Элективный курс Математика плюс (8 класс)

Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка

Цели и задачи:

Итоговая аттестация за курс основной школы проходит по новой форме. Экзаменационная работа по алгебре состоит из двух частей. Часть 1 направлена на проверку достижений уровня базовой подготовки учащихся по алгебре. Часть 2 предназначена для дифференцированной проверки повышенного уровня алгебраической подготовки учащихся.

Данный курс предназначен для дополнительной подготовки учащихся 8-го класса к итоговой аттестации по алгебре и включает в себя темы, необходимые для успешной сдачи второй части экзамена. Курс состоит из 4 разделов: «Числа и вычисления», «Выражения и преобразования», «Уравнения и неравенства», «Функции». Для изучения тем «Уравнения и неравенства», «Функции» отведено 7 и 4 часа соответственно в связи с тем, что наиболее подробно они изучаются в 9-ом классе.

Цели и задачи:

• углубление и расширение знаний учащихся по изучаемым темам;

• подготовка учащихся к успешной сдачи экзамена за курс основной школы по новой форме.

Программа по элективному курсу по математике составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике. Определяет последовательность изучения материала в рамках стандарта для основной школы и пути формирования системы знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а также развития учащихся. Составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к углубленному уровню обучения.

Программа данного курса является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, его цель - создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся. Все свойства, входящие в элективный курс, и их доказательства не вызовут трудности у учащихся, т.к. не содержат громоздких выкладок, а каждое предыдущее готовит последующее. При направляющей роли учителя школьники могут самостоятельно сформулировать новые для них свойства и даже доказать их. Программа данного курса располагает к самостоятельному поиску и повышать интерес к изучению предмета.

Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с ФГОС.

В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ №17, рабочая программа по математике рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

Формы организации образовательного процесса.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые,

индивидуально-групповые, парные, коллективные, фронтальные, классные и внеклассные

Конкретные формы организации обучения по ведущим целям:

Формирование знаний: лекция, конференция

Формирование умений и навыков: практикум, деловая игра, тренинг

Закрепление и систематизация знаний: семинар, соревнования

Проверка знаний: зачет

Типы уроков:

  • урок ознакомления с новым материалом

  • урок закрепления изученного

  • урок применения знаний и умений

  • урок обобщения и систематизации знаний

  • урок проверки и коррекции знаний и умений

  • комбинированный урок

  • урок коррекции знаний

  • урок - лекция

  • урок - семинар

  • урок - зачет

  • урок - практикум

Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, частично-поисковый, проектно-исследовательский.

Технологии обучения.

Используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, информационно-коммуникационных технологий, деятельностных технологий.

При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей реализацией.

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся

Программа предполагает, что успех формирования компетенций определяется рядом условий:

  • настроенностью уч-ся на необходимость определенных действий

  • четкостью и доступностью изложения цели и задач, которые уч-ся должны решать в ходе учебной деятельности

  • полнотой и ясностью представления о структуре формируемого умения, показом учителем способов выполнения той или иной работы

  • организацией деятельности учащихся по овладению отдельными действиями или их совокупностью с использованием системы задач

  • применение деятельностного подхода обучения


Содержание программы курса:

Числа и вычисления (11ч)

Рациональные числа. Стандартный вид числа. Проценты. Действия с рациональными числами. Сравнение рациональных чисел. Нахождение процента от числа. Нахождение числа по данной величине его процента. Нахождение процентного отношения двух чисел. Модуль числа. Степень с натуральным показателем. Квадратный корень. Свойства степени. Свойства квадратного корня.

Выражения и преобразования (11ч)

Буквенные выражения. Область определения буквенного выражения. Разложение на множители многочлена. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения. Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. Действия с алгебраическими дробями. Преобразование рациональных выражений. Свойства квадратных корней и их применение в преобразования.

Уравнения и неравенства (7 ч)

Решение уравнения. Решение неравенства. Линейное уравнение. Линейное неравенство. Квадратное уравнение. Квадратное неравенство. Параметр. Уравнения с параметрами.

Функции (4 ч)

Линейная функция и ее свойства. Квадратичная функция и ее свойства.

Итоговая работа (1ч)

Итоговое занятие (1ч)

Планируемый уровень подготовки на конец учебного года:

В результате изучения математики в основ­ной школе ученик должен

знать/понимать

• существо понятия математического доказа­тельства; приводить примеры доказательств;

• существо понятия алгоритма; приводить при­меры алгоритмов;

• как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических за­дач;

• как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приво­дить примеры такого описания;

' Помимо указанных в данном разделе знаний в тре­бования к уровню подготовки включаются и знания, не­обходимые для применения перечисленных ниже уме­ний.

• как потребности практики привели матема­тическую науку к необходимости расширения поня­тия числа;

• вероятностный характер многих закономер­ностей окружающего мира; примеры статистичес­ких закономерностей и выводов;

• каким образом геометрия возникла из прак­тических задач землемерия; примеры геометри­ческих объектов и утверждений о них, важных для практики;

• смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математичес­кими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

Арифметика

Уметь

• выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и деся­тичных дробей с двумя знаками, умножение одно­значных чисел, арифметические операции с обык­новенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;

• переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновен­ную в виде десятичной, проценты - в виде дроби и дробь - в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;

• выполнять арифметические действия с ра­циональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателя­ми и корней; находить значения числовых выраже­ний;

• округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;

• пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; вы­ражать более крупные единицы через более мел­кие и наоборот;

• решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональнос­тью величин, дробями и процентами;

использовать приобретенные знания и уме­ния в практической деятельности и повседнев­ной жизни для

• решения несложных практических расчет­ных задач, в том числе с использованием при необ­ходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

• устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с исполь­зованием различных приемов;

• интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свой­ствами рассматриваемых процессов и явлений.

