- Преподавателю
- Математика
- Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»
Открытый урок по математике по теме «Интегрирование по частям»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Медведева А.А. |
Дата | 20.12.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: Интегрирование по частям
Тип занятия: практическое занятие
Цели урока:
- научить учащихся находить интегралы путем интегрирования функции по частям.
- воспитать самостоятельность, внимательность.
- развить умения и навыки решения задач на нахождение интегралов особого вида.
Ход занятия:
I. Орг. момент.
Приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности аудитории к занятию, проверка присутствующих. Объявление темы и хода занятия.
II. Изложение нового материала.
Интегрирование по частям - приём, который применяется почти так же часто, как и замена переменной. Пусть u(x) и v(x) - функции, имеющие непрерывные частные производные. Тогда по формуле дифференцирования произведения d(uv) = u∙dv + v∙du . Находим неопределённые интегралы для обеих частей этого равенства (при этом ):
.
Эта формула и называется формулой интегрирования по частям. Часто ее записывают в производных (dv = v'∙dx , du = u'∙dx):
.
Примеры:
. .
Формула интегрирования по частям может применяться неоднократно. При наличии небольшого опыта в простых интегралах нет необходимости выписывать промежуточные выкладки (u = …, dv = …), можно сразу применять формулу, представив интеграл в виде : .
Приведённые примеры показывают, для каких функций надо применять (или попытаться применить) формулу интегрирования по частям:
Интегралы вида , , , где Pn(x) - многочлен n-ой степени. Так, для имеем , , и . В результате мы получили интеграл того же типа с многочленом степени на единицу меньше. После n-кратного применения формулы степень многочлена уменьшится до нуля, т.е. многочлен превратится в постоянную, и интеграл сведётся к табличному.
Интегралы , где - трансцендентная функция, имеющая дробно-рациональную или дробно-иррациональную производную (ln x, arctg x, arcctg x, arcsin x, arcos x). В этом случае имеет смысл взять u = f(x), dv = Pn(x)dx, для того, чтобы в интеграле участвовала не f(x), а её производная.
Пример: .
Для некоторых функций применяется приём "сведения интеграла к самому себе". С помощью интегрирования по частям (возможно, неоднократного) интеграл выражается через такой же интеграл; в результате получается уравнение относительно этого интеграла, решая которое, находим значение интеграла. Примеры:
Сведение интеграла к самому себе - самый простой способ нахождения часто встречающихся интегралов вида и (). Например,
. Итак, после двукратного интегрирования по частям получено уравнение относительно : , решение которого .
При нахождении эти интегралов не принципиально, положим ли мы u = cos bx, dv = eax dx или u = eax, dv = cos bx dx; важно только при втором применении формулы интегрирования по частям загонять под знак дифференциала функцию того же типа, что и при первом (показательную или тригонометрическую).
III. Закрепление материала.
№ 75(1,2), № 76(1), № 77(1), № 79(1,2) ( Богомолов, Практику по математике)
Пример № 75-1.
Найти интеграл
Решение: Положим u = x, dv = sin(x)dx. Тогда du = dx, v = -cos(x).
Отсюда
Пример № 75-2.
Найти интеграл
Решение: Обозначим u = lnx, dv = xdx,
тогда du = dx/x, v = x2/2.
Далее, по формуле:
Привет № 76-1.
Найти интеграл
Решение. Возьмем данный интеграл по частям, положив , , тогда , , тогда:
Пример № 77-1 .
Найти интеграл
Решение. Произведем интегрирование по частям дважды:
Пример № 79-1.
Найти интеграл .
Решение. Применим формулу интегрирования по частям: ,
,
Пример № 79-2.
Найти интеграл .
Решение. Применим формулу интегрирования по частям. Положим , , тогда , , следовательно,
.
IV. Подведение итогов.
Повторение теоретического материала пройденного на занятии.
Выставление оценок в журнал.
Домашнее задание:
-
Выучить теоретическую часть лекции ( формулы).
-
Выполнить упражнения № 76(2), № 77(2), № 73(3).