Творческий проект по математики

Творческий проект  «Применение новых инновационных технологий на уроках» Учителя МАОУ СОШ п. Новониколаевский  Орловой Н.И.                          Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет меня задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету. Ведь не секрет, что многие дети пасуют перед трудностями, а иногда и не хотят  приложить определённых усилий для приобретения знаний. Поэтому добиться прочных знаний по математике крайне проблематично.     ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческий проект «Применение новых инновационных технологий на уроках»

Учителя МАОУ СОШ п. Новониколаевский Орловой Н.И.


Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет меня задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету. Ведь не секрет, что многие дети пасуют перед трудностями, а иногда и не хотят приложить определённых усилий для приобретения знаний. Поэтому добиться прочных знаний по математике крайне проблематично.

Какие же практические знания должна давать математика? Совершенно очевидно, что математика не в состоянии обеспечить ученика отдельными знаниями на всю жизнь: как оформить кредит, как вычислить налоговые отчисления, выбрать телефонный тариф, рассчитать коммунальные платежи, но она должна и обязана вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Поэтому на уроках математики учащиеся учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом - думать. В основе всех перечисленных действий и процессов лежит мышление учащихся, которое понимается как форма мыслительной деятельности, основанная на глубоком осмыслении, анализе, синтезе, ассоциативном сравнении, обобщении и системном конструировании знаний об окружающем мире, направленная на решение поставленных проблем и достижении истины. Поэтому в современных условиях, в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности. Решить эту проблему старыми традиционными методами невозможно.

Как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо ученик. Преподаватель при этом организовывает и управляет учебной деятельностью. Все это побуждает меня к поиску адекватных им педагогических технологий и использование их в своей практике.
Я постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания.

Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь - учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.

В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:

Личностно-ориентированная технология обучения

Помогает мне в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.

Технология уровневой дифференциации

Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разно уровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Работая дифференцированно с учащимися, вижу, что их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное задание, «сильные» ученики не скучают, так как всегда им дается задача, над которой надо думать. Ребята постоянно заняты посильным трудом. У меня как у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации.

Проблемное обучение

Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Проблемные ситуации могу использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.

Таким образом, проблемное обучение позволяет мне направлять учащихся на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей.

Исследовательские методы в обучении

Дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого учащегося.

Игровые технологии

Я считаю, что использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении. Я использую их на разных этапах урока. Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при закреплении изученного материала - «Найди ошибку», кодированные упражнения. Так же мною разработаны викторины, часы занимательной математики. Всё это направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие обще учебных умений и навыков.

Тестовые технологии

Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания. Я их использую на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и
фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Сегодня существуют разнообразные варианты тестов. На мой взгляд, тесты, созданные самим учителем, позволяют наиболее эффективно выявлять качество знаний, индивидуализировать задания, учитывая особенности каждого ученика. Тестовые задания составляю с учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей, уровня готовности учащихся. Поэтому мною для каждой группы составлены тесты, направленные на формирование умений и навыков учащихся, на закрепление знаний. Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Использование тестовых заданий позволяет осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся с учетом их уровня познавательных способностей.

Групповая технология

Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа учащихся в статической паре, динамической паре при повторении изученного материала, позволяет в короткий срок опросить всю группу, при этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Учащийся при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку.

Информационно-коммуникационные технологии

На сегодняшний день информационно - коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. Поэтому, я для себя поставила цель:
довести использование ИКТ на уроках математики до оптимального, что позволит:
- сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;
- эффективно решать проблему наглядности обучения,
-расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;
Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу.

Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, что дает положительные результаты в обучении. При подготовке и проведении урока учитываю: дозировку учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота ; благоприятный эмоциональный настрой; профилактика стрессов (работа в парах, группах, стимулирование учащихся); оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность; соблюдаю организацию учебного труда (подготовка доски, четкие записи на доске).





Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету.
Китайская мудрость гласит: "Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю". Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность.

Системная работа по использованию мною современных педагогических технологий в образовательном процессе приводит к тому, что успеваемость по математике в группах 100%, учащиеся принимают активное участие в предметных неделях, участвуют в олимпиадах, у слабых учащихся снижается порог тревожности.

Обоснование выбора используемых образовательных технологий

Современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главных прав детей - право на доступное и качественное образование. При этом применение современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности повышает не только социальный, но и профессиональный статус учителя, который идет не только в ногу со временем, но и со своими учениками. Кроме того, никто не будет спорить, что необходимость поиска и использования новых технологий определяется изменением социального заказа общества и требованиями государства и бизнеса к системе образования. Как значимые для развития ученика мы выделяем информационную, коммуникативную, исследовательская и социально-личностная компетенции. Технологии, которые я используем в своей деятельности, направлены на формирование и развитие личности, соответствующей запросам общества и способствуют обеспечению достойного уровня и постоянному совершенствованию качества образования. Данные технологии органично сочетаются в рамках урока и во внеурочной деятельности и способствуют достижению поставленных целей и задач.

Наибольший интерес представляет игровая технология (особенно в 5-9 классах). Это связано, на мой взгляд, со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях скромного количество предметных часов, на усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.

