Неделя математики в школе (план проведения и методические разработки для 5-9 классов)

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Неделя математики в школе

22-29 февраля 2016 года



  • Ложкарева Надежда Александровна, учитель математики МБОУ СОШ №18 имени Э.Д. Потапова города Мичуринска


  • Воропаева Тамара Алексеевна, учитель математики МБОУ СОШ №18 имени Э.Д. Потапова города Мичуринска

Инициативная группа учащихся:

  • Мурадова Аминат, 9 класс

  • Севинян Инесса, 8 класс

  • Лосева Ксения, 7 класс

  • Каратеев Алексей, 7 класс

  • Локтионова Ксения, 7 класс

  • Иванова Анастасия, 7 класс




Разд





П

П

Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным.

Б. Паскаль

Образовательные и воспитательные цели:

- формирование и развитие творческих и умственных способности учащихся (память, логическое мышление, пространственное воображение и т.д.);
- развитие у учащихся устойчивого интереса к изучению математики;

- расширение знаний по предмету;
- демонстрация многогранности и красоты различных задач математики;
- воспитание чувства коллективизма, командного духа, ответственности.

Задачи:

  1. Привлечь всех учащихся для организации и проведения недели

  2. Провести в каждом классе мероприятия, содействующие развитию познавательной деятельности учащихся

  3. Познакомить учащихся на практике со спецификой применения отдельных знаний в некоторых профессиональных сферах.

  4. Организовать самостоятельную и индивидуальную, коллективную практическую деятельность учащихся.

План проведения недели математики в школе.

  1. Подготовка к неделе математики.

  2. Проведение математических тестов по классам (5-9кл.)

  3. Проведение пробного экзамена по математике в 9 классе.

  4. Математическая викторина для 5-6 классов.

  5. «Счастливый случай» - математическая игра для 7-9 классов.

  6. Выпуск математической газеты.

  7. Подведение итогов. Награждение.

  8. Оборудование: проектор, компьютер, слайды, спички, 18 прозрачных стаканов, грамоты, призы, кубик, лото.





















Математическая викторина для 5-6 классов

(3 команды по 7 человек в команде, зрители)

Состав жюри: Строкова Мария, 8 класс
Горбунова Валерия, 8 класс

Севинян Инесса, 8 класс

Ведущая: Мурадова Аминат, 9 класс

Содержание викторины

Разминка (Кто быстрее и правильно ответит - получает приз.)

- Сколько месяцев в году? (12)

- Назовите шестой месяц года. (Июнь.)

- Сколько всего времен года? (4)

- Сколько месяцев во времени года? (3)

- Какой по счету среди зимних месяцев январь? (2)

- Каков порядковый номер месяца года, заканчивающегося на «Й»? (5, май.)

- Предпоследняя буква второго месяца зимы. (р)

- Название первого месяца осени. (Сентябрь.)

- Кого по осени считают? (Цыплят.)

- Назовите четвертую с начала букву русского алфавита. (г)

- Какая по счету в алфавите буква «Ю»? (32-я)

- Сколько океанов на Земле? (4)

- Назовите первую букву названия столицы Франции. (П)

- Назовите первую букву названия страны, где столица Токио. (Я)

- Сколько дней в високосном феврале? (29)

- Какая буква четвертая в слове ПОДЪЕЗД? (Ъ)

А теперь ВНИМАНИЕ:

  1. Задачи-загадки

Король с бывшей у него в гостях Кошкой играли в загадки.

Король спросил: «Пришел мельник на мельницу, на мельнице четыре угла, в каждом углу - по четыре мешка, в каждом мешке - по четыре кошки, у каждой кошки - по четыре котенка. Сколько всего ног?»

Ответ.

- Это очень просто! - улыбнулась Кошка. - Две.

- Как две? Сосчитай-ка! - возмутился Король.

- А чего тут считать? Ноги только у мельника, а у кошек, всем известно, лапки!..

2. Конкурс «Отгадай героя из мультфильма»

Сравните две таблицы, найдите логическую связь между ними, прочитайте предложение и скажите, какому очень популярному герою мультфильмов он принадлежит.

Неделя математики в школе (план проведения и методические разработки для 5-9 классов)

Ответ: «Ребята, Давайте жить дружно!» Кот Леопольд.

Команды занимают свои места.

Условия проведения: команды выбирают капитанов команд, за каждый правильный ответ команда получает 5 баллов, за ответ на вопрос чужой команды 3 - балла, за нарушение дисциплины - штраф 5 баллов.

