• Преподавателю
  • Математика
  • Методическая разработка по математике на темуРеализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 9 класса по теме Решение задач на совместную работу

Методическая разработка по математике на темуРеализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 9 класса по теме Решение задач на совместную работу

В данной работе были изучены теоретические основы обучения теме, связанные с реализацией ФГОС ООО, разработаны методические рекомендации обучения теме «Решение задач на совместную работу», иллюстрирующих развитие и формирование УУД при обучении данной теме школьного курса математики. Материал темы «Решение задач на совместную работу» составляет важную часть школьного курса математики, находит широкое применение при изучении других тем, смежных дисциплин, помогает тем самым реализовать межпредмет...
Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Итоговая практико-значимая работа

на тему:

«Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 9 класса по теме «Решение задач на совместную работу».





Выполнила: Корнят Е.М.., учитель математики МБОУ «Лицей №2»

г.о.Протвино



СМетодическая разработка по математике на темуРеализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 9 класса по теме Решение задач на совместную работуодержание



1.Введение.

2.Логико-математический анализ содержания темы

3.Цели обучения теме «Решение задач на совместную работу»

4. Методические рекомендации обучения теме

«Решение задач на совместную работу»

5.Заключение

6.Список литературы

Приложения

















ВВЕДЕНИЕ

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определяется современный национальный воспитательный идеал - «это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определенную систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Данный проект разработан в соответствии с требованиями ФГОС, в котором рассматриваются психолого-педагогические основы обучения теме «Решение задач на совместную работу», связанные с реализацией ФГОС ООО, разработана таблица целей и карта обучения этой теме, выполнен отбор средств обучения теме, даны методические рекомендации обучения теме «Решение задач на совместную работу».





Глава 1. Теоретические основы обучения теме «Решение задач на совместную работу»

§1. Требования ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

§2. Логико-математический анализ темы «Решение задач на совместную работу»

ЛМА определения понятий

Название (термин)

Вид определения понятия

Замечания

задачи на вычисление времени

через ближайший род и видовое отличие

задачи скорости наполнения бассейна через трубы с разной пропускной способностью

через ближайший род и видовое отличие

задачи на расчет пути, пройденного двумя или несколькими движущимися телами.

через ближайший род и видовое отличие



Наличие «алгоритмов» (предписаний)

1. В задачах на совместную работу мы имеем дело с теми же тремя параметрами, что и в задачах на раздельную работу

  • Объём работы

  • Время

  • Производительность

2. Объём работы, если он не указан отдельно, принимаем за единицу

3. Вводим два неизвестных:

Х- время выполнения всей работы кем-то первым

У- время выполнения всей работы кем-то вторым

1/Х- производительность первого

1/У- производительность второго

И появляется параметр, которого не было в задачах на раздельную работу, а именно - совместная работа

1/Х + 1/У - совместная работа.



ЛМА заданий

Типы заданий:

  • Решение задач с помощью таблиц, рисунка.

  • Решение задач с помощью уравнений.

  • Решение задач с помощью системы уравнений.

Анализ задачного материала темы

«Решение задач на совместную работу».

№ задач

По

способу

задания

По характеру требований

По сложности

(I, II, III уровни)

По способу решения

По дидактической цели

№№
480-486

Текстовые задачи.

Решить задачу

I


Алгебраический

Отработка способов решения уравнений и систем уравнений при решении текстовых задач.

№№
487-492

Текстовые задачи.

Решить задачу

II

Алгебраический

Отработка способов решения уравнений и систем уравнений при решении текстовых задач.

№№
493-499,

500-504

Текстовые задачи.

Решить задачу

III






Алгебраический

Отработка способов решения уравнений и систем уравнений при решении текстовых задач.



ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: способствовать развитию навыков самостоятельного применения знаний при решении задач на совместную работу;

  2. РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся у учащихся знания в измененной ситуации; развивать логическое мышление обобщить и систематизировать знания по теме;

  3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать у учащихся аккуратность, культуру поведения, чувство ответственности, самостоятельность.

регулятивных УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

познавательных УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

коммуникативных УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

способность ставить цели и строить жизненные планы, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,

Используемые образовательные технологи: развитие критического мышления, ИКТ, технология сотрудничества и партнерства.

