Задачи экологического характера для 5 класса

А. Яблоков, крупный ученый России, об­суждая проблему экологических знаний, под­черкивает: «Необходим новый уровень эко­логического знания людей. На всем пути воспитания и обучения человека — от дет­ского сада до вузов — экологические знания должны иметь высший приоритет». Только так можно воспитывать человека, способного обращаться с природой береж­но. Сегодняшний заказ на создание систе­мы всеобщего и непрерывного экологиче­ского образования педагогами страны полу­чен. Он сформулирован в специ...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

А. Яблоков, крупный ученый России, об­суждая проблему экологических знаний, под­черкивает: «Необходим новый уровень эко­логического знания людей. На всем пути воспитания и обучения человека - от дет­ского сада до вузов - экологические знания должны иметь высший приоритет». Только так можно воспитывать человека, способного обращаться с природой береж­но. Сегодняшний заказ на создание систе­мы всеобщего и непрерывного экологиче­ского образования педагогами страны полу­чен. Он сформулирован в специальной про­грамме по образованию в области окру­жающей среды 1991 -1995 гг. и на перспекти­ву до 2005 г.

При изучении природоведения в началь­ных классах не только эффективно решают­ся учебно-воспитательные задачи, заложен­ные в программе курса, но и большое вни­мание уделяется экологическому воспита­нию. Получение экологических знаний спо­собствует формированию диалектико-материалистического понимания природы, ее особенностей, расширению кругозора, помо­гает понять связи программного материала с окружающей средой.

Более доступным для усвоения цифровой материал по экологии позволяют сделать текстовые задачи, содержащие данные эко­логического характера. Например:

1. Одно крупное предприятие выбрасы­вает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки очистительных сооружений на этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистительных сооружений?

Какие предприятия нашего города загряз­няют атмосферу?

2. Одно большое дерево выделяет в сут­ки столько кислорода, сколько его необхо­димо для одного человека. В условиях горо­да под влиянием загазованности выделе­ние кислорода снижается в 10 раз.

Сколько должно быть деревьев, что­бы обеспечить кислородом город в 250 000 человек?

3. В сутки автомобиль способен выбро­сить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 суток?

4. Для образования в природе слоя почвы толщиной 5 см требуется, по под­счетам ученых, 2 000 лет. Сколько лет по­требуется для образования слоя почвы в 12 см?

5. Из 1 т тряпья при переработке получают 600 м ткани. Сколько метров ткани можно получить из 25 т тряпья?

6. Большая синица уничтожает в день примерно 120 гусениц кольчатого шелко­пряда, равных по массе 34 г. Чему равна масса гусениц кольчатого шелкопряда, съеденных синицей за лето и начало осени (июнь, июль, август, сентябрь)?

Синица за сутки съедает столько насе­комых, сколько весит сама.

7. На территории Окского заповедника гнездятся сотни птиц. Пара поползней приносит своим птенцам в день 300 гусе­ниц, пара дятлов - в 3 раза больше, чем пара поползней, а пара скворцов - в 5 раз больше, чем пара поползней. На сколько больше гусениц приносит своим птенцам пара скворцов, чем пара дятлов?

8. Сова уничтожает за год 1 000 поле­вых мышей. Сколько килограммов хлеба сохраняет в год одна сова, если одна поле­вая мышь в год запасает 1 кг зерна?

9. В начале нашего века зубр был на грани исчезновения. В 1959 г. в Окский запо­ведник завезли несколько взрослых зубров. На сколько возросло их поголовье к 1992 г., если ежегодно рождалось в среднем по 10 зубрят?

10. Самые трудолюбивые санитары леса - муравьи. В среднем муравьи за 1 мин при­носят в муравейник 2 десятка насеко­мых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 ч?

11. На одну рыбку скалярию по норме надо 3 л воды. Сколько рыбок можно поселить в аквариум, в котором 50 л. воды?

