- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по математике 5 класс по учебнику Виленкина Н. Я
Рабочая программа по математике 5 класс по учебнику Виленкина Н. Я
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Говорухина А.А. |
Дата | 11.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный уровень
-
Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
-
Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
-
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2009 г. N 729
"Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях" -
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
-
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
-
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312.
-
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования 2014-2015 учебный год утвержден приказом Минобрнауки № 253 от 31 марта 2014 года
-
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;
-
Перечень оснащения общеобразовательных учреждений материальной и информационной средой. Данный Перечень составлен на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004) и его развития в Стандарте общего образования второго поколения.
-
Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2008 № 362).
-
Порядок проведения государственного выпускного экзамена (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.03.2009 № 70).
-
Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 03.12.1999 № 1075).
-
Примерные программы по математике, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
Региональный уровень
-
Приказ УОиН Липецкой области от 23.04.2014 г. № 385 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2014/2015 учебный год».
-
Письмо управления образования и науки Липецкой области от 26.10.2009 № 3499 «Примерное положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования.
Уровень образовательного учреждения
-
Программа развития МБОУ СОШ № 1 с. Доброе
-
Учебный план МБОУ СОШ № 1 с. Доброе на 2014-2015 учебный год;
-
Положение о составлении рабочей программы МБОУ СОШ № 1 с.Доброе.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи преподавания:
-
научить выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
-
научить переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты - в виде дроби и дробь - в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
-
научить округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
-
научить пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
-
научить решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами
Цель изучения курса математики в 5 классе
Систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса обучающиеся получают возможность:
-
развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
-
развить пространственные представления и изобразительные умения;
-
развить логическое мышление и речь, умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Программа составлена на основе авторской программы: Программа. Математика.5-6 кл., изд. Мнемозина, 2009 г составитель В.И.Жохов
Программа соответствует учебнику «Математика» для пятого классов образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург -М. Мнемозина, 2013г.
Для организации самостоятельных, практических, контрольных, домашних работ используются:
-
Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса.-М.Просвещение, 2009.
-
Контрольные и самостоятельные работы по математике. А.П. Ершов, В.В. Головобордько издательство «Илекса», Москва.2010г
Рабочая программа ориентирована на обучающихся 5К класса МБОУСОШ № 1 с.Доброе Добровского муниципального района Липецкой области.
Срок реализации программы: 2014/2015 учебный год
Обоснование выбора программы и учебника.
Выбрана авторская программа по математике В.И.Жохова, так как она составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике, обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта.
Учебник для общеобразовательных учреждений:
«Математика» для пятого классов образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург -М. Мнемозина, 2013г..
прошёл апробацию и внедрен в Российских школах, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и имеет положительные рекомендации учителей.
Отличительные особенности рабочей программы от авторской.
При составлении рабочей программы использована авторская программа В.И.Жохова, которая имеет для базового уровня имеет два варианта тематического планирования - при 5 и 6 часах математики в неделю. В данной рабочей программе использовано тематическое планирование, рассчитанное на 6 часов в неделю.
Основное отличие настоящей рабочей программы от авторской заключается в изменении количества часов, отведенных на изучение материала по отдельным темам в связи с выделением часов на изучение раздела «Элементы логики, статистики и теории вероятности» и увеличением количества часов на преподавание предмета за счёт часов школьного компонента до 7 часов в неделю.
Логика планирования учебного материала полностью соответствует вышеуказанной авторской программе.
Программа рассчитана на 245 часов в год (7 часов в неделю).
На итоговое повторение в 5 классе в конце года выделено 20 часов. Кроме этого, в начале учебного года, для повторения курса математики начальной школы выделены 3 часа.
Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и обучающихся для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, мультимедийные продукты.
Урок-практикум. На уроке обучающиеся работают над различными заданиями в зависимости от уровня своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок-игра. На основе игровой деятельности обучающиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач. Вырабатываются у обучающихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности обучающихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в компьютерном варианте.
Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок - контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
Формы и методы, технологии обучения.
Ведущими методами обучения являются: объяснительный и репродуктивный методы, частично-поисковый, метод математического моделирования, аксиоматический метод. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, дифференцированного обучения, ИКТ. Используются такие формы организации деятельности, как фронтальный опрос, групповая, парная и самостоятельная работа, работа с учебником, таблицами и др. учебными пособиями. Применяются математические диктанты, работа с дидактическими материалами.
