- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока по геометрии «Перпендикулярность прямой и плоскости. Решение задач»
Конспект урока по геометрии «Перпендикулярность прямой и плоскости. Решение задач»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тельгаева О.А. |
Дата | 25.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока по геометрии для учащихся 10 класса средних общеобразовательных учреждений.
Выполнила: Тельгаева О. А.
Тема урока: «Перпендикулярность прямой и плоскости. Решение задач»
Цель:
- образовательная: закрепить знания по теме «Перпендикулярность прямой и плоскости»;
- развивающая: развитие пространственного воображения, умения правильно излагать свои мысли, умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы;
- воспитательная: воспитание внимания, аккуратности, дисциплинированности, добросовестного отношения к работе, интереса к предмету.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Методы обучения: дедуктивно-репродуктивный, индуктивно-репродуктивный.
Требования к знаниям, умениям, навыкам:
- учащиеся должны знать определение перпендикулярных прямых в пространстве, определение прямой перпендикулярной к плоскости, теорему о двух перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей, теорему о связи двух параллельных прямых и их перпендикулярностью к плоскости и обратную ей теорему, признак перпендикулярности прямой и плоскости;
- учащиеся должны уметь применять определения и теоремы при решении задач.
Литература:
«Геометрия. 10-11 класс», Л. С. Атанасян и др., М.: Просвещение, 2007 г. 256 с.;
«Изучение геометрии в 10-11 классах. Книга для учителя», С. М. Саакян, В. Ф. Бутузов, 2010 г., 248 с.
План урока:
-
Организационный момент (2 мин.)
-
Актуализация знаний (7 мин.)
-
Решение задач (33 мин.)
-
Подведение итогов и домашнее задание (3мин.)
Ход урока
-
Организационный момент включает в себя приветствие учителем класса, проверку отсутствующих, готовность помещения к уроку.
-
Учитель: На прошлом уроке мы начали изучать новую тему «Перпендикулярность прямой и плоскости». Сегодня на уроке мы закрепим полученные знания решением задач. Прежде чем приступить к решению задач вспомним какие прямые называются перпендикулярными в пространстве?
Ученик: Две прямые в пространстве называются перпендикулярными, если угол между ними равен 90º.
Учитель: Всегда ли перпендикулярные прямые в пространстве должны пересекаться?
Ученик: Нет. Они могут быть и скрещивающимися.
Учитель: Сформулируйте лемму о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей прямой.
Ученик: Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к третьей прямой, то и другая прямая перпендикулярна к этой прямой.
Учитель: Какая прямая называется перпендикулярной к плоскости?
Ученик: Прямая называется перпендикулярной к плоскости, если она перпендикулярна любой прямой, лежащей в этой плоскости.
Учитель: Продолжите предложение: Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к плоскости, то...
Ученик: и другая прямая также перпендикулярна к этой плоскости.
Учитель: Сформулируйте обратную теорему.
Ученик: Если две прямые перпендикулярны плоскости, то они параллельны
Учитель: Сформулируйте признак перпендикулярности прямой и плоскости.
Ученик: Если прямая перпендикулярна к двум пересекающимся прямым, то она перпендикулярна к плоскости.
Учитель: Сформулируйте теорему о единственности перпендикулярной прямой к плоскости.
Ученик: Через любую точку пространства проходит прямая перпендикулярная к данной плоскости, и притом только одна.
Учитель: Все ли справились с домашним заданием? Есть ли вопросы?
(если есть вопросы, то идет совместный разбор домашнего задания)
-
Учитель: Перейдем к решению задач. №120.
Через О - точку пересечения диагоналей квадрата, сторона которого равна а, проведена прямая ОК перпендикулярная к плоскости квадрата. Найти расстояние от точки К до вершин квадрата, если ОК = b.
Ученик:
-
Действия ученика
Система вопросов к задаче
(запись на доске и в тетрадях)
Учитель: Что требуется найти?
Ученик: KD, KC, KA, KB.
Учитель: Как будем искать?
Ученик: Рассмотрим треугольник KOD, KOC, KOB, KOA.
Учитель: Чем является KD, KC, KA, KB в этих треугольниках?
Ученик: гипотенузой.
Учитель: Что известно в этих треугольниках?
Ученик: КО.
Учитель: Что можем найти?
Ученик: OD, OC, BO, AO. Так как О - точка пересечения диагоналей квадрата, а диагональ можно найти так как известна сторона.
Учитель: Что можно сказать про треугольники KOD, KOC, KOB, KOA?
Ученик: Так как ОК - общая, OD, OC, BO, AO - равны и все они прямоугольные, эти треугольники равны.
