Отчет о применении информационно-коммуникативных технологий на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Отчет о применении информационно-коммуникативных технологий

на уроках математики и технологии

Сорокиной Ольги Александровны,

учителя математики и технологии МБОУ СОШ № 5

имени В.И.Данильченко муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края


В своей педагогической практике наряду с традиционными методами, я использую информационно-коммуникативные технологии обучения с целью создания условий выбора индивидуальной образовательной траектории каждым учащимся. Я стремлюсь вдохновлять учеников на удовлетворение их познавательного интереса, поэтому главной своей задачей считаю создание условий для формирования мотивации у учащихся, развитие их способностей, повышение эффективности обучения.

Компьютерные технологии - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому средством, осуществления которых является компьютер.

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

Три вида «компьютерного обучения»:

1) Компьютер как источник информации (компьютер содержит или может содержать весь мыслимый материал, необходимый для обучения). Среди достоинств этого подхода - сравнительная простота организации материала (нет необходимости разрабатывать «управляющую часть»). Обучаемый не ограничен логикой учебной программы и может по своему усмотрению использовать любые части предложенного ему материала. Недостатки этого подхода продолжают его достоинства: трудно «организовать» обучаемого, побудить его систематически знакомиться с материалом, нет возможности контролировать его действия, предоставлять адекватную обратную связь.

2) Компьютер как развивающая среда (программы «Живая математика» и «Живая геометрия»). Главное достоинство такого подхода - возможность реализовать конструктивную модель обучения. Эта модель предполагает, что обучаемый строит структуры своих действий в процессе самостоятельного активного поиска и сопутствующих упражнений, реализуемых в пространстве возможных действий. Это единственный способ обучить решению нестандартных задач, стимулировать поиск нестандартных подходов в решении заданий (комбинации действий). К недостаткам данного подхода относят сложность создания соответствующей компьютерной среды, медленное начальное освоение базовых действий, трудности контроля поисковой работы учащихся в учебной компьютерной среде.

3) Компьютер как обучающее устройство (можно создать компьютерную программу, которая будет эффективно вести ученика по учебному материалу, учитывая его индивидуальные особенности). Достоинство данного подхода в том, что действия обучаемого находятся под постоянным контролем. Компьютер в состоянии учитывать все операции, которые выполняются над учебным материалом. Он может разнообразить подачу учебного материала с учетом предыдущих действий обучаемого. Здесь от обучаемого требуются минимальные навыки самостоятельной работы. С другой стороны, ограничение самостоятельности обучаемых, «программирование» их как роботов - главная слабая сторона этого подхода.

Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет:

• сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;

• эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях;

• индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;

• раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки;

• самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;

• осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.

Итак, использование информационно-коммуникативных технологий повышает мотивацию обучения, в частности, обучения не только математике, но и технологии. Тем самым педагогические воздействия становятся менее авторитарными, более демократичными. Компьютерные технологии отличаются направленностью на личность школьника. В их основе отсутствует принуждение, оно заменяется уважением к самостоятельности учащегося. Использование ИКТ позволяет достичь свободы творчества участников педагогического процесса: ученика и учителя. Педагог учит, воспитывает, но и стимулирует ученика к развитию его задатков, развивает потребность к самостоятельной работе.

При проведении уроков математики и технологии я использую мультимедийные презентации, видеоуроки. На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью, Урок-презентация тоже обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд). При изучении новой темы я провожу урок-лекцию с применением видеоуроков. Это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. При изучении нового материала ребятам предлагаю исследовательскую работу, особенно это привлекает учащихся младших классов. При проверке домашнего задания обычным способом очень много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения. Для этого можно использовать презентации для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса.

Я использую презентацию для устных упражнений. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов и этапов решения задач различной сложности. Особенно хорошо это применять на уроках геометрии. Можно предложить учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи, повторить демонстрацию некоторых фрагментов построений, организовать устное решение сложных по содержанию и формулировке задач. Презентации удобно использовать и во внеклассной работе при проведении различных конкурсов, игр. Это и демонстрация портретов, народных костюмов, и рассказы об открытиях, и иллюстрация практического применения в жизни.


Учитель математики и технологии

МБОУ СОШ № 5 О.А.Сорокина



Директор МБОУ СОШ № 5 С.А.Пономаренко

© 2010-2022