Программа Математика для всех

Программа "Математика для всех" расчитана для адаптации учащихся 5 класса, имеющих проблемы в освоении математики. Занятия рекомендуется проводить в октябре-ноябре, после того как учитель математики познакомился с классом, провел мониторинг знаний учащихся. Программа поможет развить зрительную память, поможет обучающимся ликвидировать некоторые проблемы в изучении математики. Современные школьники испытывают большой интерес к компьютерам. Поэтому с целью повышения мотивации к занятиям для  развития восприятия, внимания, памяти и мышления выбран коррекционно - развивающий комплекс «EffectonStudio».
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЛУЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Толмачёвская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрена на заседании МО

протокол № _____________

от "____" августа 2014 г. Руководитель МО

________________ О.И.Белик

«Утверждаю»

директор МОУ «Толмачевская

средняя школа»

___________Ю.И.Шевцова

«____»__________ 2014

Приказ №

от



Программа элективного курса

«Математика для всех»

(Адаптация учащихся 5 класса,

имеющих проблемы в изучении математики)




Разработал: учитель математики

Т.Ф.Кубышкина







п Толмачево


2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Cовременные образовательные программы предъявляют достаточно высокие требования к уровню подготовки детей. В связи с этим в последнее время увеличилось количество учащихся, испытывающих трудности в адаптации к обучению в школе.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования направлен на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития обучающихся. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте термин «универсальные учебные действия» определяется как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Кроме того, проведение ГИА и ЕГЭ ставит перед школой задачу сформировать психические процессы, личностные характеристики и поведенческие навыки, необходимые для успешной сдачи экзаменов. Успешное формирование УУД является необходимым условием успешной сдачи ГИА и ЕГЭ.

В составе основных видов УУД выделяются четыре блока: 1) личностный, 2) регулятивный, 3) познавательный, 4) коммуникативный. Успешная адаптация к обучению в средней школе возможна лишь при условии полноценного формирования всех перечисленных видов УУД. У большинства учащихся процесс формирования УУД успешно проходит в процессе обучения в начальной школе и закрепляется в среднем звене.

Ученик начальной школы, придя в 5 класс испытывает стресс: новые учителя, различные требования, кабинетная система. Многие пятиклассники справляются с этим, адаптируются к новым условиям т.к. в это время дети в основном уравновешенны, спокойны, они доверчиво относятся ко взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки. Но некоторые ученики, столкнувшись с этими нововведениями дезадаптируются. Причины дезадаптации - смена учебных предметов, их новое - содержательное наполнение. Характерные признаки - отсутствие заинтересованности, пробелы в знания по предмету, состояние непонимания, отсутствие интереса к предмету, страх перед учителем. Ученик знает материал, но боится отвечать на уроке, низкая успеваемость по предмету; занятие посторонними делами во время урока, негативные реакции на замечания; поиск предлога для привлечения внимания учителя; возможны прогулы уроков.

Причины низкого уровня произвольной регуляции поведения и учебной деятельности - неорганизованность, невнимательность, повышенная отвлекаемость, не активность; часто забывает или теряет свои вещи; плохо запоминает и воспринимает материал; не умеет выделять главное, обобщать, анализировать; не может самостоятельно выполнять домашнее задание; зависимость от взрослых; опоздание на уроки. Пути устранения -- повышение уровня саморегуляции через коррекцию стиля семейного воспитания, использование коррекционных программ по развитию познавательных процессов, их произвольности.

Это открывает большие возможности с точки зрения воспитательных влияний, в том числе и работы практического психолога.

Основные задачи развития в этот период:

  • формирование умения учиться в средней школе;

  • формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития;

  • развитие учебной мотивации, интересов;

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;

  • формирование умения добиваться успеха, правильно и относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;

  • коррекция пробелов в знаниях.

Эти учащиеся , в силу различных причин имеют трудности в познавательной сфере, в межличностном общении, недостаточно сформированную саморегуляцию поведения, личностные проблемы. Успешное формирование УУД у этих учащихся возможно лишь при условии оказания им своевременной не только психологической помощи, но и помощи со стороны учителя предметника. С этой целью и создана эта программа. Программа предполагает развитие следующих познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления, развитие интереса к предмету.

