Программа кружка Нестандартная математика

Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Программа дополнительного образования

«Нестандартная математика»








Руководитель:

Лапин Максим Васильевич











Пояснительная записка


Актуальность программы определена тем, что обучающиеся должны иметь мотивацию к изучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес обучающихся к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление к развитию у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой обучения, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровня.

Содержание занятий представляет собой введение в мир математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов предмета. Занятия должны содействовать развитию у обучающихся математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть основаны на любознательности обучающихся, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет им успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии. Для эффективности занятий, желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Группа для занятий создается на добровольных началах с учетом склонностей обуающихся, их возможностей и интересов.

Программа рассчитана на год. Занятия 1 раз в неделю.

Цель программы: Формирование и развитие интересов обучающихся к математике через углубление и расширение математических знаний.

Задачи:

  • расширять кругозор обучающихся в различных областях математики;

  • развивать математические навыки работы на практике.

  • развивать наблюдательность, любознательность, память, логическое мышление.

  • развивать вычислительные навыки, приёмы самостоятельной познавательной деятельности.

  • совершенствовать умения обучающихся в работе с дополнительной литературой.

Работа с обучающимися предусматривает использование различных форм работы: работа в парах, группах, индивидуальные, коллективные.

На занятиях применяются различные виды деятельности: ролевые игры, дискуссии, моделирование, коллективное сочинение задач.

Принципы программы:

  • Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

  • Научность

Математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  • Реалистичность

  • Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес обучающихся к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Основные виды деятельности обучающихся:

  • решение занимательных задач;

  • участие в математической олимпиаде;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • проектная деятельность

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах, в группах;

  • творческие работы



Содержание курса


№ раздела

Тема

Кол-во часов

1

Числа и операции над ними

Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (закономерности).


8


2.

Геометрические фигуры и величины

Старинные меры измерений. Преобразование геометрических фигур на плоскости и в пространстве по заданной программе и составление своих подобных заданий.


10

3.

Текстовые задачи

Решение задач разными способами (уравнения, схемы, графическое моделирование, дерево возможностей). Решение старинных задач, задач повышенной трудности.


14



Календарно-тематическое планирование


Тема

Количество часов


Числа и операции над ними (8 часов)


1

Вводное занятие. Математические игры, лабиринты, кроссворды.

2

2

Из истории чисел. Арифметика каменного века. Живая счетная машина.

3

3

Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности).

3


Геометрические фигуры и величины(10 часов)


4

Старинные меры измерений.

2

5

Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе

2

6

Преобразование геометрических фигур в пространстве по заданной программе

3

7

Составление программ для преобразования фигур на плоскости и в пространстве.

3


Текстовые задачи (14 часов)

Решение задач разными способами


8

Схемы, уравнения

2

9

Графическое моделирование

2

10

Составление дерева возможностей

2

11

Решение старинных задач

2

12

Задачи повышенной трудности

3

13

Задачи математических конкурсов и олимпиад

3


Итого

32

Предполагаемые результаты:

Занятия должны помочь обучающимся:

  • совершенствовать способы исследовательской деятельности;

  • развивать творческое мышление;

  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности обучающимся; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.



Литература


  • «Игротека математического кружка ». [Электронный ресурс] pspu.as.ru

  • «Учительская газета». [Электронный ресурс] ug.ru

  • Агафонова И. Учимся думать. «Занимательные логические задачи, тесты и упражнения» С. - Пб, 2013.

  • Кордемский Б.А. «Математическая смекалка». Москва: Книга по требованию, 2012

  • Кордемский Б.А., Ахадов А.А. «Удивительный мир чисел». Москва: Просвещение, 2010

  • Куликов Ю.М. Уроки математического творчества., М: Просвещение, 2011.

  • Лавриненко Т. А. «Задания развивающего характера по математике». Саратов: Лицей, 2002

  • Сухин И. Г. «Занимательные материалы по математике»,. М.: Вако, 2011




© 2010-2022