Подготовка к ЕГЭ-задания С1. Тригонометрические уравнения

Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения.Разделы: Математика

Учитель Балкарова Н.А.

Подготовка к ЕГЭ-задания С1.

Цели:

  • сформировать умения применять способы отбора корней при решении тригонометрических уравнений; совершенствовать навыки решения тригонометрических уравнений различными методами;

  • развивать познавательный интерес у учащихся, логическое мышление, интеллектуальные способности; формировать математическую речь, навыки контроля и самоконтроля;

  • воспитание самостоятельности, любознательности, трудолюбия, внимательности.

Девиз урока:

«Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием как следует».
В.О. Ключевский

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, документ-камера.

Ход урока

I. Организационной момент.

II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Математический диктант (взаимопроверка):

  1. Записать формулу корней уравнения:
    sin x = a
    cos x = a

  2. Записать частные случаи решения уравнения:
    sin x = a
    cos x = a

  3. Записать формулу корней уравнения:
    tg x = a
    ctg x = a

  4. При каких значениях а данные уравнения не имеют корней:
    sin x = a
    cos x = a

  5. Решите уравнение и укажите его корни, принадлежащие отрезку [3π; 4π]:
    sin x = 0
    cos x = - 1

III. Актуализация знаний учащихся (устное задание группам).

  1. Назовите известные вам типы тригонометрических уравнений?

  2. Среди уравнений (1-12):

    1. 2sin2x + cos2x = =5sin x cos x

    2. sin26x + sin24x = 1

    3. cos x × sin 7x = cos 3x × sin 5x

    4. 2sin2x - 3sin x + 1 = = 0

    5. sin2x + 9 cos2x = 5sin 2x

    6. sin x + sin 5x + cos x + cos 5x = 0

    7. cos2x + 6 sin x - 6 = 0

    8. sin x - sin 2x + sin 3x - sin 4x = 0

    9. 4sin2x - 3 sin x cos x + +5cos22x = 3

    10. sin2x - Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения.sin2x = cos2x

    11. sin x + cos x = 0

    12. 3sin x + 4cos x = 5

выбрать те, которые решаются:
а) приведением к квадратному относительно sin x или cos x;
б) как однородные;
в) понижением степени;
г) с помощью формул преобразования суммы в произведение и произведения в сумму;
д) с помощью универсальной подстановки;
е) методом введения вспомогательного аргумента.

ответы:

а) 4;7
б) 1; 5; 9; 10; 11
в) 2
г) 3; 6; 8
д) 12
е) 12

Повторение учителем методов отбора корней в тригонометрическом уравнении. Мое объяснение презентация

IV. Применение полученных знаний.

а) Решите уравнение Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения..один учащийся у доски( Калоева)

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения..

Решение.

а) (один ученик у доски):

Решение:

Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения. , a Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения. то

Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения.

Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения.

Получим серии корней Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения.

б) Работа по группам:

1 группа (произвести отбор корней геометрическим способом).

Решение: б) корни уравнения Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения.изображаются точками А и В, а корни уравнения Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения. точками C и D, промежуток Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения. изображен жирной дугой (см. рис.). В указанном промежутке содержатся три корня уравнения: Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения..

Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения.

б) Ответ: Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения.

2 группа (произвести отбор корней функционально-графическим способом).

Решение: б) Корни, принадлежащие промежутку Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения.., отберем по графику Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения.. Прямая Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения.(ось Ox) пересекает график в единственной точке Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения., абсцисса которой принадлежит промежутку Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения..

Прямая Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения.пересекает график ровно в двух точках, абсциссы которых принадлежат Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения. (см. рис.). Так как период функции Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения. равен Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения., то эти абсциссы равны, соответственно, Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения..

Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения.

В промежутке Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения..содержатся три корня: Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения.

б) Ответ: Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения.

3 группа (произвести отбор корней арифметическим способом).

Решение: б) 1) Пусть Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения.. Подставляя Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения., получаем Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения.. Промежутку Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения. принадлежит только Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения..

2) Пусть Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения. . Подставляя kПодготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения.,, получаем:

Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения..

Промежутку Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения. принадлежат только Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения..

Промежутку Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения. принадлежат корни: Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения.

б) Ответ: Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения.

4 группа (произвести отбор корней алгебраическим способом).

Решение: б) Отберем корни, принадлежащие промежутку Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения..

1) Пусть Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения. . Тогда Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения..

Корень, принадлежащий промежутку Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения.: Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения..

2) Пусть Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения..Тогда Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения..

Корень, принадлежащий промежутку Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения.: Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения..

3) Пусть Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения..

Тогда Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения..

Корень, принадлежащий промежутку Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения.: Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения...

Промежутку Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения. принадлежат корни: Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения.

б) Ответ: Подготовка к ЕГЭ-задания С1.Тригонометрические уравнения.

Отчет групп.

Каждая группа подробно рассказывает о способах отбора корней уравнения.

V. Самостоятельное применение полученных знаний.

(каждому члену группы решить одно уравнение)

№1. а) Решить уравнение №13

б) Найти все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

№2. а) Решить уравнение №2

б) Найти все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

№3. а) Решить уравнение №16

б) Найти все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку

№4. а) Решить уравнение №4

б) Найти все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

(сверка ответов учащимися из групп, которые решали одно и тоже уравнение, при помощи слайдов презентации)

VI. Подведение итогов (рефлексия).

Ответьте на вопросы: Какими способами можно произвести отбор корней?

Какой способ вам показался легче и понятнее? Почему?

Продолжи предложение:

  1. На уроке я работал активно/пассивно

  2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен

  3. Урок мне показался коротким/длинным

  4. За урок я не устал/устал

  5. Моё настроение стало лучше/стало хуже

  6. Материал урока мне был понятен/ не понятен, полезен/бесполезен, интересен/скучен

Оцени свою работу (оценочный лист заполняет каждый учащийся):

№ этапа

Вид работы

Способ проверки и оценивания

Кол-во баллов, оценка

1

Математический диктант.

Взаимопроверка (4 балла)

2

Устные ответы

Правильный ответ (1 балл), выставляет ученик самостоятельно

3

Задание №1

Самопроверка (6 балла)

4

Задание №2

Учитель (за правильное решение 2 балла)

5

Самостоятельная работа

Самопроверка (3 балла)

Итого:

От 15 баллов и выше - «5»
12-14 баллов - «4»
9-11 баллов - «3»

VII. Домашнее задание.

Казалось бы, рассмотрены основные типы тригонометрических уравнений, но это не значит, что, зная их, можно решить любое уравнение. Каждое задание требует творческого подхода.

Например: к какому типу относится это уравнение 5 sin 11x + 24 cos 17x = 29?

Д/З №1: решить уравнение тренировочная работа №13 (2, 4, 6).



© 2010-2022