Информационно - обучающее обеспечение урока: презентация, раздаточный материал (вопросы, табличка «самооценка деятельности на уроке», кластеры), источник текста: учебник Макарычев Ю.Н. и др. «Алгебра» для углубленного изучения 9 класс.

Используемые приемы: верные и неверные утверждения, кластеры, ИНСЕРТ

Методы: проблемно-поисковый, метод групповой работы, самостоятельной работы.

Таблица 1. Таблица целей обучения теме «Задачи на совместную работу»

Формулировки обобщённых целей

Формулировки учебных задач, с помощью которых достигается

обобщённая цель

Опознаваемость целей

цель считается достигнутой, если ученик:

на первом уровне

на втором уровне

на третьем уровне

Ц 1: приобретение и преобразование УИ и формирование познавательных УД

а) сравнивает задачи по заданным признакам и составляет схему определения понятия конкретного типа задач с использованием учебника (др. помощи);

б) сравнивает решение однотипных задач

1-го уровня сложности

а) составляет схему определения понятия конкретного типа задач с использованием набора объектов;

б) выполняет анализ и выявляет преобразования, нужные для решения задач, с использованием помощи;

в) обобщает решение задач одного типа

а) дает определение типов задач, составляет классификацию типов задач; набор задач;

б) выполняет анализ и выявляет преобразования, нужные для решения задач;

в) составляет приемы решения задач и данного типа с помощью указаний

а) общая схема определения понятия;

б) классификация типов текстовых задач;

Ц 2: контроль усвоения теории

Знает: а) определение и правила для решения задач, классификацию и определение типов задач; б) стандарты задач каждого типа и их решение; в) преобразования групп «А», «В», «С»; г) способы выполнения проверки; д) метод решения задач; е) составление краткой записи; ж) прием анализа вида задач; з) приемы саморегуляции;

и) мировоззренческое значение задач на совместную работу.

Информационные схемы, карточки-информаторы

Ц 3: применение знаний и умений по теме

Умеет: использовать основные преобразования для решения простейших задач в соответствии со стандартами.

Умеет: а) использовать все преобразования для решения задач;

Умеет использовать:

а) функциональный метод для решения задач;

Прием саморегуляции, предписания; стандарты задач, их решение

в) составлять уравнения : по данному условию, задачи; обобщать и конкретизировать данную задачу.

Ц 4: формирование коммуникативных умений

На своем уровне освоения темы: а) работая в группе, оказывает помощь, рецензирует ответы товарищей, организует взаимоконтроль, взаимопроверку на всех этапах УПД по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; б) оказывает помощь товарищам, работающим на предыдущих уровнях; в) в соответствии с темой готовит сообщение и выступает с ним; г) составляет контрольную работу в соответствии со своим уровнем освоения темы, предлагает её для решения товарищу и проверяет решение.

Приемы контроля, оценки и др.; таблица коммуникативной компетентности

Ц 5: формирование организационных умений

В соответствии со своим уровнем освоения темы: а) сам выбирает уровень освоения темы; б) выбирает темы для дополнительного изучения, задачи для решения; в) формулирует цели своей учебной деятельности; г) осуществляет самопроверку с использованием образцов, приёмов, алгоритмов; д) оценивает свою итоговую деятельность по данным объективным критериям; по собственным критериям, сравнивая их с объективными критериями; е) делает выводы о дальнейших действиях, планирует коррекцию учебно-познавательной деятельности.

Приемы постановки целей; приемы итоговой саморегуляции УПД



4. Методические рекомендации обучения теме «Решение задач на совместную работу»

Поурочное планирование образовательных результатов освоения математики по данной теме

урока

Тема

урока

Тип

урока

Технологии

Планируемые результаты

1/56

Решение задач на раздельную работу

Урок открытия новых знаний

Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения, проектной деятельности

Предметные: освоить математическую модель при решении задач на работу; научиться решать текстовые задачи алгебраическим способом: переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путем составления системы уравнений интерпретировать полученный результат.

Коммуникативные: описывать содержание совершаемых действий с целью ориентировки в предметно-практической или иной деятельности; проявлять готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

Регулятивные: самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней.

Познавательные: анализировать условия и требования задачи.

2/57

Решение задач на совместную работу

Урок открытия новых знаний

Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, исследовательской деятельности, развития творческих способностей учащихся в групповой деятельности

Предметные: научиться решать текстовые задачи на раздельную и совместную работу.

Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом; развивать умения интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

3/58

Зачет по теме «Решение задач на совместную работу»

Урок развивающего контроля

Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков, самодиагностики и самокоррекции результатов

Предметные: применять алгоритм решения задач; составлять предписания для решения практических задач.

Коммуникативные: принимать во внимание разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию;

оказывать поддержку тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности в группе, паре; владеть монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные: сличать свой способ действия с эталоном; вносить коррективы и дополнения в составленные планы; предлагать различные варианты решения проблемы; овладевать основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности с помощью взрослого; понимать причину и суть затруднений, возникающих при выполнении пробного действия в ходе решения учебной задачи и самостоятельно искать выход из затруднения.

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Внеурочная самостоятельная деятельность: тематика для подготовки рефератов, проектов, выступлений на конференцию, математический вечер и т.д.:



5.Заключение

Материал темы «Решение задач на совместную работу» составляет важную часть школьного курса математики, находит широкое применение при изучении других тем, смежных дисциплин, помогает тем самым реализовать межпредметные связи. Изучение темы «Решение задач на совместную работу» способствует развитию алгоритмической культуры, критичности мышления. В процессе обучения закрепляется, углубляется и повторяется пройденный материал, решаются разнообразные практические задачи, совершенствуются вычислительные навыки.

В результате выполнения итоговой практико - значимой работы были изучены теоретические основы обучения теме, связанные с реализацией ФГОС ООО, разработаны методические рекомендации обучения теме «Решение задач на совместную работу», иллюстрирующих развитие и формирование УУД при обучении данной теме школьного курса математики.

6.Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Системно - деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.

  2. Бурмистрова Т.А. Алгебра: Сборник рабочих программ. 7-9 классы. Пособие для учителя общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.

  3. Концепция Федеральных образовательных стандартов общего образования / Под редакцией А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.

  4. Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра: Учебник для углубленного изучения алгебры 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.

  5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»:

[ Электронный документ]. Режим доступа: mon.gov.ru/dok/akt/6591

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.

  3. Федеральный закон от 29.112.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под редакцией А.Г.Асмолова. М.: Просвещение, 2010.

  5. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова. М.: Просвещение, 2011.

  6. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [ Электронный документ]. Режим доступа: window.edu.ru





ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Тема

Решение задач на совместную работу

    Класс

    9 «б»

      Предмет

      алгебра

        УМК

        Макарычев Ю.Н. и др. алгебра 9класс для углубленного изучения

          ФИО учителя

          Корнят Елена Михайловна МБОУ «Лицей №2»

            Тип урока

            Урок открытия новых знаний

            Деятельность - единственный путь к знаниям.

            Б. Шоу

            Технологическая карта с дидактической структурой урока

            Дидактическая структура урока

            Деятельность учеников

            Деятельность учителя

            УУД

            Личностные

            Коммуникатив-

            ные

            Регулятивные

            Познавательные

            1.Организационный момент

            Настрой на работу. Включаются в деловой ритм урока.

            приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.

            самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

            2.Актуализация знаний

            Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы:

            1..Какие существуют виды задач на совместную работу?

            2.Что общего и в чём различие таких задач?

            3..О каких величинах идёт речь в задаче?

            4. Каким действием связаны эти величины?

            5. Согласованы ли величины?

            6. Как можно решить задачу?

            Вступительное слово учителя.

            Повторение задач на раздельную работу

            Задает учащимся наводящие вопросы

            Умение слушать и вступать в диалог

            планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

            Целеполагание; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

            Умение строить логическую цепочку рассуждений

            3.Проверка домашнего задания

            Несколько учащихся выполняют индивидуальные задания по карточкам у доски

            Класс выполняет работу в парах: задачи на раздельную и совместную работу ( с последующей взаимопроверкой с остальными парами)

            Комментирует, направляет работу учащихся

            оценивают себя и друг друга

            интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

            Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

            Формирование навыков решения задач

            4.Физпауза

            Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

            Выполняют по инструкции

            Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

            Предлагает сделать зарядку для глаз.

            Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

            5.Закрепление нового материала

            Работа в группе:

            3. Первая труба пропускает на 4

            литра воды в минуту меньше, чем вторая.

            Сколько литров воды в минуту пропускает первая труба, если резервуар объемом

            192 литра она заполняет на 4 минуты

            дольше, чем вторая труба?

            . Варианты вопросов:

            1.О каких величинах идёт речь в задаче?