Игра как метод обучения широко используется в современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса. Игровая деятельность используется в следующих случаях:

  1. в качестве самостоятельных технологий ( для усвоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета);

  2. как элемента более обширной технологии;

  3. в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

  4. как технология внеклассной работы

Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Предыдущая тема моего самообразования была посвящена применению игровой технологии на уроках истории: «Формирование устойчивого интереса к предмету через игры и игровые моменты на роках истории». Мною были составлены и оформлены дидактические игры по различным темам, разработаны уроки с использованием игровой технологии («Рыцарский турнир», «Аукцион знаний», «Интеллектуальное казино», «Киностудия: 1825 года», «Путешествие в Египет» и др.), проведены внеклассные мероприятия (Игра « Кандидат в президенты», акция «Будущее Приангарья», игра «Историческая ромашка» и др.) На своих уроках систематически использую игровые моменты, отдельные элементы игровой технологии.

Часто на уроках применяются элементы проблемного обучения. Т. к. усвоение истории в большинстве случаев оставляла желать лучшего, встал вопрос о целесообразности подачи учащимся готовых знаний от учителя или учебника. Вместе с тем, знания, «добытые» учениками в ходе решения поставленных проблем, не описанных учебником, прочно осмыслялись и закреплялись. Опыт показал, что использование правильно подобранных элементов проблемного обучения, даже в классах, где учащиеся обладают низкими учебными способностями, дают положительный результат. Это происходит благодаря детальной проработке и осмыслению программного материала. В классах, где учебные навыки выше среднего, использование данной технологии позволяет углубить знания учащихся, развивать в них способность к аналитическому мышлению. Данная технология нашла большее применение на уроках в старших классах. Постановка проблемы, поиск путей разрешения, нахождение правильного решения требуют от учащихся анализа всей предоставленной информации, учит вычленять главное, обращать внимание на частности, не предлагает готового варианта ответа, а заставляет детально прорабатывать материал. Данная технология применяется как на уроках («СССР накануне Второй мировой войны» 9 класс, «Движение декабристов» 10 класс, « Индустриализация» 11 класс и др.), так и на занятиях элективных курсов.

Не остается в стороне от образовательного процесса и элементы групповой технологии. Данная технология позволяет увеличить учебные возможности каждого учащегося за счет его активного участия в работе в группе; позволяет расширить рамки используемого материала; прививает учащимся навыки совместного труда; учит объективно оценивать свою работу и работу товарищей по группе. Активно используется данная технология на повторительно - обобщающих урока, которые требуют умения обобщить знания, сравнить и выделить главное, найти общее и различное и т.д. Например, на уроке в 8 классе по теме: « История России в первой половине XIX» учащиеся сравнивают по ряду вопросов правления Александра I, Александра II, и Николая I. Для работы на уроке учащиеся разбиваются на группы, в конце урока каждая группа защищает свою работу, анализирует работу, как членов своей группы, так и работу других групп.

С 2009 года работаю над изучением и внедрением отдельных элементов в учебный процесс технологии блочно-модульного обучения. Разработка и внедрение данной технологии вызвана сокращением учебных часов при сохранении объема программного материала в 9-10 классах. Внедрение даже отдельных элементов модульного обучения позволил оставить на прежнем уровне объем материала, а в ряде случаев даже увеличить его за счет более эффективного использования учебного времени. При этом не страдает и практическая часть программы. Учащиеся много готовят сообщений, докладов, решают исторические задачи, тесты, участвуют в самостоятельном создании разного рода заданий. Одним из положительных факторов данной технологии является возможность использования массы игр: на создание исторического образа, репродуктивных, аналитических, деятельностных, что расширяет рамки форм и методов проведения уроков и внеурочной деятельности. Следует отметить, что технология модульного обучения содержит в себе большой потенциал для образовательного процесса.

Одной из базовых целей школы является формирование здоровья ребенка и обучение сохранять свое физическое и психологическое здоровье. Данная цель ставит перед учителем определенные задачи, решить которые призвана здоровьесберегающая технология, используемая как в уроке( утренняя зарядка, разминки, строгая дозировка домашнего задания, смена рода деятельности, регламентация нагрузки недельной, дневной, урочной, учет группы здоровья каждого учащегося), так и в воспитательном процессе( проведение Дней здоровья, физкультурных мероприятий классного и общешкольного характера, привитие навыков гигиены и культуры тела через классные часы, встречи с врачами, личные беседы и т.д.)

Главный ориентир выбора современных технологий в школе - создание условий для саморазвития, самовыражения и самоопределения обучающихся на основе сформированных предметных и ключевых компетентностей с целью индивидуализации образовательного процесса.

Для достижения этой цели мною используют такие развивающие образовательные технологии, как: «дебаты», технология критического мышления, проблемное и проектное обучение.

Основанием для выбора инновационных образовательных технологий, используемых в работе с профильными классами, служат быстроменяющиеся условия современной жизни: внедрение информационных технологий, более высокие требования к организации образовательного процесса, введение ФГОС.

Внедрение инновационных образовательных технологий позволяет значительно повысить качество образования, повысить мотивацию к обучению и развитию.

Профильное обучение создает необходимость увеличивается доля проектного, научно-практического, исследовательского учебного пространства старшеклассников, их допрофессиональной подготовки. Как показала практика технология проектного обучения позволяет наиболее эффективно формировать исследовательские, информационные, коммуникативные компетенций, создает условия для организаторской деятельности и сотрудничества обучающихся и педагога.

Связь образовательных результатов с используемыми

современными образовательными технологиями

Технология

Результат использования технологии

Развивающее обучение

Формирование умения и желания учиться, развитие инициативности, интереса к учению.

