- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по практической математике
Рабочая программа по практической математике
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Смирнов И.Н. |
Дата | 03.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Красильниковская основная общеобразовательная школа
Галичского муниципального района Костромской области
СОГЛАСОВАНО
на методическом совете школы
Протокол № ___ от
«____»____________ 20__ г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы _____________Е. Б. Егорова
Приказ № ___ от _______20___г.
Рабочая программа
по курсу практическая математика
9 класс
(срок реализации 1 год)
Пояснительная записка
Математика возникла из практических потребностей человека, из опыта и все её понятия, как и понятия других наук, отражают, отображают определённые свойства, состояние, связи и т. д. Математическая наука используется сейчас во всех сферах человеческой деятельности, поэтому, преподавая математику, учитель не должен забывать, что ученик должен видеть за вычислениями и формальными преобразованиями, а также за геометрическими образами и математическими понятиями не только абстрактные символы, но и серьёзное реальное содержание, пусть даже в самой простой форме.
Актуальность. Для овладения и управления современной техникой и технологией нужна серьёзная общеобразовательная подготовка, включающая в качестве непременного компонента активные знания по математике. Наличие знаний не означает, что они являются активным запасом, что ученики способны применять их в различных конкретных ситуациях. Такая способность не появляется стихийно. Она формируется в процессе целесообразного педагогического воздействия. Подобный уровень математической подготовки достигается в процессе обучения, ориентированного на широкое раскрытие связи математики с окружающим миром, с современным производством. Процесс трудового обучения и воспитания учащихся в современных условиях немыслим без опоры на математические знания.
Современная математика склонна к идеалистическому направлению в обучении, а практическое направление остаётся в тени: отсутствует этап составления математических моделей. Обучение математическому языку, его основным диалектам - важнейшая цель математического образования.
Цель:
-
Показать учащимся тесную связь математики с общественной практикой, с жизнью, их личным опытом.
-
Создание у учащихся положительного образа математики.
-
Закрепление и углубление знаний, умение применять их в различных ситуациях.
-
Расширение кругозора учащихся, в том числе рассмотрены вопросы межпредметных связей.
Задачи:
-
Важнейшей задачей является формирование математического аппарата для решения практических задач (моделей), смежных предметов окружающей реальности.
-
Получение школьниками конкретных знаний для описания исследования разнообразных процессов, например, выбор оптимального варианта.
-
Формирование у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Способы реализации. Возможность реализации поставленных целей и задач курса обусловлена тем, что:
-
многочисленные математические закономерности, изучаемые в школе широко используются в конкретных производственных процессах;
-
умения и навыки по математики, предусмотренные школьной программой, находят непосредственное применение в производительном труде.
Содержанием курс являются: задачи сельскохозяйственного производства, задачи на оптимизацию прокладки дорог, строительства, задачи на вычисление площадей, бухгалтерский учёт, расчёт калорийности питания, составление чтения диаграмм, задачи на проценты.
Методы и формы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковый, постановка проблемы, исследовательский метод, метод математического моделирования. Применяемые формы групповой и индивидуальной работы с учащимися.
Ожидаемые результаты. Учащиеся могут применять приобретённые знания практической деятельности в повседневной жизни, понимать значимость изучаемого предмета в современном мире, понимать в какой степени необходимы математика в их будущей профессии. Учащиеся должны уметь применять математические знания на практике, как в бытовой жизни, так и в будущей своей профессии, иметь навыки исследования, написания отчёта по своей работе.
Учащиеся должны научиться работать в группе, уметь считаться с мнениями других, работать самостоятельно.
Критерии оценки, самооценки. Работа каждого ученика оценивается по баллам каждого занятия, при этом учитывается насколько заинтересовался ученик данной учебной деятельностью, его личностный рост, оценка при работе в группах другими учащимися, содержание и форма представленной творческой работы, уровень публичной защиты творческой работы.
Основная форма обучения - практическая деятельность учащихся, выполнение самостоятельных работ. Основная форма проведения - урок, практические занятия на земельном участке.
Курс рассчитан на 17 часов, состоит из 6 глав.
№ п/п
Тема
Количество часов
Форма проведения
Образовательный продукт
Всего
Лекция
Практика
1.
Учёт продукции производимой на земельных участках
2
0,5
1,5
самостоятельная работа
расчёт посевной площади, необходимого кол-ва семян
2.
Необходимые строительные работы
3
0,5
2,5
индивидуальная работа
расчёт необходимого строительного материала, составление сметы
3.