Современные школьники испытывают большой интерес к компьютерам. Поэтому с целью повышения мотивации к занятиям для развития восприятия, внимания, памяти и мышления выбран коррекционно - развивающий комплекс «Effecton Studio».

Коррекционно - развивающий комплекс «Effecton Studio» предоставляет широкие возможности для проведения психодиагностики и развития познавательных процессов учащихся. Уровень развития познавательных процессов может быть исследован с помощью пакетов «Ягуар», «Внимание», «Зоопарк», «Память». Пакет «Ягуар», предназначен для оценки и развития восприятия, сенсомоторных процессов и умственной работоспособности. Пакеты «Внимание» и «Зоопарк», предназначены для изучения и развития основных свойств внимания: концентрации, устойчивости, переключаемости. Пакет «Память» - для оценки и развития механической, логической, оперативной, образной памяти. Подробное описание данной методики опубликовано в книге: Тугой И. А. «Психологическая служба в образовании с Effecton Studio». - Липецк: ЛЭГИ, 2006. (EFFECTON.RU)

Эта программа позволяет детям легче адаптироваться в группе детей, создает безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединяет детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, развитию сотрудничества. Развитие социальных навыков, осуществляемое в процессе групповых занятий, позволяет учащимся преодолеть трудности в общении с одноклассниками и успешно адаптироваться к обучению в школе, развивает интерес к математике.

Цель: Создание условий для успешной адаптации учащихся 5 класса по математике посредством развития регулятивных, познавательных, личностных и коммуникативных УУД.

Задачи:

  1. Развитие познавательных УУД посредствам развития познавательных

процессов: восприятия, внимания, памяти.

  1. Развитие регулятивных УУД за счет активизации психофизических

индивидных свойств.

  1. Развитие личностных УУД за счет формирования адекватной самооценки и стремления к саморазвитию.

  2. Развития коммуникативных УУД посредствам развития

коммуникативных умений.

  1. Развитие интереса к предмету математика.

Адресат программы

Программа рассчитана на учащихся 5 класса с особенностями психического развития (имеющих низкую школьную успеваемость по математике, испытывающих трудности в общении с одноклассниками), и их родителей. В зависимости от психофизиологических особенностей детей может меняться содержание и продолжительность отдельных упражнений. В группу может входить от 6 до 10 учащихся согласно «Гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03». Противопоказанием к участию в групповых занятиях является наличие у ребенка медицинских противопоказаний для работы с компьютером.

Место предмета в учебном плане


Данная рабочая программа рассчитана на 12 учебных часов, в неделю 1 час.

Формы организации учебного процесса:

индивидуальные

Формой промежуточной и итоговой аттестации являются:

  • самостоятельная работа;

  • тест;

  • устные опросы.


Организация работы

Занятия проводятся 1 раза в неделю. Программа включает 12 занятий, в том числе занятия для родителей в форме группового и индивидуального консультирования. Кроме того, перед началом групповых занятий проводится первичное консультирование детей и родителей. Параллельно с проведением групповых занятий для детей, проводятся индивидуальные консультации для родителей по запросу родителей.

Занятия проводятся в компьютерном классе, имеющем дополнительное место для проведения упражнений и игр. Для занятия необходимы: пакеты «Ягуар», «Внимание», «Память», «Зоопарк» компьютерного коррекционно - развивающего комплекса «Effecton Studio».

Каждое занятие включает в себя три части:

I часть:

- Комплекс развивающих упражнений компьютерного коррекционно - развивающего комплекса «Effecton Studio», направленных на развитие познавательных процессов.

II часть:

- Речевая гимнастика

III часть:

- Занимательные и стандартные задания по математике.

Ожидаемый результат

Для всех детей, независимо от вида наиболее дефицитарных на данном этапе развития умений, ожидается:


  1. Развитие познавательных УУД:

  • Развитие внимания

  • Развитие оперативной памяти

  • Развитие визуального мышления

  1. Развитие регулятивных УУД

  2. Развитие личностных и коммуникативных УУД

(развитие учебного сотрудничества)

4. Применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики

Наименование тем

Количество часов

Дата

Вводное занятие. История математики. Система исчисления.