Формы контроля: текущий и итоговый. Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 45 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 - 20 минут. Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значимых тем программы. В течение года планируется провести 15 контрольных работ.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которые должны достигать все обучающиеся, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации обучающегося.
Содержание тем учебного курса и требования к математической подготовки обучающихся.
Учебно-тематическое планирование
Параграф учебника
Тема
Количество
часов
В том числе контрольных работ
Повторение курса математики 1-4 классов
3 часа
1
§ 1
Натуральные числа и шкалы
18 уроков
1
§ 2
Сложение и вычитание натуральных чисел
27 уроков
2
§ 3
Умножение и деление натуральных чисел
35 уроков
2
§ 4
Площади и объемы
21 урок
1
§ 5
Обыкновенные дроби
32 урока
2
§ 6
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
21 урок
1
§ 7
Умножение и деление десятичных дробей
31 урок
2
§ 8
Инструменты для вычислений и измерений
19 уроков
2
Статистика. Комбинаторика.
7 уроков
Итоговое повторение курса математики 5 класса
20 уроков
1
Всего уроков
234 урока
15
Резерв 11 часов
Тема 1. «Повторение курса математики 1-4 классов» (3 часа)
Раздел математики. Сквозная линия
-
Числа и вычисления
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
Арифметические действия с натуральными числами от 0 до 1 000 000.
Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях.
Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости.
Решение текстовых задач арифметическим способом.
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки обучающегося
Знать таблицу сложения и вычитания однозначных чисел.
Знать таблицу умножения и деления однозначных чисел.
Уметь выполнять арифметические действия с натуральными числами.
Знать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях.
Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000.
Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом.
Тема 2 «Натуральные числа и шкалы» (18 часов)
Раздел математики. Сквозная линия
-
Числа и вычисления.
-
Геометрические фигуры и их свойства.
-
Измерение геометрических величин.
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
-
Десятичная система счисления
-
Сравнение натуральных чисел
-
Единицы измерения длины
Цель - систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.
Задачи - восстановить у обучающихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Ввести понятие координатного луча, единичного отрезка и координаты точки.
Понятия шкалы и делений, координатного луча
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки обучающегося:
Уметь читать и записывать многозначные натуральные числа.
Уметь сравнивать натуральные числа.
Уровень возможной подготовки обучающегося:
Уметь начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа.
Уметь назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.
Уметь строить и измерять отрезки.
Знать и понимать:
-
Понятия натурального числа, цифры, десятичной записи числа, классов и разрядов.
-
Таблицу классов и разрядов. Обозначение разрядов.
-
Общепринятые сокращения в записи больших чисел, четные и нечетные числа, свойства натурального ряда чисел, однозначные, двузначные и многозначные числа.
-
Понятия отрезка и его концов, равных отрезков, середины отрезка, длины отрезка, значение отрезков.
-
Единицы измерения длины (массы) и соотношения между ними. Общепринятые сокращения в записи единиц длины (массы).
-
Измерительные инструменты.
-
Понятия треугольника, многоугольника, их вершин и сторон, их обозначение.
-
Понятия плоскости, прямой, луча, дополнительного луча, их обозначение.
-
Понятия шкалы и делений, координатного луча, единичного отрезка, координаты точки.
-
Понятия большего и меньшего натурального числа. Неравенство, знаки неравенств, двойное неравенство.
Уметь:
-
Читать и записывать натуральные числа, в том числе и многозначные.
-
Составлять числа из различных единиц.
-
Строить, обозначать и называть геометрические фигуры: отрезки, плоскости, прямые, находить координаты точек и строить точки по координатам.
-
Выражать длину (массу) в различных единицах.
-
Показывать предметы, дающие представление о плоскости.
-
Определять цену деления, проводить измерения с помощью приборов, строить шкалы с помощью выбранных единичных отрезков.
-
Чертить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по координатам.
-
Сравнивать натуральные числа, в том числе и с помощью координатного луча.
-
Читать и записывать неравенства, двойные неравенства.
Тема 3 «Сложение и вычитание натуральных чисел» (27 часов)
Раздел математики. Сквозная линия
Числа и вычисления
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
Сложение натуральных чисел.
Вычитание натуральных чисел.
Цель - закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
Задачи - уделить внимание закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, т.к. они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. Составлять буквенные выражения по условию задач, решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки обучающегося
Уметь выполнять сложение натуральных чисел.
Уметь выполнять вычитание натуральных чисел.
Уметь вычислять числовые выражения.