            2.Каким действием связаны эти величины?

            Согласованы ли величины?

            3.Какие ситуации описываются в задаче и сколько их?

            4. Составить краткую запись (таблицу)

            5. Внести все данные в таблицу

            Самоконтроль: все числовые данные внесены

            1.Учащиеся выполняют задание №491

            С подробным объяснением

            2. Самостоятельное решение задачи на движение №480\489

            Первые 6 учащихся справившихся с заданием сдают тетради на проверку учителю, а остальные сверяют с эталоном.

            Задает учащимся наводящие вопросы

            Выступает в роли тьютора для слабых учащихся

            Учитель просит группы выбрать вопросы, и наметить план, по которому они будут работать над задачей.

            Составляется общий план решения задач:

            1.Составляется таблица, расставить данные задачи.

            Решить задачи всеми возможными способами.

            Сравнить решения задач.

            Группам даётся время на работу с задачами. Если учащиеся затрудняются с решением задачи, то одну из задач учитель разбирает вместе с учащимися.

            Группы отчитываются о результатах выполненной работы.


            Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

            Анализ и синтез объектов

            Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата,

            Умение слушать и вступать в диалог,

            Интегрироваться в группу

            профессионалное самоопределение,

            смыслообразование

            6.Итог урока

            Отвечают на вопросы:

            Чем занимались на уроке?

            Что не понятно?

            Учитель просит учащихся оценить, как они справились с работой на уроке, что было удачным, а что нет; на все ли поставленные в начале урока вопросы были найдены ответы.

            Чем занимались на уроке?

            Что не понятно?


            Рефлексия

            Работают с опросным листом

            Один из учащихся отвечает вслух .


            Домашнее задание

            Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

            Задает дозированное домашнее задание

            8,9,10,13,14.









            ПРИЛОЖЕНИЕ 2

            КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ РЕШИТЬ ЗАДАЧУ НА СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ, НУЖНО…

            Ответ на вопрос может быть только ДА или НЕТ. Если ДА, то в 3-ем столбце ставите знак «+», если НЕТ - знак «-».



            1

            2

            3

            4

            Вопросы

            1

            Согласовать величины

            2

            Составить краткую запись (таблицу, рисунок)

            3

            Внести все данные в таблицу

            4

            Знать какие ситуации описываются в задаче и сколько их?

            5

            Найти условие для составления уравнения

            6

            Составить уравнение или систему уравнений и решить его (её)

            7

            Выполнить проверку




            ИНСЕРТ

            «V»

            « + »

            « - »

            « ? »






            ПОМЕТКИ

            - «V» - уже знал это:

            - « + » - новая информация;

            - « - » - думал иначе;

            - « ? »- не понял.













            ПРИЛОЖЕНИЕ 3

            Карта самооценивания


            Фамилия, имя обучающегося


            Вариант _______

            № задания

            Задание

            Отметка

            1

            Устная работа, ответы на вопросы учителя

            2

            Решение задачи № 1 (на карточке)

            3

            Решение задачи по вариантам: № 480/ № 489

            4

            Решение задачи в зависимости от уровня сложности:

            1 уровень - задача № 2 (карточка)

            2 уровень - задача № 491

            3 уровень - задача № 493

            5

            Итого: ваша оценка за урок


            Система оценивания:


            Перевод суммы баллов за урок:

            «2 балла» - справился с задачей без затруднений (3 уровень)

            «1,5 балла» - справился с задачей без затруднений» (2 уровень)

            «1 балл» - справился с задачей без затруднений (1 уровень),

            «0,5 балла» - справился с задачей, но возникали сложности,

            «0 баллов»- не справился с задачей.

            5 - 4,5 балла - отметка «5»

            4 - 3,5 балла - отметка «4»

            3 - 2,5 балла - отметка «3»

            РЕФЛЕКСИЯ

            Продолжить фразу:

            - Сегодня на уроке я научился ___________________________________________________

            _____________________________________________________________________________

            - Сегодня на уроке я повторил ___________________________________________________

            _____________________________________________________________________________

            - На уроке мне было трудно _____________________________________________________

            _____________________________________________________________________________

            - Мне было интересно (что?) ____________________________________________________

            _____________________________________________________________________________

            - Урок мне (не) понравился (почему?) ____________________________________________

            _____________________________________________________________________________



            © 2010-2022