12. На Крайнем Севере полярная ночь длится около 150 суток, а в тундре - с декабря по февраль. На сколько суток дольше длится полярная ночь на Крайнем Севере, чем в тундре?

13. На Камчатке насчитывается 120 вул­канов, из них 29 - действующих. Сколько потухших вулканов на Камчатке?

14. Высота горы Эльбрус 5 642 м, что на 609 м больше горы Казбек. Определи высоту горы Казбек.

15. За сутки бамбук вырастает при­мерно на 30 см. На сколько изменится его высота через 12 ч?

Некоторые цифровые данные, которые можно использовать при составлении задач или математического диктанта:

Длина рек (в км):

Урал - 2 428 Лена - 4 400

Волга - 3 530 Днепр - 2 200

Енисей - 3 487 Дон - 1 870

Нева - 74

Расстояние от Земли до Луны - 384 000 км.

Длина экватора - 40 000 км.

Расстояние от Земли до Солнца - 149 500 000 км.

При подсчете количества макулатуры, собранной классом, можно использовать следующие данные: 60 кг макулатуры сохра­няет от вырубки одно взрослое дерево, которое росло в течение 50-80 лет.

При составлении задач, содержащих све­дения экологического характера, материал может быть взят не только из географи­ческих источников, справочников, но также и получен самими учащимися при изуче­нии объектов природы во время экскурсий. Главное - экологический принцип должен быть определяющим при составлении таких задач.

ЗАДАЧИ ПО МАТЕМАТИКЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ТЕМУ

Человек неотделим от природы. Он учит­ся у природы. И приятно осознавать, что эта книга не имеет последней страницы. Вспоминаются замечательные строки писате­ля Леонида Леонова: «Человек, который по­нимает природу, благороднее, чище. Он не сделает дурного поступка, он прошел душев­ный университет».

Школа должна сделать все необходимое, чтобы природа для ребят была открытой книгой и чтобы они умело пользовались ею. Но воспитать любовь к природе окриком: «Не тронь!», «Не рви!», «Отойди!» - нельзя. Нужен другой подход. Поэтому мы давно работаем над внедрением экологических знаний не только на уроках природоведе­ния. Сегодня мы предлагаем математиче­ские задачи на экологическую тему.

В каждый урок математики мы включаем хотя бы одну задачу, знакомящую с элемен­тами природы (будь то шмель, комар или река) или рассказывающую об охране при­роды.

Если в I классе на уроке математики решаем задачу про муравьев, то сначала про­сим детей отгадать загадку:

Возле елок

Из иголок

Летним днем

Построен дом.

За травой не виден он,

А жильцов в нем - миллион.

«Это муравейник»,- говорят ученики. Проводим краткую беседу: «Кто видел му­равьев? Почему нельзя разорять муравей­ники? Можно ли назвать муравьев трудолю­бивыми, дружными?» И затем решаем за­дачу: «Один муравей тащит соломинку, а другой спешит ему на помощь. Сколько всего муравьев тащат соломинку?»

Если решаем задачу про комаров, то мож­но спросить детей: кто такие комары? По­чему они нужны природе? И далее предло­жить такую задачу: «На стебельке сидели два комара. Одного комара съела лягушка. Сколько комаров осталось на стебельке?»

Детям нравятся эти задачи. Они делятся своими впечатлениями и на основании этого составляют свои задачи. Например: «У пруда квакали 5 лягушек. Кто-то зашумел в камы­шах. Одна из лягушек испугалась и прыгну­ла в воду. Сколько осталось храбрых ля­гушек?»

В период изучения нумерации чисел пер­вого десятка можно предложить учащимся такие задачи:

1. На цветке сидит шмель, собирает пыль­цу. К нему прилетел еще 1 шмель. Сколько всего шмелей на цветке?

2. Белка выбирает семечки из еловой шишки. К ней на ель прыгнули еще 2 бел­ки. Сколько всего белок стало на ели?

3. На стебле было 4 колокольчика. Подул ветер. Остался 1 колокольчик. Сколько коло­кольчиков опало?