Уровень возможной подготовки обучающегося
Уметь выполнять сложение и вычитание натуральных чисел, применяя свойства сложения и вычитания.
Уметь составлять несложные буквенные выражения по условию задачи.
Уметь решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий сложения и вычитания.
Знать:
-
Понятия действий сложения и
-
вычитания.
-
Компоненты сложения и вычитания.
-
Свойства сложения и вычитания натуральных чисел.
-
Понятие периметра многоугольника.
-
Алгоритм арифметических действий над многозначными числами.
Уметь:
-
Складывать и вычитать многозначные числа столбиком и при помощи координатного луча.
-
Находить неизвестные компоненты сложения и вычитания.
-
Использовать свойства сложения и вычитания для упрощения вычислений.
-
Решать текстовые задачи, используя действия сложения и вычитания.
-
Раскладывать число по разрядам и наоборот
Тема 4 «Умножение и деление натуральных чисел» (35 часов)
Раздел математики. Сквозная линия
Числа и вычисления
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
Умножение натуральных чисел.
Деление натуральных чисел.
Цель - закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
Задачи - целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводится понятие квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий.
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки обучающегося
Уметь выполнять умножение натуральных чисел.
Уметь выполнять деление натуральных чисел.
Уметь выполнять деление натуральных чисел с остатком.
Знать порядок выполнения действий при нахождении значений выражений.
Уровень возможной подготовки обучающегося
Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом.
Уметь выполнять действия с натуральными числами, применяя свойства умножения и деления.
Знать и понимать:
-
Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел).
-
Понятия программы вычислений и команды.
-
Таблицу умножения.
-
Понятия действий умножения и деления.
-
Компоненты умножения и деления.
-
Свойства умножения и деления натуральных чисел.
-
Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел).
-
Разложение числа на множители, приведение подобных слагаемых.
-
Деление с остатком, неполное частное, остаток.
-
Понятия квадрата и куба числа.
-
Таблицу квадратов и кубов первых десяти натуральных чисел
Уметь:
-
Заменять действие умножения сложением и наоборот.
-
Находить неизвестные компоненты умножения и деления.
-
Умножать и делить многозначные числа столбиком.
-
Выполнять деление с остатком.
-
Упрощать выражения с помощью вынесения общего множителя за скобки, приведения подобных членов выражения, используя свойства умножения.
-
Решать уравнения, которые сначала надо упростить.
-
Решать текстовые задачи арифметическим способом на отношения «больше (меньше) на … (в…); на известные зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.).
-
Решать текстовые задачи с помощью составления уравнения (в том числе задачи на части).
-
Изменять порядок действий для упрощения вычислений, осуществляя равносильные преобразования.
-
Составлять программу и схему программы вычислений на основании ее команд, находить значение выражений, используя программу вычислений.
-
Вычислять квадраты и кубы чисел.
-
Решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (умножение и деление).
Тема 5 «Площади и объемы» (21час)
Раздел математики. Сквозная линия
-
Вычисления и числа.
-
Измерение геометрических величин.
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
-
Представление зависимости между величинами в виде формул.
-
Размеры объектов окружающего мира.
-
Единицы измерения площади, объема
Цель - расширить представление обучающихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов, систематизировать известные им сведения об единице измерения.
Задачи - отработать навыки решения задач по формулам. Уделить внимание формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки обучающегося
Иметь представление об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов, об единицах измерения.
Уровень возможной подготовки обучающегося
Знать основные единицы измерения площадей и объемов.
Уметь вычислять площадь прямоугольника.
Уметь вычислять объем прямоугольного параллелепипеда.
Знать и понимать:
-
Понятие формулы.
-
Формулу пути (скорости, времени)
-
Понятия прямоугольника, квадрата, прямоугольного параллелепипеда, куба.
-
Измерения прямоугольного параллелепипеда.
-
Формулу площади прямоугольника, квадрата, треугольника.
-
Формулу объема прямоугольного параллелепипеда, куба.
-
Равные фигуры. Свойства равных фигур.
-
Единицы измерения площадей и объемов.
Уметь:
-
Читать и записывать формулы.
-
Вычислять по формулам путь (скорость, время), периметр, площадь прямоугольника,
квадрата, треугольника, объем прямоугольного параллелепипеда, куба.
-
Вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней.
-
Вычислять объем фигуры по количеству кубических сантиметров, уложенных в ней.
-
Решать задачи, используя свойства равных фигур.
