Элективный курс по математике (9 класс)

Предлагаемый курс «Применение процентных вычислений в жизни» был позаимствован в интернете и немного доработан под детей-сирот. Курс демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Также текстовые задачи включены в материалы ОГЭ и ЕГЭ. Однако практика...
Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Директор школы

________________________ ________________________

«_____» _______________20_ г «_____» _______________20_ г





элективный курс

ПО МАТЕМАТИКЕ для учащихся 9 класса


«Применение

процентных вычислений в жизни »



Учитель: Марова Н.Ю.




20013-20014 уч.год

Пояснительная записка


Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты, в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.

Предлагаемый курс демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.

Цели курса:

  • сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;

  • способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.


Задачи курса:

  • сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;

  • решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;

  • привить учащимся основы экономической грамотности;

  • помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины;

  • уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50 % - 1/2; 20 % - 1/5; 25% - 1/4 и т.д.);

  • знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;

  • производить прикидку и оценку результатов вычислений;

  • при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления.


Учебно-тематический план


Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекция

практика

семинар

1

Проценты. Основные задачи на проценты.

4

1

2


1

2

Процентные вычисления в жизненных ситуациях

3


2

1


3

Задачи на сплавы,

смеси, растворы

6

1

4


1

4

Решение задач по всему курсу

3


2


1

Литература

  1. Канашева Н. А. О решении задач на проценты // Математика в школе. № 5. 1995.

  2. Левитас Г. Г. Об изучении процентов в 5 классе // Математика в школе. № 4. 1991.

  3. Лурье М. В., Александров Б. И. Задачи на составление уравнений. М.: Наука, 1990.

  4. Рязановский А. Р. Задачи на части и проценты // Математика в школе. № 1. 1992.

  5. Саранцев Г. И. Упражнения в обучении математике. (Библиотека учителя математики). - М.: Просвещение, 1995.

  6. Симонов А. С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе. 1998. - № 4.

  7. Симонов А. С. Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей // Математика в школе. 1998. - № 6.

  8. Симонов А. С. Сложные проценты // Математика в школе. 1998. - № 5.

  9. Соломатин О. Д. Старинный способ решения задач на сплавы и смеси // Математика в школе. 1997. - № 1

  10. Шорина С. П. Обоснование старинного способа решения задач на смеси // Математика в школе. 1997. - № 6.

  11. Виленкин Н. Л. За страницами учебника математики. - М.: Просвещение, 1989.

  12. Виленкин Н. Л., Жохов В. И., Чесноков А. С, Шварцбурд С. И. Математика 6. - М.: Дрофа, 2000.

  13. Виленкин Н. Л., Жохов В. И., Чесноков А. С, Шварцбурд С. И. Математика 5. - М.: Дрофа, 1999.


© 2010-2022