4. 4 пчелы прилетели в улей с одного поля и 1 пчела - с другого. Сколько всего пчел прилетело в улей?

5. На болоте в камышах стоят 5 цапель. 1 цапля улетела на другое болото. Сколько цапель осталось на болоте в камышах?

6. 5 лисят спасаются от охотника. Не­сколько лисят спряталось в норе, а 3 не успели. Сколько лисят спряталось в норе?

7. На кустике земляники висело 5 ягод. 2 ягоды созрели и их сорвали. Сколько ягод осталось на кустике?

8. Белка устроила гнездо в дупле. Утром она принесла в дупло 3 еловые шишки, а ве­чером еще 2. Сколько шишек стало в дупле?

9. На кусте расцвело 6 роз. 3 розы маль­чик подарил маме, а остальные бабушке. Сколько роз он подарил бабушке?

10. На клумбе утром распустилось 8 астр, а к вечеру их стало на 2 больше. Сколько всего астр распустилось к вечеру?

11. 7 гусениц завились в кокон и стали куколками. Через несколько дней 2 куколки превратились в бабочек. Сколько бабочек еще должно появиться?

12. Ребята посадили около школы 7 кустов сирени, а шиповника на 3 куста больше. Сколько кустов шиповника посадили ребята?

13. Высота рябины 6 м, а тополь на 3 м выше рябины. Найди высоту тополя.

Переделай условие задачи так, чтобы в нем было сказано «на 3 м ниже».

14. На поляне росло 3 липы и несколько берез. Всего 7 деревьев. Сколько берез росло на поляне?

15. У комара 6 ног, а у паука 8. На сколь­ко больше ног у паука, чем у комара?

Во II классе дети более активны. Они сами с удовольствием составляют задачи, используя знания, полученные на уроках, и наблюдения, накопленные во время обще­ния с природой.

Во время экскурсии в лес, где растут сос­ны, мы научили детей определять приблизи­тельный возраст молодых сосен. У сосен ежегодно вырастает по одному вершинному побегу. Подсчитав число побегов от мутов­ки до мутовки по всему стволу и прибавив к этому количеству еще число 3, дети опре­деляли возраст сосен. Там же они решали задачи, на сколько одно деревце старше или моложе другого.

При проведении ряда экскурсий в лес или парк мы постепенно сообщали детям различные сведения:

1. О продолжительности жизни отдель­ных пород деревьев:

ель - до 500 лет дуб - до 2000 лет

сосна - до 350 лет липа - до 500 лет

береза - до 150 лет кедр - до 850 лет

рябина - до 80 лет вяз - до 400 лет

ясень - до 100 лет осина - до 100 лет

2. О высоте отдельных пород деревьев: берёза - до 20 м липа - до 35 м

дуб - до 40 м сосна - до 45 м

ель - до 30-40 м кедр - до 45 м вяз - до 40 м сосна - до 36 м

3. Об экологической роли леса:

а) 1 га лиственного леса выделяет за сутки 2 кг фитонцидов; 1 га хвойного леса - 5 кг; 1 га можжевелового леса - 30 кг.

б) 1 га дубового леса продуцирует в год 830 кг кислорода, березового - 725 кг, соснового - 540 кг.

в) 1 га хвойного леса отфильтровывает в год 30-35 т пыли, лиственного леса - 50-70 т пыли.

4. Об экологической роли птиц и насеко­мых:

Семья больших синиц за лето обслу­живает 40 яблонь, поедая опасных для сада насекомых.

Дятел - это лесной доктор. Он избав­ляет деревья от насекомых - короедов. Один дятел за день съедает до 750-900 короедов. Добывая корм, он делает в деревьях выемки. Вырастив птенцов, дятлы покидают свои дуп­ла, а весной долбят новые. Все дупла и выемки охотно используют для своих гнезд и ноч­лега маленькие птички.

Кукушка, которую слышат часто дети во время экскурсий в лес, съедает в день в среднем до 40 гусениц, 5 личинок майско­го жука, до 50 личинок щелкунов и черноле­тов и др.

