- Преподавателю
- Математика
- План-конспект урока математики на тему «Свойство сложения и умножения»
План-конспект урока математики на тему «Свойство сложения и умножения»
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Игнатенко О.Ю. |
Дата | 10.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
План-конспект урока математики в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС ООО
«Свойство сложения и умножения».
Цели урока:
образовательная - обобщение и развитие знаний обучающихся о свойствах сложения и умножения, формирование навыка применения полученных знаний в жизненных ситуациях.
развивающая - развитие логического мышления, математического аппарата, познавательного интереса к предмету, самостоятельности; развитие навыка целеполагания, читательских компетенций.
воспитательная - формирование морально-этической стороны личности, эстетического сознания, научной эстетики; тренировка стрессоустойчивости.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
применять свойства сложения и умножения при нахождении суммы и произведения нескольких чисел (выбирать удобный порядок).
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; понимать смысл поставленной задачи; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД):
-
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, самостоятельно ставить цели, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Методы:
-
по источникам знаний: словесные, наглядные;
-
по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
-
относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
-
относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Планируемые результаты: Выполнять сложение и умножение натуральных чисел. Верно, использовать в речи термины: сумма, слагаемое, произведение, множитель. Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при сложении; знать и применять свойства сложения при вычислениях рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Оборудование: Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе / Е.А. Бунимович и др. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 223 с.: ил., Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник. 5 класс: пособие для учащи хся общеобразоват. организаций/ Е.А. Бунимович и др. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 95 с.: ил., Математика. Арифметика. Геометрия. Тет- радь - тренажёр. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. организаций/ Е.А. Бунимович и др. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 127 с.: ил., рабочие тетради учащихся, мультимедийный проектор, раздаточный материал, электронная презентация, выполненная в программе Power Point
Тип урока: усвоение новых знаний.
Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику Е.А. Бунимовича
№
Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
Формируемые УУД
Познаватель-
ные
Регулятив-ные
Коммуника-тивные
Личност-ные
1
2
3
5
6
7
8
9
10
1
Организаци-онный этап
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие обучающихся.
Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания;
2
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Прогнозирование своей деятельности
Умение слушать и вступать в диалог
Умение выделять нравственный аспект поведения.
2
Актуализа-ция знаний
Актуализация опорных знаний и способов действий
Вступительное сло во учителя. Органи зация устного сче та. Повторение пройденного на прошлом уроке.
Беседа по будущей теме. Задает уча- щимся наводящие вопросы.
Решают примеры устного счета.
Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.
6-7
Логический анализ объек тов с целью выделения признаков.
Поиск и выде- ление необхо- димой инфор- мации. Само- стоятельное создание алго ритмов деяте льности при решении проб лем поисково го характера.
Выделение и осознание того, что уже пройдено.
Постановка учебной задачи на основе известного.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог
Самоопределение , смыслообразование.
3
Постановка целей, задач урока, моти вационная деятельность учащихся
Обеспечение мотивации уче ния детьми, принятие ими целей урока
Историческая справка. Вместе с учениками опреде ляет цель урока.
Определяют цель урока.
4-5
Самостоятельное выделе ние - формули рование позна вательной цели.
Целеполагание
Постановка вопросов
Самоопределение, смыс лообразование
4
Первичное усвоение новых знаний
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучен ной темы: сло жение и умно-жение натура льных чисел и его свойства.
Создает ситуацию, в ходе решения ко- торой обучающие ся делают необхо димый вывод.
Вспоминают наз вания компонен тов при сложе- нии и умноже- нии. Делают вы- воды по свойст- вам сложения и умножения нату ральных чисел.
6-7
Поиск и выде ление необхо димой инфор мации. Струк турирование знаний. Пост роение логи ческой цепи рассуждений.
Планирование, прогнозирование
Умение слушать и вступать в диалог
Самоопределение
5
Физкультминутка
Сменить деятель ность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся
Обучающиеся сменили вид деятельности (отдохнули
2
6
Первичная проверка понимания
Установление правильности и осознаннос- ти изучения те- мы. Выявление первичного ос- мысления изу- ченного матери ала, коррекция выявленных пробелов, обес печение закреп ления в памяти детей знаний и способов дейст вий, которые им необходи- мы для работы по новому материалу.
Направляет работу обучающихся.
Самостоятельно решают задачи. Отвечают на вопрос.
4-5
Выделение и формулирование познавате льной цели, рефлексия спо собов и усло вий действия.
