Заключительное мероприятие недели физики и математики (5-9кл)

В нашей школе каждый год проходит предметная неделя физики, математики и информатики, в заключение которой проводим итоговое общешкольное мероприятие. В 2013-2014 учебном  году это было "физико-математическое кафе" . Цели: активизация познавательной активности учащихся через игровые формы внеклассной работы, развитие творческих способностей учащихся, формирование навыков общения, умения работать в коллективе. Оформление: плакаты с высказываниями великих ученых о физике и математике, выставк...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Заключительное мероприятие недели физики и математики(5-9кл)Заключительное мероприятие недели физики и математики(5-9кл)Заключительное мероприятие недели физики и математики(5-9кл)Заключительное мероприятие недели физики и математики(5-9кл)ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ КАФЕ

разработка итогового проекта, завершающего неделю физики и математики











выполнила учитель математики I квалификационной категории НОУ « Православная гимназия святителя Игнатия Брянчанинова»

Шутылева Елена Николаевна



















Новосибирск 2014г

О, физика - наука из наук!
Все впереди!
Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук,
Пусть станет математика плечами
Не разлучайте этих трех сестер
Познания всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остер
И знанье человеческое шире.

Цели: активизация познавательной активности учащихся через игровые формы внеклассной работы, развитие творческих способностей учащихся, формирование навыков общения, умения работать в коллективе.

Оформление: плакаты с высказываниями великих ученых о физике и математике, выставка лучших работ конкурса «Великое математическое открытие ».

Технология игры:
Участвуют 4 команды. Жюри составляется из учителей-предметников. В роли официантов выступают учащиеся 7-8-х классов. За двумя столиком закреплен один официант, в обязанности которого входит раздача меню, принятие от команды заказа, в соответствии с которым выдаются карточки с заданиями, передача выполненного задания жюри для проверки и подведения итогов. Администратор кафе - учитель физики или математики, который знакомит учащихся с правилами игры, следит за регламентом, объявляет итоги и вручает сертификаты и удостоверения.

Правила игры:
1. Каждая команда должна выбрать по одному первому, второму, третьему и т.д. блюду.
2. На решение каждого "блюда" отводится определенное время.
3. Выбрать следующее "блюдо" можно после того, как "съешь" предыдущее.
4. Выполненное задание ("съеденное блюдо") отдают официанту, который передает его в жюри.
5. Жюри проверяет правильность и выставляет счет на табло.
6. Команде, набравшей наибольшее количество баллов, вручают сертификаты. Остальные команды получают удостоверения.

7.Самые активные и результативные болельщики награждаются призами.








Ход игры



Ведущий 1.

Не только в радости,
Но и в печали -
Повсюду верных мы друзей
Встречали.
Нас школьная семья
Недаром породнила.
Мы все друзья,
И в этом наша сила!

Ведущий 2

Мы вас сегодня пригласили
Затем, чтоб вместе пошутить,
Задачи сложные решить,
Отведать угощенье с нами,
Соревноваться, но при том
Остаться лучшими друзьями.

Ведущий 1.

С математикой, друзья,
Очень дружим ты и я.
Без нее нам очень скучно.
Без нее прожить нельзя!

Ведущий 2.

Хочешь, корень извлечем,
Нам задачи нипочем,
Теорему мы докажем,
Знать бы только лишь о чем.

Ведущий 1.

Пифагор и Архимед,
Можешь верить, можешь нет,
Пожелали вам сегодня
Здесь добиться лишь побед.

Ведущий оглашает «меню» кафе «Эрудит»



Заключительное мероприятие недели физики и математики(5-9кл)



  • Ведущий: А сейчас предлагаю вам отведать салат « арифметическое ассорти».

Вот задача не для робких!
Вычитай, дели и множь,
Плюсы ставь, а также скобки!
Верим - к финишу придешь!

Каждой команде раздаются карточки с примерами, побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием, она получает

1.Из шести девяток составьте 100?

2.Используя только сложение, запишите число 28 при помощи 5 двоек.

3.Одно число в 4 раза больше другого, сумма же этих чисел 20. найдите эти числа.

4.Какой знак нужно поставить между двумя двойками, чтобы получить число большее двух, но меньшее трех?