И значит KD, KC, KA, KB - равны.
Дано: OK┴(ABCD),
OK = b, AB = BC = CD = AD = a.
Найти: KD, KC, KA, KB.
Решение: 1) Так как О - точка пересечения диагоналей, то AО = BО = ОD = ОС.
2) Δ ABD: AB=AD=a, BD ==a
AO=
3) Δ KOD, Δ KOC, Δ KOB, Δ KOA: КО - общая, ∠ KOD=∠KOC=∠KOB=∠KOA, AО = BО = ОD = ОС, значит Δ KOD=Δ KOC= Δ KOB=Δ KOA. Значит KD=KC= KA=KB.
4) Рассмотрим прямоугольный Δ KOD: КD ==
Ответ: KD=KC= KA=KB=
Учитель: При решении данной задачи мы с вами пользовались определением перпендикулярной прямой к плоскости, вспомнили свойство диагоналей квадрата, теорему Пифагора, признак равенства треугольников.
№ 121. В треугольнике АВС дано: ∠С=90˚, АС=6 см, ВС=8см, СМ - медиана. Через вершину С проведена прямая СК, перпендикулярная к плоскости треугольника АВС, причем СК=12 см. Найти КМ.
-
Действия ученика
Система вопросов к задаче
(запись на доске и в тетрадях)
Учитель: Что требуется найти?
Ученик: KМ.
Учитель: Как будем искать?
Ученик: Из ΔKCМ.
Учитель: Чем является KМ в этом треугольнике?
Ученик: гипотенузой. Так как КС┴(АВС), а значит КС┴СМ.
Учитель: Что известно в ΔKCМ?
Ученик: КС.
Учитель: Что можно ещё найти?
Ученик: СМ - медиана прямоугольного Δ АВС, а она равна половине гипотенузы.
Учитель: Как найти гипотенузу ΔАВС?
Ученик: По теореме Пифагора из Δ АВС.
Дано: ΔАВС, ∠С = 90˚, АС = 6, ВС=8, СМ - медиана, СК=12.
Найти: KМ.
Решение: 1) Так как КС┴(АВС), а значит КС┴СМ, а значит ΔKCМ - прямоугольный.
2) КМ = =. Найдем СМ.
3) СМ - медиана в ΔАВС, значит СМ = АВ.
4) Δ ABС: ∠С = 90˚, АС = 6, ВС=8, BС == 10.
4) СМ=5, КМ = ==13
Ответ: KМ =13
Учитель: При решении данной задачи мы использовали определение прямой перпендикулярной плоскости, свойство медианы прямоугольного треугольника, теорему Пифагора.
Учитель:
№ 126. Прямая МВ перпендикулярна к сторонам АВ и ВС треугольника АВС. Определите вид Δ МВD, где D - произвольная точка прямой АС.
Ученик:
-
Действия ученика
Система вопросов к задаче
(запись на доске и в тетрадях)
Учитель: Что требуется найти?
Ученик: вид ΔМВD.
Учитель: Что известно в задаче?
Ученик: МВ┴AB, МВ┴ВС.
Учитель: МВ перпендикулярна двум прямым. Какими прямыми являются АВ и ВС?
Ученик: Пересекающимися.
Учитель: А если прямая перпендикулярна к двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости, то что это значит?
Ученик: Что она перпендикулярна к данной плоскости.
Учитель: А что следует из того, что прямая перпендикулярна к плоскости?
Ученик: Она перпендикулярна к любой прямой, лежащей в данной плоскости.
Учитель: МВ┴ВD. Что мы можем сказать про вид ΔМВD?
Ученик: Он прямоугольный.
Дано: МВ┴AB, МВ┴ВС, D - произвольная точка прямой АС.
Найти: вид ΔМВD.
Решение: Так как МВ┴AB, МВ┴ВС, то МВ┴(ABС) (по признаку перпендикулярности прямой и плоскости).
Значит МВ┴ВD, а следовательно ΔМВD - прямоугольный.
Ответ: ΔМВD - прямоугольный.
Учитель: При решении данной задачи мы воспользовались признаком перпендикулярности прямой и плоскости, а также определением прямой перпендикулярной плоскости.
-
Учитель: Итак, на сегодняшнем уроке вы узнали, как можно использовать определение прямой перпендикулярной плоскости, признак перпендикулярности прямой и плоскости при решении задач, а так же вспомнили многое из планиметрии. Записываем домашнее задание:
(запись на доске и в тетрадях)
№129(б), №130(а).
Учитель: Урок окончен.