1 команда

«Звездочки»

2 команда

«Лучики»

3 команда

«Искорки»

Продолжи числовую последовательность:

123; 132; 213; 231; 312…

Ответ: 321.

Продолжи числовую последовательность:

135; 9; 246; 12; 357…

Ответ: 15.

Продолжи числовую последовательность:

2; 6; 12; 20; 30…

Ответ: 42 (6 умн. 7).

Кирпич весит 1кг и еще полкирпича. Сколько весит 5 кирпичей?

Ответ: 10кг.

Кирпич весит 2кг и еще полкирпича. Сколько весит 4 кирпича?
Ответ: 16кг

Кирпич весит 1кг 500г и еще полкирпича. Какова масса кирпича?

Ответ: 3кг.

Во сколько раз первое произведение больше второго:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 ?

Ответ: в 5040 раз.

Сколько ударов в сутки делают часы с боем? (Без получасовых.)

Ответ: 156 (рац. счет).

Сколько будет трижды сорок и пять?

Ответ: 125.

Начертить фигуру, не отрывая карандаша от бумаги (по одному участнику от команды, дать подумать 1 минуту).

Начертить фигуру, не отрывая карандаша от бумаги (по одному участнику от команды, дать подумать 1 минуту).

Начертить фигуру, не отрывая карандаша от бумаги (по одному участнику от команды, дать подумать 1 минуту).

Задача на смекалку:

Как с помощью только одной палочки, не ломая её, образовать на столе треугольник?

Ответ: положить палочку на угол стола.

Задача на смекалку:

Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной палок?

Ответ: 2; 4; 6.

Задача на смекалку:

Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2кг. Сколько будет весить курица, если она встанет на две ноги?

Ответ: 2кг.

Как записать двойку тремя пятерками?

Ответ: (5 + 5) : 5

Как записать четыре тремя пятерками?

Ответ: 5 - 5 : 5

Как записать пятерку тремя пятерками?

Ответ: 5 ∙ 5 : 5

Конкурс капитанов:

1) Назвать лишнее слово:

- Пифагор,
- Евклид,
- Чайковский,
- Гаусс.

Ответ: Чайковский.

Конкурс капитанов:

1) Назвать лишнее слово:

- треугольник,
- квадрат,
- периметр,
- прямоугольник.

Ответ: периметр.

Конкурс капитанов:

1) Назвать лишнее слово:

- слагаемое,
- делитель,
- цифра,
- разность.

Ответ: цифра.

2) Не меняя порядка цифр, расставьте между цифрами числа 1 2 3 5, знаки плюсы и минусы, всего три знака, чтобы в результате получилось число 10.

Ответ: 1*2+3+5=10

2) Не меняя порядка цифр, расставьте между цифрами числа 8 2 1 5, знаки плюсы и минусы, всего три знака, чтобы в результате получилось число 10.

Ответ: 8:2+1+5=10

2) Не меняя порядка цифр, расставьте между цифрами числа 9 3 2 5, знаки плюсы и минусы, всего три знака, чтобы в результате получилось число 10.

Ответ: 9:3+2+5=10

Перед вами стоят шесть стаканов: три с водой и три пустых. Дотроньтесь рукой лишь до одного стакана и добейтесь, чтобы пустые и полные стаканы чередовались.

■■■□□□

Ответ: Перелить воду из второго стакана в пятый.

Перед вами стоят шесть стаканов: три с водой и три пустых. Дотроньтесь рукой лишь до одного стакана и добейтесь, чтобы пустые и полные стаканы чередовались.

■■■□□□

Ответ: Перелить воду из второго стакана в пятый.

Перед вами стоят шесть стаканов: три с водой и три пустых. Дотроньтесь рукой лишь до одного стакана и добейтесь, чтобы пустые и полные стаканы чередовались.

■■■□□□

Ответ: Перелить воду из второго стакана в пятый.

Два отца и два сына разделили между собой три апельсина так, что каждому досталось по одному апельсину. Как это могло случиться?*

Ответ: отец, сын, дед.

В каждом из четырех углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из этих кошек сидят три кошки. Сколько всего в этой комнате кошек?

Ответ: 4.

У отца шесть сыновей. Каждый сын имеет сестру. Сколько всего детей у этого отца?

Ответ: 7.