Анализ объек тов и синтез; построение логической цепи рассуждений
Планирование своей дея тельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата
Умение слу- шать и всту- пать в диалог.
Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)
Ориента-
ция в межлично-стных отношениях
7
Первичное закрепление
Установление правильности и осознанности изучения темы.
Выступает в роли тьютора для слабых обучающихся при выполнении творческого задания.
Обучающиеся выполняют в группах творчес кое задание. Де- лают записи в тетрадь. После выполнения за -дания выполня- ют взаимную проверку. Выпол няют самостояте льную работу.
10
Выделение и формулирование познавате льной цели, рефлексия спо собов и усло- вий действия.
Анализ и син- тез объектов
Планирование своей дея тельности для решения поставленной задачи, кон троль полу- ченного резу льтата, кор- рекция полу ченного резу льтата.
Умение слу- шать и всту -пать в диалог,
Интегрироваться в группу;
Поддержание здорового ду- ха соперниче- ства для под- держания мо- тивации учеб ной деятельно сти; планиро- вание учебно- го сотрудниче ства со сверст никами; учас- тие в коллек- тивном обсуж дении проблем
Профессионалное самоопределение,
смыслообразование
8
Подведение итогов урока
Самооценка результатов своей деятельности и всего класса
Подводит итоги работы в классе.
Отвечают на поставленные вопросы.
2-3
Выделение и формулирование познавате льной цели, рефлексия спо собов и усло- вий действия.
Анализ и син тез объектов
Планирование своей дея тельности для решения поставленной задачи, контроль по лученного ре зультата, кор рекция полу ченного резу льтата.
Поддержание здорового ду- ха соперниче- ства для под- держания мо- тивации учеб ной деятельно сти; планиро- вание учебно го сотрудниче ства со сверст никами; учас- тие в коллек- тивном обсуж дении проблем
Жизненное самоопределение, ценно сто-смысло вая ориента ция обучаю щихся
9
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Обеспечение понимания де тьми цели, со- держания и спо собов выполне ния домашнего задания.
Задает дозирован -ное домашнее задание
Учащиеся записывают домашнее задание.
2
Оценка про межуточных результатов и саморегу- ляция для по вышения мо тивации учебной дея тельности
Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка
Нравственно -этическая ориентация
10.
Рефлексия.
Инициировать рефлексию де тей по поводу психоэмоционального состоя- ния, мотива- ции их собстве нной деятельно сти и взаимо- действия с учи телем и други ми детьми в классе.
Подводит итоги урока.
Оценивают свою работу и работу одноклассников.
1-2
Оценка своей деятельности и других людей
Смыслообразование
Содержание этапов урока:
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1
Организационный этап
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку;
Добрый день, дорогие ребята!
"Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Ручка, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать только лишь оценку "5"!
- Ребята, с каким настроением вы пришли на урок математики?
- Я очень рада, что у вас хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения! Я надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.
Проверяют свою готовность к уроку.
2
Актуализация знаний
Устный счет
1. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому начнем урок с устного счета
Повторить арифметические действия.
Давайте вспомним пройденное.
Мы уже с вами изучили вопрос о том, как называются числа при сложении и умножении.
Вы уже знаете свойства сложения и умноже -ния, связанные с единицей и нулем. Кто может их напомнить?
2. Мотивация
С какими числами вы работали на предыдущих уроках?
Так что мы будем сегодня делать на уроке?
Запишите тему сегодняшнего урока: Свойства сложения и умножения
Ребята, как вы думаете, а зачем нам надо уметь складывать и умножать натуральные числа?
Может это вам как-то пригодиться в жизни?
Два учащихся выходят к доске и вставляют вместо пропусков верные знаки.
- Числа, которые складывают, называют слагаемыми; число которое получается при сложении, называют суммой. Чис- ла которые перемножают, называют множителями; резуль- тат умножения называют произведением.
Для любого числа а а+0+ а; 0+а +а .
Для любого числа «а»
а1 = а; а0=0; 1а = а; 0а=0.
2. - С натуральными числами.
Складывать и умножать натуральные числа.
Отвечают на вопрос.
3
Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся
1. Немного из истории
В истории математики известен такой случай. Однажды, а было это в Германии, в конце 18 ве ка, для того чтобы заставить учеников порабо- тать, учитель дал им задание подсчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Каково же было его удивление, когда уже через несколько минут один ученик сказал ему ответ. Этот уче- ник, Карл Фридрих Гаусс, а ему было тогда 10 лет, стал одним из великих математиков мира. Ребята, кто-нибудь из вас заметил фотографию К.Ф. Гаусса в учебнике? Найдите годы жизни этого ученого в учебнике. (с.67) Как вы думае те, как маленькому Гауссу удалось быстро подсчитать сумму?