Разноуровневое обучение

Разработка разноуровневых заданий. Комплектование групп обучения в соответствии с индивидуальными возможностями. Вовлеченность в учебную деятельность всех учащихся.

Проблемное обучение

Обеспечение активного характера педагогического процесса. Создание условий для развития учащихся посредством учебного предмета. Формирование у учащихся умения видеть проблему, формулировать её, искать варианты решения, комбинировать разные аналитические подходы, версии, позиции, синтезировать их, формулировать выводы.

Технология обучения в сотрудничестве

Выработка навыков групповой учебно-поисковой деятельности, совместный поиск и выработка нового знания, освоение нового опыта

Технология учебно-поисковой деятельности

Развитие исследовательских навыков в процессе обучения с последующей презентацией результатов работы в виде: реферата, доклада, сообщения, отчета

Проектные методы обучения

Формирование исследовательских, информационных, коммуникативных компетенций. Создание условий для организаторской деятельности и сотрудничества.

ver-stepschool.edu.tomsk.ru/proekt-obuchayushhihsya-2-go-klassa-silaeva-i-v/

ver-stepschool.edu.tomsk.ru/proekt-obuchayushhihsya-1-go-klassa-lisitsyina-m-v/

Информационно-коммуникативные технологии

Повышение эффективности урока за счет использования мультимедиа средств, Интернет-технологий. Формирование общих и специальных информационных и коммуникативных компетенций.

hbi.my1.ru/

Технология игрового моделирования

Повышение эффективности урока, качества усвоения учебного материала учащимися за счет возможности в творческой обстановке сформировать и закрепить знания, умения, навыки. Формирование исследовательского и творческого отношения к действительности. Реализация потребности личности учащегося в самовыражении, самоопределения, саморегуляции.

Диалоговые технологии (учебная дискуссия; диспут, дебаты)

Обеспечение субъект-субъектных отношений в процессе обучение. Углубление уровня понимания учебного материала. Развитие личностных качеств, необходимых для эффективного общения (умения вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственную позицию, слушать)

Здоровьесберегающие технологии

Создание и укрепление психического здоровья детей: создание благоприятного психологического фона на уроке, создание условий для самовыражения учащихся, инициация разнообразных видов деятельности, предупреждение гиподинамии.

Тестовая технология

Повышение эффективности контроля знаний, умений, навыков, объективность контроля. Развитие внимательности, логического мышления учащихся. Использование «Символ- теста»



Квадратные неравенства: Творческий проект по математики

Проблемная ситуация стимулирует детей на формирование самостоятельного поиска способа решения, ведь только что они были успешны.

Среди способов решения дети могут выбрать помощь учителя или обратиться к учебнику. Задача учителя состоит в том, чтобы направить ребят на самостоятельное изучение нового материала с помощью учебной литературы. Отводится время для самостоятельного поиска неизвестного. Тем самым, проблемная ситуация разрешена, а с её помощью закрепились умения работать самостоятельно учебным пособием, выдвигать собственные инициативы в виде примеров.

Вот один пример, где проблемная ситуация возникла при выполнении домашнего задания.

Учитель традиционно формирует домашнее задание на тему, которую дети изучали на уроке. Для создания проблемной ситуации, забегая вперёд, наряду с заданием для закрепления в домашнюю работу включены задания с неизвестным знанием (новой темой). Проблема может быть разрешена, т. к. у некоторых детей сформировано умение самостоятельно добывать новые знания, часть детей работают с помощью взрослых, старших братьев и сестёр, справочной литературой.

Следовательно, с помощью проблемных ситуаций решаются многие педагогические задачи:


  • Самостоятельный поиск новой информации;


  • Самостоятельная работа с учебником;


  • Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству;


  • Развитие личностных качеств;


  • Прочность усвоения знаний, т.к. путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала;


  • Решение проблемы психологического комфорта на уроках.


Постановка перед учеником проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик перестаёт бояться трудных заданий, и стремиться их разрешить, тем самым идёт работа по формированию творческой личности всегда способной к поиску.

Этапы реализации технологии проблемного обучения на уроках математики


Этапы урока


Действия учителя


Деятельность учащихся


1. Мотивация учебной деятельности.


Обоснование значимости темы, постановка целей урока.


Восприятие и осознание поставленной цели


2. Актуализация знаний учащихся и способов действий предыдущей работы.


Организация деятельности учащихся по повторению вопросов, изученных в предыдущей теме. Оценивание результатов деятельности учащихся.


Актуализация по предлагаемым вопросам и заданиям учителя, повторение, систематизация, логическое изложение материала предыдущей темы.


3. Создание проблемной ситуации (проблемный вопрос, проблемная ситуация).


Предъявление учащимися необходимой учебной информации, постановка проблемы, планирование шагов решения (раскрытие пути решения проблемы)


Восприятие и осмысление учебной информации, осознание проблемы, планирование шагов решения проблемы в сотрудничестве с учителем.


4. Решение проблемы.


Организация самостоятельной деятельности учащихся по решению проблемы, руководство деятельностью, контроль над поиском решения, организация дискуссии по итогам самостоятельной работы.


Самостоятельное решение проблемы индивидуально, в группе, фронтально, самоконтроль, самооценка результатов деятельности.