-
Переходить от одних единиц площадей (объемов) к другим.
Тема 6 «Обыкновенные дроби» (32 часа)
Раздел математики. Сквозная линия
Вычисления и числа.
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
Обыкновенная дробь.
-
Сравнение обыкновенных дробей.
-
Сложение и вычитание обыкновенных дробей.
-
Сложение и вычитание смешанных чисел.
Цель - познакомить обучающихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
Задачи - изучить сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Уметь сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, выделять целые части дроби.
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки обучающегося
Уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
Уметь сравнивать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями.
Уровень возможной подготовки обучающегося
Уметь выполнять сложение и вычитание смешанных чисел.
Уметь решать задачи на дроби.
Уметь выполнять устно сложение и вычитание с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем.
Знать и понимать:
-
Понятия окружности, круга и их элементов.
-
Понятия доли, обыкновенной дроби, числителя и знаменателя дроби.
-
Основные виды задач на дроби. Правило сравнения дробей.
Уметь:
-
Понятия равных дробей, большей и меньшей дробей.
-
Понятия правильной и неправильной дроби.
-
Правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
-
Изображать окружность и круг с помощью циркуля, обозначать и называть их элементы.
-
Читать и записывать обыкновенные дроби.
-
Называть числитель и знаменатель дроби и объяснять, что ни показывают.
-
Изображать дроби, в том числе равные на координатном луче.
-
Распознавать и решать три основные задачи на дроби.
-
Сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями.
-
Сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей и друг с другом.
-
Складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем.
-
Записывать результат деления двух любых натуральных чисел с помощью обыкновенных
дробей.
-
Записывать любое натуральное число в виде обыкновенной дроби.
-
Выделять целую часть из неправильной дроби.
-
Представлять смешанное число в виде неправильной дроби.
-
Складывать и вычитать смешанные числа
Тема 7 «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»
(21 час)
Раздел математики. Сквозная линия
Вычисления и числа.
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
Десятичная дробь.
Сравнение десятичных дробей.
Сложение и вычитание десятичных дробей.
Округление десятичных дробей.
Цель - выработать умение читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
Задачи - четко представлять разряды рассматриваемого числа, уметь читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки обучающегося
Уметь читать и записывать десятичные дроби.
Уметь сравнивать десятичные дроби.
Уметь округлять десятичные дроби.
Уметь выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
Уровень возможной подготовки обучающегося
Уметь выполнять сложение и вычитание десятичных дробей, применяя свойства сложения и вычитания.
Уметь решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.
Знать и понимать:
-
Понятие десятичной дроби, его целой и дробной части.
-
Правило сравнения десятичных дробей.
-
Правило сравнения десятичных дробей по разрядам.
-
Понятия равных, меньшей и большей десятичных дробей.
-
Правило сложения и вычитания десятичных дробей .
-
Свойства сложения и вычитания десятичных дробей.
-
Понятия приближенного значения числа, приближенного значения числа с недостатком
(с избытком).
-
Понятие округления числа.
-
Правило округления чисел,
-
десятичных дробей до заданных разрядов.
Уметь:
-
Иметь представление о десятичных разрядах.
-
Читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби.
-
Выражать данные значения длины, массы, площади, объема в виде десятичных дробей.
-
Изображать десятичные дроби на координатном луче.
-
Складывать и вычитать десятичные дроби.
-
Раскладывать десятичные дроби по разрядам.
-
Решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.
-
Округлять десятичные дроби до заданного десятичного разряда.
Тема 8 «Умножение и деление десятичных дробей» (31 час)
Раздел математики. Сквозная линия
Вычисления и числа.
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
Умножение и деление десятичных дробей.
Среднее арифметическое нескольких чисел.
Цель - выработать умение умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
Задачи - основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки обучающегося
Уметь выполнять умножение и деление десятичных дробей.
Усвоить понятие среднего арифметического нескольких чисел.
Уровень возможной подготовки обучающегося
Уметь выполнять умножение и деление десятичных дробей, применяя свойства умножения и деления.
Уметь решать текстовые задачи, данные в которых выражены десятичными дробями.
Знать и понимать:
-
Правило умножения двух десятичных дробей (правило постановки запятой в результате действия).
-
Правило деления числа на десятичную дробь (правило постановки запятой в результате действия).
-
Правило деления на 10, 100, 1000 и т.д.
-
Правило деления на 0,1; 0,01; 0,001;и т.д.