Мухоловка-пеструшка - совсем небольшая птичка, но она съедает за день до 300 мух и комаров.

Сова съедает за ночь 7-8 мышей. Одна совиная семья уничтожает за год до 10 тысяч мышей-полевок, спасая этим до 20 т зерна, которое могли бы уничтожить мыши.

Семиточечная божья коровка за свою жизнь съедает до 4000 тлей.

Рыжие муравьи одного среднего по размеру муравейника истребляют за один день до 3500-4500 различных насекомых.

Эти числовые данные дети оформляют в виде таблиц и используют для составления задач.

Перед решением задач о птицах можно предложить разгадать ребусы:

с 3 ж ла 100 чка

Задачи о птицах:

Ласточка за 5 суток может пролететь 3000 км. Сколько километров может проле­теть она за сутки, если скорость ее полета всегда одинакова?

Ласточка касатка летает со скоростью 28 км/ч, a сгриж - в 4 раза быстрее. С ка­кой скоростью летает стриж?

Все числовые данные познавательного ха­рактера мы накапливали постепенно, читая книги по различным отраслям знаний, эн­циклопедические издания, делали для себя выписки и затем использовали их на уроках.

При изучении чисел в пределах 100 мы предлагаем решить следующие задачи.

Простые задачи

1. Юннаты должны посадить 25 деревьев, а посадили 18 деревьев. Сколько деревьев им осталось посадить?

2. В огороде 8 грядок с луком, а с мор­ковью на 3 грядки больше. Сколько в огороде грядок с морковью?

3. Высота березы 20 м, а дуба - 30 м. На сколько метров береза ниже, чем дуб?

4. Сейчас охота в нашей стране запреще­на полностью на 18 видов зверей и 29 видов птиц. На сколько видов зверей и птиц запре­щена охота?

5. Вокруг школы растет 70 деревьев. Когда школьники окопали часть деревьев, им оста­лось окопать еще 30 деревьев. Сколько деревьев окопали школьники?

6. Высота дуба 30 м, а высота ели на 12 м больше. Какова высота ели?

7. Высота дуба 40 м, а кедра 45 м. На сколько дуб ниже, чем кедр?

8. Масса одного мелкого пингвина 2 кг, а крупного - на 43 кг больше. Какова масса крупного пингвина?

9. Ласточка-воронок развивает скорость 45 км/ч, а ласточка-касатка - 28 км/ч. На сколько больше скорость воронка, чем касатки?

10. У белки были орехи. Когда она съела 35 орехов, у нее осталось 28 орехов. Сколь­ко орехов было у белки?

11. В саду росло 37 яблонь, осенью поса­дили еще яблони и их стало 53. Сколько яблонь посадили осенью?

12. Кучевые облака образуются на высоте 10 км, а перистые облака - на 2 км выше. На какой высоте образуются перистые об­лака?

13. Суточную норму витамина С содер­жат 4 г свежего шиповника или 30 г чер­ной смородины. На сколько граммов больше нужно съесть черной смородины, чем шипов­ника, чтобы получить суточную норму вита­мина С?

14. В одном стручке 6 горошин. Сколько горошин в 5 таких же стручках?

15. Кедровая шишка с семенами созревает 27 месяцев. Сколько это лет и месяцев?

16. 1 кг шиповника содержит 20 г вита­мина С. Сколько витамина С в 30 кг шипов­ника?

17. Из 60 кг семян хлопчатника отжи­мают 15 кг масла. Во сколько раз больше берут хлопчатника, чем получают масла?

18. Овца дает 10 кг шерсти в год. Сколько нужно таких овец, чтобы получить 70 кг шерсти? Сколько шерсти в год дает отара из 150 таких же овец?

19. Из 90 кг хлопка получается в 2 раза меньше ваты. Сколько получается ваты из 90 кг хлопка?

20. Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 см требуется при­мерно 100 лет. Из-за роста оврагов с поля смыло в половодье 10 см почвы. Сколько лет потребуется для восстановления этого слоя?

21. Масса ведра с солью 27 кг, а ведра со снегом - 3 кг. Во сколько раз ведро с солью тяжелее ведра со снегом?

22. Высота можжевельника 10 м, а сос­ны - 40 м. Во сколько раз можжевельник ниже, чем сосна?

23. Можжевельник в сутки выделяет 30 кг ароматных веществ (фитонцидов), убиваю­щих бактерии, а береза - 2 кг. Во сколько раз больше фитонцидов в сутки выделяет можжевельник, чем береза?

24. Небольшой хвойный лес отфильтровы­вает за год 35 т пыли, а такой же листвен­ный лес - 70 т. Во сколько раз меньше пыли отфильтровывает за год хвойный лес, чем лиственный? Какие деревья лучше са­жать в городе?

25. Бамбук вырастает за сутки на 1 м. Сколько времени ему потребуется, чтобы вырасти на 20 м?

Составные задачи

1. С одного улья собрали 40 кг меда, а с другого - на 12 кг больше. Сколько всего меда собрали с двух ульев?

2. На дереве сидели 9 воробьев и 7 сини­чек. 6 птиц улетели. Сколько птиц осталось на дереве?

3. Ребята посадили в парке 70 деревьев. Из них 30 лип, 23 березы, а остальные клены. Сколько кленов посадили ребята?

4. На поляне росло 25 сыроежек и 10 вол­нушек. После дождя появилось еще 20 гри­бов. Сколько грибов стало на поляне?

5. На одном кусте орешника созрело 35 кг орехов, а на другом 32 кг. 15 кг собрали бел­ки для запасов на зиму. Сколько килограм­мов орехов осталось на двух кустах?

6. За лето школьники собрали 28 кг ши­повника, а черники на 5 кг меньше. Сколько всего ягод собрали школьники?

7. Три бригады школьников собрали 84 кг желудей. Первая бригада собрала 29 кг, вто­рая - на 2 кг меньше, чем первая. Сколько килограммов желудей собрала третья бригада?

8. Высота кедра 45 м, березы на 20 м ниже, чем кедра, а дуба на 13 м выше, чем березы. Какова высота дуба?

9. В школьном саду росло 43 дерева. 7 старых деревьев спилили и посадили 25 мо­лодых деревьев. Сколько деревьев стало в саду?

10. Вокруг школы юннаты посадили 65 ку­стов шиповника, боярышника на 34 куста больше, чем шиповника, а сирени столько, сколько шиповника и боярышника вместе. Сколько кустов сирени посадили юннаты?

11. Лошадь идет шагом со скоростью 5 км/ч, а галопом в 3 раза быстрее, чем шагом, а рысцой на 8 км/ч медленнее, чем галопом. С какой скоростью бежит лошадь рысцой?

12. Корова получает в сутки: сена 9 кг, отрубей в 3 раза меньше, чем сена, а силоса на 15 кг больше, чем отрубей. Сколько сило­са получает корова?

13. Для предупреждения размыва оврага по одному его склону посадили 27 кустарни­ков, а по другому склону на 7 кустарников больше. Сколько кустарников посадили по обоим склонам оврага?

14. Астры по высоте делятся на три груп­пы: высокие - 100 см, средние - на 40 см ниже, чем высокие, и низкие - в 3 раза короче, чем средние. Найди высоту низких астр.

15. Дубовая роща выделяет за сутки 2 кг фитонцидов. Сосновая роща - на 3 кг боль­ше, чем дубовая, а заросли можжевельника в 6 раз больше, чем сосновая роща. Сколько фитонцидов выделяет за сутки роща можже­вельника?

В III классе в период изучения нумера­ции многозначных чисел в устный счет вклю­чаем задания для записи чисел.

Многозначные числа. Нумерация

1. Ежегодно на планете исчезают лесные массивы на площади 120 000 кв. м.

2. Ежедневно на планете вырубается бо­лее 33 000 га леса.