Перед вами девять равных квадратов, составленных из спичек. Уберите 4 спички так, чтобы получилось пять равных квадратов и не осталось ничего лишнего.Неделя математики в школе (план проведения и методические разработки для 5-9 классов)

Как из двух спичек получить десять?

Ответ: Римская цифра Х.

Конкурсы для команд

За 2 мин составить как можно больше математических терминов (слов, связанных с математикой). Подсчет баллов ведется по количеству неповторяемых терминов.

За 2 мин вспомнить и записать как можно больше пословиц и поговорок, содержащих числа. (Пример: семеро одного не ждут.)

Тренировка памяти

(По одному человеку от команды, фигуры заранее изображены на доске.)

Неделя математики в школе (план проведения и методические разработки для 5-9 классов)

Задание. Посмотреть на фигуры 5 сек, затем воспроизвести на доске или бумаге.

Подведение итогов, награждение.







«Счастливый случай» - математическая игра

для 7-9 классов.

(3 команды по 7 человек, зрители)



Ведущие: Строкова Мария, 8 класс

Жюри: Горбунова Валерия, Севинян Инесса, 8 класс


Ход мероприятия

Ведущие: Добрый день, ребята! Мы рады приветствовать вас на математической игре «Счастливый случай».

Наши команды приготовились идти по нелегкому пути к победе. И для того, чтобы сегодня выиграть, не забывайте пословицы:

«ОБДУМАЙ ЦЕЛЬ РАНЬШЕ, ЧЕМ ДЕЛО НАЧАТЬ»

«ВИДИТ ОКО ДАЛЕКО, А УМ ДАЛЬШЕ»

Пусть Математика и Удача принесут вам, ребята, Счастливый случай.

Первый гейм «Дальше…дальше…дальше»

Каждая команда поочередно бросает игровой кубик 6 раз (на пяти гранях кубика нанесены единицы, на одной грани-подкова):

«1»-1 балл за правильный ответ;

«подкова»-3 балла за правильный ответ.

Вопросы первой команде:

  1. Сколько получится десятков, если два десятка умножить на три десятка? (60)

  2. Делится ли число 111•121•131•141-151 на 10? (Да, т. к оно оканчивается на ноль)

  3. Он бывает натуральным. (Ряд)

  4. Другое название угломера. (Транспортир)

  5. Метод Эратосфена, в котором простые числа «отсеиваются» от составных. (Решето)

  6. Один отец дал своему сыну, у которого уже были кое-какие деньги, 2000 р, а другой своему, у которого не было денег, -1000 р. Сразу же после этого сыновья подсчитали, сколько всего у них денег. Оказалось, что всего 2300 р. Как могло такое произойти? (В обмене деньгами участвовали три человека- «дед», «отец», «сын». «Отец» был «сыном», которому дали 2000 р.)

Вопросы второй команде:

  1. Число обратное 2. (1/2)

  2. Сколько концов у 3,5 палок? (8)

  3. Назовите числа, у которых столько же цифр, сколько и букв в названии.(100 (сто), 1000000(миллион))

  4. Назовите, теорему, у которой больше 100 доказательств. (теорема Пифагора)

  5. Половина от половины равна половине. Найдите число.(2)

  6. Что стоит посоветовать археологам, нашедшим монету, датированную 35 г до н э? (Монета фальшивая. Чеканщики 35 г до н э не могли предполагать о введении нового летописания)

Вопросы третьей команде:

  1. Пять ворохов сена и семь ворохов сена свезли вместе. Сколько получилось ворохов сена?(Один)

  2. Какими нотами можно измерить расстояние?(Ми-ля-ми)

  3. Волк и лиса соревновались в беге. Кто какое место занял, если известно, что волк был одним из первых, а лиса не последней? (Лиса-1, волк-2)

  4. За 3 мин бревно распилили на полуметровые бревна, причем каждая распиловка занимала 1 мин. Найти длину бревна.(2м)

  5. Какой цифрой заканчивается произведение всех нечетных двухзначных чисел? (Цифрой 5)

Второй гейм «Заморочки из бочки»

Шесть пронумерованных бочонков. Тянуть бочонки (2 раза). Начинает команда, у которой на данный момент меньше очков. Ведущий зачитывает команде вопрос, номер которого указан на бочонке. За правильный ответ-2 балла.

  1. Вычислите: (2+4+6+…+2006)-(1+3+5+…+2005).

