Конспект урока по теме Статистические характеристики

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Статистические характеристики.

Урок ознакомления с новым материалом

Цели урока:

  1. Дать понятие о статистических характеристиках - среднее арифметическое число, мода, размах.

  2. Развивать умения находить статистические характеристики, совершенствовать навыки устного счета.

  3. Формировать логическое, абстрактное, системное мышление, экономически осознанное отношение к окружающему миру.

Оборудование:

компьютерное оборудование, плакаты по теме урока, занимательные вопросы и игры, тест, раздаточные карточки, презентация «Статистические характеристики», «История статистики».

Структура урока:

1 этап. Организационный момент.

2 этап. Сообщение темы, целей урока и мотивация учебной деятельности.

3 этап. Подготовка к изучению нового материала через актуализацию опорных знаний.

4 этап. Ознакомление с новым материалом.

5 этап. Первичное осмысление и закрепление изученного материала.

6 этап. Постановка задания на дом

7 этап. Контроль.

8 этап. Подведение итогов урока.

9 этап. Выставление оценок.

Ход урока

1 этап. Организационный момент.

1. Проверка домашнего задания.

Здравствуйте. Слово предоставляется дежурному.

2. Устный счет.

Молодцы! Переходим к математической разминке. (слайд 2-3)

2 этап. Сообщение темы, целей урока и мотивация учебной деятельности (слайды № 4-5).

Знаете ли Вы, как выставляются четвертные оценки? А как найти средний балл выпускников по математике? Какой размер женской обуви самый покупаемый? Сможет ли человек жить на Меркурии? А ответы на эти и на многие важные в жизни вопросы Вы найдете на сегодняшнем уроке. Тема урока - «Статистические данные». Вы узнаете о науке статистике и ее применении в жизни. Будьте внимательны, будьте активны - и удача улыбнется Вам, дорогие мои ученики.

3 этап. Подготовка к изучению нового материала через актуализацию опорных знаний.

2. Разминка ума. Слайд №7.

Ребята, давайте решим интересную задачу.

Ученик получил в течение четверти следующие отметки по алгебре 5, 2, 4, 5, 5, 4, 4, 5, 5, 5. Какую четвертную отметку поставит ему учитель?

Большинство учащихся находят ее путем сложения этих чисел и делением полученной суммы на их количество. После чего дадут следующий ответ: «4», так как

(5+ 2+ 4+ 5+ 5+ 4+ 4+ 5+ 5+ 5): 10=4,4 (слайд №7)

4 этап. Ознакомление с новым материалом.

1. Работа по теме урока. Слово учителя с элементами беседы и решения занимательных задач.

· Число 4,4 называется средним арифметическим, так как

средним арифметическим ряда чисел называется частное от деления суммы этих чисел на их количество (записать в тетрадь) Слайд №8.

· Рассмотрим следующую ситуацию. Слайд №9.

Ученица 7 класса Иванова Таня следит за своими отметками и точно знает, что в этой четверти получила 5, 5,4,5,4,5, 4,5,5,4,5. Она знает, что его четвертная отметка - 5, так как число 5 встречается чаще, чем число 4. Если бы Таня знала еще одну статистическую характеристику, она бы ответила: «Модой моего ряда чисел является число 5.

· Мода - это число ряда, которое встречается в этом ряду наиболее часто (записать в тетрадь). Слайд №10

· А какое число является модой данного ряда? (Слайд №11)

· Итоги анкетирования на тему «Мой любимый предмет» таковы. (Слайд №12). Определите учебный предмет, который является модой данного ряда, но числового.

· Найдите. пожалуйста, среднее арифметическое и моду ряда чисел 11, 12, 11, 11, 12, 12. (Слайд №13).

Вторая часть вопроса вызовет затруднение, потому что моды у ряда может и не быть.

2. Решение задачи. Слайд № 14.

В магазине в течение дня производился учет размеров пар купленной обуви. Были получены следующие результаты:

Размер

35

36

37

38

39

40

41

42

43

Количество пар

5

9

10

5

2

2

8

3

4

Чему равна мода ряда размеров? Что характеризует этот показатель?

Мода - показатель, наиболее часто встречающийся в статистике. Одним из наиболее частых использований моды является изучение спроса. Предварительно изучается спрос и выявляется мода - наиболее часто встречающийся заказ.

Однако, нахождение среднего арифметического или моды далеко не всегда позволяет делать надежные выводы на основе статистических данных.Физкультминутка

А сейчас мы с вами отправимся в космос, посетим планету Меркурий. Но до полета надо размяться, привести себя в форму, космическую.

3. Игра «Полет в космос» (Слайд №15)

Известно, что на планете Меркурий средняя температура +15°. Можно предположить, что при таком статистическом показатель, возможна жизнь человека на этой планете. Но на самом деле температура на Меркурии колеблется от -150º до +350°. Для температуры на Меркурии размах равен 350° - (-150°)=500°, такого перепада температур человек выдержать не может.

Размах - разность между наибольшим и наименьшим значениями ряда данных (записать в тетрадь). Слайд № 16.

5 этап. Первичное осмысление и закрепление изученного материала.

1. Игра «Угадай». (Слайд №17).

Из ряда чисел угадайте наибольшее, наименьшее. Определите, чему равен размах ряда чисел?

2. Фронтальный опрос. Слайд № 18.

Кто быстрее и точнее даст ответы на эти вопросы?

n Перечислите статистические характеристики.

n Дайте определение среднего арифметического ряда чисел.

n Что называют модой ряда чисел?

n Как называется разность между наибольшим и наименьшим значениями ряда данных?

3. Решение задачи. Слайд № 19.

В этом году выпускники 11 класса на ЕГЭ по математике получили такие баллы. Найдите средний балл, размах и моду ряда оценок.

4. Работа по учебнику. №167.

6 этап. Постановка задания на дом. Слайд № 20.

№ 168, 171, 184.

7 этап. Контроль.

1.Тестирование. Слайды № 21.

Предлагаю тест. Проверим, как мы усвоили тему урока, умеем ли применять полученное знание на практике?

№1. Найдите среднее арифметическое ряда чисел

4, 7, 6, 1, 2, 8, 9, 11

1) 11 2) 8 3) 50 4) 6

№2.Найдите моду ряда чисел

12,13,13,15,19,13,12,14,12,14,13

1) 14 2) 13 3) 19 4) 12

№3. Найдите размах ряда чисел

293, 812, 90, 2, 373, 28, 28

1) 810 2) 812 3) 2 4) 28

№4. Найдите моду ряда чисел

18, 18, 18, 18, 18, 18, 18, 18, 18

1) 0 2) моды нет 3) 18

№5. В течение четверти Лена получила следующие отметки по алгебре:

3 двойки, 2 тройки, 4 четвёрки, 1 пятёрку.

Какую статистическую характеристику Лена предпочла бы при выставлении четвертной отметки?

1) Среднее арифметическое 2) Мода 3) Размах

8 этап. Подведение итогов урока.

Ребята, скажите, пожалуйста, нужна ли наука статистика? Применимы ли знания, навыки, полученные при изучении данной темы, в жизни?

9 этап. Выставление отметок. Слайд 22-23.


© 2010-2022