III. Приёмы формирования учебно-познавательных компетенций.

Какие приёмы, по моему мнению, являются наиболее эффективными…

Если ученик с первых уроков попадает в ситуации, требующие от него интеллектуальных усилий и продуктивных действий, то это способствует развитию его мышления, речи, творческих способностей, памяти. Поэтому необходимо использовать такие способы организации процесса обучения, которые будут ускорять, интенсифицировать развитие учащихся и при этом учитывать возможности каждого ребёнка.

Для развития учебно-познавательных компетенций можно использовать следующие приёмы.

Использовать задачи с практическим содержанием, занимательные задачи, задачи с пропусками в условии; задачи, решаемые по заданной схеме; задачи, в которых нужно изменить условие, логические задачи. Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности, и это, в свою очередь, повышает интерес к предмету. Обращение к примерам из жизни дает мне возможность формировать у учащихся учебно-познавательную и информационную компетенцию.
При изучении нового материала предлагаю учащимся следующие виды деятельности: а) осмыслить задание самому и объяснить классу; б) найти ответ в дополнительной литературе; в) пронаблюдать, сравнить, сделать выводы; г) выполнить по образцу.

При ознакомлении с новыми математическими понятиями, при определении новых понятий - знания не сообщаются в готовом виде. Здесь уместно побуждать учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, в результате чего возникает поисковая ситуация.

Например, в 6 классе при введении понятий простого и составного числа, поступаю следующим образом. Даю задание: Начертите как можно больше прямоугольников с площадью 5, 7, 12, 13, 18 кв.ед.. Сколько прямоугольников удалось начертить? Как это можно объяснить? Представьте числа 5, 7, 13, в виде произведения максимального числа различных натуральных чисел. Сколько множителей в произведении? (Сообщаю 5, 7, 13 простые числа, и прошу учеников составить определение простого числа. Даю название числам 12 и 18. ребята формулируют определение составного числа. После этого уточняем определение по учебнику).

Детей целесообразно учить работать с вопросом «почему», вырабатывать потребность задавать вопросы и самостоятельно отвечать на них.

При изучении нового материала можно проводить «урок-исследования», на которых дети учатся самостоятельно находить причинно-следственные связи между математическими законами.

При проведении «урок-консультация» накануне урока учащимся даю задание - подготовить карточки с вопросами и задачами, которые они не смогли решить или решение которых заинтересовало. Задачи могут быть взяты откуда угодно, но по изучаемой теме. Собранные задачи сначала классифицирую, выбираю самые интересные из каждой группы и на уроке рассматриваем их решения.

Организацию обучения важно строить так, чтобы всё работало на воспитание самоутверждения, человеческого достоинства, осознания ребёнком себя как «субъекта» учебного труда, развивало социальную мотивацию. Поэтому использую такие виды работ, как работа в группах, работа в парах, работа в парах сменного состава, разноуровневые задания (задания репродуктивного и творческого характера).

Далеко не всё в учебном материале может быть для учащихся интересно. Чтобы у школьника пробудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе, её школьник должен находить с привлекательной стороны. И здесь на помощь приходят игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым. На своих уроках я использую игры «лесенка», «угадай слово», «пирамида», и т.д..

В последнее время побуждает к познавательной деятельности и формирует личностные качества: творчество, самостоятельность, создание условия роста, успеха, самопознания личности - использование компьютерной техники. Самостоятельное создание презентаций к уроку, поиск материалов в Интернете по заданному вопросу, компьютерное тестирование. Такие уроки позволяют показать связь предметов, активизируют умственную деятельность.

IV. Методика оценки эффективности урока с точки зрения формирования учебно-познавательных компетенций


Критерии анализа урока


Баллы






  1. Цель


- воспитывающая

- развивающая

- обучающая

- уметь аргументировать свою цель

2. Цели осознаны учащимися

3. Цели удерживаются в течение всего урока




4. Мотивация

- содержание

-процесс

- стимулирование

- использование образовательных технологий

- постановка личных целей учащихся

- ставить познавательные задачи и выдвижение гипотезы




5. Структура урока подчинена целям и задачам

6. Актуализация опорных знаний




7. содержание

- отвечает целям

- соответствует РУП

- имеет воспитательное значение

8. Форма урока определяется содержанием




9. методы обучения

-проводится обсуждение действий по достижению целей

- формируются способы учебной деятельности

- оптимальный объём времени на самостоятельную работу учащихся

- оптимально сочетаются формы работы (индивидуальная, парная, групповая)

- организуется личностно-ориентированный подход

- оптимально сочетаются технологии

- продумана и обоснована логика перехода от видов деятельности, этапов урока

- предусмотрены творческие задания

- проводится первичное закрепление изученного

- использование ранее изученные знания и использование их в новой ситуации




10. Контрольно-оценочная деятельность

-учитель сам оценивает

- используются приёмы само- и взаимоконтроля и оценки




11. Благоприятный психологический климат на уроке

- положительный эмоциональный фон

- ситуация успешности для слабых

- организовано общение учащихся в паре, группе

- создание условий для выбора учащимися тем и способов, сложности

Стиль общения учителя




12. Реальные результаты урока

- проводится оценка достижения задач каждого этапа урока

- проводится оценка достижения задач каждого этапа урока

- проводится оценка достижений целей по уроку, исходя из «знать», «уметь»

