Образовательная программа дополнительного образования детей Проектная деятельность

Данная программа разработана на основании письма Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 года , № 06-1844 и в соответствии  с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей        Программа имеет социально-пеагогическую  направленность с элементами культурологической и  предназначена для получения школьниками дополнительного образо­вания в области творческого и социального проектирования.           Внедрение проектной деятельности  в образовательный процес...
Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Министерство образования и науки российской Федерации



Управление образования администрации Тайшетского района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр творческого развития и гуманитарного образования «Радуга»







ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ



Возраст обучающихся - 10-15 лет

Срок реализации программы - 1 год

Количество обучающихся

в группе - 13человек

Количество часов - 72





Составитель программы:

Корчагина Л.С., педагог

МОУ ДОД Центр творческого развития и гуманитарного образования «Радуга»





















г. Тайшет



СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

Пояснительная записка 3

Учебно-тематический план 7

Содержание разделов программы 8

Способы проверки результатов 11

Литература 17

Приложения 18









Введение

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Учреждения дополнительного образования, как и школы, озабочены сегодня поиском иного содержания труда педагога. Время непреклонно требует от каждого педагога быть адаптированным к изменениям в профессиональной деятельности и быть готовым к самообразованию и практической реализации новых знаний. Организация проектной деятельности обучающихся в любом образовательном учреждении требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач учебно-методических, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Работа над проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу.

Методическая служба Центра с 2005 года обозначила одним из приоритетных направлений работу по обучению всех педагогов методу проекта. Был разработан план мероприятий, позволяющий педагогам постепенно овладеть новым видом технологии. Постепенно проектная деятельность в учреждении стала носить системный характер: от индивидуального исследования по теме проекта, к групповому исследованию-проекту широкого охвата многих областей знаний.

Проектная деятельность стала приоритетным направлением и в работе с обучающимися. Полученные результаты предоставили возможность воспитанникам продемонстрировать свои достижения на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, широкой общественностью. Такую возможность дети получают на ежегодных конкурсах кружковцев «Рукотворное чудо», «Радуга талантов», «Кружковец года». Творческие проекты воспитанников отличаются разнообразием тематики, грамотностью оформления, наличием приложения и высоким достигнутым результатом. Но работа над творческими проектами носила фрагментарный характер и в основном была приурочена к каким-то значимым конкурсам. Работу над проектами педагоги вели только с одарёнными детьми. Хотя метод проектов как образовательная технология позволяет всем обучающимся увидеть плоды своего труда, оценить его самостоятельно и публично презентовать.

Так возникла необходимость в создании универсальной образовательной программы по обучению методу создания проекта в рамках программы любой направленности.

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основании письма Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 года , № 06-1844 и в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей

Программа имеет социально-пеагогическую направленность с элементами культурологической и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области творческого и социального проектирования.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы

Внедрение проектной деятельности в образовательный процесс поможет повысить качество образования в учреждении, добиваться творческих успехов, а самое главное привлечь детей к новой форме деятельности, и научить их видеть то, что они ранее не замечали или просто не понимали.

Педагогическая целесообразностью данной программы заключается в соответствии желаемых изменений свойств и качеств личности обучающегося согласно спрогнозированным в программе целям и задачам образования. То есть, это новые идеи, принципы проектной методики, которые соответствуют социальному заказу общества и современным тенденциям развития российского образования; возможности решения широкого спектра педагогических задач на данном предметном материале для данного контингента обучающихся.

Новизна и отличительные особенности данной программы от подобных предметных программ

В основу программы положен анализ методической литературы по вопросам учебного и социального проектирования: И.С.Сергеев, «Как организовать проектную деятельность учащихся»; С.Г.Щербаков «Организация проектной деятельности в школе»; Н.Ю.Пахомова «Метод учебного проекта в образовательном учреждении»; К.Н.Поливанова «Проектная деятельность школьников», а также многочисленные методические рекомендации, публикуемые в периодической литературе и интернете. Все перечисленные материалы имеют свою ценность: в одних метод проектов рассматривается как системный компонент учебно-воспитательного процесса, позволяющий построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, но здесь уже надо говорить о технологии обучения, что под силу только опытным педагогам. Другие предусматривают фрагментарное включение проектной деятельности в обучение предмету. В этом случае содержание носит краткий ознакомительный характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладение этим методом. В сборниках авторских программ для учреждений дополнительного образования детей, изданных Центром развития системы дополнительного образования детей Минобразования России, проектная деятельность не предусматривается или является всего лишь разделом, на который отводится немого учебных часов. Педагоги дополнительного образования, оценив результативность и эффективность проектирования, вносят корректировки в учебно-тематическое планирование, инициативно создают индивидуальные маршруты для одарённых детей, что идёт в разрез учебному плану учреждения и поэтому не финансируется. А ведь работа над проектом требует определённых временных и материальных затрат. Очерченные проблемы уже обусловливают необходимость рассмотрения метода проектов с позиций возможности их решения. Таким решение может стать учебная программа «Проектная деятельность», которая будет носить универсальный характер и которая может быть использована как отдельный курс в любой учебной дисциплине, так как даст возможность создавать и реализовывать проекты в рамках учебного плана.

