- Преподавателю
- Математика
- Математика, 4 класс. Тема урока: Время. Единицы времени
Математика, 4 класс. Тема урока: Время. Единицы времени
Раздел | Математика |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Исаева О.В. |
Дата | 17.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Математика, 4 класс
Тема урока: Время. Единицы времени.
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
Создать условия для формирования понятий: «Время», «Единицы времени».
Задачи урока:
-
Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение.
-
Способствовать развитию навыков перевода из одних единиц времени в другие.
-
Создать условия для формирования:
-коммуникативной компетентности: умение организовывать и
поддерживать диалог, способность слушать;
-социальной компетентности: взаимное сотрудничество.
-
Воспитывать толерантное отношение друг к другу, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения.
Методы работы: объяснительно - иллюстративные, частично - поисковые,
словесные, наглядные, практические.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, слайды
Педагогические технологии:
- личностно - ориентированного обучения;
- объяснительно - иллюстративного обучения;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
-ИКТ - технология (презентация).
Ожидаемые результаты:
- повышение активности учащихся на уроках;
- улучшение результатов обучения;
- использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Ход урока
1.Орг момент.
Психологический настрой учащихся.
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Память моя крепка.
Я готов к работе.
Я работаю!!!
Устный счёт: (слайд № 1)
2. Актуализация знаний.
Задание 1. Запишите единицы измерения в порядке возрастания: см, дм, мм, м, км
(слайд № 2)
-Какую величину измеряют данными единицами измерения? (слайд № 3)
Задание 2. Запишите единицы измерения в порядке убывания: кг, г, т, ц, г(слайд № 4)
- Что скажите про данные единицы измерения? (слайд № 5)
Задание 3. Запишите единицы измерения в порядке возрастания: месяц, сутки, год, неделя, век.
(слайд № 6)
- Скажите, к какой группе относятся данные единицы измерения к первой или второй? (слайд № 7 )
3.Постановка учебной задачи.
Определите тему нашего урока. (слайд № 8)
-Чему будем учиться?
-Что мы уже знаем об этой величине? Что умеем? Зачем в 4 классе опять эта тема?
4.Составление плана для достижения учебной задачи.
-Что я знаю об этой величине?
-Какие я знаю единицы измерения данной величины?
-
Соотношение единиц данной величины
-
Перевод единиц данной величины
-
Сравнение единиц данной величины
-
Арифметические действия с единицами измерения
5. Физминутка.
Физкультурная минутка составлена из упражнений, имитирующих работу часов. Например:
1) "Часики" - повороты глазами влево - вправо без поворота головы.
2) "Маятник" - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад.
3) "Колесики" - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками.
4) "Будильник" - хлопки над головой.
5) "Пружинка" - приседания.
6) "Часы идут, идут, а с места не сойду..." - ходьба на месте.
6.Реализация плана.
-Что вы знаете о величине - время?
ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ? Этим вопросом, вероятно, задавался каждый человек. В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час.
ВРЕМЯ, понятие, позволяющее установить, когда произошло то или иное событие по отношению к другим событиям, т. е. определить, на сколько секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет или столетий одно из них случилось раньше или позже другого.
Во многих европейских языках "время" - одно из самых употребительных имен существительных. В русском языке мы тоже можем найти немало выражений с этим словом. Какие знаете вы?
Нет времени.
Время летит.
Время как резиновое.
Тратить время.
Убить время!
Времени хоть отбавляй!
Экономить время.
(слайд № 9)
-Проснувшись утром, мы сразу же задаем себе вопрос: «Который час?» - и смотрим на часы, чтобы решить, то ли еще поспать, то ли вставать. И в течение всего дня постоянно помним о времени. Взглянув на часы, мы понимаем, что пора, скажем, уходить или обедать, встречаться с другом или включать любимую телепередачу. В самом деле, буквально вся наша жизнь организована по часам, и трудно вообразить, как можно было бы прожить день, не следя за временем. Оно помогает составить распорядок дня. По часам мы определяем, чем должны заняться или какое событие скоро наступит.
-Как вы думаете, давно ли люди умеют ориентироваться во времени?
