Развитие творческого потенциала учащихся

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческого потенциала учащихся

с помощью ИКТ в условиях реализации ФГОС.


Т.В. Сазонова, НОУ гимназия «ЛИК-Успех», г. Ставрополь

E-Mail: [email protected]

В числе приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования, особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления ученика, приобщение его к достижениям информационного общества и формирование умения самостоятельно конструировать собственные знания. Возникла новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. Поэтому сегодня в обучении математике ставлю особенный акцент на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Выступаю как организатор процесса учения, руководитель самостоятельности учащихся, оказываю им нужную помощь и поддержку.

Кабинет математики, в котором работаю, оснащен новейшими ТСО, поэтому не использовать в своей работе ИКТ просто не могу. Владею основами работы в операционной системе Windows, основами подготовки методических материалов в программе Microsoft Word, умею составлять презентацию с использованием программы Microsoft Power Point, знаю общие принципы работы с электронными таблицами Microsoft Excel, владею основами навигации в сети Internet, умею воспользоваться информационными ресурсами сети Internet в профессиональных целях и её обучающими возможностями. Использую информационные технологии в подготовке дидактических материалов, а также применяю электронные учебные пособия в обучении. Одной из первых в г. Москве стала участником образовательно-издательского проекта «Сферы» по созданию современной информационно-образовательной среды, т.е. апробировала комплект «Сферы» для преподавания математики в 5 классе.

Принципиальные особенности проекта:

- Наличие целостного пакета пособий, обеспечивающего комплексность и преемственность обучения.

- Единство навигационной системы: единый дидактический, информационный и дизайнерский подход к представлению учебного материала.

- Современные технологии обучения.

Функции УМК «Сферы».

- Учебник, предъявляет содержание и идеологию курса.

- Задачник-тренажёр создаёт возможности для формирования навыков организации дифференцированного обучения.

- Тетрадь-тренажёр предназначена для целенаправленного формирования познавательной деятельности.

- Тетрадь-экзаменатор содержит материал для тематического и итогового контроля знаний учащихся.

-Электронное приложение к учебнику выполняет целый ряд важных функций:

- Объём информации, содержащийся в электронном приложении, значительно расширяет и дополняет материал учебника. Возможности электронного приложения позволяют принципиально иначе организовывать учебный процесс, сделать его более привлекательным, личностно-ориентированным, достигнуть высокой степени индивидуализации обучения.

- Использование разного типа мультимедиа объектов позволяет задействовать различные способы восприятия информации, вследствие чего повышается эффективность учебного процесса в целом, а интерактивность многих ресурсов способствует развитию познавательной активности.

Вывод: Инновационная модель построения данного УМК позволяет за счёт новых форм организации учебной деятельности и увеличения познавательной активности учащихся усилить её дидактические возможности. (Качество знаний 85%).

Применение ИКТ на уроках математики в средних классах.

Начиная с 6 класса, выстраиваю свой учебный процесс так:

Первый этап - лекция, главная цель которой, вызвать интерес к изучаемому материалу. Для оптимизации образовательного процесса, объяснение нового материала провожу с использованием компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия. Ребята оказывают мне помощь на этом этапе, им часто поручается выстроить презентацию с использованием программы Microsoft Power Point.

Второй этап - самостоятельная работа в различных ее формах.

Применяю обучающие программы в качестве тренажера и при коррекции знаний отдельных учеников. Эта работа хороша тем, что ученик самостоятельно при помощи компьютера повторяет практически весь материал по теме. Предъявляемые учебные задачи отличаются по степени трудности, учащимся дается возможность запросить определенную форму помощи, предусмотреть изложение учебного материала с иллюстрациями, графиками, примерами. В ходе решения задач ученик может убедиться в правильности своего решения или узнать о допущенной им ошибке визуальным путем, получив соответствующую «картинку» на экране.

Третий этап - итоговый диагностический контроль знаний, умений и навыков учащихся. При организации контроля знаний, умений и навыков учащихся использую тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации. Здесь используются разнообразные тренажёры устного счёта, программа «Ассистент», предназначенная для контроля знаний, программа «Диамант», ориентированная на использование заготовок с математической символикой, графиками, формулами, рисунками.

Хочу также немного рассказать о довузовской подготовке выпускников.

ФГОС ориентирован на становление личности, которая

- активно и заинтересованно познаёт мир, осознаёт ценность труда, науки и творчества:

- умеет учиться, понимает важность образования и самообразования для жизни и деятельности;

-способна применять полученные знания на практике.

На первых уроках в 10 классе, как, наверное, и все ВЫ всегда проговариваю ученикам такие слова:

- Если вы хотите поступить в вуз и успешно учиться в нем, то должны хорошо подготовиться. Чем раньше вы определитесь с направлением обучения после окончания школы и начнете готовиться, тем больше вероятность успеха.