1


История математики. Римские цифры. Алфавитные ситемы.

1


Из истории больших чисел. Числа- великаны

1


Четыре действия арифметики. Сложение и вычитание. Возникновение действий «+» и « -».

1


Четыре действия арифметики. Умножение и деление

1


Открытие нуля

1


История линейки

1


Практическое занятие: Построение плана местности.

1


Логические задачи. Задачи на переливание.

1


Числовые ряды.

1


Арифметические орешки

1


Итоговое занятие «Моя формула успеха»

1

Занятие №1

Тема: « Вводное занятие. История математики. Системы исчисления»

Цели: «Познакомить со старинными системами записи чисел. Развивать познавательный интерес к математике, её истории. Развивать память, речь, логическое мышление, внимание. Расширять кругозор учащихся, повышать их общую культуру»

I часть: вводная

1. Знакомство.

Цель: Запомнить имена друг друга. Создание положительного эмоционального настроя у детей.

2.Принятие правил:

  • не перебивать,

  • уметь слушать друг друга;

  • не осуждать друг друга, не высмеивать,

  • каждый имеет право на ошибку,

  • быть вежливым, уважать друг друга.

4. Информирование детей о программе.

Цель: Формирование мотивации к участию в занятиях.

II часть: Речевая гимнастика

И прекрасна и сильна

Математики страна

Здесь везде кипит работа,

Все подсчитывают что-то.

Сколько домнам угля надо.

А детишкам шоколада.

Сколько звёзд на небесах,

А веснушек на носах.

III часть: Комплекс развивающих упражнений компьютерного коррекционно - развивающего комплекса «Effecton Studio», направленных на развитие познавательных процессов.

2. Развитие восприятия «Тир»

Цель: Измерение и развитие скорости простой зрительно-моторной реакции.

3.Развитие внимания «Калейдоскоп»

Цель: Развитие внимания, избирательности внимания.

IV. Беседа по теме :Старинные системы записи числа.

А) Иероглифическая система древних египтян.

Около 3-2,5 тыс. лет до нашей эры древние египтяне придумали свою числовую систему. В ней ключевые числа: 1, 10, 100 и т.д.- изображались специальными значками- иероглифами. Египтяне высекали их на стенах погребальных камер, писали тростниковым пером на свитках папируса.

Б) Римские цифры.

Среди множества иероглифических систем счисления, которые существовали в разные времена у разных народов, только одна используется до сих пор. Эти цифры встречаются на циферблатах часов, фронтонах старинных и современных зданий, памятниках, страницах книг. Речь идет о римской системе счисления.

V. Занимательные задачи.

А) Снежный барс- отличный охотник. На охоте он не уступает в ловкости льву. Сравни массу барса и льва, если известно, что масса снежного барса достигает 40кг, а льва- 2ц. (1ц = 100 кг).

Б) Маленькая мышка, живущая под корнями деревьев, делает запасы на зиму. В норке одной мышки было найдено 5 кг семян. Сколько кг семян перетащат в свои норки 2,3, и т. д. мышки.

VI. Игра «Гномик, который любит таблицу умножения».

VII.Итоги.

Занятие № 2

Тема: « История математики. Римские цифры. Алфавитные системы»

Цели: «Познакомить с римскими цифрами и алфавитными системами. Развивать познавательный интерес к математике, её истории. Развивать память, мышление и речь».

Оборудование: таблицы, иллюстрирующие обозначение чисел римскими цифрами и алфавитные системы.

Ход занятия.

I.Организация класса.

Речевая гимнастика. Повторение текста 1 занятия.

II . Комплекс развивающих упражнений компьютерного коррекционно - развивающего комплекса «Effecton Studio», направленных на развитие познавательных процессов.

2. Развитие восприятия «Дом»

Цель: Измерение и развитие точности восприятия размеров.

3. Развитие внимания «Разведчик»

Цель: Развитие объема внимания

Ш. Римские цифры.

Римским цифрам около 2,5 тыс. лет. Как читать римские цифры? Правило записи римских чисел гласит: « Если большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются, если же меньшая стоит перед большей, то меньшая вычитается из большей». В наши дни любую из римских цифр запрещается записывать в одном числе более трёх раз подряд. ( V1111)

Эта таблица позволяет обозначить любое число от 1 до 3999. Вот как будет выглядеть число 3999- МММСМХС1Х.

