Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»

"Выдержка из материала: Тип занятия: практическое занятие Цели урока: - воспитать самостоятельность, внимательность. - развить умения и навыки решения задач на нахождение интегралов особого вида. Ход занятия: I. Орг. момент. Приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности аудитории к занятию, проверка присутствующих. Объявление темы и хода занятия. II. Изложение нового материала. IV. Подведение итогов.  Повторение теоретического материала пройденного на занятии. Выставление оценок в жу...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Интегрирование по частям

Тип занятия: практическое занятие

Цели урока:
- научить учащихся находить интегралы путем интегрирования функции по частям.

- воспитать самостоятельность, внимательность.

- развить умения и навыки решения задач на нахождение интегралов особого вида.

Ход занятия:


I. Орг. момент.


Приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности аудитории к занятию, проверка присутствующих. Объявление темы и хода занятия.

II. Изложение нового материала.

Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»Интегрирование по частям - приём, который применяется почти так же часто, как и замена переменной. Пусть u(x) и v(x) - функции, имеющие непрерывные частные производные. Тогда по формуле дифференцирования произведения d(uv) = u∙dv + v∙du Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям». Находим неопределённые интегралы для обеих частей этого равенства (при этом Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»):
Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям».
Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»Эта формула и называется формулой интегрирования по частям. Часто ее записывают в производных (dv = v'dx , du = u'dx):

Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям».

Примеры:
Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям». Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям».
Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»Формула интегрирования по частям может применяться неоднократно. При наличии небольшого опыта в простых интегралах нет необходимости выписывать промежуточные выкладки (u = …, dv = …), можно сразу применять формулу, представив интеграл в виде Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»: Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям».

Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»Приведённые примеры показывают, для каких функций надо применять (или попытаться применить) формулу интегрирования по частям:
Интегралы вида Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям», Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям», Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям», где Pn(x) - многочлен n-ой степени. Так, для Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»имеем Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям», Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям», и Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям». В результате мы получили интеграл того же типа с многочленом степени на единицу меньше. После n-кратного применения формулы степень многочлена уменьшится до нуля, т.е. многочлен превратится в постоянную, и интеграл сведётся к табличному.
Интегралы Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям», где Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»- трансцендентная функция, имеющая дробно-рациональную или дробно-иррациональную производную (ln x, arctg x, arcctg x, arcsin x, arcos x). В этом случае имеет смысл взять u = f(x), dv = Pn(x)dx, для того, чтобы в интеграле Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»участвовала не f(x), а её производная.

Пример: Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям».
Для некоторых функций применяется приём "сведения интеграла к самому себе". С помощью интегрирования по частям (возможно, неоднократного) интеграл выражается через такой же интеграл; в результате получается уравнение относительно этого интеграла, решая которое, находим значение интеграла. Примеры:
Сведение интеграла к самому себе - самый простой способ нахождения часто встречающихся интегралов вида Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»и Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»(Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»). Например,
Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям». Итак, после двукратного интегрирования по частям получено уравнение относительно Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»: Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям», решение которого Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям».
Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»При нахождении эти интегралов не принципиально, положим ли мы u = cos bx, dv = eax dx или u = eax, dv = cos bx dx; важно только при втором применении формулы интегрирования по частям загонять под знак дифференциала функцию того же типа, что и при первом (показательную или тригонометрическую).

III. Закрепление материала.

№ 75(1,2), № 76(1), № 77(1), № 79(1,2) ( Богомолов, Практику по математике)

Пример № 75-1.

Найти интегралОткрытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»

Решение: Положим u = x, dv = sin(x)dx. Тогда du = dx, v = -cos(x).

Отсюда

Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»

Пример № 75-2.

Найти интеграл Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»
Решение: Обозначим u = lnx, dv = xdx,
тогда du = dx/x, v = x2/2.
Далее, по формуле: Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»


Привет № 76-1.

Найти интегралОткрытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»

Решение. Возьмем данный интеграл по частям, положив Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям», Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям», тогда Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»,Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям» , тогда:

Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»

Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»

Пример № 77-1 .

Найти интеграл Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»
Решение. Произведем интегрирование по частям дважды:

Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»

Пример № 79-1.

Найти интеграл Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям».

Решение. Применим формулу интегрирования по частям: Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям», Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»

Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям», Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»

Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»

Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»

Пример № 79-2.

Найти интеграл Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям».

Решение. Применим формулу интегрирования по частям. Положим Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям», Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям», тогда Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям», Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям», следовательно,

Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям».

IV. Подведение итогов.

Повторение теоретического материала пройденного на занятии.

Выставление оценок в журнал.

Домашнее задание:

  1. Выучить теоретическую часть лекции ( формулы).

  2. Выполнить упражнения № 76(2), № 77(2), № 73(3).

© 2010-2022