-Люди, жившие в древние времена в Египте и на Ближнем Востоке, также хотели ориентироваться во времени, однако у них не было часов. Тем не менее, пять тысяч лет тому назад астрономы из древнего города Вавилон в Месопотамии разделили период времени от восхода солнца до следующего восхода на 24 часа. Сегодня, когда у нас есть часы, измеряющие время до мельчайших долей секунды, древние единицы времени по-прежнему остаются в силе.
ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ
Ещё в древние времена люди умели ориентироваться во времени и в пространстве: по звёздам, по Солнцу, ещё тогда были изобретены первые солнечные часы. За много веков до наших дней в различных культурах создавались инструменты для отсчёта времени.
Тысячи лет назад люди определяли время, наблюдая за сменой дней, ночей и времен года. Простейшими часами, указывающими течение времени, были солнечные часы. Впервые такими часами начали пользоваться в Древнем Египте.
Эти часы были изобретены в Китае свыше тысячи лет назад. Внутри находилось водяное колесо, к которому были прикреплены чашки, наполняемые водой. Когда чашки становились слишком тяжелыми, колесо вращалось, приводя в действие шестеренки часового механизма.
Первыми точными часами были маятниковые часы. Маятник - грузик на конце длинного стержня - качается с равными интервалами. В настенных часах он затрачивает на одно качание секунду. Маятник соединен с подвешенной гирькой системой зубчатых колес - шестеренок. Благодаря анкерному механизму стрелки, приводимые в движение висящей гирей, равномерно движутся по кругу.
-О чём мы сейчас говорили?
-Что изучаем дальше?
-Какие вы ещё знаете единицы измерения времени?
Тысячелетие - промежуток времени, равный 1000 годам.
Век - промежуток времени, равный 100 календарным годам. XXI век длится с 1 января 2001 года по31 декабря 2100г.
Год - промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. В астрономии различают звёздный, солнечный, лунный, календарный (365, 366дней).
Месяц - промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли. Время от одного полнолуния до другого составляет 29 с половиной дней.
Неделя - промежуток времени, равный 7 суткам. Впервые введён на Древнем Востоке.
(Семь дней недели отождествляли с известными в то время планетами.)
Сутки - единица времени, равная 24ч.
Час - единица времени, равная 60 мин.
Минута - единица времени, равная 60 с, от латинского «маленький, мелкий».
Секунда - единица времени, от латинского «второе деление».
(слайд № 10 )
-По опорным словам, которые появились у нас на доске, опишите сегодняшний день, используя как можно больше единиц измерения времени. (Например: "Сегодня 1 декабря, среда, зима, 2010 год, ХХI век, 9 часов" и т.п.)
-Давайте проведем исследование, как взаимосвязаны между собой данные единицы времени.
- Ребята, у вас есть сейчас такая возможность показать насколько вы внимательны и дружны.
-
Работа в парах.
Восстановите правильную последовательность:
1век 60 с
1год 60мин
7 суток
1 сут 24ч
1ч 30 сут. или 31 сутки (в феврале 28 или 29 суток)
1 мин 100 лет
1 неделя 365 или 366 суток
1 месяц 12мес
(Данные листочки предложены детям и используется слайд № 11)
для проверки (слайд № 12)
Используя таблицу, которую вы составили вырази:
-
в сутках: 48ч, 96ч;
-
в часах: 2 сут., 120 мин;
-
в месяцах: 3 года, 8 лет и 4 мес.
-
в годах: 60 мес., 84 мес.
-
в секундах: 5 мин, 16мин;
-
в минутах: 600с, 5ч.
(слайд № 13)
-Какую работу выполняли?
-Что изучаем дальше? (по учебнику № 334, 335, 336)
7.Итог урока. Рефлексия.
-Что изучали?
-Как это делали?
Выставление оценок за урок. На слайд № 14 изображение лесенки со ступенями:
-
Ничего не понятно на уроке.
-
Все понятно на уроке, затруднений нет.
-
Хочу знать больше.
8.Домашнее задание
-«Обнаружить» время, ощутить его можно лишь по изменениям каких-либо свойств окружающего мира. Чем наглядней эти изменения, тем легче сознавать, что они протекают во времени. Так с течением времени меняется положение стрелки на циферблате, положение солнца на небосклоне, температура воды в чайнике при нагревании, вид страницы в учебнике при выполнении заданий …