У многих народов для обозначения числа 1 применялся один и тот же символ- вертикальная чёрточка. Это самое древнее число в истории человечества. Оно возникло из простой черты на земле, из зарубки на дереве или кости.

V. Алфавитные системы.

В древности широко применялись системы, в которых числа обозначались буквами. Для обозначения чисел над буквами сверху ставили специальный значок- титло (~).

Единицы

Десятки

Сотни

1

А

10

I

100

P

2

В

20

К

200

С

3

Г

30

Л

300

Т

4

Д

40

М

400

У

5

Е

50

N

500

Ф

6

S

60

З

600

Х

7

З

70

О

700

Y

8

И

80

П

800

W

9

О

90

Ч

900

Ц

С помощью этой таблицы можно легко записать любое целое число от 1 до 999 включительно, например.

77- ЗО, 288- СПИ, 498- УЧИ.

VI. Итоги.

Занятие № 3

Тема: « Из истории больших чисел. Числа- великаны»

Цели: «Познакомить с числами - великанами. Расширить кругозор учащихся. Путём заучивания стихотворений развивать память. Решая нестандартные задачи развивать логическое мышление. Воспитывать интерес к математике».

Оборудование: таблица чисел- великанов, игра.

Ход занятия.

I. Организация класса.

II. Чтение и заучивание стихотворения.

Давайте, ребята, учиться считать:

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните все, что без точного счёта

Не сдвинется с места любая работа.

Без счёта не будет на улице света.

Без счёта не может подняться ракета.

Без счёта письмо не найдёт адресата

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Считайте, ребята, точнее считайте,

Хорошее дело смелей прибавляйте,

Плохие дела поскорей вычитайте.

III Комплекс развивающих упражнений компьютерного коррекционно - развивающего комплекса «Effecton Studio», направленных на развитие познавательных процессов.

1. Тест «Объем механического запоминания цифр» (память)

Цель: Измерение объема кратковременной памяти

2. Тест «Объем слуховой смысловой памяти» (методика «10 слов»)

Цель: Измерение объема кратковременной смысловой памяти

IV. Беседа по теме.

Число 2 немец произнесёт как « цвай», англичанин «ту». А вот число 1 000 000 и на русский и немец, и англичанин назовут одинаково - миллион. В 1271г. венецианский

купец Марко Поло отправился в далёкий и загадочный Китай. Путь в Китай лежал через многие страны. Вернувшись домой через четверть века, он не переставал восторгаться увиденными чудесами. В его речи то и дело слышалось: « Миллионе…Миллионе». Слово « mille» ( тысяча). Тысяча, тысяч.

1 000 000 000-миллиард, биллион.

1 000 000 000 000-триллион.

1 000 000 000 000 000-квадриллион.

1 000 000 000 000 000 000-квинтиллон.

1 000 000 000 000 000 000 000-секстиллион.

1 000 000 000 000 000 000 000 000-септилион.

1 000 000 000 000 000 000 000 000-октиллион.

V. Занимательные задачи.

1.Два сына и два отца съели три яйца. По сколько яиц съел каждый? (По одному т. к. один из них является одновременно и отцом своего ребёнка и сыном своего отца.)

2.Шёл турист в Москву, а навстречу ему три грибника, у каждого по две корзины. Сколько человек шло в Москву?

3.Что легче один килограмм ваты или один килограмм железа?

VI. Итоги.

Занятие № 4

Тема: «Четыре действия арифметики. Сложение и вычитание. Возникновение действий «+» и « -»

Цели: «Познакомить учащихся с историей появления знаков «+» и «-». Развивать память и логическое мышление. Воспитывать интерес к математике».

I. Организация класса.

II. Речевая гимнастика.

Цифру к цифре мы прибавим,
Между ними крестик ставим.
Намотай себе на ус:
Этот знак зовется "плюс".

Из цифры вычтем мы другую,
Ставим черточку прямую.
Этот знак мы узнаем,
"Минус" мы его зовем.

