- Преподавателю
- Математика
- Программа кружка Нестандартная математика
Программа кружка Нестандартная математика
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лапин М.В. |
Дата | 04.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа дополнительного образования
«Нестандартная математика»
Руководитель:
Лапин Максим Васильевич
Пояснительная записка
Актуальность программы определена тем, что обучающиеся должны иметь мотивацию к изучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес обучающихся к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление к развитию у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой обучения, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровня.
Содержание занятий представляет собой введение в мир математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов предмета. Занятия должны содействовать развитию у обучающихся математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть основаны на любознательности обучающихся, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет им успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии. Для эффективности занятий, желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Группа для занятий создается на добровольных началах с учетом склонностей обуающихся, их возможностей и интересов.
Программа рассчитана на год. Занятия 1 раз в неделю.
Цель программы: Формирование и развитие интересов обучающихся к математике через углубление и расширение математических знаний.
Задачи:
-
расширять кругозор обучающихся в различных областях математики;
-
развивать математические навыки работы на практике.
-
развивать наблюдательность, любознательность, память, логическое мышление.
-
развивать вычислительные навыки, приёмы самостоятельной познавательной деятельности.
-
совершенствовать умения обучающихся в работе с дополнительной литературой.
Работа с обучающимися предусматривает использование различных форм работы: работа в парах, группах, индивидуальные, коллективные.
На занятиях применяются различные виды деятельности: ролевые игры, дискуссии, моделирование, коллективное сочинение задач.
Принципы программы:
-
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
-
Научность
Математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
-
Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
-
Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
-
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
-
Реалистичность
-
Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес обучающихся к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Основные виды деятельности обучающихся:
-
решение занимательных задач;
-
участие в математической олимпиаде;
-
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-
проектная деятельность
-
самостоятельная работа;
-
работа в парах, в группах;
-
творческие работы
Содержание курса
№ раздела
Тема
Кол-во часов
1
Числа и операции над ними
Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (закономерности).
8
2.
Геометрические фигуры и величины
Старинные меры измерений. Преобразование геометрических фигур на плоскости и в пространстве по заданной программе и составление своих подобных заданий.
10
3.
Текстовые задачи
Решение задач разными способами (уравнения, схемы, графическое моделирование, дерево возможностей). Решение старинных задач, задач повышенной трудности.
14
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Количество часов
Числа и операции над ними (8 часов)
1
Вводное занятие. Математические игры, лабиринты, кроссворды.
2
2
Из истории чисел. Арифметика каменного века. Живая счетная машина.
3
3
Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности).
3
Геометрические фигуры и величины(10 часов)
4
Старинные меры измерений.
2
5
Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе
2
6
Преобразование геометрических фигур в пространстве по заданной программе
3
7
Составление программ для преобразования фигур на плоскости и в пространстве.
3
Текстовые задачи (14 часов)
Решение задач разными способами
8
Схемы, уравнения
2
9
Графическое моделирование
2
10
Составление дерева возможностей
2
11
Решение старинных задач
2
12
Задачи повышенной трудности
3
13
Задачи математических конкурсов и олимпиад
3
Итого
32
Предполагаемые результаты:
Занятия должны помочь обучающимся:
-
совершенствовать способы исследовательской деятельности;
-
развивать творческое мышление;
-
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности обучающимся; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Литература
-
«Игротека математического кружка ». [Электронный ресурс] pspu.as.ru
-
«Учительская газета». [Электронный ресурс] ug.ru
-
Агафонова И. Учимся думать. «Занимательные логические задачи, тесты и упражнения» С. - Пб, 2013.
-
Кордемский Б.А. «Математическая смекалка». Москва: Книга по требованию, 2012
-
Кордемский Б.А., Ахадов А.А. «Удивительный мир чисел». Москва: Просвещение, 2010
-
Куликов Ю.М. Уроки математического творчества., М: Просвещение, 2011.
-
Лавриненко Т. А. «Задания развивающего характера по математике». Саратов: Лицей, 2002
-
Сухин И. Г. «Занимательные материалы по математике»,. М.: Вако, 2011