Урок Многогранники. Прямоугольный параллелепипед

Методическая разработка открытого урока по математике для обучающихся 1 курса Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Саратовской области "Александрово-Гайский политехнический лицей" на тему "Многогранники. Прямоугольный параллелепипед". Цель урока - рассмотреть свойства, элементы данной фигуры, закрепить знания и умения решать задачи на вычисление параметров; привить интерес обучающихся к математике. На уроке была представлена исследовательская работа обучающих...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Александрово-Гайский политехнический лицей»



Методическая разработка открытого урока по дисциплине: «Математика»

на тему: «Многогранники. Прямоугольный параллелепипед»




Подготовила: преподаватель математики Сейтова А.С.





2014 г.

Цель урока: создать условия для изучения прямоугольного параллелепипеда, развитие практических навыков решения задач на вычисление элементов и измерений данной фигуры, знакомство с разными видами многогранников.

Задачи:

  • Образовательные:

    • провести диагностику усвоения стандартной системы знаний и умений каждого ученика на заключительном этапе изучения темы;

    • научить обобщать и систематизировать знания, осмысливать материал, делать выводы по материалу обязательного уровня;

    • способствовать формированию пространственного воображения.

  • Развивающие:

    • развивать познавательные интересы учащихся, память, воображение, мышление, внимание, сообразительность;

    • самостоятельно выбирать средства и способы решения задач (проблем); проводить контроль и самоанализ собственной самостоятельной учебно-познавательной деятельности;

    • самостоятельно организовывать дискуссию в группе по выработке критериев правильности решения проблемы;

    • формировать умения проектной деятельности с использованием технических средств.

  • Воспитывающие:

    • способствовать осознанию ценности коллективной мыслительной деятельности через собственную деятельность в группах;

    • способствовать осознанию ценности коллективной мыслительной деятельности;

    • формировать представление о математике, как части общечеловеческой культуры.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, ПК, интерактивная доска, презентация, бланки для тестирования, модели многогранников.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент. Проверка присутствующих на уроке.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим работать с многогранниками - удивительными фигурами стереометрии. Давайте вспомним, что такое стереометрия и что она изучает. Как вы предполагаете, что мы будем делать сегодня на уроке?

Ученики (предполагаемые ответы): Повторим, из каких элементов состоит параллелепипед; повторим формулы для нахождения площади поверхности параллелепипеда; повторим формулы для нахождения объема параллелепипеда, решать задачи, показывать проекты.

Учитель: Молодцы. Вы все правильно определили. Мы сегодня отправимся в увлекательное путешествие по Империи параллелепипеда. Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте проверим свой багаж - задание домашней работы.

  1. Проверка домашнего задания. Задача: Сколько потребуется проволоки для изготовления каркаса прямоугольного параллелепипеда, если его длина равна 4 см, ширина - 6 см, высота- 2 см? (слайд 2)

Учитель: Все эти знания пригодятся нам в путешествии. Но какое путешествие без карты, так просто карту нам не получить. Жители империи предложили нам разгадать задачи-загадки. (слайды 5,6,7,8)

Учитель: Вот и наша карта. (слайд 9). Отправляемся в путь.

Первый пункт - Пограничная зона. Мы её пройдем, если ответим на вопрос: Из каких элементов состоит прямоугольный параллелепипед, Какими свойствами он обладает? (Слайд 10).

Учитель. Следующая преграда - гора Формульная. Напишите на доске формулы площади полной поверхности параллелепипеда и формулу объема параллелепипеда.

Молодцы! Мы справились с этим заданием.

Параллелепипед - название странное.
В нем параллельности вечность слыша
Он, конечно, фигура пространная -
Есть длина, ширина, высота.
Измереньями их называем мы.
Коль захочешь объем в ней найти,
Просто-напросто перемножим их
И тогда ты на верном пути!