III. Комплекс развивающих упражнений компьютерного коррекционно - развивающего комплекса «Effecton Studio», направленных на развитие познавательных процессов.

1. Тест «Дятел»

Цель: Определение силы/слабости нервной системы.

2. Тест «Рыбалка»

Цель: Измерение точности восприятия времени.

IV. Беседа по теме.

Заглянем на страницы истории. Знаки «+» и «-» широко применялись в торговой практике. Купцы торговали вином, на пустых бочках ставили символ «-», означавший убыль. Если бочку заполняли вином, то символ «-.» перечёркивали и получался таким образом символ «+» , означавший прибыль. Символы «+» и «-» как математические знаки для операции сложения и вычитания ввёл в XV веке математик Видман. До появления знака «+» писали: 3 и 6, 4 и 5. Впоследствии действие сложения стали записывать с помощью знака «+»: 3+6, 4+5. Знаками «+» и «-» пользуются и по сей день.

V. Занимательные задачи.

1.Два мальчика вместе шли в школу и на дороге нашли десять рублей. Сколько денег найдут пять ребят. (Нисколько).

2. На столе 4 стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод. Сколько стаканов осталось на столе? (Четыре. Вова же съел ягоды, а не стакан.)

3. У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если б было семь кадушек, сколько было бы лягушек? (Одна, которая сидит в кадушке, в остальных может не быть ни одной.)

4. Росли 4 березы, на каждой березе - по 4 больших ветке, на каждой большой ветке - по 4 маленьких, на каждой маленькой - по 4 яблока. Сколько всего яблок? (На березе яблоки не растут)

VI. Итоги.

Занятие № 5

Тема: « Четыре действия арифметики. Умножение и деление»

Цели: «Познакомить учащихся с историей появления знаков «*» и «:».Развивать мышление, память и речь».

I.Организация класса.

II.Речевая гимнастика. Чтение и заучивание стихотворения

1.Настрой на умножение.

2.Настрой на деление.

Гриб помножим на сосну

Лист помножим на весну

Тёплый ветер - на зерно

Землянику - на звено

Множим солнце на лучи

Всех мальчишек - на мячи,

Всех девчонок - на хи- хи,

Всех поэтов на стихи.

Множим крыши на людей,

А метро на лошадей,

Голубей на чердаки,

Поваров на черпаки.

Выйдут тысячи чудес,

Выйдет лес аж до небес,

Города, моря, поля, -

Выйдет целая земля

Делим солнце!

Чур, на всех!

Делим дождик!

Чур, на всех!

Зиму белую - на всех!

Всё- на всех,

Всё- на всех,

Всё на всех!

. III. Комплекс развивающих упражнений компьютерного коррекционно - развивающего комплекса «Effecton Studio», направленных на развитие познавательных процессов.

Развитие внимания «Калейдоскоп»

Цель: Развитие внимания, избирательности внимания.

IV. Беседа по теме.

Умножение чисел сейчас изучают в начальной школе. А вот в средние века совсем немногие владели искусством умножения. Редкий аристократ мог похвастаться знанием таблицы умножения, даже если он окончил европейский университет. За тысячелетия развития математики было придумано множество способов умножения чисел. Один из способов носит название решётчатое умножение.

Хотя умножение в старину и считалось нелёгким делом, однако деление было ещё сложнее. В средние века людей, умевших производить деление, можно было пересчитать чуть ли не по пальцам. Их уважительно называли магистрами деления. Они переезжали из города в город по приглашениям купцов, желавших привести в порядок свои счета.

V.Задание на развитие памяти.

Я показываю ряд цифр, их надо запомнить.

2, 3, 5, 7,3,5,7.

VI. Занимательные задачи.

Один старик оставил своим 3 сыновьям 19 верблюдов. Старшему сыну половину, среднему- 4 часть, младшему- пятую. Братья обратились к мудрецу. 19- не делится ни на 2, ни на 4, ни на 5. Можешь ли ты помочь нашему горю. -Нет ничего проще- возьмите моего верблюда. Братья дома разделили 20:2, 20:4,20:5. 10+5+4=19. При этом 1 верблюд остался. Раздосадованные братья вернулись к мудрецу и пожаловались.