З1. Ежедневно в джунглях всего мира под пилами падает 5 млн. деревьев.

4. Каждый гектар влажного тропического леса выделяет ежегодно 28 т кислорода.

5. Вся растительность планеты за год «выдыхает» 175 млн. т биологически актив­ных веществ.

6. Общая площадь лесов в мире состав­ляет 19 млн. кв. км. 12 млн. кв. км прихо­дится на зону тропиков, из них 10 млн. кв. км занимают широколиственные леса.

7. В Московской области на 1 га богатых перегноем полей живет 4 млн. 500 тыс. дож­девых червей. За 200 суток они «перепахи­вают» 450 т грунта.

8. Насекомых на Земле более 1 млн. ви­дов. Из них: жуки - 250 тыс. видов; бабоч­ки - 140 тыс. видов; перепончатокрылые - 90 тыс. видов; мухи и комары - 80 тыс. видов.

Воспитывая экологическую культуру, мы помогаем детям осознать, почему надо по­ступать в природе именно так, а не по-дру­гому. Например, почему нельзя шуметь в ле­су или в парке; рвать цветы; долго стоять у птичьего гнезда и т. п. Для этого мы пред­лагаем задачи, показывающие, как человек может помочь природе или, наоборот, на­вредить.

1 Задачи, числовые данные которых выходят за пределы миллиона, и форму записи чисел учитель может использовать по своему усмотре­нию, в классной или внеклассной работе.- Ред.

Простые задачи с многозначными числами

1. Каштан очищает городской воздух от выхлопных газов. В Москве растет 10 тысяч каштанов, а в Киеве в 5 раз больше. Сколько каштанов растет в Киеве?

2. Гусеница может съесть 30 листьев за сутки. Сколько листьев могут съесть 10 гусе­ниц, 100 гусениц за это же время?

3. В 1984 г. в нашей стране было 143 за­поведника. За последние 10 лет создано еще 50 новых заповедников. Сколько заповедни­ков стало в нашей стране?

4. Один гектар леса выделяет ежегодно 28 т кислорода, а вырубаются каждый год 12 млн. га леса. Сколько тонн кислорода недополучает Земля в год?

5. Клен выделяет в год 2 кг 100 г кислоро­да, а вяз в 7 раз больше, чем клен. Сколько кислорода в год выделяет вяз?

6. Липа живет 500 лет, а дуб 2000 лет. Во сколько раз меньше живет липа, чем дуб? На сколько лет меньше живет липа, чем дуб?

7. За последние годы урожайность съедоб­ных грибов с 1 га снизилась с 202 кг до 101 кг. Во сколько раз снизилась урожай­ность грибов с 1 га?

8. В среднем по величине в муравейнике живет до 300 000 муравьев, а в термитни­ке - 600 000 термитов. Во сколько раз в своих жилищах живет больше термитов, чем муравьев?

9. Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из трех хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год требуется на вашу семью?

10. Из 250 тысяч видов растений Земли 1/10 часть находится в угрожающем поло­жении. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения?

11. Один вяз за сезон (с мая по сентябрь) усваивает из воздуха 120 г сернистого газа, самого распространенного и ядовитого за­грязнителя природы. Вяз живет 400 лет. Сколько сернистого газа уничтожает вяз за свою жизнь?

12. Дубовая роща выделяет в год 830 кг кислорода, а такая же сосновая роща - 540 кг. На сколько больше кислорода выде­ляет дубовая роща, чем сосновая?

Составные задачи с многозначными числами

1. Береза в сутки поглощает из почвы 40 л влаги, а эвкалипт - в 8 раз больше. Сколько влаги из почвы поглощают в сутки береза и эвкалипт вместе?

2. Ежегодно в нашей стране собирают 11 млн. тонн ягод, 5 млн. тонн орехов,

330 тыс. тонн грибов. Сколько всего природ­ных даров собирают в нашей стране?

