- Преподавателю
- Математика
- Элективный курс по математике (9 класс)
Элективный курс по математике (9 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Марова Н.Ю. |
Дата | 24.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Директор школы
________________________ ________________________
«_____» _______________20_ г «_____» _______________20_ г
элективный курс
ПО МАТЕМАТИКЕ для учащихся 9 класса
«Применение
процентных вычислений в жизни »
Учитель: Марова Н.Ю.
20013-20014 уч.год
Пояснительная записка
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты, в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.
Предлагаемый курс демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.
Цели курса:
-
сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
-
способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
Задачи курса:
-
сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
-
решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
-
привить учащимся основы экономической грамотности;
-
помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
В результате изучения курса учащиеся должны:
-
понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины;
-
уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50 % - 1/2; 20 % - 1/5; 25% - 1/4 и т.д.);
-
знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
-
производить прикидку и оценку результатов вычислений;
-
при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления.
Учебно-тематический план
№
Наименование тем курса
Всего часов
В том числе
Форма контроля
лекция
практика
семинар
1
Проценты. Основные задачи на проценты.
4
1
2
1
2
Процентные вычисления в жизненных ситуациях
3
2
1
3
Задачи на сплавы,
смеси, растворы
6
1
4
1
4
Решение задач по всему курсу
3
2
1
Литература
-
Канашева Н. А. О решении задач на проценты // Математика в школе. № 5. 1995.
-
Левитас Г. Г. Об изучении процентов в 5 классе // Математика в школе. № 4. 1991.
-
Лурье М. В., Александров Б. И. Задачи на составление уравнений. М.: Наука, 1990.
-
Рязановский А. Р. Задачи на части и проценты // Математика в школе. № 1. 1992.
-
Саранцев Г. И. Упражнения в обучении математике. (Библиотека учителя математики). - М.: Просвещение, 1995.
-
Симонов А. С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе. 1998. - № 4.
-
Симонов А. С. Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей // Математика в школе. 1998. - № 6.
-
Симонов А. С. Сложные проценты // Математика в школе. 1998. - № 5.
-
Соломатин О. Д. Старинный способ решения задач на сплавы и смеси // Математика в школе. 1997. - № 1
-
Шорина С. П. Обоснование старинного способа решения задач на смеси // Математика в школе. 1997. - № 6.
-
Виленкин Н. Л. За страницами учебника математики. - М.: Просвещение, 1989.
-
Виленкин Н. Л., Жохов В. И., Чесноков А. С, Шварцбурд С. И. Математика 6. - М.: Дрофа, 2000.
-
Виленкин Н. Л., Жохов В. И., Чесноков А. С, Шварцбурд С. И. Математика 5. - М.: Дрофа, 1999.