Это не лишний - это мой верблюд.

VII. Итоги.

Занятие №6

Тема: «Открытие нуля»

Цели: «Познакомить с историей открытия нуля. Развивать память, мышление и речь. Воспитывать интерес к математике».

I.Организация класса.

II.Речевая гимнастика. Чтение и заучивание стихотворения

1.Коль нуль к числу ты прибавляешь,

Иль отнимаешь от него,

В ответе тотчас получаешь

Опять - то самое число.

Попав как множитель средь чисел,

Он сводит мигом всех на нет.

И потому в произведенье

Один за всех несёт ответ.

А относительно деления

Во-первых, нужно помнить то,

Что уж давно в научном мире

Делить на нуль запрещено.

2.Сказал весёлый, круглый ноль

Соседке единице:

- С тобою рядышком позволь

Стоять мне на странице!

Она окинула его

Сердитым, гордым взглядом:

- Ты, ноль, не стоишь ничего,

Не стой со мною рядом!

Ответил ноль:

- Я признаю,

Что ничего не стою,

Но можешь стать ты десятью,

Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,

Мала и худощава,

Но будешь больше в десять раз,

Когда я стану справа!

Напрасно думают, что ноль

Играет маленькую роль.

Мы двойку в двадцать превратим

Из троек и четвёрок

Мы можем, если захотим,

Составить тридцать, сорок

Пусть говорят, что мы ничто

С двумя нолями вместе

Из единицы выйдет сто.

Из двойки целых двести.

С. Я. Маршак.

IV.Комплекс развивающих упражнений компьютерного коррекционно - развивающего комплекса «Effecton Studio», направленных на развитие познавательных процессов.

Развитие восприятия «Тир»

Цель: Измерение и развитие скорости простой зрительно-моторной реакции.

V. Беседа по теме.

История нуля берёт своё начало с незапамятных времён. Впервые нуль появился примерно две тысячи лет назад. В древности индейцы вместо нуля говорили «пусто» и при записи ставили точку. Позднее вместо точки стали рисовать кружок. Такой кружок назывался «сунья», что значит «пустое место». Арабские математики перевели слово «сунья» по смыслу на свой язык: стали говорить «сифр». А это уже знакомое нам слово цифра. Оно досталось нам по наследству от арабов. Знаки для обозначении чисел, которыми мы пользуемся называют цифрами. Их десять: 0, 1, 2, 3,4,5,6,7,8,9. У нуля были и другие названия- «ничто», «низачто», «оном» ( за сходство с буквой О). Древние люди нуль применяли лишь для обозначения пропущенных разрядов. Писать нули в конце записи числа, они не догадывались. В настоящее время с нулём знакомятся в 1 классе и люди не замечают, что открытие нуля- одно из величайших событий в математике.

VI. Занимательные задачи.

1.Что случилось в Москве 31 февраля 2006 года

2.Какой год продолжается один день? (Новый год).

3.Укого есть шапка без головы, нога без сапога? (У гриба).

VII. Итоги.

Занятие №7

Тема: «История линейки»

Цели: «Познакомить учащихся с историей линейки в России. Развивать память, мышление и речь. Воспитывать интерес к математики.

I. Организация класса.

II. Речевая гимнастика.

Чтение стихотворений о математике.

III. Комплекс развивающих упражнений компьютерного коррекционно - развивающего комплекса «Effecton Studio», направленных на развитие познавательных процессов.

Развитие внимания «Разведчик»

Цель: Развитие объема внимания

IV. Беседа по теме.

Знаете ли вы, что 1989 г.у линейки был юбилей. Ей исполнилось 2000 лет. Однако линейкой пользовались и в более поздние времена. В средневековье, например, немецкие монахи для разметки линий на листах пергамента (так называлась бумага) пользовались тонкими свинцовыми пластинками. А в ряде стран Европы, в том числе и в Древней Руси, для этих целей применяли железные прутья. В летописях их называли «шильцами». Когда в 1789г.во Франции началась работа по внедрению метрической системы мер, в Париже были изготовлены две платиновые линейки с метрическими делениями длиной в 1м и шириной 25мм,называемые эталоном метра. По их образцу изготовили деревянные линейки для академиков. А позднее и для парижских студентов. У школьников линейки появились только в конце 19 века. В Россию линейка попала в 1812г.в качестве военного трофея. В 1899г. по инициативе знаменитого химика Д.И.Менделеева приступили к производству линейки в России- так в нашей стране началось постепенное внедрение метрической системы мер.

