- Преподавателю
- Математика
- Внеклассное мероприятие по алгебре 9 класс По дорогам учебника алгебры
Внеклассное мероприятие по алгебре 9 класс По дорогам учебника алгебры
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Насонова Е.В. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР В 9 КЛАССАХ « ПО СТРАНИЦАМ УЧЕБНИКА АЛГЕБРЫ».
ЦЕЛИ:
-
Развивать интерес к предмету, углублять и расширять навыки решения уравнений, задач, умения применять свои знания в нестандартной ситуации.
-
Воспитывать ответственное отношение к делу, уважение к окружающим.
ОБОРУДОВАНИЕ.
-
Математические газеты: « В мире чисел», «В мире уравнений», «В мире тождественных преобразований».
-
Плакаты с графиками функций , таблицы.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
Ведут вечер учитель и две команды учащихся 9 классов.
-
Разминка « Что такое алгебра ?»
Мы изучаем алгебру три года. И, конечно, возникает вполне естественный вопрос: а что это такое? Ведь, например, всем ясно с биологией: биос- жизнь, логос- учение, получилось «учение о жизни»; с географией тоже ясно: гео- земля, графо- пишу, «землеописание», геометрия - «землемерие». Само слово «аль-джебр», от которого произошло наше «алгебра», по-арабски означает «восстановление», но этот перевод пока ничего не объясняет. Попробуем сначала ответить на другой вопрос: чем же занимается алгебра? Если просто полистать учебник алгебры, то заметим, что в нем почти нет рисунков - их заменяют чертежи, мало сплошного текста, заметно много цифр и еще больше букв, причем букв латинских. ( Почему?) Для чего же нужны буквы латинского алфавита?
-
Буквы помогают нам записывать законы операций над числами:
-
Буквы помогают нам записывать в виде формул правила нахождения числовых значений ряда величин ,
-
Буквы помогают нам записывать условия задач в виде уравнений, что намного облегчает решение этих задач.
-
Буквы помогают кратко и наглядно записывать, как связаны друг с другом различные величины.
Итак, в школьной алгебре решают задачи путем составления уравнений, изучают сами уравнения, изучают связи между величинами ( некоторые из этих связей называются функциями). При этом используются буквы, выражения с буквами подвергаются различными преобразованиями (некоторые из них называются тождественными преобразованиями). Но за всеми этими буквами чаще всего скрываются числа.
Иногда говорят так: алгебра держится на четырех китах - уравнение, число, тождество, функция.
Сегодня каждой команде придется показать насколько прочно они стоят на этих китах. Помогут нам оценить ваши знания, эксперты в области математики - наше жюри.
Разминка для болельщиков.
( В это время команды придумывают себе название и девиз.)
Вопросы - шутки.
-
В корзине лежат 5 яблок. Разделите их между пятью лицами, чтобы каждый получил по яблоку, и одно яблоко осталось в корзине.
-
На двух руках 10 пальцев, а сколько пальцев на 10 руках?
-
Мотоциклист ехал в поселок. По дороге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин шло в этот поселок?
-
В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек?
-
Самолет летит из Ленинграда в Москву 1час 20 мин., а на обратный путь он тратит 80 минут. Как объяснить такую разницу?
-
Сколько в доме животных , если все они, кроме двух собаки, все кроме двух, кошки и все, кроме двух, попугаи?
-
Из Москвы в Санкт-Петербург помчал на «Volvo» предприниматель Вася. Навстречу в тоже время на велосипеде поехал доцент Иван Петрович. Кто из них в момент встречи был ближе к Москве?
-
Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить стоя на двух ногах?
-
Горело 5 свечей. Две потухли. Сколько свечей осталось?
Первый конкурс - «Задача в стихах».
В теплом хлеве у бабуси
Жили кролики и гуси .
Бабка странною была -
Счет животных так вела,
Выйдет утром за порог,
Сосчитает 300 ног,
А потом без лишних слов
Насчитает 100 голов .
И со спокойною душой
Идет снова на покой…
Кто ответит поскорей,
Сколько было там гусей?
Кто узнает из ребят,
Сколько было там крольчат?
Ответ: 50 гусей, 50 кроликов.
Сценка «Школьный доктор».
Появляется доктор. Он проверяет состояние знаний некоторых своих пациентов.
Первый пациент - актер жалуется на состояние своего математического здоровья:
Хоть ты смейся, хоть та плачь -
Не люблю решать задач,
Потому что нет удачи
Мне на трудные задачи.
Может быть, учебник скверный,
Может быть, таланта нет,
Но нашел я способ верный,
Сразу посмотреть ответ.
Доктор замечает:
В общем, не хитра наука, если посмотреть в ответ. Больному прописываю следующее лечение:
По понедельникам учи формулы, теоремы…
По вторникам - признаки подобия,
По средам, четвергам, пятницам, субботам -
Усиленно решай задачи.
Если не будет хватать терпения -
Пей подсоленную воду.
