Рабочая программа по наглядной геометрии в 5-6 классах

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по наглядной геометрии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерных программ основного общего образования. В соответствии с учебным планом МБОУ «Киреевская гимназия» на изучение предмета отводится 1 час в неделю в 5 - 6 классах (по 34 годовых часа в каждом классе).

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, результаты изучения курса (личностные, межпредметные и предметные), содержание курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся и описание материально - технического обеспечения образовательного процесса.

Обучение геометрии является важнейшей составляющей основного общего образования и призвано развивать логическое мышление и математическую интуицию учащихся, умения в применении геометрических знаний, необходимые для изучения смежных дисциплин, продолжения образованияи в повседневной жизни.

Наглядная геометрия как и геометрия входит в предметную область «Математика иинформатика».

Курс наглядной геометрии - это пропедевтический курс геометрии.

Курс наглядной геометрии подводит детей к серьезному изучению этой науки,начиная с 7 класса, и имеет следующие цели;

- пропедевтика геометрии (предварительный, вводный курс);

- формирование интереса к изучению систематического курса геометрии через наглядность;

- сохранение, закрепление и развитие пространственных представлений учащихся;

- обеспечение системы развивающего и непрерывного геометрического образования;

- знакомство с геометрией как инструментом познания и преобразования окружающей действительности;

- осознание учащимися важности предмета через примеры связи геометрии с жизнью;

- развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическому материалу, полученному по математике в начальной школе и в 5 классе;

- развитие логического мышления, пространственных представлений;

- ознакомление с геометрическими понятиями, формирование

геометрического понятийного аппарата;

- формирование представлений о геометрии, как части общечеловеческой

культуры и истории;

- формирование математической речи;

- формирование умения вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности.

Указанные цели реализуются путем решения следующих задач:

- широкое ознакомление с основными понятиями систематического курса геометрии;

- наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений;

- усвоение геометрической терминологии и символики;

- осмысленное запоминание и воспроизведение достаточно большого числа определений и свойств геометрических фигур;

- сравнение и измерение геометрических величин;

- приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами;

- знакомство с наиболее важными фактами систематического курса;

- решение специально подобранных упражнений и задач, направленных на формирование приемов мыслительной деятельности;

- формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;

- специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач.

Учебник основан на авторской наглядно - эмпирической концепции построения школьного курса наглядной геометрии. При её создании автор ставил перед собой следующие основные цели:

- формирование геометрического стиля мышления;

- освоение знаний по геометрии и овладение умением применять их при решении геометрических задач;

- развитие пространственного воображения, познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (2010 г.) в основе учебника лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает:

 формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

 овладение универсальными учебными действиями;

 активную учебно - познавательную деятельность обучающихся;

 построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Изложение нового материала построено на гносеологическом подходе, когда новые сведения излагаются по мере возникновения потребности в них при решении задач (в отличие от обычно используемого при создании учебников геометрии аксиоматического подхода, когда сначала сообщаются все новые сведения, а потом обособленно отрабатываются соответствующие им упражнения). При этом материал учебника опирается на принцип использования задач в качестве основы для создания проблемных ситуаций и введения нового теоретического материала. Автор поставил во главу угла умение школьников решатьзадачи. Этим у школьников формируется мощная мотивация к изучению предмета. Много внимания уделяется развитию пространственного воображения учащихся с помощью решения большого числа планиметрических задач на стереометрических объектах.

Изучение предмета нацелено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы по геометрии. Чтобы поддержать, углубить и расширить естественный интерес обучающихся к геометрии, автор учебника выстроилизложение материала на основе разработанной им системы упражнений, с которыми школьники сталкиваются как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни.

Включено большое число практических задач. Повышению интереса к предмету способствует знакомство с историей развития предмета. Работа с учебником способствует овладению основными универсальными учебными действиями: умению пользоваться чертёжными и измерительными инструментами, предметным указателем. Предлагаемые вопросы, практические задания и задачи разнообразны и интересны, во многих случаях для их решения требуется не только и не столько знание теории, сколько умение фантазировать, наблюдать и делать выводы. В процессе изучения наглядной геометрии ученики классифицируют геометрические фигуры, учатся устанавливать причинно - следственные связи. Повышение доступности материала учебника достигается благодаря систематическому использованию принципа наглядности, в частности, с помощью большого количества содержательных иллюстраций и включения в систему упражнений более простых задач.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

В разделе «Наглядная геометрия» основное внимание уделяется геометрическим фигурам на плоскости и в пространстве, геометрическим величинам, понятию равенства фигур и симметрии. У учащихся формируются общиепредставления о геометрических фигурах, умения их распознавать, называть, изображать, измерять. Это готовит ихк изучению систематического курса геометрии в 7 классе.

При изучении этого курса ученики также будут использовать наблюдение, конструирование, геометрический эксперимент.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный план на изучение наглядной геометрии в 5-6 классах отводит 45 ч, а на изучение геометрии в 7-9 классах основной школы - 2 ч в неделюв течение трёх лет обучения, всего 210 уроков. Изменение количества часов на изучение предмета в МБОУ «Киреевская гимназия» привело к созданию настоящей программы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, параллелограмм, ромб. Треугольник, виды треугольников. Построение треугольников с помощью транспортира, циркуля и линейки. Правильные многоугольники. Изображение геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых. Построение прямой, параллельной или перпендикулярной данной прямой, с помощью циркуля и линейки. Граф. Построение графов одним росчерком. Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Биссектриса угла. Вертикальные и смежные углы. Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближённые измерения площадей фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие и равносоставленные фигуры. Куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур на плоскости. Примеры сечений. Замечательные кривые. Многогранники. Проекции многогранников. Правильные многогранники. Примеры развёрток многогранников. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Понятие объёма, единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба. Понятие о равенстве фигур. Поворот; параллельный перенос; центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур. Координаты точки на прямой, на плоскости и в пространстве.