Новизна программы заключается в том, что она разработана для сборных групп детей, которые стремятся добывать знания целенаправленно по мере возникновения у них потребности решения возникающих проблем. При этом это дети не только разного возраста, но и с разными стартовыми способностями. Программа отличается ещё и тем, что позволяет в условиях как учреждений дополнительного образования детей, так и общеобразовательной школы расширить возможности любой образовательной области.

Цель программы: обучение детей основам проектной деятельности и их активное творческое развитие с учетом индивидуальности каждого ребенка посредством решения поставленных проблем.

Задачи:

- познакомить учащихся с теоретическими материалами по проектной деятельности;

- сформировать у школьников психологическую готовность к восприятию проектной деятельности;

- дать представление о типах проектов, его проблемах целях, задачах, актуальности и гипотезах; обучить этапам проектирования и работе с разными источниками информации;

- развить навыки коллективной проектной деятельности и решений специфических проблемных ситуаций, возникающих в групповом процессе;

- сформировать у школьников готовности к переносу полученных учебных навыков в ситуации реальной жизнедеятельности и реального общения;

- развить социально-психологические качества личности.

- научить самостоятельному достижению намеченной цели;

- научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит при этом решить;

- сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть;

- сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;

- сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе.

Требования к учащимся

Учащиеся должны знать:

-Основные понятия курса: «учебный проект», «цель», «задачи», «актуальность проекта», «проблема», «гипотеза», «исследование»

-Типологию проектов

-Виды проблемных ситуаций

-Виды продуктов проектной деятельности

-Виды исследований

-Этапы проектирования, содержание работы над проектом на каждом этапе

-Формы защиты презентаций

-Требования к проектной работе и критерии оценок проекта и его презентации

Учащиеся должны уметь:

-Формулировать тему, проблему, ставить цель и задачи, обосновывать актуальность проблемы, определять гипотезу: доказывать или опровергать ее.

-Определять тип проекта по разным классификациям

-Изготовлять продукт проектной деятельности

-Составлять содержание работы и план своих действий на каждом этапе

-Составлять структуру своего проекта

-Проводить исследование и делать выводы по его результатам

-Работать с различными источниками информации, используя разные формы работы с научной литературой, составлять библиографию и список литературы.

-Структурировать материал, выделять главное для презентации

-Грамотно презентовать свою работу, выбрав форму защиты и подготовив речь своего выступления

-Проводить самооценку своей деятельности и оценку деятельности других участников курса

Возраст обучающихся, на который рассчитана данная образовательная программа

Программа направлена на работу с детьми и подростками с разным уровнем способностей и подготовки и рассчитана на 1год обучения.

Группы формируются по возрасту: 10-12 лет, 13-15 лет

Соответственно возрастной категории усиливается содержательная часть программного материала. По составу группы могут быть как постоянными, так и переменными, в зависимости от целевого назначения проектов. Количество детей в группах не должно превышать 13 человек. Предполагается работа по индивидуальным образовательным маршрутам для детей с ярко выраженными способностями в области творческого и социального проектирования. На эту работу должно отводиться не менее 36 часов в год на одного ребёнка согласно учебному плану учреждения.

Содержание разделов программы может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса Центра по траектории развития проектных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников.

Для обучения принимаются все желающие без предварительного отбора.

Формы и режим занятий

Общий курс для всей группы составляет 72 часа, в которые входит как теоретический курс, так и практическая работа по созданию продукта проекта. Занятия проводятся из расчёта по 1часу 2 раза в неделю.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе:

теоретических

практических

0.

Формирование групп

2

1.

Введение в курс

2

2

2.

Основы проектной деятельности

4

3.

Проблемные ситуации и подходы к их решению

6

2

4

4.

Знакомство с темами проекта

4

2

2

5.

Начальные этапы работы над проектом

12

2

10

6.

Продукты проектной деятельности

4

2

2

7.

План действий. Этапы работы над проектом

8

2

6

8.

Основные этапы работы над проектом

6

2

4

9.

Заключительные этапы работы над проектом

6

6

10.

Требования к проектной работе

4

2

2

11.

«Проектория».

Подготовка и проведение проектной недели

12

12

12.

Оценка проектов и их презентаций . Рефлексия

2

2

Всего:

72

16

60

Содержание разделов программы

Раздел 1

Введение в курс.

Цель, задачи и результат курса. Итоговая конференция - результат деятельности. Конкурсы, фестивали, конференции ученических проектов. Дистанционные конференции ученических проектов. Готовность к обучению проектным технологиям. Тезаурус.

Раздел 2.

Основы проектной деятельности

Деятельность. Проектная деятельность. Содержание, элементы, цель и задачи проектной деятельности. Формирований общеучебных умений - как главный фактор проектной деятельности. Проект, метод проектов. Проектный метод в дополнительном образовании. Учебный, творческий, социальный проекты.

Раздел 3

Проблемные ситуации и подходы к их решению

Проблемы, похожие на мозаику. Проблемы, похожие на многослойное желе. Проблемы, похожие на снежинку. Проблемы, похожие на олимпийские кольца. Проблемы, похожие на притчу о слоне.

- Тренинг: определение видов проблем на основе различных ситуаций.