- учащиеся активно включается в контрольно-оценочную деятельность

- организуется обучение способом самооценки и взаимооценки

- проводится рефлексия

- домашнее задание связано с рефлексией

- успешность урока




Критерии: 0б - не проявляется;

1б - проявляется частично;

2 б-проявляется полностью

65 - 86 б - высокий, урок формирует учебно-познавательные компетенции

56 - 64 б - средний уровень, урок частично формирует учебно-познавательные компетенции

40 - 55 б - низкий уровень, на уроке не формируются учебно-познавательные компетенции

Менее 40 б - критический уровень

V. Заключение.

Работая на протяжении 2 лет в старших класса, я пришла к выводу, что данные компетентности надо отрабатывать в основной ступени. Систематическая работа по данному вопросу показала результативность этих приёмов:


  • У учащихся формируется стойкий интерес к нестандартным, творческим формам работы, заинтересованности в результатах своей деятельности.


  • Развитие логического диалектико-материалистического мышления учащихся, их творчества.


  • Мобилизуются память, внимание, развивается потребность логически мыслить, делать выводы и заключения, четкость и точность в определениях.


  • У учащихся вырабатывается высшая форма естественного принуждения - самопринуждение и, как следствие этого, возникает интерес к учению.


  • Наблюдается сформированность у школьников умения видеть причину возникшего затруднения при решении задачи и самостоятельно находить нужную информацию в различных источниках.


Динамика уровня сформированности учебно - познавательных компетенций при решении задач и работы с различной информацией.


Учебно-познавательные компетенции


На начало года 2009 - 2010 у.г


На конец года 2009 - 2010 у.г


Не сформированы


Частично сформированы


сформированы


Не сформированы


Частично сформированы


сформированы


Целеполагание


6 %


22 %


72 %


3 %


15 %


82 %


Планирование учебной деятельности (составление алгоритма)


10 %


27 %


63 %


6 %


14 %


80 %


Самооценка


10 %


18 %


72 %


3 %


6 %


91 %


  • Увеличилось количество учащихся, имеющих достаточный уровень интеллектуального развития (умения анализировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогию и классификацию, логически мыслить, действовать по алгоритмам).


Динамика уровня сформированности учебно - познавательных компетенций (анализ, сравнение, классификация) при решении математических задач.


Учебно-познавательные компетенции


На начало года 2009 - 2010 у.г


На конец года 2009 - 2010 у.г


Не сформированы


Частично сформированы


сформированы


Не сформированы


Частично сформированы


сформированы


Анализ


12%


28 %


60 %


8 %


18 %


74 %


Сравнение


10 %


24 %


66 %


6 %


12 %


72 %


Классификация


18 %


22 %


60 %


10 %


16 %


74 %


  • Школьники принимают активное участие в школьных и районных олимпиадах, международных конкурсах ественно-математического цикла, предметных неделях:


  1. Школьный тур Всероссийской олимпиады школьников:


5 класс - 5 учащихся

10 класс - 4 учащихся

11 класс - 6 учащихся

2. Международный конкурс «Кенгуру»:

За 2009 - 2010 у.г. - 15 учащихся (9 - 11 классы).

Считаю, что используемые мною технологии, методы и приемы формирования учебно-познавательных компетенций эффективны, способствуют личностному развитию учащихся, успешной подготовке к сдаче итоговой аттестации.
Такую работу я намерена продолжить и получить положительный результат в следующем году.



«Три пути ведут к знанию:

путь размышления - это путь самый благородный,

путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький»

Конфуций

Размышляя о том, почему многие учителя не берутся за «занковские» учебники в основной школе, я начала понимать, что дело вовсе не в новых, казалось бы, несовершенных учебниках (они ведь являются лишь средством обучения), в которых, кстати, «плюсов» гораздо больше, чем «минусов». Дело - в образе мышления… не только отдельного учителя, но и всех участников образовательного процесса.

Общество даёт социальный заказ образованию: воспитание «современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающих развитым чувством ответственности…», и заказ этот (именно ЗАКАЗ, а не ЗАКАЗЫ) школа должна выполнить.

Заходим в школу, а в ней… живут и работают «отдельные государства»: «начальная школа», «основная школа», «старшая», завучи, методисты. И кажется, что каждое «самостоятельное государство» выполняет тот самый социальный заказ независимо друг от друга.

Один учитель выбирает подходящую для себя образовательную систему, другой ищет инновационные пути улучшения качества обучения и воспитания, внедряет различные педагогические технологии, третий вообще не собирается ничего менять в своей работе: итак всё устраивает… Заместители директора по учебно-воспитательной работе собирают информацию о проделанной учителями работе…, обобщают…, подводят итоги… В отчётах говорят о том, что в школе внедряются РАЗЛИЧНЫЕ технологии, дети обучаются по РАЗНЫМ образовательным программам…. Вот тут и возникают вопросы: «Идея ОБЩАЯ в этой школе есть? К достижению какой ЕДИНОЙ цели идёт данная школа?», а вопрос, связанный с реализацией преемственности ступеней начального и основного общего образования, вообще становится риторическим…

Не думаю, что проблема скрывается в многообразии образовательных программ и педагогических технологий. Наоборот, хорошо, что педагоги находятся в постоянном поиске истины, тем самым поднимают планку уровня своего профессионализма. Может, всё дело в том, что мыслим мы по-разному… и «в одиночку».

