- Преподавателю
- Математика
- Переместительное свойство умножения
Переместительное свойство умножения
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сафиуллина Э.В. |
Дата | 27.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока математики во 2-м классе
Сафиуллиной Э.В., СОШ № 60 г. Набережные Челны
1. Тема «Переместительное свойство умножения». Тип урока: предъявление нового знания
2. Результаты деятельности:
2.1. Личностные (ЛР): ценностное отношение учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, самооценка
2.2. Метапредметные (МПР): Р - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действия, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
П - осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и рабочей тетради для выполнения учебных заданий, проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
К - задавать вопросы, строить понятные высказывания, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работать в паре, контролировать действия партнёра, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
2.3. Предметные (ПР): усвоение математического смысла одного из свойств действий умножения - переместительного (коммуникативного) свойства умножения (от перестановки множителей значение произведения не изменяется, умение находить значения произведений, заменив умножение сложением).
3. Цель: формирование ценностного отношения к определению, пониманию и применению переместительного свойства умножения в ходе коллективной, парной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности под руководством учителя; анализировать задачи, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи.
Этап урока/учебная ситуация
Результаты этапа
Цель этапа
Взаимодействие в образовательном процессе
Действия педагога
Действия обучающегося
1.Самоопределение к деятельности
Формальная готовность к уроку.
Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль, самооценка.
Формирование и развитие ценностных ориентаций (ЦО) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке
1. Организую ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.
2. Управляю ситуацией самооценки.
- Ребята, сейчас урок математики. Вам необходим учебник, тетрадь для самостоятельной работы, тетрадь в клетку, пенал. Проверьте и оцените свою готовность (выслушиваю пару учащихся о готовности).
- Откройте учебник на странице 48. Рассмотрите страницу, всё ли готово к уроку? Отметьте закладкой нужную страницу тетради для самостоятельных работ.
1. Выполняют самооценку готовности по критериям:
· правильность выбора учебных принадлежностей,
· правильность и аккуратность расположения предметов на парте,
· самостоятельность подготовки,
· настрой на урок.
2.Высказываются о своей готовности
- Я готова(а) к уроку, потому что правильно выбрала все принадлежности, на парте порядок, внимательно слушаю
3. Рассматривают страницу. Находят знаки - помощники. Отмечают в тетради страницу 48.
2. Постановка учебной задачи
Сформулированная и зафиксированная (вербально, с помощью схемы, модели…) учебная задача (самостоятельно или в совместной деятельности с учителем).
Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.
Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения (в совместной деятельности с учителем).
Организую ситуацию формулирования проблемы, цели и темы для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы. Фиксирую учебную задачу.
- Прочитайте тему урока. Какие слова в формулировке темы вам знакомы и понятны? На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? Использую приём неоконченных предложений (клише) -«Что в формулировке темы понятно, что не понятно? В чём нужно разобраться?»
- Чему вы будете учиться? Какой будет ваша цель на уроке?
- Я согласна с вами. Цель урока: узнать, понять и попытаться применить правило перестановки множителей, заменять умножение сложением.
- Рассмотрите условные обозначения на странице 48. Предлагаю спланировать нашу деятельность. Что и в какой последовательности вы будете делать на уроке?
С помощью учителя формулируют проблему, цель и тему для изучения и фиксируют учебную задачу, в соответствии, предполагают свои действия.
- Читают тему урока. Задают вопросы.
-мы знаем, что такое множители. Но не знаем, как нужно переставить множители? Когда? В каком случае? Для чего? Зачем переставлять множители?
- Ставят цель, отвечая на вопросы учителя, используя прием
- Мы узнаем, что такое перестановка множителей. Вместе разберёмся, для чего нужно и когда переставлять множители.
- Рассматривают страницы. Планируют.
- Мы будем думать, работать в печатной тетради, в тетради в клетку, поработаем в парах.
3. Решение учебной задачи
Новое знание, понятие, правило, способ (алгоритм) деятельности, способ использования алгоритма
Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия, правила, способа деятельности
1. Организую ситуацию решения учебной задачи, используя систему вопросов, позволяющих найти правило перестановки множителей.
- Прошу детей подумать и найти значение произведений: 3 х 2, 4 х 3, 5 х 2, 3 х 20
2. Организую ситуацию построения модели понятия.
Прошу записать детей эти произведения в тетрадь и поставить между ними знак равенства: 3 х 2 = 2 х 3 и так далее.
3. Прошу проговорить теоретическую формулировку, используя модель.
- Что можно сказать об этой записи?
Динамическая пауза
4. Организую деятельность по построению (уточнению) правила перестановки множителей. Предлагаю в тетради выполнить задание № 1 в парах. Предварительно показываю образец оформления на классной доске
9 х 2 = 18 8 х 3 = 24
2 х 9 = 18 3 х 8 = 24
Сравните значения произведений в парах. Сделайте вывод. (В ситуации затруднения прочитайте формулировку правила, предложенную авторами).