Раздел 4

Знакомство с темами проекта

Предметные проекты: естественнонаучные, точные, филологические, общественные науки и краеведение; технология и общеразвивающие дисциплины.

Практическая работа: Выбор и обоснование темы проекта; установление межпредметных связей.

Раздел 5

Начальные этапы работы над проектом

Типологические признаки проектов: по доминирующей деятельности, по предметно-содержательной области, по характеру координации, по количеству участников, по продолжительности выполнения.

Практическая работа: Определение типов и видов готовых проектов; выбор типа проекта для дальнейшей работы и обоснование своего выбора.

Тема проекта. Актуальность темы - как начальный этап исследования. Особенности актуальности. Формулировка проблемы. Цель и задачи проекта. Гипотеза: доказанная и опровергнутая. Оценка тем, актуальности, проблем, целей, задач и гипотез.

Практические работы: 1. Оценка правильности формулирования темы, цели и задач готовых проектов. 2. Формулирование цели и задачи для своего проекта, определение проблемы и обоснование актуальности выбранной темы и сформулированной проблемы, предложение гипотезы.

Семинар: Обсуждение темы, актуальности, проблемы, цели, задач и гипотез, предложенных сокурсниками.

Раздел 6

Продукты проектной деятельности

Внешние продукты: web-сайт, анализ данных социологического опроса, атлас, бизнес-план, видеофильм, видеоклип, электронная газета, электронный журнал, законопроект, карта, коллекция, дизайн, модель, музыкальное произведение, мультимедийный продукт, пакет рекомендаций, письмо, прогноз, публикация, путеводитель, рекламный проспект, серия иллюстраций, сказка, справочник, словарь, сравнительно-сопоставительный анализ, статья, сценарий, виртуальная экскурсия, сборник сочинений, дневник путешествий, главы из несуществующего учебника, костюм, выставка, игра, фотоальбом.

Виды продуктов для информационного, исследовательского и творческого проектов.

Практическая работа: определение и обоснование продуктов проектной деятельности к готовым проектам и к собственному проекту.

Раздел 7

План действий. Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом: подготовительный, планирование, исследование, изготовление продукта проекта, результаты, подготовка к защите проекта, презентация (отчёт), оценка результатов и процесса (рефлексия).

Практические работы: 1. Составление содержания работы над своим проектом на каждом этапе работы. 2.Определение плана действий на каждом этапе при работе над своим проектом.

Структура проекта, структура разных типов проекта.

Круглый стол: Обсуждение структуры проектов разного типа.

Практическая работа: Определение структуры своего проекта и обсуждение структуры проектов кружковцев.

Обобщающее повторение: проект, тема, цель, задачи, актуальность проекта, гипотеза.

Тренинг: работа с основными вопросами проектной деятельности и моделирование проекта по заданной теме по плану.

Раздел 8

Основные этапы работы над проектом

Информация. Источники информации. Работа с источниками информации. Работа с научной информацией. Пути поиска информации. Правила работы с научной литературой, книгой: план текста, тезисы, конспект. Другие источники научной информации (Интернет). Интернет - как источник информации: поисковые системы. Роль библиотек в поиске информации. Библиография и список литературы.

Практические работы:1. Поиск необходимой информации в Интернете и составление списка литературы. 2. Поиск необходимой информации в библиотеке и составление списка литературы.

Исследование - как процесс научного изучения. Виды исследований: опрос, интервью, анкетирование. Этапы проведения опроса, интервью, анкетирования. Наблюдение. Эксперимент. Этапы и виды эксперимента. Опыт.

Практическая работа: 1.Разработка исследования для своего проекта.

Семинар: 1.Обсуждение видов исследований для проектов и их результатов

Раздел 9

Заключительные этапы работы над проектом

Формы защиты ученического проекта. Возможные формы презентаций для проектов разного типа. Мультимедийная презентация - как наиболее распространенная и универсальная форма защиты проекта. Привлекательность слайд-шоу. Этапы работы над презентацией. Виды мультимедийных презентаций. Требования к информации, тексту, к оформлению.

Публичное выступление. Залог хорошего выступления. Рекомендации по подготовке к защите проекта. Техника подготовки выступления. Вопросы оппонентов и рекомендации.

Практическая работа: 1.Отработка этапов создания слайд-презентации для своего проекта. Тренинг: 1.Выработка речевых навыков для подготовки к выступлению.

Раздел 10

Требования к проектной работе

Структура проектной работы: информационный раздел, описание работы, рефлексия деятельности. Формы презентации проекта. Требования к мультимедийной презентации, буклету, коллажу, публичному выступлению.

Раздел 11

«Проектория»

Подготовка и проведение проектной недели

Определение общей направленности и особенностей проектной недели. Определение тем проектов. Первичное оформление проектных групп. Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.

Конференция: Защита ученических проектов

Раздел 12

Оценка проектов и их презентаций

Оценка презентаций проектов по критериям.

Семинар: Обсуждение проектных работ и их презентаций.

Рефлексия

Самооценка деятельности и оценка деятельности других участников проекта

Способы проверки результатов

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем практического выполнения этапов проекта.

Периодические знания и умения по пройденным темам осуществляется при помощи анкетирования.