3. В квартире подтекает водопроводный кран. За 6 мин набегает полный стакан воды. Сколько воды вытекает из неисправного кра­на за 1 ч, если в 1 л 5 стаканов воды? А столько воды вытекает за сутки?

4. Богомол (насекомое, похожее на куз­нечика) съедает за месяц 42 тли, плодовых мушек в 3 раза меньше, чем тлей, а комнат­ных мух в 6 раз больше, чем плодовых. Сколько всего насекомых поедает богомол за 1 месяц? А за 3 летних месяца?

С удовольствием ученики решают задачи-смекалки и логические задачи.

1. Катя нашла 17 маслят и 12 сыроежек, а Зоя - 32 сыроежки. Кто из них нашел грибов больше и на сколько?

2. На ветке сидели 5 синиц и 7 воробьев. 6 птиц улетели. Улетел ли хоть один воробей? (Да, улетел, т. к. синиц было всего 5, и если все они улетели, то и тогда среди улетевших птиц должен быть и воробей.)

3. Одна береза за 1 сутки поглощает из почвы 40 л воды. За сколько суток две точно такие же березы поглотят 80 л воды? (За 1 сутки.)

4. На дереве сидели две вороны и смотре­ли в разные стороны: одна - на юг, а дру­гая - на север.

- У тебя,- говорит первая ворона,- лапки в грязи.

- А у тебя,- отвечает вторая,- клюв в земле.

Как же так? Смотрят в разные стороны, а друг друга видят? (Север и юг находятся друг против друга, значит, вороны смотрят друг на друга, но при этом в разные сто­роны света.)

5. Если в 12 ч ночи идет дождь, то можно ли ожидать через 48 ч солнечной погоды? (Нельзя, так как через 48 ч будет ночь.)

6. Когда цапля стоит на одной ноге, то ее масса равна 3 кг. Какой будет масса цапли, если она встанет на две ноги?

Очень нравятся ребятам задачи-шутки. Их мы даем в конце урока для активизации внимания учеников.

I класс. Семь воробьишек спустились на грядки, Скачут и что-то клюют без оглядки. Котик-хитрюга внезапно подкрался, Мигом схватил одного и умчался. Вот как опасно клевать без оглядки! Сколько теперь их осталось на грядке?

II класс 1. У пчелки глаз столько, сколько у тебя, да еще столько, да еще полстолько. Сколько глаз у пчелки?










Найди фенологические ошибки

Всё чаще начинает хмуриться небо, ревёт ветер. Подошёл первый месяц осени.

У весны своё рабочее расписание. Высоко над головой начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях. Как только листьям станет не хватать солнышка, они начинают вянуть и быстро теряют свой зелёный цвет. В том месте, где черешок сидит на ветке, образуется дряблый поясок. Даже в безветренный, совсем тихий день вдруг оборвётся с ветки тут - жёлтый берёзовый, там - красный осиновый лист и, легко покачиваясь в воздухе, бесшумно скользнёт по земле.

Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, запиши у себя в дневнике: «Началась осень». С этого дня, вернее с этой ночи, потому что первый заморозок всегда бывает под утро, всё чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют ветры-листодёры, не сорвут с леса весь роскошный наряд.

Прилетели стрижи. Воздух пустеет. И теплеет вода: больше уже не тянет купаться…

И вдруг устанавливается вёдро: тёплые, ясные, тихие дни. В спокойном воздухе летят, серебрятся длинные паутинки… и радостно блестит в полях свежая молодая зелень. Бабье лето настаёт…

Одни зайчихи никак не могут успокоиться, всё ещё не могут примириться, что лето прошло: опять принесли зайчат! Листопадничков. Лето кончилось.

Найди фенологические ошибки

Всё чаще начинает хмуриться небо, ревёт ветер. Подошёл первый месяц осени.