На мой взгляд, назрела необходимость такой организации общения педагогов и учащихся, педагогов с педагогами и руководителями школы, которая бы способствовала повышению результативности учебно-воспитательного процесса. Решение данной задачи будет зависеть от того, насколько конструктивно построена методическая служба в школе.

На протяжении нескольких лет учитель начальной школы работает в системе развивающего обучения, настаёт время перехода учащихся в среднее звено, и оказывается, что учителя - «предметники» не готовы продолжить работу внутри той самой системы развивающего обучения. И наоборот, учителя среднего звена, готовясь к приёму детей из начальной школы, должны вести подготовительную работу с первым учителем с целью ознакомления его с особенностями той или иной педагогической технологии.

Отсутствие же такого целостного образовательного процесса, в котором учителя начального и основного звена при грамотном методическом и административном сопровождении руководства школы должны двигаться в ОДНОМ направлении к достижению по-настоящему ОБЩИХ целей, и создаёт проблему реализации преемственности ступеней начального и основного обучения.

«Несколько слов о… социальной защите»

В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества гражданского общества. Особенностью современного этапа развития общества является информационный взрыв, бурное накопление, непрерывное обновление, усложнение научной информации, вторжение её во все сферы человеческой жизни и деятельности, характерным для общества является и динамичность условий, в которых приходится ориентироваться человеку. В эпоху постоянного возрастания информационного потока, приобретает большую ценность умение им срочно извлекать обобщённую информацию и действовать на основе анализа нескольких предметов, явлений, событий, воспринимаемых одновременно. Так же современный ученик должен сегодня, как никогда раньше быть готов к самостоятельному творческому приобретению знаний, что требует от учащегося принятия активной позиции субъекта учебной деятельности.

Получение полноценного образования - это действительная социальная защита человека.

Образование является частью процесса социализации личности. Школа является базовым звеном в системе образования и выступает как специальная организация, созданная для передачи знаний и опыта подрастающему поколению. Следовательно, образование в современных культурных и социально-экономи-ческих условиях играет ведущую роль. Необходимость качественных изменений в школьном образовании обусловливают ряд факторов и, прежде всего, фактор смены поколений в обществе и резкого сокращения периода смены знаний и господствующих технологий. По мнению японских специалистов, для последовательного технологического и социального развития человеческого общества знания должны обновляться каждые 8-10 лет. Таким образом, если раньше полученных знаний было достаточно на всю социально - активную жизнь человека, за время которой не происходило коренных перемен, то теперь это невозможно в принципе. В связи с этим современное общество предъявляет новые требования не только к модели выпускника, но и к учителю, его профессиональной мобильности, его педагогической культуре. Необходимо пересматривать место и роль учителя в меняющемся мире, готовить учителя к решению сложнейших задач обучения, воспитания подрастающего поколения, к готовности по-настоящему развивать у учащихся не только предметные, но и общеучебные умения. На наш взгляд, именно в этом скрывается одна из причин отсутствия преемственности ступеней образования и не только в системе развивающего обучения.

В условиях резкого увеличения объема знаний необходима смена педагогических приоритетов с "выучить - на воспитать" и с "научить - на научить учиться". Для школы это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и формирование универсальных общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Педагогическая практика убедительно говорит, что отсутствие у школьников знаний о структуре и правилах мыслительных операций, о различных способах мыслительной деятельности вызывают затруднения в процессе обучения и отрицательно влияют на качество обученности. Причин неуспеваемости и низкого качества знаний несколько, но одной из главных является неумение учиться. Есть достаточно веские основания для того, чтобы акцент в школьном образовании сделать на формировании у обучаемых навыков учебной деятельности, вооружить их такими умениями и навыками, которые облегчают учебный труд, делают его привлекательным и позволяют получать радость от процесса обучения.

По мнению учёных, обучение должно быть воспитывающим и развивающим. Спорить с этим (тем более сегодня) нет смысла. Однако говорить об этом уместно лишь в том случае, когда при обучении делается акцент на его развивающую функцию.

Чем же привлекает педагогов система развивающего обучения Л.В. Занкова? Прежде всего тем, что в ней решаются такие задачи: как учить без принуждения, как развивать у детей устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Кроме того, развитие детей в данной системе понимается как общее развитие личности - развитие воли, ума и чувств. Не только усвоение, а переработка знаний, в которых участвуют различные виды умственной деятельности - логическое мышление, наблюдательность, различные виды памяти, воображение, характеризуют развитие ума. В свою очередь развитие ума связано с развитием воли - желанием и умением поставить перед собой цель и мобилизовать себя на достижение ее.

Система развивающего обучения Л.В. Занкова способствует формированию и развитию общеучебных умений (учебно-информационных, учебно-интеллектуальных, учебно-организационных, учебно-коммуникативных умения и т.д.), что позволяет школьникам овладеть самым главным социальным умением «умением учиться». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе - научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

Умение учиться предлагает обучающимся опираться на предыдущее учение и жизненный опыт, чтобы использовать и применять знания и умения в различных ситуациях - дома, на работе, в образовании и воспитании (обучении).

