- Преподавателю
- Математика
- Статья на тему: «ФГОС… Зачем? Почему? Для чего?»
Статья на тему: «ФГОС… Зачем? Почему? Для чего?»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Смирнова С.Ю. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Статья на тему: «ФГОС… Зачем? Почему? Для чего?»
«Вся наша жизнь зависит от того, из какой школы мы вышли»
Ю.В. Катин-Ярцев
В истории педагогической науки и отечественной школы существует масса исследований, которые направлены на выявление и преодоление недостатков традиционной школы, на совершенствование содержания образования и процесса обучения. Причинами исследований являлись противоречия между традиционными методами и результатами обучения.
В чем же заключались недостатки традиционной, проверенной годами методики обучения?
-
Традиционные технологии обучения не ставили цель научить учащихся учиться
-
Содержанием образования были только специальные знания и умения
-
В методической системе обучения отсутствовала направленность на формирование различных приемов учебной деятельности, приводившая к неготовности детей обучаться, к умственной и организованной беспомощности, к отсутствию самодеятельности.
Фактами, отображающими возникшую ситуацию, являлись результаты исследований уровня усвоения математики и достижение образовательных стандартов выпускниками средних образовательных учебных заведений. Приведем результаты третьего международного исследования по оценке качества математического и естественно-научного образования (TIMSS). В проекте участвовали 45 стран. По результатам тестирования по математике Россия оказалась на 15 месте, причем, если учащиеся 7-8 классов были в средней группе стран, то выпускники 11 классов - в группе, близкой к наиболее низким результатам. Но это 2003 год.
Давайте оценим сравнительный анализ образовательных систем PISA-2009, который направлен на выявление умений 15-летних учащихся применить полученные в школе знания в жизненных ситуация. Исследования проводились по направлениям:
-
Грамотности чтения (Россия 41-43 места)
-
Естественнонаучная грамотность (Россия 38-40 места)
-
Математическая грамотность (Россия 38-40 места)
из 65!
Были в этом исследовании выявлены следующие недостатки подготовки российских школьников:
-
Неумение применить полученные знания и умения к реальным ситуациям, возникающим в повседневной жизни
-
Неумение интерпретировать количественную информацию в форме графиков, диаграмм, таблиц
-
Слабое развитие пространственных геометрических и вероятностных представлений
-
Затруднения при решении задач, содержащих несколько мыслительных операций, сравнений и обоснований.
Такое положение дела, конечно же, не устроило нашу отечественную школу. Понятно, что возникла необходимость совершенствовать содержание образования и процесса обучения. Тем более, что по результатам исследований ряда педвузов России и СНГ в рамках программы «Общественное мнение» было выявлено, что 70-80% первокурсников не умеют работать самостоятельно; у 60% отсутствует умение определить признаки и основную идею доказательства, так же приводить примеры и делать обоснование; около 70% студентов первого курса материал заучивают на репродуктивном уровне и имеют очень низкий уровень мотивации.
Все эти факты и побудили к реформирования отечественного образования, в частности математического.
«Развитие детей и подростков в обучении основано на языке действий
«встроенных» в данную культуру.»
Л.С. Выготский
Таким образом, в учебном процессе главным «рабочим полем» должно быть поле самостоятельной учебной деятельности школьников.
Современное общество диктует нам свои условия и законы. Оно нуждается в активных, нестандартно мыслящих, творческих и решительных людях. «Человек образованный» уступает человеку, подготовленному к жизнедеятельности. Вопрос успешности в жизни людей сегодня является первостепенным. Поэтому мы должны воспитывать у учеников личностные качества творческих созидателей; формировать у них деятельность компетенции, способствующие саморазвитию.
ФГОС второго поколения отвечает требованиям современного мира и предлагает конкретные инструменты, обеспечивающие:
-
Мотивацию и активизацию учебно-познавательной деятельности школьников
-
Необходимость использования в процессе обучения и воспитания системно-деятельностного подхода
-
Замену форм и методов взаимодействия учеников и учителей, которые обеспечат гарантированные результаты обучения и воспитания.
Мы, учителя, должны предоставить каждому ребенку возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне в атмосфере сотрудничества, доброжелательности и делового диалога. А для этого необходимо меняться самим. Осваивать новые формы, методы, приемы.
Помните, что согласно психологическим исследованиям школьник задерживает в памяти:
-
10% того, что читает
-
20% того, что слышит
-
30% того, что видит
-
50% того, что слышит и видит
-
70% того, что обсуждает с друзьями
-
90% того, что проговаривает, как делает
-
96% того, что изучает сам!
Давайте поможем каждому ребенку получить свои 96%
Для этого и существует ФГОС!
Литература:
-
О.Б. Спешнева, «Технология обучения математике на основе деятельного подхода»
«Просвещение», Москва, 2003
-
С.Г. Манвелов, «Конструирование современного урока математики»
«Просвещение», Москва, 2003
-
В.В. Маскин и другие, «Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу»
«Аркти», Москва, 2008
Интернет-ресурсы:
-
festival.1september.ru/articles/621824/
-
86nvt-korliki.edusite.ru/dswmedia/chtotakoefgos.doc