Второй пациент - актер - отличник. Ему предлагается 5-6 вопросов и только на один он не отвечает. Тут доктор обнаружил, что у отличника нервы сдали. Он удалил у ученика «нерв» - вытащил нитку из рукава и разорвал ее со словами: « Нет, эти нервы никуда не годятся. А ведь этому отличнику еще столько учиться! Я сейчас подарю ему такие нервы, на всю жизнь хватит!» И доктор вручает своему пациенту кусок проволоки.
Второй конкурс - задание с цифрами.
Из цифр чисел 1997 и 1998 , употребляя знаки действий и скобок, получить как можно больше последовательных чисел, начиная с нуля.
Игра с болельщиками - « Зашифрованная цитата».
На плакате зашифрована цитата «Математик должен быть поэтом в душе» (С.Ковалевская). Нужно отгадать цитату и автора.
Третий конкурс - инсценированное задание.
Нужно внимательно прослушать и ответить на вопросы.
Парабола и ее собеседник. Парабола одета в платье, на котором приколоты надписи и изображены графики.
Парабола: Я есть парабола! Взгляните!
Собеседник: Как ты стройна, изящна и горда!
-
Ну-да! (с сожалением)
Ведь если модуль превысит единицу,
То дерзко прочь направлюсь я тогда,
А если он поменьше единицы,
То плавно и изящно приближусь я к ,
Ведь существо мое подобно птице,
Я не могу обидеть ось абсцисс.
Мне буква указ и назиданье:
Лишь только от нуля она по праву руку встанет,
Как лебедь гордая, я крылья вверх стремлю
С огромнейшим желаньем.
А слева от нуля она немилосердна и жестока.
Приходится мне вниз лететь от дорогой оси абсцисс далеко.
-
А что еще ты скажешь о себе,
И чем порадуешь нас или огорчишь?
-
А если побольше ,
То дважды с великою я встречусь.
А если же они равны,
То лишь однажды к абсциссе я прикоснусь
Заветным поцелуем
И жаль до слез, что встречи не бывает,
Когда меньше нуля их разность будет.
Вопросы:
-
Чем является буква для параболы?
-
Как зависит расположение графика относительно значений ?
-
Как называется разность, о которой говорила парабола?
-
Какое поведение он диктует квадратному трехчлену и параболе?
Четвертый конкурс - конкурс художников.
Командам даются листы бумаги в клетку, координаты точек, нужно выполнить рисунок.
Сценка «Треугольник и квадрат».
Ведущий: Жили-были два брата -
Треугольник с квадратом.
Старший - квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший - треугольный,
Вечно недовольный.
Стал спрашивать квадрат.
Квадрат: Почему ты злишься, брат?
Ведущий: Тот кричит ему:
Треугольник: Смотри!
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре.
Ведущий: Но квадрат ответил:
Квадрат: Брат!
Я же старше, я - квадрат.
Ведущий: И сказал еще нежней
Квадрат: Неизвестно, кто нужней!
Ведущий: И настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато,
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал.
Треугольник: Приятных я тебе желаю снов,
Спать ложился - был квадратным,
А проснешься без углов!
Ведущий: Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он - нет квадрата
Онемел … Стоял без слов.
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
Пятый конкурс - конкурс капитанов.
Пусть и - два равных числа. Докажем, что всякое число равно своей половине.
Где ошибка?
Итоговый конкурс.
Каждой команде дается список предложений, в которых они должны вставить математические слова на одну букву.
Слова на букву «К».
-
Число, которое обращает уравнение в верное равенство.
-
Геометрическая фигура.
-
Степень.
-
1000 метров - это 1..
-
Отношение сторон в прямоугольном треугольнике.
-
Прямая, имеющая одну общую точку с окружностью.
-
Произведение синуса острого угла и длины гипотенузы в прямоугольном треугольнике дает нам в ответе длину …
-
Множество точек плоскости, находящихся на расстоянии, не большем данного от данной точки …
-
Положение точки на плоскости можно задать …
-
Линия, не состоящая из отрезков …
Слова на букву «О».
-
Две равные стороны равнобедренного треугольника - боковые, третья сторона - …
-
Множество точек прямой, расположенных между двумя данными …
-
Наименьшее натуральное число…
-
Определяющая прямая координатной плоскости …
-
Вторая координата точки …
-
Произведение трех измерений параллелепипеда …
-
Множество точек плоскости, равноудаленной от данной …
-
Предложение, в котором разъясняется смысл того или иного выражения или названия …
-
Если все стороны многоугольника касаются окружности, то он называется …
-
Решая систему неравенств, мы ищем пересечение промежутков, а решая совокупность, мы ищем …
Математические частушки.
Подводятся итоги конкурсов и объявляются результаты.
Ведущий:
По мере развития математики растет ее проникновение в самые различные области жизни человека. Значит, растет и важность ее изучения в школе, в вузе и особенно важность самостоятельной работы над нею. Правда, легче она от этого не становится - легкой математика вообще не бывает. И чем больше ее изучаешь, тем больше остается неизученного, чем больше работаешь над страницами учебника, тем больше остается за его страницами. Наука неисчерпаема, этим она и интересна. Познание ее приносит человеку настоящую, ни с чем несравнимую радость. Именно такой радости мы и желаем вам.