-
Свойства умножения и деления десятичных дробей.
-
Понятие среднего арифметического нескольких чисел.
-
Понятие средней скорости движения, средней урожайности, средней производительности.
Уметь:
-
Умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, на десятичную дробь.
-
Выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
-
Применять свойства умножения и деления десятичных дробей при упрощении числовых и буквенных выражений и нахождении их значений.
-
Вычислять квадрат и куб заданной десятичной дроби.
-
Решать текстовые задачи на умножение и деление, а также на все действия, данные в которых выражены десятичными дробями.
-
Находить среднее арифметическое нескольких чисел.
-
Находить среднюю скорость движения, среднюю урожайность, среднюю производительность и т.д.
Тема 9 «Инструменты для вычислений и измерений» (19 часов)
Раздел математики. Сквозная линия
Вычисления и числа.
Геометрические фигуры и их свойства.
-
Измерение геометрических величин.
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
Проценты.
Нахождение процента от величины, величины по ее проценту.
Единицы измерения углов.
Измерение углов.
Цель - сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
Задачи - понимать смысл термина «проценты». Учиться решать задачи на проценты; находить проценты от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Формировать умения проводить измерения и строить углы. Учить пользоваться калькулятором при вычислениях.
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки обучающегося
Уметь пользоваться основными единицами измерения углов.
Уметь решать простейшие задачи на проценты.
Уметь измерять углы и строить их по заданной градусной мере.
Уровень возможной подготовки обучающегося
Уметь пользоваться круговыми диаграммами.
Уметь решать основные задачи на проценты.
Знать и понимать:
-
Понятие процента. Знак, обозначающий «процент».
-
Правило перевода десятичной дроби в проценты и наоборот.
-
Основные виды задач на проценты.
-
Понятие угла и его элементов, обозначение углов, виды углов. Знак, обозначающий
«угол».
-
Свойство углов треугольника.
-
Измерительные инструменты.
-
Понятие биссектрисы угла.
-
Алгоритм построения круговых диаграмм.
Уметь:
-
Пользоваться калькуляторами при выполнении отдельных арифметических действий с
натуральными числами и десятичными дробями.
-
Обращать десятичную дробь в проценты и наоборот.
-
Вычислять проценты с помощью калькулятора.
-
Распознавать и решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов, от какой либо величины.
Тема 10 «Статистика. Комбинаторика» (7 часов)
Раздел математики. Сквозная линия
Круговые диаграммы
Простейшие комбинаторные задачи.
Чтение и построение круговых диаграмм
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
-
Круговые диаграммы.
-
Правило умножения.
-
Дерево вариантов.
-
Факториал.
Цель - сформировать умения решать простейшие комбинаторные задачи, выполнять чтение и построение круговых диаграмм.
Задачи - понимать смысл термина «диаграмма» и «факториал». Учиться решать простейшие комбинаторные задачи; строить дерево вариантов. Учиться строить круговые диаграммы.
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки обучающегося
Уметь пользоваться понятиями факториала, круговых диаграмм.
Уметь решать простейшие задачи на проценты.
Уметь измерять углы и строить их по заданной градусной мере.
Уровень возможной подготовки обучающегося
Уметь пользоваться круговыми диаграммами.
Уметь решать простейшие комбинаторные задачи.
Знать и понимать:
-
понятие диаграммы
-
виды диаграмм;
-
понятия «факториал»,
-
«дерево вариантов».
-
Алгоритм построения круговых диаграмм.
Уметь:
- строить и читать диаграммы,
- решать простейшие комбинаторные задачи.
Тема 11 «Повторение. Решение задач за курс 5 класса» (20 часов)
Раздел математики. Сквозная линия
Вычисления и числа.
Геометрические фигуры и их свойства.
-
Измерение геометрических величин.
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
Арифметические действия с обыкновенными дробями.
-
Арифметические действия с десятичными дробями.
-
Единицы измерения длины, площади, объема, углов.
Проценты.
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки обучающегося
Уметь выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями.
Уметь выполнять арифметические действия с десятичными дробями.
Уметь решать текстовые задачи .
Уметь выполнять измерения геометрических величин и находить их длину, площадь, объем.
Уметь измерять и строить углы.
Уметь решать простые задачи на проценты.
-
Уметь решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий.
Уровень возможной подготовки обучающегося
Уметь решать несложные текстовые задачи с помощью уравнений.
Уметь выполнять арифметические действия с десятичными дробями, применяя свойства сложения, вычитания, умножения и деления.