Итоговая аттестация обучающихся проходит в форме защиты проекта и презентации продукта проекта.


Рейтинговая оценка проекта

Индивидуальная карта рейтинговой оценки проекта учащегося.

Критерии оценки

Самооценка

Оценка педагога

Оценка кружковцев

1. Достигнутый результат

(из 15 баллов)

2. Оформление проекта

(из 15 баллов)

Защита проекта

3. Представление

(из 15 баллов)

4. Ответы на вопросы

(из 15 баллов)

Процесс проектирования

5. Интеллектуальная активность

(из 10 баллов)

6. Творчество

(из 10 баллов)

7. Практическая деятельность

(из 10 баллов)

8. Умение работать в команде

(из 10 баллов)

ИТОГО

Среднеарифметическая величина

от 85 до 100 баллов - «5»

от 70 до 85 баллов - «4»

от 50 до 70 баллов - «3»

менее 50 баллов - «2»

Оценка

Оценочная таблица

Как была организована работа в группе?

Что вам особенно удалось

Белые пятна

Корзина

Трансфертная таблица «ИТОГ»

Интересные впечатления

Тема, которая наиболее мне понятна

Общие советы и рекомендации ведущим и коллегам

Главные

выводы

Существует множество подходов к оценке. Для индивидуальных проектов более удобна, на наш взгляд, рейтинговая оценка. Подобная анкета заполняется в ходе защиты самим проектантом, его одногруппниками с педагогом.

Оценка работы

Фамилия, имя

Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы

15,19,20

Объём разработок и количество предлагаемых решений

15,10,20

Реальность и практическая ценность

5,10

Уровень самостоятельности

10,20

Качество оформления записи, плакатов и др.

15,10,20

Оценка рецензентом

5,10

Оценка защиты

Качество доклада

15,10,20

Проявление глубины и широты заданий по теме

15,10,20

Проявление глубины и широты заданий по данному предмету

15,10,20

Ответы на вопросы преподавателя

15,10

Ответы на вопросы учащихся

15,10

Оценка творческих способностей докладчика

15,10,20

Субъективная оценка деловых качеств докладчика

15,10,20

Итоговая оценка (балл)

180-220 - отлично;

120-175 - хорошо;

90-115 - удовл;

менее 80 - неуд.

Критерии выполнения защиты.

Можно предложить более сложный рейтинговый подход, где выделены и оцениваются 10 критериев на 4 уровнях (0, 5, 10, 20 баллов). Сложность заключается не в оценке, а в повышенных критериях, приближающихся к вузовским. Сама оценка складывается из суммы среднеарифметической величины коллективной оценке, самооценки и оценки преподавателя (естественно, для получения средней величины сумма делится на три). Выделяют 5 критериев защиты проекта, и каждый из них оценивается отдельно. Правда, при таком подходе исключена оценка собственно деятельности учащегося в процессе проектирования.

Оформление и выполнение проекта:

1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.

2. Объём и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность и значимость работы.

3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.

4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость.

5. Качество записи: Оформление, соответствие, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий.

Защита:

1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, объём тезауруса, убедительность и убежденность.

2. Объём и глубина знаний но теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи.

3. Педагогическая ориентация: культура речи, использование наглядных средств, манера, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории.

4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбность, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.

5. Деловые и волевые качества докладчика: ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, доброжелательность, контактность.

Суммарная оценка работы и защиты:

отлично - 155-200 баллов

хорошо - 100-154 балла

удовлетворительно - менее 100 баллов.

Теперь преподавателю следует лишь подготовить упрощенную экспертную таблицу, обозначить номерами от 1 до 10.

Весьма интересен способ оценки, разработанный доцентом МПГУ П.С.Лернером. Правда, в данном случае речь идет не об оценке выполнения проекта, а о выполнении ряда творческих заданий по курсу "Труд человека". Оценивается не конкретное задание, а общее влияние исследовательской поисковой деятельности на образовательный процесс. Здесь также предлагается комплексный вариант, интегрирующий объективную часть (коллективное оценивание экспертов-учащихся данного класса) и часть субъективную, формируемую самим учащимся и преподавателем по всем 12 позициям. Полученную сумму, естественно, следует разделить на три (по числу экспертных групп).

Объективная часть:

1. Полнота присутствия на занятиях, где обсуждались творческие задания.

2. Внимательность на занятиях, выполнение установленных требований.

3. Уровень познавательной активности (выступления, вопросы, поиски ответов на вопросы).

4. Качество выполнения основных и дополнительных творческих заданий.

5. Уровень обучаемости, восприимчивости.

6. Волевые качества в увлечении, устремления к личным высоким достижениям в учении.

Субъективная часть:

1. Внимательность на занятиях, качество выполнения установленных требований.

2. Уровень познавательной активности (участие в поисковой и исследовательской деятельности на занятиях.

3. Качество выполнения основных, дополнительных и специальных творческих занятий.

4. Уровень интереса к содержанию занятий, введению новых педагогических технологий.

5. Влияние занятий по курсу с творческими заданиями на улучшение успеваемости по другим предметам.

6. Степень расширения кругозора.

