игры и игровые моменты на уроках (ребусы, кроссворды);

  • использование на уроках современной компьютерной техники

3.Внеклассная работа является обязательной составной частью образовательного процесса. Необходимо помнить, что это работа не только с учащимися, уже проявившими повышенный интерес к изучению математики , но главным образом работа по привитию интереса к предмету, к учению вообще и по развитию способностей у большинства учащихся.

Выводы итоговой работы:

В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приемы, методы, формы работы на уроках математики.

Формировать умения творчески подходить к решению возникающих проблем.

Приобретение обучающимися умений:

-выдвигать гипотезы, формировать собственное мнение, высказывать его, аргументировать;

-продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявляя свою индивидуальность.















Литература


1.Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное образование. - 2009. - № 9. - С. 118.

2.Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. - М. : Изд. Центр «Академия», 2010. - 368 с.

3.Жильцова О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников // Дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. - М., 2007.

4.Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. - М. : Дрофа, 2007.

5. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 29 декабря 2012 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.09.2013 г. №19644)

6. Выбор в современной школе: книга для учителя. СПб.: «Водолей», 2002






Заключение.

«Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым. «Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле?» - изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками. «Но твои крылья нравятся мне больше!» - сказал мудрец педагогу».

Амонашвили

Приложения

1.Для развития творческих способностей необходимо выполнение следующих условий:

-избегать в стиле преподавания традиционности, будничности, монотонности, отрыва от личного опыта ребѐнка;

-не допускать переутомления и учебных перегрузок;

-использовать стимуляцию познавательных интересов;

-стимулировать познавательные интересы многообразием приѐмов (иллюстрациями, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями);

-специально обучать приѐмам умственной деятельности и учебной работы,использовать проблемно-поисковые методы обучения.

2.Методика развития творческих способностей должна опираться на следующие принципы:

-деятельности - любое развитие происходит в процессе какой-либо деятельности;

- индивидуальности - необходимо учитывать, что индивидуальные особенности каждого ребѐнка позволяют тренировать его способности лишь в определѐнных пределах;

- последовательности - предлагать упражнения надо начиная с самых простых, постепенно усложняя их по мере овладения;

- поэтапности - включать в учебную деятельность упражнения для развития способностей, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий;

- цикличности - включать развивающие упражнения необходимо определѐнными циклами, повторять эти циклы в течение учебного года целесообразно несколько раз;

- психологической комфортности - ребѐнок не должен чувствовать свои неудачи;

- сотрудничества педагога со школьной психологической службой и родителями.

3.Пять способов открыть ваш внутренний творческий потенциал:

1. Занимайтесь тем, что вас делает счастливым. У вас, возможно, уже есть идея о том, что бы вы могли создать собственными силами, иными словами, сделать творчески, но в то же время вы можете бояться неудачи, что осложняет и делает невозможной саму попытку. Но вы должны быть решительны - наиболее часто именно боязнь потерпеть неудачу заставляет человека опустить руки. Ничего страшного, если вы ошибетесь. Забудьте о суждениях посторонних. Вооружитесь кредо «Я живу всего лишь раз» и будьте отважны.

2. Никогда не останавливайтесь.

3. Не переставайте мыслить. Конечно же, человек и так никогда по-настоящему не приостанавливает мышление. Тем не менее, вы должны всегда вынашивать новые мысли,решения и идеи, необходимые особенно в повседневных ситуациях. Вы не должны просто признавать, что все идет своим чередом и предначертано судьбой или провидением - необходимо расширить ваше мышление, подарить ему свободу и позволить себе придумывать велосипед каждый день.

4. Вдохновение. Когда вы следуете тому, что действительно вдохновляет вас, ваш готовый к раскрытию творческий потенциал идет за вами по пятам.

5. Сохраняйте спокойствие. Избегайте ситуаций, при которых вы чувствуете себя слишком напряженно или тревожно. Если вы похожи на большинство людей, то, вероятно, любите осмыслять свои идеи в тишине, одиночестве и комфорте. Стресс может мешать вашим творческим планам, поэтому не забывайте делать перерывы, когда это необходимо. Творческий потенциал можно воспринимать как некоторую абстрактность, но если говорить привычным языком, то это набор способностей, которые не были воплощены в жизни. Он, этот набор, есть у каждого. Задача человека вовремя вспомнить о нем, не закопать в землю, и постараться этот набор раскрыть. Не спеша, по мере наличия возможностей, сил, времени и желания, но раскрыть, чтобы после не было горько от того, как много нового и светлого можно было бы привнести с помощью творчества в жизнь.




© 2010-2022