• Преподавателю
  • Математика
  • «Портфолио современного учителя – мотивационная основа деятельности педагога в условиях реализации ФГОС»

«Портфолио современного учителя – мотивационная основа деятельности педагога в условиях реализации ФГОС»

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема:

Выступление на педагогическом совете гимназии по теме:

«Портфолио

современного учителя - мотивационная основа деятельности педагога в условиях реализации ФГОС»

Мосолова Надежда Александровна

учитель математики

МАОУ Видновской гимназии

Ленинского муниципального района

Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем.
Потому так важно формировать у ребенка правильную гражданскую активную позицию, обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, учить его искать, думать, творить, делать. Именно на эти важные задачи и направлен новый ФГОС. ФГОС нового поколения. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход.

Главная задача которого:

подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является

воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом - быть хозяином своей деятельности:
- ставить цели,

- решать задачи,

- отвечать за результаты.

Современные образовательные технологии деятельностного типа:

  • проблемно - диалогическая;

  • мини - исследования;

  • организация проектной деятельности;

  • портфолио

  • оценивания образовательных достижений (учебных успехов);

  • сотрудничества;

  • ИКТ;

  • здоровьесберегающие.

С целью мониторинга развития ученика педагоги нашей школы активно используют метод Портфолио. Для первоклассников изначально оно является своеобразным мониторингом в безоценочной системе обучения, для других учащихся - возможность самооценки (ученик видит свои успехи и неудачи, ставит цели, анализирует).

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка - это и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Портфолио - одна из новейших технологий, позволяющая решать

проблему объективной оценки результатов деятельности.

Портфолио - технология планирования профессиональной карьеры.

Типы портфолио:

достижений, тематический

презентационный, комплексный

Новые формы портфолио

Электронный портфолио

Паспорт компетенций и квалификации

Европейский языковой портфолио (единый европейский образец, принятый Советом Европы)

Портфолио - новое слово для российской педагогики.

В условиях модернизации системы общего образования обновляются профессиональные требования к педагогам: акцент переносится с профессиональных знаний на уровень профессиональных компетентностей и субъектной позиции учителя в осуществлении профессиональной деятельности.

Следовательно, вносятся изменения в содержание и формы квалификационных испытаний работников образования, которые должны отражать современные цели и задачи системы образования.

Портфолио- сравнительно новая форма прохождения аттестационного испытания.

Существует множество определений портфолио. Например, портфолио - это набор материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения, т. е. предназначенный для оценивания профессионализма учителя.

Под портфолио учителя обычно понимается собрание свидетельства, документов и иных свидетельств достижений и прогресса в его профессиональной педагогической деятельности.

Портфолио является методом «аутентичного оценивания», т.е. правдивого, объективного оценивания реальных

достижений.

Основное преимущество метода портфолио заключается в том, что он является многофукциональным инструментом как оценивания, так и самооценки собственных достижений.

Понятие «портфолио» пришло к нам из Западной Европы XV-XVI вв.

В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли «портфолио». Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.

Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов ХХ в. в Соединенных Штатах Америки. В конце ХХ и начале ХХI вв. эта идея становится популярной во всем мире, в том числе и у нас, в России.

В переводе с французского это слово обозначает «излагать», «формулировать», «нести», а так же «лист», «страница», «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста» (словарь иностранных слов).

Портфолио позволяет решить две основные задачи:

1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем, вне прямого сравнения с достижениями других учеников.

2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними).

Цель портфолио:

Дать ученику возможность самоактуализации, помочь сформировать концепцию собственной жизни, развить свой научный, творческий, человеческий потенциал.

Задачи портфолио:

 Определить факторы развития успешности личности ученика;

 Стимулировать деятельность учащихся по самопознанию;

 Выработать критерии успешной личности;

 Составить личную программу развития школьника «Мои успехи»;

 Сформировать систему методической и педагогической поддержки ученика.

 Создать «учебное портфолио»;

 Определить роль родителей в технологии «Портфолио» ученика.