Оценивание по всем критериям проводится по 10-балльной системе. Коллективная экспертная оценка проектов и творческих заданий позволяет снять субъективность, однако еще не дает полного педагогического эффекта от проектной деятельности. Для этого необходимо дать возможность каждому школьнику поразмышлять, что дало выполнение этого учебного задания ему лично, что не удалось по собственной вине и в чем именно это заключалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т.п.).

Требования к учащимся:

- наличие значимой (социально и личностно) проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения;

- теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

- использование исследовательских методов (определение проблем, целей и вытекающих из них задач, выдвижение гипотез для их решения, обсуждение методов);

- оформление результатов, анализ полученных данных, выводы;

- защита проекта.











Литература

  1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практич. пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.

  2. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. - 544.: ил. - (Серия «Учебник нового века»). [Метод проектов. - С. 337-341]

  3. Чиркова Е.Б. модель урока в режиме технологии проектного обучения. //

  4. Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. СПб: «Два Три», 1996, с.610.

  5. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. - М.:, 2006.

Интернет-ресурсы по проблемам проектной деятельности

1. лат Е.С. Метод проектов

2. ttp://educom.ru/ru/documents/archive/advices.php Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы

  1. schools.keldysh.ru/labmro

  2. Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО





ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Раздел 1. Введение в курс.

Тезаурус

Гипотеза (от греч. hypothesis - основание, предположение) - предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений.

Деятельность - специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества.

Задачи - конкретизированные или более частные цели.

Исследование (научное) - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня - эмпирический и теоретический.

Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.

Метод (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Модель - некоторое упрощенное подобие реального объекта; воспроизведение предмета в уменьшенном или увеличенном виде (макет); схема, физический или информационный аналог объекта.

Объект - категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.

Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.

Проблема (от греч. problema - задача) - в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных событий в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

Предмет - конкретная часть объекта или процесс в нем происходящий или аспект проблемы.

Тема (от греч. thema, букв. - то, что положено в основу) - предмет описания, изображения исследования, разговора и т.д.

Цель - идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств.

Экспертиза - исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с последующим представлением мотивированного заключения.

Экспертные оценки - количественные и (или) порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению. Основываются на суждениях специалистов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Раздел 2. Основы проектной деятельности

Проектная деятельность

Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.

Проектная деятельность содержит:

- анализ проблемы;

- постановка цели;

- выбор средств ее достижения;

- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

- оценка полученных результатов и выводов.

Элементы проектной деятельности

· Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия

· Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

· Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

· Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

· Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

· Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов

Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе)

Задачи проектной деятельности:

- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются следующие общеучебные умения:

1.Рефлексивные:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний,

- умение ответить на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Исследовательские:

- умение самостоятельно генерировать идеи, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей,

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле,

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста),

- умение находить несколько вариантов решения проблемы,

- умение выдвигать гипотезы,

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

- внешняя оценка

- самооценка

4.Умение работы в сотрудничестве

- умение коллективного планирования,

- умение взаимодействия с разными партнерами,

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач,

- навыки делового партнерского общения,

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские:

- умение проектировать процесс или изделие,

- умение планировать деятельность, время, ресурсы,

- умение принимать решение и прогнозировать их последствия,

- навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

6. Коммуникативные:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.,

- умение вести дискуссию,

- умение отстаивать свою точку зрения,

- умение находить компромисс,

- навыки устного опроса, интервьюирования и т.д.

7. Презентационные:

- навыки монологической речи,

- умение уверенно держать себя во время выступления,

- артистические умения,

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении или защите проекта,

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

8.Информационные умения и навыки:

• Обучение работе на ЭВМ (MS Office, Power Point)

• Обучение работе в сети Интернет

• Создание базы данных полезных ссылок в Интернет по темам для облегчения поиска необходимой информации

• Использование возможностей Интернет для поиска интересующей информации, анализ и использование полученной информации

• Составление и использование программ, моделирующих результат с помощью использования современных информационных технологий

• Оформление результата с использованием возможностей современной компьютерной техники

• Возможность оценивания результатов научно-исследовательской деятельности и обмен мнениями и опытом

• Участие в телеконференциях, конференциях, предоставление возможности участия в грантовых проектах, проводимых в сети Интернет

Под проектной деятельностью понимается творческая работа, для выполнения которой требуется пройти следующие этапы:

· анализ и формализация задачи;

· разработка модели решения;

· выбор инструментария и его обоснование;

· планирование работы;

· выполнение плана и его корректировка;

· проверка работы и разработка сопроводительной документации или отчета;

· защита работы.

Особое значение имеет этап постановки задач.

Способность ставить задачу - это искусство, высший уровень в проектной деятельности, на который выходят не все. Поэтому он и вынесен отдельно.

proektoriya.siteedit.su/page7

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Раздел 3

Проблемные ситуации и подходы к их решению

Словарь понятий и терминов

Проблема - крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований.

Различают следующие виды проблем:

исследовательская - комплекс родственных тем исследования в границах одной научной дисциплины и в одной области применения;

комплексная научная - взаимосвязь научно-исследовательских тем из различных областей науки, направленных на решение важнейших народнохозяйственных задач;

научная - совокупность тем, охватывающих всю научно- исследовательскую работу или ее часть; предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи, направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной отрасли.