Общеучебные умения:

- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Система развивающего обучения Л.В. Занкова способна обеспечить человеку настоящую социальную защиту в виде полноценного образования, итогом которого будет сформированный набор ключевых компетенций в интеллектуальной, коммуникативной, информационной, социальной и других областях.
"Работая в школе в течение 25 лет, я всегда видела свою основную задачу в том, чтобы давать детям определённый объём знаний, учить их мыслить, рассуждать, выстраивать логические цепи и делать выводы, пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями. Система Л.В. Занкова, как никакая другая, помогла мне в этом. Мне нравится структура построения содержания учебного материала. Авторы стремятся воздействовать на развитие у младшего школьника мышления, воли, эмоций, творческих способностей, сформировать интерес к предмету, призывая учащихся в «соавторы». Используя задания учебников, дети самостоятельно составляют кроссворды, создают схемы, иллюстрируют, сочиняют стихи, ребусы, придумывают собственные задания.
Я считаю, что мёртвая тишина на уроке не допустима. Всегда помню цитату Л.В. Занкова: «Очень важно, чтобы на уроке развёртывался живой процесс познания». Я убеждена, что учащиеся должны задавать вопросы, спорить, «делать открытия». А мне, как учителю, важно выработать умение вслушиваться в суждения детей, постараться услышать каждого, постоянно ставить перед учащимися новые проблемные вопросы и предложения: «Понаблюдайте», «Что заметили?», «Какие чувства испытали, когда прослушали рассказ, стихотворение?», «А как вы думаете?» и т.д.
Все эти вопросы будят мысли учащихся, заставляют думать, наблюдать, высказывать своё мнение, отношение к тому или иному явлению. Уже самая первая книга «Букварь» ведёт детей в прекрасный мир русского языка, способствует развитию логического мышления, речи. Дети находятся в роли исследователей, когда наблюдая, анализируя, классифицируя объекты по разным основаниям, сами делают вывод. Ученику предлагается свобода в проявлении мысли, в выборе варианта работы. Я лишь стараюсь подхватить нужную мысль, «вести» учеников в их поиске, стимулировать коллективную мыслительную деятельность.
Ребёнок не боится ответить неправильно, он готов принять помощь одноклассников, он сумеет исправить ошибку под влиянием аргументов, высказанных сверстниками.
Особенностью уроков в развивающей системе Л.В. Занкова является то, что на них не сообщаются детям готовые задания, а организуется коллективный поиск. На уроках литературного чтения я стремлюсь к тому, чтобы учащиеся свободно высказывали своё мнение по поводу прочитанного, умели сопереживать, сочувствовать.
Мой класс (в этом году - третий) частый гость городской библиотеки. Читать наизусть стихи, инсценировать сказки, рассказы - любимое занятие ребят. Читают дети с желанием, выразительно, осознанно. Ребята часто становятся призёрами конкурсов на библиотечных уроках.
Очень интересно проходят уроки по окружающему миру (авторы: Н.Я. Дмитриева, Л.Н. Казаков). Дети с первого класса привыкают читать энциклопедию, журналы, книги по изучаемой теме. В первом классе были ученики, которые не умели готовиться к урокам, им не могли помочь родители. Но поскольку на уроке выступал почти каждый ребёнок (я давала возможность высказаться всем), то постепенно слабые ученики привыкали тоже готовиться, работать с дополнительной литературой, чтобы выступить на уроке, рассказать что-то новое. Мои ученики научились конспектировать: выбирать самое главное из рассказа или статьи и делать вывод. Им нравятся такие уроки. Они побуждают к самостоятельному добыванию знаний. Мне, как учителю, учебник «Мы и окружающий мир» нравится тем, что это интегрированный курс. Содержание курса теснейшим образом связано с другими учебными курсами системы общего развития школьников. Во втором классе я из программы «Окружающий мир» выбрала темы, которые соединила с курсом ЗОЖ (здоровый образ жизни).
Проработав несколько лет по системе Л.В. Занкова, я убедилась в совершенстве этой системы. Отношения учитель - ученик, ученик - коллектив класса строятся на взаимном уважении, доверии. В классе создаётся атмосфера непринуждённости, раскованности, сопереживания, удовлетворения от напряжённой умственной работы. Мы учимся общаться.
Однако, как и любая система обучения, наша система должна давать результат:
• Ученики являются призёрами городских, областных, всероссийских олимпиад.
• Учащиеся занимаются исследовательской работой.
• Качественная успеваемость в этих классах выше: серебряные медалисты.
• Дети активно участвуют в школьном самоуправлении, на уровне города в «Новой цивилизации».
• Дети, обучающиеся по системе Л.В. Занкова, активные участники международных игр «Русский медвежонок» и «Кенгуру».
• Ребята активно посещают кружки и секции, продолжая развивать себя в разных направлениях".
Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках математики необходимо в связи с широкими социально-экономическими преобразованиями, происходящими в нашей стране и в мире в целом. Учебно-познавательная компетенция включает элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Считаю, что математические методы и содержание предмета в сочетании применения проблемной технологии в полной мере способствуют формированию данной компетенции.

2.6. Основная проблема, обоснование актуальности для образовательной системы определённого уровня (федерального, регионального, муниципального, учрежденческого), новизны и практической значимости инновации.

Выпускнику современной школы, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть конкурентно способным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникативным человеком способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении по любому предмету, в том числе и математике. Т.к. прежде всего, она способствует развитию строго логического мышления, учит через решение теоретических и практических задач выделять проблему, находить её решение, реализовать его; развивает воображение и интуицию, умения и способности человека учиться на протяжении жизни. Результаты мониторинга и сдачи экзамена в новой форме свидетельствуют о том, что школьникам труднее даются творческие задачи, требующие определённые способности, по причине недостаточности сформированности ключевых компетенций. В данной методической разработке представлен опыт работы по формированию учебно-познавательных компетенций с использованием проблемной технологии


Выпускнику современной школы, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо обладать системой знаний, определённым складом ума, развитым мышлением, способным самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении школьников по любому предмету, в том числе и по математике.