5.Три числа сложили, потом перемножили. Оказалось, сумма равна произведению. Какие это числа?

  • Ведущий: Если салата показалось мало - вот вам винегрет из народного творчества и физики. Команды получают все пословицы, ответы пишут на листочках.

Объясните физический смысл следующих пословиц:

- Пошло дело как по маслу.

- Земля вертится, и мы с ней вместе.

- Что кругло , легко катится.

- Коси коса, пока роса.

- Куй железо, пока горячо.

- Оттого телега запела, что давно дёгтю не ела.

- Как аукнется, так и откликнется.



Пока учащиеся выполняют задания, для зрителей показываются занимательные опыты, которые они должны пояснить.

Опыт 1. Несгораемый платочек. Ассистенты из числа зрителей держат платок горизонтально. К нему снизу подносят газовую зажигалку (пламя максимальное) так, чтобы сопло почти касалось платка, и водят круговыми движениями в течение 10-15 секунд. Пламя проникает сквозь платок, но он не загорается. (Температура пламени максимальна в верхней части. На уровне платка температура ниже температуры воспламенения материала.)

Опыт 2. Несгораемый кулек. Взять плотную бумагу и склеить из нее кулек водостойким клеем. Укрепить в кольце штатива кулек и налить в него воды. Внизу ставим спиртовку. Через некоторое время вода закипает, а кулек остается целым. Нужно объяснить это. (Температура кипения воды 100°С. Бумага же загорается при значительно большей температуре.)

Опыт 3 Учитель предлагает посетителям кафе (участникам команд), отведать блюдо «Заливное из суммы». Вкус его будет более пикантным, если вычеркнуть некоторые три числа, чтобы суммы оставшихся чисел по всем горизонтальным и вертикальным рядам были равны.

Заключительное мероприятие недели физики и математики(5-9кл)



Блюдо от шеф-повара - запеканка «Ключ». Нужно в течение 3-5 минут разгадать изречение Г. Галилея, используя предложенный ключ.

Заключительное мероприятие недели физики и математики(5-9кл)

Заключительное мероприятие недели физики и математики(5-9кл)

Ответ: Язык природы есть язык математики.

  • Ведущий: «Физика и музыка» - это не только название известной книги Т.Анфилова, это еще и памятник звуку, сооруженный физиками Австралии. Он представляет собой две полусферы. Если войти в промежуток между ними и произнести что-нибудь, то звук «живет» там несколько суток.

Блюдо «Музыкальный суп». Командам даются подсказки, с помощью которых они должны угадать песню и исполнить ее, если же не могут угадать, то исполняется мелодия.

1. Песня про страшное скопление водяных паров в атмосфере (тучи)

2. Песня про отсутствие движения наземного и воздушного транспорта в город русской глубинки. (Мальчик хочет в Тамбов)

3. Песня про рисунок в виде небесного светила, удаленного от нас на одну астрономическую единицу. (Солнечный круг)

4. Песня, в которой многократно повторяется числительное, соответствующее греческой приставке мега (Миллион алых роз)

  • Ведущий: Подшучивая над американским физиком Робертом Милликеном, его сотрудники предложили ввести новую единицу - кен - для измерения разговорчивости. Ее тысячная часть - милли кен - должна была превышать разговорчивость среднего человека.

В конкурсе «Закончи пословицу» проявите разговорчивость(быстроту реакции)

Винегрет «Закончи пословицу» (9 вопросов)

1. Семь раз отмерь - (один раз отрежь).

2. Один в поле (не воин)

3. Не имей 100 рублей, (а имей 100 друзей)

4. За одного битого - (двух небитых дают)

5. Семеро одного (не ждут)

6. Рубить семерым, а топор (один)

7. Две маленькие собачки - большую (едят)

8. Два сапога пара - гусь да (гагара)

9. Двое - одному (рать)

Игра со зрителями «Черный ящик»

Историк XX века Роуз сказал: «Это задушевная беседа без слов, лихорадочная активность, триумф и трагедия, надежда и отчаяние, жизнь и смерть, поэзия и наука, древний Восток и современная Европа».

Можно добавить: это источник множества интересных математических задач. Термины из этой области можно встретить в литературе по комбинаторике, программированию, кибернетике.