Алгебра

Уметь

• составлять буквенные выражения и форму­лы по условиям задач; осуществлять в выражени­ях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять под­становку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

• выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгеб­раическими дробями; выполнять разложение мно­гочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

• применять свойства арифметических квад­ратных корней для вычисления значений и преоб­разований числовых выражений, содержащих квадратные корни;

• решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, сис­темы двух линейных уравнений и несложные нели­нейные системы;

• решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;

• решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный резуль­тат, проводить отбор решений исходя из формули­ровки задачи;

• изображать числа точками на координатной прямой;

• определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изобра­жать множество решений линейного неравенства;

• распознавать арифметические и геометри­ческие прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;

• находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

• определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

• описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и уме­ния в практической деятельности и повседнев­ной жизни

• для выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;

• при моделировании практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использова­нием аппарата алгебры;

• для описания зависимостей между физичес­кими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуа­ций;

• при интерпретации графиков реальных зави­симостей между величинами.

• для описания реальных ситуаций на языке геометрии;

• для расчетов, включающих простейшие три­гонометрические формулы;

• при решении геометрических задач с ис­пользованием тригонометрии;

• для решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (исполь­зуя при необходимости справочники и технические средства);

• при построениях геометрическими инстру­ментами (линейка, угольник, циркуль, транспор­тир).












Календарно - тематическое планирование элективного курса

«Математика плюс» в 8 «Б» классе

(1 час в неделю, 35 часов в год)


занятия

Тема занятия

К-во часов

Дата проведения

планир.

фактич.


Числа и вычисления

11


1

Сравнение рациональных чисел

1



2

Действия с рациональными числами

1



3

Выполнение действий с числами, записанными в стандартном виде

1



4

Проценты

1



5

Основные задачи на проценты

1



6

Основные задачи на проценты

1



7

Противоположные числа. Модуль числа, геометрический смысл модуля.

1



8

Степень с натуральным показателем, вычисление значений выражений, содержащих степени

1



9

Степень с натуральным показателем, вычисление значений выражений, содержащих степени

1



10

Квадратный корень. Нахождение значений выражений, содержащих квадратный корень

1



11

Квадратный корень. Нахождение значений выражений, содержащих квадратный корень

1




Выражения и преобразования

11


12

Область определения буквенного выражения

1



13

Область определения буквенного выражения

1



14

Свойства степени с натуральным показателем, преобразование выражений, содержащих степени с натуральным показателем

1



15

Сложение, вычитание и умножение многочленов, формулы сокращенного умножения, преобразование целых выражений

1



16

Разложение многочленов на множители

1



17

Разложение многочленов на множители

1



18

Алгебраические дроби. Сокращение дробей. Действия с алгебраическими дробями

1



19

Рациональные выражения и их преобразования

1



20

Рациональные выражения и их преобразования

1



21

Свойства квадратных корней и их применение в преобразованиях

1



22

Свойства квадратных корней и их применение в преобразованиях

1




Уравнения и неравенства

7


23

Линейное уравнение

1



24

Линейное неравенство

1



25

Квадратное уравнение

1



26

Квадратное неравенство

1



27

Квадратное неравенство

1



28

Уравнения с параметрами

1



29

Уравнения с параметрами

1




Функции

4


30

Линейная функция и ее свойства

1



31

Линейная функция и ее свойства

1



32

Квадратичная функция и ее свойства

1



33

Квадратичная функция и ее свойства

1



34

Итоговая работа

1



35

Итоговое занятие

1


















Литература и средства обучения


  1. Алгебра 8 Часть 1 учебник. А.Г. Мордкович;

  2. Алгебра 8 Часть 2 задачник. А.Г. Мордкович, Л.А. Александрова, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская;

  3. Алгебра 7-9. Тесты. А.Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская;

  4. Контрольно-измерительные материалы. Алгебра 8 класс. Л.Ю. Бабушкина;

  5. Сборник задач по алгебре 7-9. М.В. Ткачева, Р.Г. Газарян;

  6. Математика 9 класс. Сборник заданий с ответами. Г.И. Ковалева, Т.Ю. Дюмина.

  7. Нестандартные задания по математике. 5-11 классы. В.В. Кривоногов

  8. Алгебра 9 класс. Государственная итоговая аттестация. Практикум. Л.Д. Лаппо, М.А. Попов.

  9. ОГЭ-2015. Экзамен в новой форме. Алгебра 9 класс. Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова и др.

  10. Алгебра 9 класс. Государственная итоговая аттестация. Типовые тестовые задания.2014. С.С. Минаева, Т.В. Колесникова.

  11. Алгебра. Тестовые задания к основным учебникам. 9 класс. В.В. Кочагин, М.Н.Кочагина.







© 2010-2022