Большое количество различных дисков с тренажерами, тестами, репетиторами при правильной организации, позволяет мне подготовить учащихся и к централизованному тестированию и к тестированию в вузе. Совместная работа над тестами, разбор решений, комментирование приемов решения позволяют учащимся значительно быстрее освоить материал. Доступ через Интернет к демонстрационным тестам, on-line тестирование позволяет учащимся еще раз проверить свои силы, стимулирует их активность в обучении. Весь дидактический материал тщательно подбирается, продумывается система проведения занятий, отрабатываются практические умения и навыки.

Применение ИКТ позволяет систематизировать знания и лучше подготовиться не только к сдаче ЕГЭ, но и успешному обучению в вузе после поступления.

(Результат ЕГЭ базового уровня - 100%, профильного (среднее 55%); результат ГИА - 80%).

Мои выпускники хорошо ориентируются в мире профессий, понимают значение профессиональной деятельности для человека и поступили в лучшие вузы Москвы и Санкт-Петербурга.

  1. Научно-исследовательская деятельность.

Современная система образования устроена так, что, уже начиная со школы, учащихся привлекают к различной научно-исследовательской деятельности, выполнению проектных работ и выступлению с докладами на мероприятиях разного уровня. Такой подход позволяет выявить научные интересы учащихся, способствует более глубокому пониманию школьной программы и осознанному выбору специальности в будущем.

Особенно это удаётся на уроках итогового повторения.

При повторении курса геометрии мной выделяется несколько тем, которые будут вынесены на «проектирование». На первом уроке IV четверти обозначаются проблемные вопросы, предлагаются темы для индивидуальных исследований, обсуждаются варианты оформления результатов. Обязательно знакомство учащихся с проведением заключительного урока (защиты проектов). Проекты носят исследовательский или прикладной характер. По характеру доминирующей деятельности бывают: творческими, ролевыми, сценарными. Защита проектов осуществляется на двух спаренных уроках. В подготовке и проведении конференции принимают участие все учащиеся. Каждый ученик находит своё место в выбранном проекте согласно собственным желаниям, умениям и способностям. Надо только представить себе, каких глубин знания достигают ребята в поисках истины. Каждый проектант имеет индивидуальную карту, где прописаны критерии оценки работы. К оцениванию работ привлекаются ребята из другой параллели, учителя, родители. Такие уроки-конференции это настоящие праздники знаний!


Уже более 15 лет в конце года, где бы ни работала, на неделе математики, мы с ребятами проводим научно-практическую конференцию «Мышление начинается с удивления», где представляются работы учеников 1-11 классов.

Цель:

- создание условий, способствующих развитию интеллектуального и творческого потенциала учеников.

- создание условий для проявления индивидуальности каждого ребёнка.

Задачи:

- предоставление возможности учащимся обменяться своими открытиями с друзьями;

- приобретение позитивного социального опыта;

- активизация сотрудничества учителей, обучающихся и родителей в рамках проектной деятельности.

Заключение. Реализация метода проектов, научно-исследовательской деятельности через применение ИКТ, весьма перспективны при изучении математики. Работа в указанной форме вызывает у учащихся неподдельный интерес и является более результативной, чем в традиционных формах. Применение ИКТ помогает решить ряд актуальных проблем, стоящих в настоящее время перед образованием:

- объективно реализовать идеи дифференцированного и индивидуального подхода в обучении;

- способствуют раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей и активизации познавательной деятельности учащихся;

- реально подготовить учащихся к работе на современном производстве.

ИКТ, направлено на одну цель - сформировать у всех учащихся, ключевые компетентности, обеспечивающие им успешное будущее. А самое главное, что ученик знает, умеет, понимает, оценивает и анализирует собственную деятельность.

Проектные и исследовательские работы мои учеников признаны на таких конкурсах: «Леонардо», «Юные таланты Московии», «Познание и творчество», «Первые шаги в науку».

3.2 Я, следуя требованиям ФГОС стараюсь повышать и свою профессиональную, коммуникативную, информационную и правовую компетентность, через:

Курсы:

- 2010 год: МИОО, по теме: «Использование открытых образовательных технологий в процессе развития профессиональной компетентности педагогов».

- 2012 год: МИОО, по теме: «Содержание и организация обучения на профильном уровне».

- 2015 год: НП Центр развития образования, науки и культуры «Обнинский полис», по теме: «Проблемы развития современного воспитания и образования детей в условиях законодательных изменений».

- участие в съездах, Всероссийских и международных конференциях;

- участие в конкурсах педагогического мастерства («Одарённому ученику - одарённый учитель», фестиваль «Открытый урок»),

Имею 10 работ опубликованных в РАН, и 5 в Ассоциация Негосударственных Образовательных Объединений Регионов.

Совсем недавно Всероссийского семинара в Сочи «Проблемы развития современного воспитания и и образования в условиях законодательных изменений», с моим участием, выйдет ещё одна.

В нашей гимназии любят повторять фразу «Важно не то место, которое ты занимаешь, а то направление, в котором ты движешься».

И я могу сказать, что ИКТ - тот парус, который ускоряет наше движение и является в образовательном процессе одной из важнейших современных образовательных технологий деятельностного типа.




© 2010-2022