Когда в каждой семье можно будет найти эту игру, появится надежда, что со временем исчезнет скудость государственных умов.

Родина - Индия. Возраст - 15 столетий. Имя изобретателя неизвестно. Древнее старинное название - чатуранга.

Это постоянный спор «двух К».

Это дворцовая жизнь в миниатюре.

На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.

(Шахматы)

Сей особенный предмет
Вам подскажет вмиг ответ,
Брать свой зонтик или нет (барометр)

Этот маленький предмет
Нам подскажет всем ответ,
Почему при малой силе
В стенку вдруг его вонзили (кнопка)



  • Ведущий: А теперь подаем суп-харчо с физической приправой.

Ответы команды пишут на листочках и передают их официантам. Оценивается правильность и быстрота ответа (юмор).

1. Один поэт так написал о капле: «Она жила и по стеклу текла, но вдруг ее морозом оковало, и неподвижной льдинкой капля стала, а в мире поубавилось тепла». Какая физическая ошибка допущена здесь?

(Поэт забыл закон сохранения и превращения энергии. Убавилась внутренняя энергия капли. При отвердевании капля отдает тепло в «мир» - воздуху, стеклу.)

2. Мальчик нарисовал воробья один раз летом, а другой раз зимой. Чем отличаются воробьи на этих рисунках?

Заключительное мероприятие недели физики и математики(5-9кл)

3. В какой одежде летом не так жарко: в белой или темной? Почему?

(В белой. Белая одежда больше отражает солнечные лучи, а черная - поглощает )

4. Почему на полянах среди леса всегда густая сочная трава?

(На полянах среди леса нет ветра, и несколько ниже температура, чем на опушке. А это те условия, которые влияют на интенсивность испарения влаги. Значит, на полянах всегда больше влаги.)

5. Почему быстрее прогревается почва до дождя, чем после дождя?

(Сухая почва имеет меньшую удельную теплоемкость. В сырой почве есть вода, имеющая большую теплоемкость.)

6. Для чего во время весенних заморозков около яблони ставят ведра с водой?

(Охлаждаясь, вода отдает окружающему пространству большое количество теплоты, потому что у воды большая удельная теплоемкость. Эта теплота несколько снижает скорость понижения температуры.)

  • Ведущий: Дошла очередь и до вторых блюд. Вначале подается жаркое « Фюзик» Команды внимательно наблюдают занимательнейшие опыты и пытаются дать им объяснение. Приветствуется быстрота реакции и остроумие. Итак, отвечаем на вопрос Почему?

Опыт 1. Берется тонкостенный стакан. В него помещается смесь снега с водой и добавляется поваренная соль. Стакан ставится на смоченный водой стол. Через некоторое время он намертво примерзает к столу. Почему?

(Растворение соли сопровождается поглощением энергии. Смесь охлаждается. Вода под стаканом замерзает.)

Опыт 2. Лист бумаги наматывают на металлический стержень и держат над пламенем спиртовки. Почему бумага не загорается?

Опыт 3. Пробирка заполняется водой и помещается наклонно серединой над пламенем спиртовки. Вода закипает, но нижняя часть пробирки остается холодной. Почему?

Опыт 4 Приборы и материалы: тарелка, вода, маленькая свеча, поплавок из пенопласта, стакан, спички. Положите на дно тарелки плоский ключ небольшой толщины и налейте немного воды. Как достать ключ, не замочив пальцев?

( Надо зажечь бумагу или свечу, положить ее на маленький поплавок, пламя накрыть стаканом. Воздух в нем нагреется, давление увеличится, и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая ключ.)

Ведущий: Следующее второе блюдо- рагу со сложным гарниром « Это все она!»

Внимательнейшим образом понаблюдайте за опытами, попытайтесь объяснить каждый и ответьте на вопрос, кто она (их тут две)

1. Положите на стакан кусок картона с монетой наверху. Резко ударьте по ребру картона. При этом он вылетит, а монета упадет на дно стакана. Почему?

2. Положите лист бумаги на край стола. На него поставьте стакан. Резко выдерните лист из-под стакана. Стакан останется на месте. Почему?

Приборы и материалы: кусочек картона, стакан, монета, лист бумаги.