Учитель: Нам необходимо преодолеть реку Проверочную. Мы её форсируем, выполнив тест. Я вам раздам бланки для ответов. Самостоятельно ответив на все вопросы, вы обменяетесь с соседом по парте своими ответами и мы вместе проверим правильность ваших решений. Текст теста вы прочтете на экране, а свои ответы фиксируйте в бланках.

Ученики выполняют самопроверку (12-18). Выставляют результаты на листочки теста.

А теперь проверим, как вы ответили на вопросы теста.

Учитель: Мы вышли на прекрасную улицу Конструкторская. Мы продолжим путешествие, если решим задачу: Из четырёх кубиков, ребра которых равны 3 см, выложить параллелепипед можно двумя способами. Одинаковой ли будет площадь поверхности параллелепипеда в первом и втором случаях?

Учащиеся решают задачу с моделями кубиков и проверяют ответ на слайде 19.

Учитель. Следующий пункт нашего путешествия - Станция Юных математиков.

- Ребята, а кто объяснит, что такое развертка куба?

Учитель: Потренируемся определять боковые, нижние, верхние, передние и задние грани по развертке куба. Выполняем проверку. Молодцы. Надеюсь, это вам поможет в выполнении следующего задания. (Слайды 20, 21, 22).

Учитель выставляет отметки за задание обучающимся и они вносят их в таблицу самооценок

Учитель: Мы шли, шли и забрели в Мушиное болото. Выбраться нам поможет паук, как только справится мухой. Помогите ему быстрее добраться до мухи. Муха и паук находятся на противоположных вершинах куба. Как пауку быстрее добраться до мухи?

Ответ проверяют с помощью интерактивной доски (слайд 23).

Я предлагаю немного отдохнуть

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Учитель: Геометрические фигуры всегда вдохновляли художников, архитекторов. Поближе мы познакомимся с их работами в Музее параллелепипедов (слайды кристаллов, работы кубистов-художников, слайды 24-27).

Учитель: В природе встречается огромное количество многогранников, которые, к сожалению, не изучаются в программе школьного курса, но мы сегодня о них узнаем много интересного. Вот и последняя улица Исследовательская. Почему она так называется? Потому что две обучающиеся группы провели исследовательскую работу на тему «Мир многогранников». Давайте их послушаем и посмотрим. (презентация «Мир многогранников»)

Мы выполнили все задания, а где же наша награда - наш клад? (Слайды 28)

Ученики нажимают на ключ на интерактивной доске на слайде и появляется фраза: «Ничто не ценится людьми так дорого, как знания, которые передаются из поколения в поколения, преумножаются и сохраняются как зеница ока. Владейте знаниями - это ваш бесценный клад!» Сааверд Сервантес.

  1. Домашнее задание.

Задача.

Творческое задание.

Вывод. Делают обучающиеся. Оценки.

Учитель: Владейте вашими знаниями и применяйте их на практике. Благодарю за внимание, урок окончен.









Тест

№ заданий

1


2

3

4

5

Ответы



Тест

№ заданий

1


2

3

4

5

Ответы



Тест

№ заданий

1


2

3

4

5

Ответы



Тест

№ заданий

1


2

3

4

5

Ответы



Домашнее задание.

  1. Два ребра прямоугольного параллелепипеда, равные 4 и 7 , выходят из одной вершины. Площадь поверхности этого параллелепипеда равна 232. Найдите третье ребро, выходящее из той же вершины.

  2. Перерисуйте развёртку правильного тетраэдра

на плотный лист бумаги в большем масштабе, вырежьте развёртку (сделав необходимые припуски для склеивания) и склейте из неё тетраэдр.

Урок Многогранники. Прямоугольный параллелепипедУрок Многогранники. Прямоугольный параллелепипед

Развертка тетраэдра Развертка куба

Урок Многогранники. Прямоугольный параллелепипедУрок Многогранники. Прямоугольный параллелепипед

Развертка октаэдра Развертка икосаэдра

Урок Многогранники. Прямоугольный параллелепипед Развертка додекаэдра

© 2010-2022