V. Занимательные задачи.

1. Чтобы поужинать, волку достаточно 2кг мяса, но если он голоден то может съесть в 5 раз больше. Сколько мяса может съесть годный волк.

2.Сколько мёда могут собрать пчёлы с 3га гречичного поля, если с 1га они собирают 70кг мёда?

VI. . Загадки.

1. Без ног и без крыльев оно

Быстро летит, не догонишь его. (Время).

2.Под Новый год пришёл он в дом

Таким румяным толстяком

Но с каждым днём терял он вес

И наконец совсем исчез. (Календарь).

3.Вышел старик- годовик

Махнул рукавом,

И полетели двенадцать птиц,

У каждой птицы по четыре крыла,

В каждом крыле по семь перьев,

Каждое перо с одной стороны чёрное

А с другой белое. (Год, месяцы, недели, дни, ночи.)

VII. Итоги.

Занятие №8

Практическое занятие: Построение плана местности

Цель: научится выполнять необходимые измерения, для построения плана участка. Отработать навык работы по алгоритму. Формирование умения работать в группе

I. Организация класса.

II. Речевая гимнастика.

Я - прямоугольник!

Ведь у меня четыре стороны,

Противоположные равны.

Сложу длину и ширину,

Умножу сумму на два.

Периметр свой я получу.

А если вдруг умножу длину на ширину,

То площадь я свою найду.

III. Комплекс развивающих упражнений компьютерного коррекционно - развивающего комплекса «Effecton Studio», направленных на развитие познавательных процессов.

Развитие внимания «Разведчик»

Цель: Развитие объема внимания

IV. Практическое занятие.

Алгоритм выполнения:

  1. Выполнить измерения пришкольного участка рулеткой или земельным циркулем

  2. Задать масштаб

  3. Построить прямоугольник

  4. Найти площадь и периметр прямоугольника и соответствующего ему участка.

V.Итоги.

Занятие № 9

ТЕМА: «Логические задачи. Задачи на переливание»

Цель: развитие логического мышления.

I. Организация класса.

II. Речевая гимнастика.

Мальчик жаловался, горько плача:
- В пять вопросов трудная задача!
Мама, я решить ее не в силах,
У меня и пальцы все в чернилах,
И в тетради места больше нету,
И число не сходится с ответом!
- Не печалься! - мама отвечала,-
Отдохни и все начни сначала!-
Жизнь поступит с мальчиком иначе:
В тысячу вопросов даст задачу.
Пусть хоть кровью сердце обольется, -
Все равно решать ее придется.
Если скажет он, что силы нету,
Но ведь жизнь потребует ответы.
Времени она оставит очень мало,
Чтоб решать задачу ту сначала.

III. Комплекс развивающих упражнений компьютерного коррекционно - развивающего комплекса «Effecton Studio», направленных на развитие познавательных процессов.

Развитие восприятия «Охота»

Цель: Развитие устойчивости сенсорного внимания.

IV. Задачи на переливание.

Рассматриваются задачи, подобные данной: «Как с помощью двух ведер по 2 л и 7 л можно набрать из реки ровно 3 л воды?».

Задачи на переливание представляют собой такие задачи, в которых с помощью сосудов известных емкостей требуется отмерить некоторое количество жидкости.

При решении таких задач необходимо учитывать следующие замечания:

разрешается наливать в сосуд ровно столько жидкости, сколько в нем помещается;

разрешается переливать всю жидкость из одного сосуда в другой, если она в него вся помещается;

разрешается отливать из одного сосуда в другой столько жидкости, сколько необходимо, чтобы второй сосуд стал полным.

1.Как, имея 2 ведра емкостями 4л и 9л, налить из водопроводного крана 6л воды?

2. В первый сосуд входит 8л, и он наполнен водой. Имеется ещё 2 пустых сосуда емкостями 5л и 3л. Как с помощью этих сосудов отмерить ровно 1 л?