Гипотеза:

 внедрение технологии «Портфолио» может стать одним из ключевых факторов, обеспечивающих формирование высокого уровня компетентности учащихся;

сущность технологии «Портфолио» вероятно заключается в организационной форме взаимодействия учителя и учащегося;

основными структурными компонентами технологии «Портфолио», возможно, являются разделы: «Презентация Я», при заполнении которого осуществляется анализ и самооценка личности; «Дневник моего роста» - отражает динамику учебной и творческой активности ученика; «Копилка достижений» - содержит комплект документированных индивидуальных образовательных достижений; «Волшебный сундучок» - творческие работы учащегося;

 критерием эффективности применения технологии «Портфолио», вероятно, являются, уровни развития рефлексии; наличие самоинтереса и потребности в самопознании, навыки самоконтроля, сформированность рефлексивных умений и навыков в учебной деятельности;

 портфолио возможно является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает учащегося на демонстрацию прогресса;

 широкое использование данной технологии может стимулировать изменения в методах преподавания и политике образования по отношению к обучению, которое полнее раскрывает диапазон детских потребностей, связанных с развитием.

Предполагаемый результат:

Итогом реализации проекта будет более осознанное и мотивированное отношение к учебе, самостоятельность, повышение качества знаний, востребованность и реализация индивидуальных склонностей ученика.

В нашей школе разработано положение о портфолио учителя и учащихся. Образца портфолио с перечнем материалов, входящих в него не существует. Портфолио представляет собой собрание различных материалов, документов и иных свидетельств достижений и прогресса в профессиональной

педагогической деятельности.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. - и является важным элементом практико-ориентированного деятельностного подхода к образованию. Важная цель портфолио - наглядно представить процесс образования ребенка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом, либо за определенный период его формирования, может быть как качественной, так и количественной.

Структура портфолио может быть представлена следующими разделами:

Раздел 1.Общие сведения об учителе

Фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, должность, стаж, стаж работы в данной

школе, повышение квалификации, категория.

Награды, поощрения.

Раздел 2. Результаты педагогической деятельности

Результаты успеваемости и качества знаний.

Результаты государственной итоговой аттестации учащихся.

Список выпускников, окончивших школу с золотой медалью.

Список выпускников, окончивших с серебряной медалью.

Список учебно-методического обеспечения.

Раздел 3. Научно-методическая деятельность

Выступления на конференциях, семинарах, педсоветах.

Проведение открытых уроков. Работа по самообразованию

Внеурочная деятельность. Учебно-методическая база. Публикации.

Приложения.

Составление портфолио это длительная и кропотливая работа педагога.

В течение лета подбиралось содержание по разделам портфолио, разработки уроков и внеклассных мероприятий, рабочие программы по математике к учебникам Н. Я. Виленкина (5 класс) Л. С. Атанасяна и Ю. Н. Макарычева ( 7,9 классы) программы элективных курсов( 7 класс), практикумов, печатались фотографии, копировались грамоты, сертификаты ,творческие работы учащихся.

Каждый из нас индивидуален, у каждого свои интересы и потребности, своё видение окружающей действительности, а значит и свое представление о том, что должно содержать портфолио.

Изучив литературу и статьи в Интернете, я выяснила, что в зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов:

1)папка достижений;

2)рефлексивный;

3) проблемно-исследовательский;

4) тематический;

5) методический.

У технологии портфолио есть свои плюсы:

1. Портфолио позволяет педагогу более широко и разнообразно презентовать свои достижения, умения и направления деятельности, выходы за рамки специальности и предметов преподавания.

2. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности - обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной.

3. Портфолио - сбалансированная презентация как формализованных достижений педагога, так и наглядных примеров, продуктов его деятельности.

4. Благодаря портфолио изменяется внешняя экспертиза и контроль на самоконтроль и проектирование своей профессиональной траектории.

5. Основная цель портфолио - проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя, поэтому использование технологии «портфолио учителя» очень важно для педагогического коллектива.

6. Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для повышения и подтверждения квалификационной категории учителя.