Актуальность разработки основана на том, что математика в ряду других учебных дисциплин занимает одну из лидирующих позиций в формировании учебно-познавательных компетенций учащихся. Т.к., прежде всего она способствует развитию строго логического мышления, учит через решение теоретических и практических задач выделять проблему, находить её решение, реализовать его; развивает воображение и интуицию, умения и способности человека учиться на протяжении жизни. Результаты мониторинга и сдачи экзамена в новой форме свидетельствуют о том, что школьникам труднее даются творческие задачи, требующие определённые способности, по причине недостаточности сформированности ключевых компетенций. Для формирования учебно-познавательных компетенций необходимы современные образовательные технологии. В данной методической разработке представлен опыт работы по формированию учебно-познавательных компетенций с использованием проблемной технологии.

Цель методической разработки:

Показать эффективность использования проблемной технологии в формировании учебно-познавательных компетенций на уроках математики.

Задачи:


  • Выявить возможности формирования учебно-познавательных компетенций на уроках математики с использованием проблемной технологии;


  • Выявить пути создания проблемных ситуаций;


  • Разработать методические рекомендации по формированию учебно-познавательных компетентностей школьников на уроках математики.


Идея опыта заключается в том, что использование учебно-познавательных компетенций при рациональной организации образовательного процесса, даёт возможность сформировать у школьника готовность и способность использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки в нестандартной ситуации, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

Новизна опыта состоит в конструировании содержания и организации, разработке технологического подхода к решению заявленной темы как средства творческого саморазвития личности школьника в учебно-познавательной деятельности на уроках математики. Новизна реализуется в постоянной вариативности компонентов создаваемых ситуаций, в условиях обучения, заданиях и приёмах их выполнения.

Данная работа располагает различными методическими разработками с целью распознавания учебно-познавательных компетенций, и конкретизирует их использование в условиях проблемного обучения.

Основная часть

I. Учебно-познавательная компетенция.

Учебно-познавательная компетенция включает элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённые с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Ключевые слова в характеристике учебно-познавательных компетенций:


  • Искать: опрашивать окружение, консультация учителя, получение информации;


  • Думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относится к тому или иному высказыванию, занимать позицию в дискуссиях и выработать своё собственное мнение;


  • Сотрудничать: уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты;


  • Приниматься за дело: включаться в работу, нести ответственность, организовать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;


  • Адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.


Условия, в которых может быть сформирована успешность обучения:


  • Школьник имеет ясные представления о целях своей учебной деятельности и ориентирует их на решение задач, которые ставят перед ним;


  • Школьник осознаёт мотивы своей учебной деятельности;


  • Школьник планирует свою учебную деятельность и оценивает её последствия;


  • Школьник учится нести ответственность за правильность выбора задания, темпа изучения материала.


Одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроках математики является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. Поэтому для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках какой-то маленькой проблемы и помочь им в её разрешении.

II. Проблемные ситуации в обучении.

С чего начинается постановка проблемы в настоящем научном творчестве? С проблемной ситуации.

Под проблемными ситуациями в обучении мы понимаем спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.

Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами закономерность.

В качестве проблемных ситуаций на уроках математике могут быть:


  • Проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными с заведомо допущенными ошибками;


  • Поиск истины (способа, приёма, правила решения);


  • Различные точки зрения на один и тот же вопрос;


  • Противоречия практической деятельности.


Каким путём создать такую ситуацию? Наиболее приемлемыми могут быть:


  • Побуждающий диалог - это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формировать учебную задачу;


  • Подводящий диалог - это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов - «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия;


  • Применение мотивирующих приёмов - это «яркое пятно», сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд, старинных задач и


т. д.), демонстрация непонятных понятий (наглядность), «актуализация» - обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся.

Основные учебно-познавательные компетентности, требующиеся в проблемных ситуациях

со стороны учащихся:


  • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
    организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;


  • уметь использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;


  • уметь определить область «незнания» в новой задаче;
    задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;


  • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;


  • выступать устно и письменно о результатах своего исследования;
    иметь опыт восприятия картины мира.


со стороны учителя:


  • умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом;


  • формулировать возникшую проблемную ситуацию путём указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.

  • Список литературы:

1.

Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования. / Интернет-журнал «Эйдос».

2. Концепция модернизации российского образования.

Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании / Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3.

3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / Интернет-журнал «Эйдос». - 2002.

4. Ярулов А. А. Познавательная компетентность школьников. /Школьные технологии. - 2004. - № 2. - С. 43-84.

5. Единый государственный экзамен 2010. Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся. ФИПИ: «Интеллект-Центр», 2010.

6. Мельникова Е. Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками./Москва, 2002.

7.

Денищева Л. О., Глазков Ю. А., Краснянская К. А. Проверка компетентности выпускников средней школы при оценку образовательных достижений по математике./Математика в школе, №6 - 2008

8.

Кротова В. Н. Как сделать стандартную задачу привлекательной для ученика./Математика в школе, №10 - 2010

© 2010-2022