(Сила взаимодействия монеты с картоном и стакана с листом бумаги малы. Поэтому эта сила не может сообщить им скорость в горизонтальном направлении. Они практически сохраняют состояние покоя по закону инерции.)

3. Вода в перевернутом стакане. Наполните до краев стакан водой и прикройте листком плотной бумаги. Переверните стакан, придерживая лист бумаги ладонью. Затем уберите руку. Почему вода из стакана не выливается?

Приборы и материалы: стакан, листок бумаги, вода.

(Вода в стакане удерживается силой атмосферного давления.)

4. Яйцо в бутылке.

Приборы и материалы: бутылка молочная, яйцо, сваренное вкрутую, клочок бумаги, спички.

В бутылку бросают небольшой клочок горящей бумаги, на горлышко кладут очищенное яйцо. Когда бумага погаснет, и воздух в бутылке охладится, яйцо с эффектным хлопком влетает внутрь, оставаясь целым.

Ведущий: Наконец, мы добрались до напитков, и первый физико-математический коктейль

Ребусы 1б

Заключительное мероприятие недели физики и математики(5-9кл)угол

Ребусы 2б

Заключительное мероприятие недели физики и математики(5-9кл)диаметр



Ребусы 3б

Заключительное мероприятие недели физики и математики(5-9кл)Лобачевский

Ребусы 4б

Заключительное мероприятие недели физики и математики(5-9кл)Лейбниц

Ребусы 5б



Заключительное мероприятие недели физики и математики(5-9кл)Гаусс



Ведущий: И, наконец, последнее блюдо нашего меню- компот «Улыбнись, капитан!» - для самых смелых, самых азартных, самых талантливых. (Если капитан по какой-либо причине затрудняется, команда может ему помочь).

1. В стакан с сахаром и в стакан без сахара налили горячий чай. В каком стакане чай холоднее?

2. В ветреный день нам становится теплее, если мы прячемся от ветра. А одинаковы ли показания термометра на ветру и за «углом»?

3. То, что невозможно выразить физической величиной и что, по утверждению Ф. Достоевского, спасет мир…

4. Одно тело способно совершать работу, но не хочет. Другое тело хочет, но не способно. Какое из этих тел обладает энергией?

5. Будет ли гореть спичка, зажженная внутри искусственного спутника Земли, выведенного на орбиту?

6. В ознаменование окончания учебного года каждый ученик сажает дерево около родной школы. Сколько деревьев уже посадил перешедший наконец в 7 класс Андрей, если в первых трех классах он учился по два года, а в четвертом - три года?

7. В поисках Царевны - лягушки Иван - царевич обследовал четыре болота, на каждом из которых было по 102 кочки, а на каждой кочке па пять лягушек сидело. Последней была Василиса Прекрасная. Сколько лягушек поцеловал Иван - царевич в поисках невесты?

8. Мальчик заучивает стихотворения из 40 строк, при этом тратит на запоминание одной строки 3 минуты. Сколько минут потребуется мальчику, чтобы забыть стихотворение, если известно, что он забывает стихи в два раза быстрее, чем запоминает?

Игра со зрителями.

Отгадайте, о чем идет речь.

  • Бывает в счете футбольного матча

  • никогда не стоит первым

  • особое правило при делении

  • меньше единицы

  • не относится к натуральным числам

Заключительное мероприятие недели физики и математики(5-9кл)

  • Многогранник встречаются везде в жизни

  • имеет три измерения

  • имеет объем

  • один из них - куб

  • есть грани, ребра

Заключительное мероприятие недели физики и математики(5-9кл)

  • Существует легенда о греческом изобретателе Дедале и его племяннике Икаре, создавшем этот инструмент.

  • Самый древний предмет пролежал в земле 2000 лет.

  • В Древней Греции пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства.

  • Необходим для перенесения размеров с одного чертежа на другой, для построения равных углов.

  • Загадка: Сговорились две ноги делать дуги и круги.


Заключительное мероприятие недели физики и математики(5-9кл)

  • Делит арбуз на части

  • можно записать в виде частного

  • бывает правильной

  • три четвертых

  • имеет числитель и знаменатель

Заключительное мероприятие недели физики и математики(5-9кл)Жюри подводит итоги игры и награждает победившие команды и наиболее активных болельщиков







© 2010-2022