Проблема: как найти сумму натуральных чисел от 1 до 100?
Для быстрого счета люди используют вычис лительные машины, где работают правила, ус- танавливающие порядок действий, человек, умеющий думать, применяя свойства сложения выполнит эту работу тоже быстро и правильно.
Как вы думаете чем мы будем заниматься сегод ня на уроке?
Какова цель нашего урока?
Слушают рассказ учителя.
Цель урока: научиться складывать натуральные числа, применяя свойства сложения.
4
Первичное усвоение новых знаний
Незнайка принес 6 карточек с числовыми выра жениями. Он соединил их знаками равенства, чтобы показать вам одно свойство сложения.
3782 + 6753 = 3782 + 4893
4893 + 6753 = 4893 + 3782
6753 + 4893 = 6753 + 3782
Но равенства получились неверными. Не вы- числяя сумм, укажите те пары карточек, на ко- торых записаны равные между собой суммы. Какое свойство хотел показать Незнайка?
Запишите с помощью букв переместительное свойство.
Ребята, а что если в примерах поставлены скоб ки (100+23)+67, (472)5, как можно упростить вычисления в этих примерах.
Давайте прочитаем правило в учебнике стр. 66 вспомним сочетательное свойство сложения и умножения.
Запишите сочетательное свойство с помощью букв.
Чем полезны рассмотренные свойства?
а + b = b + a, a * b = b * a
Читают по учебнику
(a + b) + с = а + ( b + c)
(a * b) *c = a * (b * c)
Свойства сложения и умножения позволяют преобразовы вать суммы и произведения и делать удобные вычисления.
5
Физкультминутка
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональ ную разгрузку учащихся.
Я скажу несколько математических предложе- ний. Если предложение верно, то вы хлопаете в ладоши, если оно ложно, вы присаживаетесь.
1. В записи числа «одна тысяча» три нуля.
2. В записи числа «один миллион» пять нулей.
3. Для записи натуральных чисел употребляют ся одиннадцать цифр.
4. Последующее натуральное число отличается от предыдущего на единицу.
5. В записи числа «один миллиард» девять нулей.
6. Вам известно только три класса многознач- ных чисел.
Гимнастика для глаз.
Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.
6
Первичная проверка понимания
№ 213 - устно, №216 (а)
№214(а, б, в) - в тетрадях с комментированием
7
Первичное закрепление
1.Вернемся к нашей проблеме: как маленькому Гауссу удалось быстро справиться со своей задачей?
Ребята, почему при нахождении суммы чисел от 1 до 10 число 11 мы умножали на 10?
Почему результат умножения 11 и 10 мы разделили на 2?
Метод, которым мы сейчас пользовались, назы вается методом Гаусса.
2.Ребята, теперь подумайте над задачей малень кого Гаусса, найдите сумму чисел от 1 до 100.
На доске записаны суммы:
1 + 2 + 3 +…+ 98 + 99 + 100
100 + 99 + 98 +…+ 3 + 2 + 1
Ребята, что у вас получилось?
Самостоятельная работа :
№ 218 (б, г, е), № 214(г, д, е) - учебник
Тетрадь - тренажере № 96
Делают предположения.
Потому что получили ровно 10 одинаковых пар равных по 11.
Потому что сумм от 1 до 10 было две.
Обучающиеся объясняют решение задачи.
Сумма чисел от 1 до 100 равна 5050.
Выполняют самостоятельную работу.
8
Подведение итогов урока
Подводит итоги работы в классе.
1. Какую задачу мы ставили на уроке?
2. Удалось решить нам поставленную задачу?
4. Где можно применить новое знание?
5. Что на уроке у вас хорошо получалось?
6. Над чем еще нужно поработать?
Отвечают на поставленные вопросы.
Проставляют в лист контроля баллы, набранные на уроке
9
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Дома вы еще раз проверите свои силы, запи шите домашнее задание № 218 (а, в) - учебник, №170 - задачник, Т № 97
Выставление отметок
Учащиеся записывают домашнее задание
10
Рефлексия.
- Кто работал на уроке лучше всех?
- Кому еще надо стараться?
- С каким настроением вы уйдете с урока?
Оценивают свою работу и работу одноклассников.