Уметь решать текстовые задачи, данные в которых выражены обыкновенными и десятичными дробями.
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Понимать, как используются уравнения; уметь применять их для решения математических и практических задач;
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса математики в 5 классе учащиеся должны
Знать/понимать:
Как используются математические формулы и уравнения при решении математических и практических задач;
Как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
Каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
Уметь:
Выполнять устно действия сложения и вычитания двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, сложение и вычитание обыкновенных дробей с однозначным числителем и знаменателем;
Переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов;
Находить значение числовых выражений;
Округлять натуральные числа и десятичные дроби, находить приближенные значения с недостатком и с избытком;
Пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
Решать текстовые задачи арифметическим способом, включая задачи, связанные с дробями и процентами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Для решения несложных практический задач, в том числе с использованием справочных материалов, калькулятора, компьютера;
Устной прикидки и оценки результатов вычислений; проверки результатов вычислений с использованием различных приемов
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№
Тема
1
Диагностическая контрольная работа
Цель - проверить навыки вычислительной техники, решения стандартных задач, решения простейших уравнений; выявить уровень знаний учащихся за курс начальной школы.
2
Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа и шкалы»
Цель - проверить навыки изображения координатного луча, точек по известной координате и нахождение координаты точки, изображенной на ней; проверить правила сравнения натуральных чисел.
3
Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»
Цель - проверить свойства вычитания и сложения; проверить отработанные навыки при решении задач.
4
Контрольная работа №3 по теме «Буквенные выражения. Решение уравнений»
Цель - проверить навыки решения уравнений и использования их в решении задач.
5
Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел»
Цель - проверить навыки умножения и деления натуральных чисел.
6
Контрольная работа №5 по теме «Упрощение выражений. Порядок выполнения действий»
Цель - проверить навыки в решении задач и уравнений с использованием упрощений выражений; правила расстановки действий.
7
Контрольная работа №6 по теме «Площади и объемы»
Цель - проверить умение и навык нахождения площади и объема.
8
Контрольная работа №7 по теме «Дроби. Сравнение дробей»
Цель - проверить умения и навыки работы с окружностью, кругом и их элементами; проверить навыки работы с обыкновенными дробями.
9
Контрольная работа №8 по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»
Цель - проверить навыки вычислительной техники при выполнении действий с дробями.
10
Контрольная работа №9 по теме «Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей»
Цель - проверить степень усвоения правил сложения, вычитания и сравнения десятичных дробей.
11
Контрольная работа №10 по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»
Цель - проверить степень усвоения и вычислительный навык умножения и деления десятичной дроби на натуральное число.
12
Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление десятичных дробей»
Цель - проверить уровень усвоения и навык вычислительной техники в выполнении действий с десятичными дробями, умение применять их в решении задач.
13
Контрольная работа №12 по теме «Проценты»
Цель - проверить навыки решения задач на проценты.
14
Контрольная работа №13 по теме «Угол»
Цель - проверить умение и навык построения и измерения улов.
15
Итоговая контрольная работа
Цель - выявить знания учащихся за 5 курс математики
Литература
-
«Математика» для пятого классов образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург -М. Мнемозина, 2013г.
-
Дидактические материалы по математике для 5 кл. Чесноков А.С. и др. - Просвещение, 2009-2012гг.
-
Математика 5-6. Тематические зачеты. Варианты 1-4. Минаева С.С. и др. (Уровневая дифференциация обучения). - Образование для всех,2012.
-
Жохов В.И. Преподавание математики в 5-6 кл. - Русское слово, 2012.
-
Фридман Л.М. Изучаем математику. 5-6 кл. - Просвещение, 1995.
-
Математика. Методические рекомендации. Мельникова Н.Б. (Уровневая ифференциация обучения). - Образование для всех, 1995.
-
Абдрашитов Б.М. Учитесь мыслить нестандартно»: книга для обучающихся.М.Просвещение: АО «Учебная литература» 1996.
-
Дорофеев Г. В. и др. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике. М., «Дрофа», 2001.
-
Жохов В.И.,. "Математика" 5-6 кл. Программа.М. Мнемозина, 2009
-
Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы.- М. Издательство «Первое сентября» 2003.
-
Шарыгин И.Ф., Шевкин К.И. Математика. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. - М.Просвещение, 1996.
-
Контрольные и самостоятельные работы по математике. А.П. Ершов, В.В. Головобордько издательство «Илекса», Москва.2010г