Учебник: Шарыгин И. Ф., Ерганжиева Л. Н. Наглядная геометрия. 5-

6 классы: учебное пособие. - М.: Дрофа, 2005.

Класс:5 /2012 - 2013 учебный год/, 6 /2013-2014 учебный год/

Образовательные технологии:

- технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения);

- технология проблемного обучения;

- технология развивающего обучения.


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

И ОСВОЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Изучение наглядной геометрии в основной школе даёт возможностьобучающимся достичь следующих результатов:

личностные:

 ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованиюна основе мотивации к обучению и познанию, к осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

 целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общества;

 умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

 критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

 креативность мышления, инициатива, находчивость,активность при решении математических задач;

 способность к эмоциональному (эстетическому) восприятию геометрических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

 умение самостоятельно ставить цели, выбирать пути решения учебных проблем;

 умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

 умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации и в других дисциплинах, в окружающей жизни;

 умение находить в различных источниках информацию,

необходимую для решения математических проблем, представлять её в удобной форме (в виде таблицы, графика, схемыи др.); принимать решение в условиях неполной и избыточной информации;

 умение выдвигать гипотезы при решении учебных задачи понимать необходимость их проверки;

 умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные пути решения задачи;

предметные:

 представление о геометрии как науке из сферы человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для цивилизации;

 умение работать с математическим текстом (структурировать, извлекать необходимую информацию);

 владение базовыми понятиями геометрии, овладение символьным языком, освоение основных фактов и методов планиметрии, знакомство с простейшими пространственными телами;

 владение следующими практическими умениями: использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; выполнять чертежи, делать рисунки, схемы по условию задачи; измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для вычисления периметров, площадей и объёмов геометрических фигур; применять знания о геометрических фигурах и их свойствах для решения геометрических и практических задач.





№ п\п

Содержание курса наглядной геометрии

5 класса (1 час в неделю, всего 34 часа)

Кол-во часов по теме

Дата

1.

Беседа о геометрии. Измерительные и чертежные инструменты. Пространство и размерность

1


2.

Простейшие геометрические фигуры: точка, прямая, отрезок, луч

1


3.

Угол. Виды углов. Биссектриса

2


4.

Вертикальные и смежные углы

3


5.

Конструирование из «Т»

1


6.

Куб и его свойства. Примеры разверток

2


7.

Пентамино

1


8.

Треугольник и его виды

1


9.

Тетраэдр. Флексагон

1


10.

Построение треугольников по трем сторонам

1


11.

Построение треугольников по двум сторонам и углу между ними

1


12.

Построение треугольников по стороне и двум прилежащим к ней углам

1



Контрольная работа №1

1


13.

Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида. Примеры разверток

1


14.

Геометрические головоломки

1


15.

Геометрия танграма. Стомахион

1


16.

Вычисление длины, площади, объема

3


17.

Окружность. Шар. Сфера. Конус. Цилиндр

1


18.

Деление окружности на части

1


19.

Длина окружности. Площадь круга

2


20.

Геометрический тренинг

1



Контрольная работа № 2

1


21.

Топологические опыты

1


22.

Рисование одним росчерком

1


23.

Задачи со спичками

1


24.

Зашифрованная переписка

1


25.

Задачи, головоломки, игры

1






№ п/п

Содержание курса наглядной геометрии

6 класса (1 час в неделю, всего 34 часа)


Кол-во часов по теме

Дата

1.

Повторение

2


2.

Параллельность и перпендикулярность

4


3.

Параллелограммы

2


4.

Координаты, координаты…

4



Контрольная работа №1

1


5.

Оригами

2


6.

Лабиринты

1


7.

Геометрия клетчатой бумаги

2


8.

Зеркальное отражение

1


9.

Симметрия

1


10.

Бордюры

1


11.

Орнаменты

1


12.

Симметрия помогает решать задачи

3


13.

Одно важное свойство окружности

3



Контрольная работа №2

1


14

Задачи, головоломки, игры

5







Используемая литература:

1 Федеральный государственный образовательный стандарт

основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. -

М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения.)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010.№1897.

2 Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина

России. - М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)

3 Фундаментальное ядро содержания общего образования /

Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2010.(Стандарты второго поколения.)

4 Примерные программы по учебным предметам. Математика.5-9 классы: проект.

М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второгопоколения.)

5 Программа развития и формирования универсальных учебных действийдля основного общего образования. - М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)





Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы





Реквизиты программы



УМК обучающихся



УМК учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Гимназический компонент


5


6





1


1



Рабочая программа составлена на основе Примерной программы

в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике







-Шарыгин, И.Ф.,

Наглядная геометрия.

5 - 6 классы: учебн.дляобщеобразоват.учрежд./

И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева, М.: «Дрофа», 2005









-Шарыгин, И.Ф.,

Наглядная геометрия.

5 - 6 классы: учебн.дляобщеобразоват.учрежд./

И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева, М.: «Дрофа», 2005




-Алтынов, П.И. Контрольные и проверочные работы по математике 5 - 6 кл.: пособие для обучающ. и учителей/ П.И.Алтынов.-

М.: Дрофа, 2005







© 2010-2022