3.Имеется 2 типа песочных часов: одни отмеряют 7 мин, а другие - 11 мин. Как с их помощью отмерить 15 мин, необходимых для того, чтобы сварить вкрутую яйцо?

4.Однажды мачеха дала Золушке два ведра объемами 5 и 9 литров и сказала ей принести из колодца ровно 3 литра воды. Золушка справилась с задачей. А Вы смогли бы? Покажите как.

V.Итоги.

Занятие № 10

ТЕМА: «Числовые ряды»

Цель: развитие логического мышления, развитие умения находить закономерность.

I. Организация класса.

II. Речевая гимнастика.

Чтение стихотворений о математике.

III. Комплекс развивающих упражнений компьютерного коррекционно - развивающего комплекса «Effecton Studio», направленных на развитие познавательных процессов.

Развитие внимания тест «Чет-нечет»

Цель: Развитие устойчивости внимания.

IV. Задачи - дополни ряд.

Установите закономерность в расположении чисел каждого ряда и допишите в соответствии с этой закономерностью еще два числа. Если вы успели дописать все числа за 10 мин, то можно считать, что вы достаточно сообразительны.

2;3;4;5;6;7;… 9;1;7;1;5;1;…

10;9;8;7;6;5;… 25;24;22;21;19;18;…

5;10;15;20;25;30;… 12;14;13;15;14;16;…

6;9;12;15;20;25;30;… 16;12;15;11;14;10;…

3;7;11;15;19;23;… 4;5;8;9;12;13;…

24;21;18;15;12;9;… 1;4;9;16;25;36;…

1;2;4;8;16;32;… 15;16;14;17;13;18;…

V.Итоги.

Занятие № 11.

ТЕМА: «Арифметические орешки»

Цель: развитие логического мышления, развитие умения находить закономерность.

I. Организация класса.

II. Речевая гимнастика.

Дважды два равно четыре,
Трижды девять - двадцать семь.
Это всем известно в мире,
И давно известно всем.

Шестью восемь - сорок восемь,
Пятью девять - сорок пять.
Это где кого ни спросим,
Знают все и будут знать.

Ну, а если кто-нибудь
Скажет вдруг, что это муть,
Не запустит он ракету,
Не построит самолёт,
И я спорю на конфету -
На волшебную планету
Ни за что не попадёт!

III. Комплекс развивающих упражнений компьютерного коррекционно - развивающего комплекса «Effecton Studio», направленных на развитие познавательных процессов.

Развитие внимания тест «Штурман»

Цель: Развитие устойчивости внимания.

IV. Играем в числа.

  1. Как число 1 можно записать тремя различными цифрами, соединив их знаками действий?

  2. Какое число при делении и умножении на него ничего не меняет?

  3. Какие три целых числа, если их перемножить, дают столько же, сколько получается при их сложении?

  4. Как число четыре можно записать тремя четверками, соединив их знаками действий?

  5. Как из трех шестерок составить число 30?

  6. Пользуясь только сложением, запишите число 28 при помощи пяти двоек?

Расставьте знаки.

  1. 1 2 3 =1

1 2 3 4=1

1 2 3 4 5=1

1 2 3 4 5 6=1

1 2 3 4 5 6 7=1

1 2 3 4 5 6 7 8=1

1 2 3 4 5 6 7 8 9=1

2. С помощью четырех 4 и известных вам знаков действий запишите все натуральные числа от 1 до 10.

4 4 4 4 =1

4 4 4 4 =1

4 4 4 4 =1

И т.д.

V.Итоги.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 - 6 классов сред школ. - М.: «Просвещение», 1989 г.

  2. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.

  3. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.

  4. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. - М., Омега, 1994 г.

  5. Лапп Даниэль Невероятные возможности вашей памяти., СПб «Питер», 2003. (Серия «Сам себе психолог»)

  6. Макшанов С.И., Хрящёва Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. Каталог часть 1, Санкт-Петербург, 1993

  7. Макшанов С.И., Хрящёва Н.Ю., Сидоренко Е.В. Психогимнастика в тренинге. Каталог часть 2., Санкт- Петербург, 1993




© 2010-2022