  2. Имеются двое песочных часов: на 7 минут и на 11 минут. Каша должна вариться 15 минут. Как сварить ее, перевернув часы минимальное количество раз?

  3. Над озерами летели гуси. На каждом озере садились половина гусей и еще полгуся, остальные летели дальше. Все сели на семи озерах. Сколько было гусей?

  4. Отцу и сыну вместе 65 лет. Сын родился, когда отцу было 25 лет. Какого возраста отец и сын?

  5. Разрежьте квадрат на две равные фигуры по ломаной линии, состоящей из трех равных отрезков. Начало разреза в точке А.

  1. Математик, оказавшись в небольшом городке, решил подстричься. В городке было лишь две парикмахерских. Заглянув к одному мастеру, он увидел, что в салоне грязно, сам мастер одет неряшливо, плохо выбрит и небрежно подстрижен. В салоне второго мастера все было чисто, а сам владелец был безукоризненно одет, чисто выбрит и аккуратно подстрижен. Тем не менее, математик отправился стричься к первому парикмахеру. Почему?

Ответы:

  1. (2-1)+(4-3)+(6-5)+…+(2006-2005)=2006:2=1003.

  2. 15=(11-7)+11. Одновременно перевернем часы, через 7 минут начинаем варить кашу. После 4 минут (песок в часах за 11 минут закончится) вновь перевернуть часы на 11 минут.

  3. Так как на последнем озере сели оставшиеся гуси и больше не осталось, то там сел один гусь. ½ гусей это 7. Значит, 7+7+1=15 гусей.

  4. Так как сын родился тогда, когда отцу было 25 лет, то разница в их возрасте равна25 . тогда 65-25=40(лет) -это удвоенный возраст сына, а значит сыну будет 20 лет, а отцу 45 лет.

  1. Так как в городе всего две парикмахерских, а второй мастер хорошо выбрит и аккуратно подстрижен, то подстриг его первый мастер.

Третий гейм «Темная лошадка»

1.Это название происходит от двух латинских слов «дважды» и «секу», буквально «рассекающиеся на две части». О чем идет речь?

Ответ:биссектриса.
2.Термин греческого происхождения, означающий в древности вращающееся тело - веретено, юлу. О какой фигуре идет речь?

Ответ:ромб.
3.Название этого четырехугольника происходит от греческого слова, в переводе на русский означающее «столик», от него так же произошло слово - «трапеза».

Ответ: трапеция.

Четвертый гейм «Перевертыши»

Каждой команде задаются вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 3 балла. Если команда не дает никакого ответа, на этот же вопрос отвечает другая команда. Вопросы задавать начинают той команде, у которой на данный момент меньше очков.

Ведущий: Эта игра заключается в том, что слова какой-нибудь известной фразы, например, пословицы, заменяют антонимами. Выигрывает тот, кто первым разгадает настоящую фразу. Например, «зайцев пугать - с опушки бежать». Какая пословица «зашифрована»? Ответ: «волков бояться - в лес не ходить» .

В нашем гейме будут зашифрованы математические выражения. Как вы понимаете, не все математические термины имеют антонимы, поэтому заменяем слова по принципу: «квадрат» - «куб», «параллельный» - «перпендикулярный», «площадь» - «периметр» и т д.

  1. Умножать на 1 можно! (Делить на ноль нельзя)

  2. Неправильное целое больше 0.(Правильная дробь меньше 1)

  3. Кривая дуга больше свернутой. (Прямой угол меньше развернутого)

  4. Перпендикулярные отрезки скрещиваются. (Параллельные прямые не пересекаются)

  5. Периметр треугольника не равен кубу чужого угла. (Площадь квадрата равна квадрату его стороны)

  6. Крайняя кривая четырехугольника не равна четвери боковой стороны. ( Средняя линия треугольника равна половине основания).

Пятый гейм «Литературная мозайка»

Первый этап «Русские пословицы»

Команды по очереди называют русские пословицы, поговорки или фразеологизмы, где фигурируют числа. Побеждает та команда, последней назвавшая пословицу.

-один в поле не воин.

-за двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

-обещанного три года ждут.

-На все четыре стороны.

-знать, как свои пять пальцев.

Второй этап «Музыкальная пауза»

Команды по очереди поют строчки из песен, где фигурируют числа.

Третий этап «Кинофестиваль»

Команды по очереди произносят названия фильмов, где фигурируют числа.

На каждом этапе команда-победитель получает 2 очка.

Общий итог и награждение.


© 2010-2022