Измерительные работы на местности
3
0.5
2.5
практическая работа
учащиеся производят измерительные работы на местности, учатся чертить план участка
4.
Простые и сложные банковские расчёты
3
1
2
практическая, самостоятельная работа
учатся вычислять по формулам простого и сложного расчёта
5.
Задачи на сплавы и смеси
3
1
2
лабораторная работа
вычисление концентрации растворов и смесей
6.
Семейная экономика
2
0,3
1,7
исследовательская работа
составление и анализ бюджета семьи
7.
Итоговый урок "Урок одной задачи"
1
-
-
конференция
выступление с творческими, зачётными уроками
Содержание программы
-
Учёт продукции производимой на участках. Познакомить учащихся с расчётами необходимого посадочного материала на данную площадь. Учащиеся в группе рассчитывают необходимый урожай со школьного участка и с огорода для своей семьи.
-
Строительные работы. Сформировать у учащихся понятие о смете. Учащиеся должны уметь составлять смету при строительных работах, уметь рассчитывать необходимое количество материала при строительстве, при ремонтных работах, иметь представление о профессии строителя.
-
Измерительные работы на местности. Познакомить с приборами: экер, астролябия, теодолит их назначениями. Научить учащихся пользоваться этими приборами. Сформировать понятие о профессии землеустроителя. Учащиеся должны уметь разбить участок любой формы: квадрат, прямоугольник, окружность, многоугольник. Уметь составит план участка.
-
Простые и сложные банковские расчёты. Познакомить учащихся с формулами расчета: простой и сложной. Сформировать понятие о процентной ставке. Учащиеся должны уметь вычислять процентные начисления. Учащиеся должны иметь представление о работе оператора-кассира.
-
Задачи на сплавы и смеси. Познакомить учащихся с вычислениями концентрации растворов по формуле: , со старинным способом вычисления. Учащиеся должны уметь вычислять процентное содержание веществ в растворе по данным формулам.
-
Семейная экономика. Сформировать у учащихся понятие о семейном бюджете, источники дохода, что такое МРОТ, социальная помощь, потребительская корзина. Познакомить с профессией социального работника.
-
Учащиеся должны научиться планировать семейный бюджет
Итоговое занятие
Учащиеся должны подготовить выступление по интересной для него теме и уметь выступить с данной темой, уметь защитить своё решение.
Список литературы для учителя
-
Абаляев Р.Н. Сборник задач по арифметике с практическим содержанием. - М.: Учпедгиз, 1960. - 107с.
-
Алимов А.Г. Алгебра 7-9. - М.: Просвещение, 2002. - 200с.
-
Атанасян А.В. Геометрия 7-9. - М.: Просвещение, 1998. - 335с.
-
Барабанов О.О. Задачи на проценты кА кпроблема нормы словоупотребления. // Математика в школе - 2003. - №5. - С. 50-60.
-
Дорофеев В.И. Математика - 6. - М.: Просвещение, 2000. - 280с.
-
Журова Т., Зотова В. Расчеты на каждый день. // Математика - 2007. - №10. - С. 19-20.
-
Кулакова В. От денег и процентов к себестоимости и прибыли. // Математика - 2007. - № 20. - С. 9-11.
-
Преподавание математики в сельской школе // Колячин А.М.
-
Программа математического образования. Н.О.№ 9, 2005.
-
Петров В.А. Математические задачи из сельскохозяйственной практики. - М.: Просвещение, 1980. - 63с.
-
Петров В.А. Преподавание математики в сельской школе. - М.: Просвещение, 1984. - 143с.
-
Соломатин О.Д. Старинный способ решения задач на сплавы и смеси. // Математика в школе - 1997. - № 1. - С. 12-14.
-
Шапиро И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики.
Календарно-тематическое планирование
№
Дата
Тема
1
Вычисление площади посевного участка
2
Расчёт количества семян
3
Расчёт необходимого строительного материала
4
Смета. Составление сметы
5
Профессия строитель. Часто встречаемые задачи
6
Приборы: экер, астролябия, теодолит их назначениями.
7
Измерительные работы на местности
8
Составление плана местности. Профессия землеустроителя
9
Простые и сложные банковские расчёты
10
Процентная ставка, начисления
11
Профессия оператора-кассира. Часто встречаемые задачи
12
Вычисление концентрации растворов
13
Процентное содержание веществ в сплавах и растворах
14
Старинные задачи на сплавы и растворы
15
Составление и анализ бюджета семьи
16
Профессия социальный работник. Часто встречаемые задачи
17
Итоговый урок «Урок одной задачи»
7