У весны своё рабочее расписание. Высоко над головой начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях. Как только листьям станет не хватать солнышка, они начинают вянуть и быстро теряют свой зелёный цвет. В том месте, где черешок сидит на ветке, образуется дряблый поясок. Даже в безветренный, совсем тихий день вдруг оборвётся с ветки тут - жёлтый берёзовый, там - красный осиновый лист и, легко покачиваясь в воздухе, бесшумно скользнёт по земле.

Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, запиши у себя в дневнике: «Началась осень». С этого дня, вернее с этой ночи, потому что первый заморозок всегда бывает под утро, всё чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют ветры-листодёры, не сорвут с леса весь роскошный наряд.

Прилетели стрижи. Воздух пустеет. И теплеет вода: больше уже не тянет купаться…

И вдруг устанавливается вёдро: тёплые, ясные, тихие дни. В спокойном воздухе летят, серебрятся длинные паутинки… и радостно блестит в полях свежая молодая зелень. Бабье лето настаёт…

Одни зайчихи никак не могут успокоиться, всё ещё не могут примириться, что лето прошло: опять принесли зайчат! Листопадничков. Лето кончилось.

Найди фенологические ошибки

Всё чаще начинает хмуриться небо, ревёт ветер. Подошёл первый месяц осени.

У весны своё рабочее расписание. Высоко над головой начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях. Как только листьям станет не хватать солнышка, они начинают вянуть и быстро теряют свой зелёный цвет. В том месте, где черешок сидит на ветке, образуется дряблый поясок. Даже в безветренный, совсем тихий день вдруг оборвётся с ветки тут - жёлтый берёзовый, там - красный осиновый лист и, легко покачиваясь в воздухе, бесшумно скользнёт по земле.

Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, запиши у себя в дневнике: «Началась осень». С этого дня, вернее с этой ночи, потому что первый заморозок всегда бывает под утро, всё чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют ветры-листодёры, не сорвут с леса весь роскошный наряд.

Прилетели стрижи. Воздух пустеет. И теплеет вода: больше уже не тянет купаться…

И вдруг устанавливается вёдро: тёплые, ясные, тихие дни. В спокойном воздухе летят, серебрятся длинные паутинки… и радостно блестит в полях свежая молодая зелень. Бабье лето настаёт…

Одни зайчихи никак не могут успокоиться, всё ещё не могут примириться, что лето прошло: опять принесли зайчат! Листопадничков. Лето кончилось.


Найди фенологические ошибки

Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер ещё разлетелся, рванул со всей силой - и тогда разом распустились все листочки и остались на старой липе, на чёрных её ветвях, только редкие золотые монетки.

Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча и сразу вся разошлась дождём.

Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и сухие леса и поля засверкали.

Рыжие листья засыпали рыжики, но я нашёл немного и подосиновиков, и подберёзовиков, и маслят. Это были первые грибы.

Найди фенологические ошибки

Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер ещё разлетелся, рванул со всей силой - и тогда разом распустились все листочки и остались на старой липе, на чёрных её ветвях, только редкие золотые монетки.

Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча и сразу вся разошлась дождём.

Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и сухие леса и поля засверкали.

Рыжие листья засыпали рыжики, но я нашёл немного и подосиновиков, и подберёзовиков, и маслят.

Это были первые грибы.

Найди фенологические ошибки

Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер ещё разлетелся, рванул со всей силой - и тогда разом распустились все листочки и остались на старой липе, на чёрных её ветвях, только редкие золотые монетки.

Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча и сразу вся разошлась дождём.

Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и сухие леса и поля засверкали.

Рыжие листья засыпали рыжики, но я нашёл немного и подосиновиков, и подберёзовиков, и маслят. Это были первые грибы.

Найди фенологические ошибки

Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер ещё разлетелся, рванул со всей силой - и тогда разом распустились все листочки и остались на старой липе, на чёрных её ветвях, только редкие золотые монетки.

Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча и сразу вся разошлась дождём.

Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и сухие леса и поля засверкали.

Рыжие листья засыпали рыжики, но я нашёл немного и подосиновиков, и подберёзовиков, и маслят.

Это были первые грибы.


© 2010-2022