7. Портфолио - одна из наиболее приближенных к реальному состоянию дел форма аттестации, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания. С его помощью учитель может успешно осуществлять рефлексию и оценку собственной деятельности, чтобы подтвердить уровень своего

профессионализма.

8. Представленные в портфолио материалы оцениваются как свидетельства профессионализма педагога.

9. Основными принципами создания портфолио педагога являются:

- аутеничность оценивания (правдивое, объективное оценивание реальных достижений);

- полнота, конкретность, достоверность представленных сведений;

- объективность информации;

- системность;

- презентабельность.

10. Портфолио позволяет обеспечивать преемственность разных этапов процесса профессиональной подготовки и профессионального развития, помогает планировать, отслеживать и корректировать образовательную и карьерную траекторию педагога, а затем становится доказательством

роста его профессиональной квалификации.

Таким образом, портфолио учителя может стать мотивационной основой деятельности педагога и помочь формированию его личности. «Портфель» обеспечит его возможностью индивидуальной самореализации, а основой для этого является план самообразования. Самообразование любого человека всегда возникает в ответ на потребность в знаниях. План самообразования обеспечивает повышение уровня мотивации к самообразованию, к совершенствованию профессиональной

подготовки.

К минусам можно отнести следующее:

1. затратность (распечатки, ксерокопии (особенно цветные), папки-накопители, фотографии, диски, видео-кассеты и др.);

2. систематическая, а не эпизодическая работа с папками - накопителями;

3. не заинтересованность администрации в том, чтобы учитель в системе формировал свое портфолио, отчитывался перед коллегами, повышал свой профессионализм.

После аттестации в форме портфолио я стала создавать папки-накопители каждый год, где можно размещать материалы в хронологической последовательности (датировать) по мере участия учителя и его учеников в различных мероприятиях. Теперь все материалы находятся в одном месте.

Но есть и еще один очень важный момент в этом деле. У моих учеников тоже есть портфолио, они ведут его, участвуя в мероприятиях разного уровня, олимпиадах, участвуя в проектах, исследовательской деятельности, творческих конкурсах, трудовых делах и спортивных соревнованиях. Сначала стоит моя папка, а затем портфолио всех учащихся класса.

В любое время их можно посмотреть, сделать необходимую запись, вложить грамоту, сертификат участия, статью из газеты, проставить баллы. Очень часто ребята просят посмотреть мое портфолио, это требует того, чтобы оно было образцовым. Мы вместе радуемся всем нашим достижениям, поздравляем друг друга, грамоты и награды всегда висят на видном месте, прежде чем перекочевать в папку достижений. Это видят все ученики, приходящие в класс, учителя-предметники, родители.

Литература:

1.Гайтукаева И.Ю. ,Юдина И.Г. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе»/ И.Ю. Гайтукаева И.Ю., И.Г.Юдина.-Волгоград: Издательство «Панорама», 2006.- 240 с.

2.Конасова Н.Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся: Учебно-методическое пособие для администраторов и педагогов общеобразовательной школы.- СПб.:

КАРО,2006.-112 с.

3. Макарова Л.П. Портфолио учителя /сост. Л.П. Макарова. -Волгоград: Учитель, 2010./-102 с.

4. Плахова Т.В. Портфолио классного коллектива/ авт.-сост. Т.В.Плахова.- Волгоград: Учитель,2011.-103 с.

5. Полат Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования:

Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров/ Е.С.

Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат.- М.: Издательский

центр «Академия», 2000,-272

6. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации эффективного

управления УВП.- М.: НИИ школьных технологий, 2005, -288 с.(серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

7. Сергев И. , Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной

деятельности: Практическое пособие.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2009.- 132 с. (Школь-

ное образование)

8. Тюмина М.В. Сетевая модель гражданского образования: проекты, содержание, организация/

авт.- сост. М.В. Тюмина. - Волгоград: Учитель, 2009.- 188 с.

9. Юдина И.Г. Портфолио ученика средней школы/авт.-сост. И.Г.Юдина,- Волгоград: Учитель,

2007.-223 с.

11


© 2010-2022