Математика, 4 класс. Тема урока: Время. Единицы времени

Раздел Математика
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Математика, 4 класс

Тема урока: Время. Единицы времени.

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

Создать условия для формирования понятий: «Время», «Единицы времени».

Задачи урока:

  1. Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение.

  2. Способствовать развитию навыков перевода из одних единиц времени в другие.

  3. Создать условия для формирования:

-коммуникативной компетентности: умение организовывать и

поддерживать диалог, способность слушать;

-социальной компетентности: взаимное сотрудничество.

  1. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения.

Методы работы: объяснительно - иллюстративные, частично - поисковые,

словесные, наглядные, практические.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, слайды

Педагогические технологии:

- личностно - ориентированного обучения;

- объяснительно - иллюстративного обучения;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

-ИКТ - технология (презентация).

Ожидаемые результаты:

- повышение активности учащихся на уроках;

- улучшение результатов обучения;

- использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.




Ход урока


1.Орг момент.

Психологический настрой учащихся.

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Память моя крепка.

Я готов к работе.

Я работаю!!!

Устный счёт: Математика, 4 класс. Тема урока: Время. Единицы времени. (слайд № 1)

2. Актуализация знаний.

Задание 1. Запишите единицы измерения в порядке возрастания: см, дм, мм, м, км

(слайд № 2)

-Какую величину измеряют данными единицами измерения? (слайд № 3)

Задание 2. Запишите единицы измерения в порядке убывания: кг, г, т, ц, г(слайд № 4)

- Что скажите про данные единицы измерения? (слайд № 5)

Задание 3. Запишите единицы измерения в порядке возрастания: месяц, сутки, год, неделя, век.

(слайд № 6)

- Скажите, к какой группе относятся данные единицы измерения к первой или второй? (слайд № 7 )

3.Постановка учебной задачи.

Определите тему нашего урока. (слайд № 8)

-Чему будем учиться?

-Что мы уже знаем об этой величине? Что умеем? Зачем в 4 классе опять эта тема?

4.Составление плана для достижения учебной задачи.

-Что я знаю об этой величине?

-Какие я знаю единицы измерения данной величины?

  • Соотношение единиц данной величины

  • Перевод единиц данной величины

  • Сравнение единиц данной величины

  • Арифметические действия с единицами измерения

5. Физминутка.

Физкультурная минутка составлена из упражнений, имитирующих работу часов. Например:
1) "Часики" - повороты глазами влево - вправо без поворота головы.
2) "Маятник" - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад.
3) "Колесики" - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками.
4) "Будильник" - хлопки над головой.
5) "Пружинка" - приседания.
6) "Часы идут, идут, а с места не сойду..." - ходьба на месте.

6.Реализация плана.

-Что вы знаете о величине - время?

ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ? Этим вопросом, вероятно, задавался каждый человек. В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час.

ВРЕМЯ, понятие, позволяющее установить, когда произошло то или иное событие по отношению к другим событиям, т. е. определить, на сколько секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет или столетий одно из них случилось раньше или позже другого.

Во многих европейских языках "время" - одно из самых употребительных имен существительных. В русском языке мы тоже можем найти немало выражений с этим словом. Какие знаете вы?

Нет времени.

Время летит.

Время как резиновое.

Тратить время.

Убить время!

Времени хоть отбавляй!

Экономить время.

(слайд № 9)

-Проснувшись утром, мы сразу же задаем себе вопрос: «Который час?» - и смотрим на часы, чтобы решить, то ли еще поспать, то ли вставать. И в течение всего дня постоянно помним о времени. Взглянув на часы, мы понимаем, что пора, скажем, уходить или обедать, встречаться с другом или включать любимую телепередачу. В самом деле, буквально вся наша жизнь организована по часам, и трудно вообразить, как можно было бы прожить день, не следя за временем. Оно помогает составить распорядок дня. По часам мы определяем, чем должны заняться или какое событие скоро наступит.

-Как вы думаете, давно ли люди умеют ориентироваться во времени?

-Люди, жившие в древние времена в Египте и на Ближнем Востоке, также хотели ориентироваться во времени, однако у них не было часов. Тем не менее, пять тысяч лет тому назад астрономы из древнего города Вавилон в Месопотамии разделили период времени от восхода солнца до следующего восхода на 24 часа. Сегодня, когда у нас есть часы, измеряющие время до мельчайших долей секунды, древние единицы времени по-прежнему остаются в силе.

ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ

Ещё в древние времена люди умели ориентироваться во времени и в пространстве: по звёздам, по Солнцу, ещё тогда были изобретены первые солнечные часы. За много веков до наших дней в различных культурах создавались инструменты для отсчёта времени.

Тысячи лет назад люди определяли время, наблюдая за сменой дней, ночей и времен года. Простейшими часами, указывающими течение времени, были солнечные часы. Впервые такими часами начали пользоваться в Древнем Египте.

Эти часы были изобретены в Китае свыше тысячи лет назад. Внутри находилось водяное колесо, к которому были прикреплены чашки, наполняемые водой. Когда чашки становились слишком тяжелыми, колесо вращалось, приводя в действие шестеренки часового механизма.

Первыми точными часами были маятниковые часы. Маятник - грузик на конце длинного стержня - качается с равными интервалами. В настенных часах он затрачивает на одно качание секунду. Маятник соединен с подвешенной гирькой системой зубчатых колес - шестеренок. Благодаря анкерному механизму стрелки, приводимые в движение висящей гирей, равномерно движутся по кругу.

-О чём мы сейчас говорили?

-Что изучаем дальше?

-Какие вы ещё знаете единицы измерения времени?

Тысячелетие - промежуток времени, равный 1000 годам.

Век - промежуток времени, равный 100 календарным годам. XXI век длится с 1 января 2001 года по31 декабря 2100г.

Год - промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. В астрономии различают звёздный, солнечный, лунный, календарный (365, 366дней).

Месяц - промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли. Время от одного полнолуния до другого составляет 29 с половиной дней.

Неделя - промежуток времени, равный 7 суткам. Впервые введён на Древнем Востоке.

(Семь дней недели отождествляли с известными в то время планетами.)

Сутки - единица времени, равная 24ч.

Час - единица времени, равная 60 мин.

Минута - единица времени, равная 60 с, от латинского «маленький, мелкий».

Секунда - единица времени, от латинского «второе деление».

(слайд № 10 )

-По опорным словам, которые появились у нас на доске, опишите сегодняшний день, используя как можно больше единиц измерения времени. (Например: "Сегодня 1 декабря, среда, зима, 2010 год, ХХI век, 9 часов" и т.п.)

-Давайте проведем исследование, как взаимосвязаны между собой данные единицы времени.

- Ребята, у вас есть сейчас такая возможность показать насколько вы внимательны и дружны.

  • Работа в парах.

Восстановите правильную последовательность:

1век 60 с

1год 60мин

7 суток

1 сут 24ч

1ч 30 сут. или 31 сутки (в феврале 28 или 29 суток)

1 мин 100 лет

1 неделя 365 или 366 суток

1 месяц 12мес

(Данные листочки предложены детям и используется слайд № 11)

для проверки (слайд № 12)

Используя таблицу, которую вы составили вырази:

  1. в сутках: 48ч, 96ч;

  2. в часах: 2 сут., 120 мин;

  3. в месяцах: 3 года, 8 лет и 4 мес.

  4. в годах: 60 мес., 84 мес.

  5. в секундах: 5 мин, 16мин;

  6. в минутах: 600с, 5ч.

(слайд № 13)

-Какую работу выполняли?

-Что изучаем дальше? (по учебнику № 334, 335, 336)

7.Итог урока. Рефлексия.

-Что изучали?

-Как это делали?

Выставление оценок за урок. На слайд № 14 изображение лесенки со ступенями:

  • Ничего не понятно на уроке.

  • Все понятно на уроке, затруднений нет.

  • Хочу знать больше.

8.Домашнее задание

-«Обнаружить» время, ощутить его можно лишь по изменениям каких-либо свойств окружающего мира. Чем наглядней эти изменения, тем легче сознавать, что они протекают во времени. Так с течением времени меняется положение стрелки на циферблате, положение солнца на небосклоне, температура воды в чайнике при нагревании, вид страницы в учебнике при выполнении заданий …

Математика, 4 класс. Тема урока: Время. Единицы времени.Математика, 4 класс. Тема урока: Время. Единицы времени.

© 2010-2022