Проблемные ситуации и подходы к их решению

Название проблемы

Образ проблемы

Определение проблемы

Пример

Проблемы, похожие на мозаику

Образовательная программа дополнительного образования детей Проектная деятельность

Проблема, похожая на мозаику, состоит их нескольких отдельных частей. Проблема в целом решается, когда решается каждая ее часть

Проблема: Новый год в джунглях!

Способы решения:

1. Нужно выбрать маршрут.

2. Нужно собраться в дорогу.

3. Нужно продумать программу праздника.

Проблемы, похожие на многослойное желе

Образовательная программа дополнительного образования детей Проектная деятельность

Решение многослойных проблем состоит из последовательных действий. Такие проблемы решаются, если совершаются все действия и в правильном порядке

Проблема:

Как вырастить цветок?

Способы решения:

1. Узнать особенности ухода за данным растением.

2. Купить (или подобрать из имеющихся) горшок для цветов.

3. Подготовить грунт для посадки растения.

4. Приготовить для посадки семена (рассаду, клубни и т.д.) растения.

5. Приготовить удобрения.

Проблемы, похожие на снежинку

Образовательная программа дополнительного образования детей Проектная деятельность

Проблема, похожая на снежинку, имеет много вариантов решения. Необходимо исследовать все возможные варианты и выбрать наилучший

Проблема: переоборудование учебного кабинета.

Способы решения:

1. Распределиться на группы.

2. Каждая группа учащихся нарисовать на листе бумаги свой вариант оформления кабинета, подготовить защиту своего проекта.

3. В ходе презентации проектов выбрать лучший вариант.

Проблемы, похожие на олимпийские кольца

Образовательная программа дополнительного образования детей Проектная деятельность

Такие проблемы возникают из-за того, что люди не помогают друг другу, работают только на свой результат. Каждый должен сам добиться успеха в своем деле и помочь это сделать всем остальным участникам

Проблема:

сбор металлолома

Способ решения: нужно совместить в одной ситуации два условия: личный успех и помощь другому.

Проблемы, похожие на притчу о слоне

Четверо слепых впервые в жизни встретились со слоном. Один из них дотронулся до хобота и сказал: «Слон похож на толстый канат». «Слон похож на столб», - сказал другой, ощупав ногу слона. Третий коснулся слоновьего живота и заявил: «Слон похож на огромную бочку». «Он похож на циновку», - потрогав слона за ухо, возразил четвертый

Такие проблемы возникают из-за того, что люди по-разному понимают значение слов или поступков. Для того чтобы решить такую проблему, необходимо понять, что имеет в виду каждый собеседник, и прийти к взаимопониманию

Проблема. Два друга решили в выходной день встретиться и погулять вместе. Они договорились о встрече в определенном месте в девять часов. Один из них пришел на место встречи в девять утра и напрасно прождал своего приятеля целый час. Обеспокоенный, он позвонил другу и... разбудил его своим звонком! Проснувшись, друг сказал: «Я думал, что мы встречаемся вечером»

Способ решения: необходимо было уточнить время суток.



Задание по описанию проблемной ситуации: определить вид проблемы.

№ п/п

Проблемная ситуация

Назва-ние пробле-мы

1.

Ученики 9-го класса решили поставить всем классом спектакль к Новому году. Решить-то они решили, а как это самим сделать - не знают. Как же им действовать в этой ситуации?

2.

Группа учеников 6-го класса очень заинтересовалась загадочным материком Антарктида. Решили ребята все о ней узнать. Подобрали в библиотеке литературу и ахнули: «Как много!» Есть книги о животных и растениях Антарктиды, о ее климатических особенностях, об истории освоения материка, о работе международных исследовательских станций.... Как все это прочитать? Что делать?!

3.

Один ученик готовился дома к уроку по истории. Выучил параграф, рассказал маме. И он, и мама остались довольны подготовкой. А учительница сказала, что это ответ «хороший», но совсем не «отличный», и поставила «четверку». Мальчик дома так и не смог объяснить маме, почему он получил «четверку», а не «пятерку»

4.

На уроке математики учительница сказала, что сегодня оценка каждого ученика будет зависеть от того, как будет работать весь класс. Она дала каждому ученику для решения 5 задач, но сказала, что «пятерку» класс получит только в том случае, если все-все задачи будут решены. Ребята не справились с заданием. Они объяснили это тем, что в классе был слабый ученик, который до звонка не смог решить и трех задач из пяти. Но учительница сказала, что ребята неправильно подошли к решению проблемы. Так ли это?

5.

Ученик 5-го класса очень заинтересовался возможностью выступить с интересной лекцией перед младшими школьниками. Дело ответственное. Материал должен быть интересным, понятным малышам. Как подготовиться к такому выступлению?

6.

Учащиеся одного очень дружного класса решили провести вместе несколько каникулярных дней весной. Но какой отдых предпочесть? Каждый предлагает свое, других не слушает... Чуть не поссорились! Как им следует поступить, чтобы найти общее и самое лучшее решение?



№ п/п

Название проблемы

Проблемная ситуация

Способ решения

1.

