Статья на тему: «ФГОС… Зачем? Почему? Для чего?»

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья на тему: «ФГОС… Зачем? Почему? Для чего?»

«Вся наша жизнь зависит от того, из какой школы мы вышли»

Ю.В. Катин-Ярцев



В истории педагогической науки и отечественной школы существует масса исследований, которые направлены на выявление и преодоление недостатков традиционной школы, на совершенствование содержания образования и процесса обучения. Причинами исследований являлись противоречия между традиционными методами и результатами обучения.

В чем же заключались недостатки традиционной, проверенной годами методики обучения?


  • Традиционные технологии обучения не ставили цель научить учащихся учиться

  • Содержанием образования были только специальные знания и умения

  • В методической системе обучения отсутствовала направленность на формирование различных приемов учебной деятельности, приводившая к неготовности детей обучаться, к умственной и организованной беспомощности, к отсутствию самодеятельности.

Фактами, отображающими возникшую ситуацию, являлись результаты исследований уровня усвоения математики и достижение образовательных стандартов выпускниками средних образовательных учебных заведений. Приведем результаты третьего международного исследования по оценке качества математического и естественно-научного образования (TIMSS). В проекте участвовали 45 стран. По результатам тестирования по математике Россия оказалась на 15 месте, причем, если учащиеся 7-8 классов были в средней группе стран, то выпускники 11 классов - в группе, близкой к наиболее низким результатам. Но это 2003 год.

Давайте оценим сравнительный анализ образовательных систем PISA-2009, который направлен на выявление умений 15-летних учащихся применить полученные в школе знания в жизненных ситуация. Исследования проводились по направлениям:

  • Грамотности чтения (Россия 41-43 места)

  • Естественнонаучная грамотность (Россия 38-40 места)

  • Математическая грамотность (Россия 38-40 места)


из 65!

Были в этом исследовании выявлены следующие недостатки подготовки российских школьников:

  • Неумение применить полученные знания и умения к реальным ситуациям, возникающим в повседневной жизни

  • Неумение интерпретировать количественную информацию в форме графиков, диаграмм, таблиц

  • Слабое развитие пространственных геометрических и вероятностных представлений

  • Затруднения при решении задач, содержащих несколько мыслительных операций, сравнений и обоснований.

Такое положение дела, конечно же, не устроило нашу отечественную школу. Понятно, что возникла необходимость совершенствовать содержание образования и процесса обучения. Тем более, что по результатам исследований ряда педвузов России и СНГ в рамках программы «Общественное мнение» было выявлено, что 70-80% первокурсников не умеют работать самостоятельно; у 60% отсутствует умение определить признаки и основную идею доказательства, так же приводить примеры и делать обоснование; около 70% студентов первого курса материал заучивают на репродуктивном уровне и имеют очень низкий уровень мотивации.

Все эти факты и побудили к реформирования отечественного образования, в частности математического.

«Развитие детей и подростков в обучении основано на языке действий

«встроенных» в данную культуру.»

Л.С. Выготский


Таким образом, в учебном процессе главным «рабочим полем» должно быть поле самостоятельной учебной деятельности школьников.

Современное общество диктует нам свои условия и законы. Оно нуждается в активных, нестандартно мыслящих, творческих и решительных людях. «Человек образованный» уступает человеку, подготовленному к жизнедеятельности. Вопрос успешности в жизни людей сегодня является первостепенным. Поэтому мы должны воспитывать у учеников личностные качества творческих созидателей; формировать у них деятельность компетенции, способствующие саморазвитию.

ФГОС второго поколения отвечает требованиям современного мира и предлагает конкретные инструменты, обеспечивающие:

  • Мотивацию и активизацию учебно-познавательной деятельности школьников

  • Необходимость использования в процессе обучения и воспитания системно-деятельностного подхода

  • Замену форм и методов взаимодействия учеников и учителей, которые обеспечат гарантированные результаты обучения и воспитания.

Мы, учителя, должны предоставить каждому ребенку возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне в атмосфере сотрудничества, доброжелательности и делового диалога. А для этого необходимо меняться самим. Осваивать новые формы, методы, приемы.

Помните, что согласно психологическим исследованиям школьник задерживает в памяти:

  • 10% того, что читает

  • 20% того, что слышит

  • 30% того, что видит

  • 50% того, что слышит и видит

  • 70% того, что обсуждает с друзьями

  • 90% того, что проговаривает, как делает

  • 96% того, что изучает сам!

Давайте поможем каждому ребенку получить свои 96%


Для этого и существует ФГОС!










Литература:


  1. О.Б. Спешнева, «Технология обучения математике на основе деятельного подхода»

«Просвещение», Москва, 2003


  1. С.Г. Манвелов, «Конструирование современного урока математики»

«Просвещение», Москва, 2003


  1. В.В. Маскин и другие, «Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу»

«Аркти», Москва, 2008

Интернет-ресурсы:


  1. festival.1september.ru/articles/621824/

  2. 86nvt-korliki.edusite.ru/dswmedia/chtotakoefgos.doc


© 2010-2022