5. Устно проверяю правильность выполнения, требую развернутых ответов.
Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации.
2. Заменяя умножение сложением, находят произведения выражений
3 х 2 = 3 + 3 = 6
4 х 3 = 4 + 4 + 4 = 12
5 х 2 = 5 + 5 = 10
Затруднение вызывает пример 3 х 20, но зная
переместительный закон сложения рассматривают его на действии умножения
Думают. Высказывают свои предположения:
3 х 20 = 20 х 3 = 60
Записывают в тетради в клетку модель правила перестановки множителей
3 х 2 = 2 х 3 = 6
3 х 20 = 20 х 3 = 60 и т.д.
3.Пытаются высказать предположение:
если в произведении поменять местами множители, значение произведения не изменится.
4. В парах выполняют задание №1. Первые произведения в столбцах записывает один, вторые - другой.
Сравнивают. Читают правило в учебнике. Делают вывод, проговаривая правило.
5.Взаимопроверка
Образец ответа:
3 х 18 = 18 х 3
от перестановки множителей значение произведения не изменилось, следовательно, 3 х 18 = 54, так как 18 + 18 + 18 = 54
4. Первичное закрепление
(Применение правила на практике)
Умение действовать по правилу
Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по правилу.
1.Организую ситуацию решения типовых заданий на понимание нового способа действий с проговариванием правила во внешней речи.
Прошу двух-трех детей повторить формулировку переместительного свойства умножения.
Предлагаю убедиться, что это свойство выполняется и в других случаях.
2.Прошу выполнить задание №2 самостоятельно. В процессе работы детей организую индивидуальное педагогическое сопровождение.
3. В парах проверяем правильность выполнения
Прошу еще раз в парах проговорить формулировку переместительного свойства умножения.
Динамическая пауза
1. Проговаривают правило перестановки множителей.
2. Решают задание № 2 на новый способ действий с проговариванием правила во внешней речи.
3.Взаимопроверка в парах. Проговаривание хода выполнения задания.
-мы выполнили задание самостоятельно, а после сравнили наши записи.
5.Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
Умение применять правило в самостоятельной деятельности
Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.
Организую ситуацию отработки применения правила.
- Предлагаю выполнить задание № 3
- Вспомните, что такое периметр?
- Чем отличается квадрат от других фигур?
- Вспомните, крупные единицы измерения длины.
Предлагаю выполнить задание № 4 с. 48.
Прочитайте задачу, сделайте к ней рисунок.
- Сколько кустов в каждом ряду?
- Сколько таких рядов?
- Какими способами можно решить задачу?
Выполняют задание № 3 в паре.
- Эта сумма длин всех сторон.
- Все стороны квадрата равны.
Записывают решение:
25 х 4 =25+25+25+25= 100 мм
100 мм = 10 см = 1 дм
Читают задачу.
- В ряду 5 кустов
- Рядов - 3
Записывают самостоятельно решение:
○○○○○
○○○○○
○○○○○
5 + 5 + 5 = 15 (к)
5 х 3 = 15.
Ответ: 15 кустов
6. Оценка
Умение определять уровень овладения новым знанием, правилом, способом деятельности
Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.
Организую ситуацию оценки знаний правила перестановки множителей.
- Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте на полях кружок
- зелёного цвета, если ты доволен, у тебя всё получалось
- жёлтого цвета, если временами было не просто, не всё получалось
- красного цвета, если было очень сложно, многое не получалось
- ПОЧЕМУ вы так себя оценили? Прослушиваю разные мнения нескольких учащихся
- Оценивают результаты, способы их достижения.
- Рисуют в тетради кружок нужного цвета.
- Высказываются о причинах своей самооценки
7. Итог занятий. Рефлексия деятельности
Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности
Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.
Организую дискуссию, диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу.
- Ребята, какова тема урока?
- Какую цель вы поставили перед собой?
- Как вы считаете, достигли ли цели? ПОЧЕМУ? На все вопросы ответили?
- Стало ли ценным для вас новое знание? В чём его ценность?
- Расскажите по схеме (Я - знаю, запомнил, смог), чему научился на уроке.
Спасибо за сотрудничество! Урок окончен.
Участвуют в диалоге с учителем
Анализируют и осмысливают, проговаривают (фиксируют) свои достижения.
- Тема урока «Переместительное свойство умножения».
- Что такое перестановка множителей?
- Куда и как нужно переставить множители? Для чего? Зачем переставлять множители?
- Новое знание ценно, если знаешь правило перестановки множителей, не всегда нужно выполнять вычисления.
Это удобно!
Несколько человек дают оценку по схеме.
7