Проблема, похожая на мозаику

2.

Проблема, похожая на многослойное желе

3.

Проблема, похожая на снежинку

4.

Проблема, похожая на олимпийские кольца

5.

Проблема, похожая на притчу о слоне

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Раздел 4

Знакомство с темами проекта

Примерные направления творческих проектов

Предлагать учащимся конкретные темы проектов не целесообразно, так как это творческо-исследовательская работа и должна быть ценна именно учащемуся. Тематика проекта должна исходить из интересов каждого учащегося, тем самым приобретая индивидуальный характер.

Можно лишь предложить направления исследований:

  1. Родной край

  2. Моя семья

  3. Мои интересы

  4. Пропаганда здорового образа жизни

  5. Социальная реклама и т.д.

Это далеко не полный список, его можно продолжать бесконечно. Необходимо объяснить учащимся, что тема должна быть актуальна, востребована в обществе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Раздел 5

Начальные этапы работы над проектом

  1. Типологические признаки проектов

При овладении учителем методом проектов необходимо прежде всего понимание того, что проекты могут быть разными. Типология проектов может бытьусловно определена по следующим признакам. (Типология предложена Е.С.Полат)

Типологические признаки проекта:

  • Метод, доминирующий в проекте: исследовательский, творческий, информационный, практико-ориентированный, игровой и др.

  • Продолжительность проекта

  • Число участников

  • Характер координации

  • Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира)

Метод, доминирующий в проекте

Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным
научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы,
определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.

Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике «дизайн-петли»: определение потребности, исследование (дизайн-анализ существующих объектов), обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и пр.)

Приключенческие (игровые) проекты предполагают, что участники принимаю на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах - ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях и т.п. Обязательно намечается проблема и цели проекта. Результаты же не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.

Информационные проекты -это тип проектов, призванный научить учащихся
добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в
более крупный исследовательский проект и стать ею частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, телеконференция).

Практика-ориентированные проекты -- это проекты, обязательно предполагающие практический выход. Например, результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность; определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем и др. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта.

Характер координации

Непосредственный, то есть с открытой координацией. Учитель (координатор) участвует в проекте в своем собственном статусе, направляет работу, организует отдельные этапы проекта. Здесь важным является отказ от авторитарного руководства, работа в содружестве с учащимися, при сохранении консультирующих функций, но без навязывания своего решения.

Со скрытой координацией (возможно главным образом в телекоммуникационных проектах). Координатор выступает как полноправный участник проекта и не обнаруживает свой истинный статус учителя в период деятельности групп-участников. Свое влияние он осуществляет за счет лидерских и профессиональных качеств по критерию компетентности.

Характер контактов

Внутренние или региональные проекты могут быть организованы внутри
одной школы, между школами (классами) внутри региона, одной страны (с помощью телекоммуникаций, интернет-сети).

Международные проекты с участием представителей различных стран.
Такие проекты при всей их привлекательности не всегда возможны из-за того,
что для них требуются средства информационных технологий, что сегодня может себе позволить не каждая школа. 11о в перспективе учителям надо ориентироваться на выполнение подобных проектов и быть готовыми к их реализации.
То есть, уровень квалификации учителя не должен препятствовать осуществлению такого рода деятельности.

Число участников. По числу участников проекты могут быть индивидуальные, парные и групповые.

Продолжительность проведения. Проект может быть краткосрочным (разработан на нескольких уроках): среднесрочным (от недели до месяца); долгосрочным (от месяца до нескольких месяцев).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

Раздел 7

План действий. Этапы работы над проектом



Этапы работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Деятельность родителей

1. Погружение в проект

Цель - подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

- определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

- создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать

• проблему проекта;

• сюжетную ситуацию;

• цель и задачи.

Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе, наблюдает,

контролирует.

Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

• анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

• личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.

Мотивируют детей.

2. Планирова-ние деятельности

Цель - пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

- определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

- установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

- распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает учащимся:

• различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;

• распределить роли в группах;

• спланировать деятельность по решению задач проекта;

• продумать возможные формы презентации результатов проекта;

• продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

Осуществляют:

• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

• распределение ролей в группе;

• планирование работы;

• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

• принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

Консультируют в процессе поиска информации.

Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель - разработка проекта.

Задачи:

- самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

- промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Наблюдают.

Контролируют соблюдение правил техники безопасности.

Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.

4. Оформление результатов

Цель - структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

- анализ и синтез данных;

- формулирование выводов.

Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

Наблюдает, советует.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

5. Презентация результатов

Цель - демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

- подготовка презентационных материалов;

- подготовка публичного выступления;

- презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

• обобщает и резюмирует полученные результаты;

• подводит итоги обучения;

• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

• понимание проблемы, цели и задач;

• умение планировать и осуществлять работу;

• найденный способ решения проблемы;

• рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

Консультируют в выборе формы презентации.

Оказывают помощь в подготовке презентации.

Выступают в качестве эксперта.

6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Цель - оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Задачи:

- коллективное обсуждение результатов проекта;

- самоанализ проектной деятельности.

Оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся.

Наблюдает, направляет процесс.

Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе:

• коллективного обсуждения;

• самоанализа.

Консультируют в оформлении отчета.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

Раздел 10. Требования к проектной работе

Требования к оформлению текстового варианта проектной работы



Структура

Требования к содержанию

1. Информационный раздел

1.1. Титульный лист

  • Название учебного заведения (указывается в верхней части титульного листа).

  • Название работы (БОЛЬШИМИ БУКВАМИ по центру).

  • Область научных знаний, рассмотренных проекте.

  • Данные об авторе (Ф.И. - полностью, класс, школа).

  • Данные о руководителе.

  • Web-адрес, по которому размещена работа (если таковой имеется).

  • Название населенного пункта и год написания (внизу по центру).

1.2. Оглавление

  • Наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.

2. Описание работы

2.1. Введение

  • Актуальность выбранной темы.

  • Проблема.

  • Цель проекта.

  • Задачи, поставленные для реализации проекта.

  • План (содержание) работы.

2.2. Описание проектной работы и ее результаты

  • Теоретическая часть

  • Практическая часть (описание методов исследования, ход исследования и его результаты)

  • Назначение и применение проекта.

  • Выводы

  • Список использованной литературы, электронные адреса.

  • Приложение (рисунки, фото, схемы, таблицы, диаграммы).

3. Рефлексия деятельности

  • Оценивание степени достижения поставленных целей.

  • Оценивание качества результатов.

  • Приобретенные умения, знания, навыки.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8

Раздел 9. Заключительные этапы работы над проектом

Требования к презентации



Параметры оценивания презентации ученика

Критерии оценивания

Композиция, ее монтаж

- Интригующее начало.

- Нарастание темпов событий.

- Полный калейдоскоп событий.

Содержание

- Содержание раскрывает цель и задачи исследования.

Информация

- Достоверность (соответствие информации действительности, истинность информации).

- Полнота (отражение источником информации всех существенных сторон исследуемого вопроса).

- Ссылки и обоснования (наличие ссылок, сведений о происхождении информации).

- Отсутствие неопределенности, неоднозначности.

- Современность источника.

- Разумная достаточность (ограничения с точки зрения используемых источников и детализации освещаемого вопроса).

Текст

- Научность (построение всех положений, определений и выводов на строго научной основе).

- Логичность (наличие логических связей между излагаемыми понятиями).

- Доступность (текст должен быть понятен, значение новых терминов должно быть разъяснено).

- Однозначность (единое толкование текста различными учащимися).

- Лаконичность (текстовое изложение должно быть максимально
кратким и не содержать ничего лишнего).

- Завершенность (содержание каждой части текстовой информации
логически завершено).

- Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.

Оформление

- Заголовки привлекают внимание.

- Использование коротких слов и предложений.

- Наличие иллюстраций по заданной теме.

- Текст легко читается на фоне презентации.

- Используются анимационные эффекты.

- Все ссылки, анимационные эффекты работают.

- Использование для фона слайда тона приятного для глаз зрителя.

- Соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации.

- Использование единого стиля оформления.

- Использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста).

- Отсутствие острых углов у фигур, «рванных» и изломанных линий.

- Анимационные эффекты не отвлекают внимание от содержания слайда.

- «Читаемость» шрифта.

- Расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней).

- Объем информации на слайде (не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации (люди могут запомнить не более трех фактов, выводов, определений); наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде).

- Объем презентации (презентация в среднем должна содержать около 12 файлов).













Критерии оценивания мультимедийных презентаций

Критерии оценивания мультимедийных презентаций, выполненных младшими школьниками, разработаны на основе рекомендаций программы Intel и учитывают, что дети впервые знакомятся с программой Microsoft Power Point.



Параметры оценивания презентации ученика

Критерии оценивания

Максимальное количество баллов

Содержание

- Содержание раскрывает цель и задачи исследования.

- Использование коротких слов и предложений.

- Заголовки привлекают внимание.

5

5

5

15

Оформле-ние

- В презентации есть фотографии, рисунки или диаграммы.

- Текст легко читается на фоне презентации.

- Используются анимационные эффекты.

- Все ссылки работают.

5

5

5

5

20

Грамот-ность

- Нет орфографических и пунктуационных ошибок.

- Используются научные понятия (термины).

- Информация дается точная, полезная и интересная.

- Есть ссылки на источники информации.

5

5

5

5

20

40-55 баллов оценивается как «отличная работа»

25-40 баллов оценивается как «хорошая работа»



Требования к буклету



  1. Содержание раскрывает цель и задачи исследования.

  2. Размещены наиболее важные сведения.

  3. Краткость изложения информации.

  4. Достоверность информации.

  5. Лаконичность текста.

  6. Завершенность.

  7. Доступность текста.

  8. Наличие ссылок, сведений о происхождении информации.

  9. Разумная достаточность эффектов для привлечения внимания.

  10. Объем информации.

  11. Правильно подобранные шрифты.

  12. Использование дополнительных заголовков для легкости чтения.

  13. Наличие иллюстраций по теме.

  14. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.

  15. Указание автора и руководителя проекта.

  16. Наличие названия проекта, учебного заведения, населенного пункта.

  17. Эстетичность оформления.



44


© 2010-2022