Урок по математике на тему Сложение и вычитание десятичных дробей (5 класс)

5 класс "Сложение и вычитание десятичных дробей" Методический комментарий.   Этот документ представляет собой информационный лист о работе учителя  Куприной И.П над проектом урока математики в 5 классе по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». Работа была выполнена на основе программ «Word»,  «Power Point», «Exsel», входящих в состав офисного пакета «MicrosoftOfficeXP». Поэтому для использования разработанных документов вам потребуется операционная система «Windows 2003» и выше с соответствующим офисным пакетом программ. Для развития ...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок по математике на тему Сложение и вычитание десятичных дробей (5 класс)

Методическая разработка урока

Предмет: математика Класс: 5

Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей

Тип урока: Урок применения знаний и умений

(3 урок из 4 по данной теме)

Учитель Куприна И.П.










2014


Методический комментарий.


Этот документ представляет собой информационный лист о работе учителя Куприной И.П над проектом урока математики в 5 классе по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Работа была выполнена на основе программ «Word», «Power Point», «Exsel», входящих в состав офисного пакета «Microsoft Office XP». Поэтому для использования разработанных документов вам потребуется операционная система «Windows 2003» и выше с соответствующим офисным пакетом программ.

Для развития познавательного интереса учащихся урок построен и проводится с помощью компьютерной техники.

Урок применения знаний и умений предполагает воспроизведение и корректировку необходимых знаний и умений, анализ заданий и способов их выполнения, самостоятельное выполнение заданий; рационализацию способов выполнения заданий, внешний контроль и самоконтроль и т. д. В течение урока с целью активизации мыслительной деятельности учащихся используются такие приемы, как: «Найди и исправь ошибку», обмен стратегиями, счет - эстафета, различные виды рефлексии, «Кодовое слово», «Выбери уровень» и др.

Структура урока соответствует выбранному типу урока и включает следующие этапы:

  1. Организационный.

  2. Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока.

  3. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий.

  4. Самостоятельное выполнение учащимися заданий.

  5. Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий.

  6. Информация по Д/З

  7. Подведение итогов урока в виде рефлексии, предполагающей самооценку.

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ УРОКА

С применением правил сложения и вычитания десятичных дробей учащиеся неоднократно встречаются на протяжении всего школьного курса как на уроках математики, алгебры, геометрии, так и на других уроках: уроках физики, химии, экономики и т.д. Накопленный опыт позволяет ученикам применять свои знания в различных областях обучения.

Задача учителя при изучении темы «Сложение и вычитание десятичных дробей» добиться безусловного усвоения ее каждым учащимся, поскольку умение складывать и вычитать десятичные дроби является одним из основных умений в курсе математики и находит свое применение в различных областях знаний и отраслях производства. Кроме того, в повседневной жизни каждому человеку приходится сталкиваться с вычислениями, требующими умения складывать и вычитать десятичные дроби.

Данный урок способствует систематизации знаний учащихся, развитию умений применять полученные знания, умения и навыки при решении различного типа заданий.

Цель: воспроизведение и корректировка необходимых знаний и умений, отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей.


Структура целей урока:

(По Плигину А.А. стр. 32 , «Основы творческой разработки урока в технологии ЛОО» ).

Ц е л и:

Образовательные:

знания

продолжить работу над усвоением:

- правила сложения и вычитания десятичных дробей;

- правил нахождения неизвестных компонентов в уравнениях.

умения

совершенствовать умения:

- читать десятичные дроби;

- уравнивать знаки после запятой;

- видеть целую и дробную часть;

- грамотно проговаривать правило.

навыки

- применять правило сложения и вычитания десятичных дробей при решении задач, примеров, уравнений.

Развивающие:

знания

- продолжить работу над совершенствованием применения правила сложения и вычитания десятичных дробей.

умения

- грамотно читать и понимать текст задачи;

- переключать внимание на различные виды деятельности.

навыки



- совершенствование уровня развития математической речи, навыков общения со сверстниками.

работа с субъектным опытом

- овладение техникой обмена стратегиями посредством работы в парах.

Воспитательные:

Формировать:

- интерес к предмету и познавательный интерес;

- целеустремленность через потребность ставить перед собой цели и достигать их;

- чувство взаимовыручки и взаимопомощи.

Уровень общеучебных навыков (ООУН)













- формирование мыслительных операций (анализ, сравнение, умозаключение);

- коммуникативные навыки работы (работа в парах, представление стратегии)Педагогический и методический сценарий урока.

Этап урока

Дидактическая задача

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Показатели выполнения задачи

1. Организация начала урока и активизация УПД

2 мин

Активизация и актуализация опорных знаний и умений

Сообщение целей урока, плана работы, организации рефлексии на каждом этапе урока.

Формирование дидактической цели, потребности в усвоении

знаний. Рефлексия.

Кратковременность

ТОТЕ включения учащихся

в деловой ритм, готовность

класса и оборудования,

принятие цели урока учениками

2. Закрепление знаний и их

обобщение в ходе устной

работы

5 мин

Формирование навыка чтения десятичных дробей, сложения и вычитания дробей

Организация практического

применения навыков.

Оперирование знаниями в

разных ситуациях. Работа с сигнальными карточками.

Умение пользоваться правилом и видеть ошибки. Умение обосновывать свой ответ (приложение 1)

3. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предложенных заданий.

16 мин.

Физкультминутка

Применение знаний и умений при решении различных заданий, закрепление навыка сложения и вычитания десятичных дробей в типичной и нестандартной ситуациях

Проверка полноты, осознанности знаний, сформированности умений, навыков. Организация работы в парах по выработке стратегий.

Выполнение упражнений в различных видах деятельности. «Обмен стратегиями» по алгоритму решения задач.


Применение знаний в различных ситуациях

Составленные учащимися стратегии, обсуждение и выбор рациональных способов. (Свои стратегии ребята оформляют на листах ватмана )

(Приложение 2)

4. Оперативный контроль с самопроверкой знаний. (Работа по карточкам)

10 мин

Развитие интереса к предмету, теме, умение оценивать свои знания

(Приложение 3)

Организация работы, инструктаж

(Приложение 4)

Выполнение заданий, комментирование своих действий, историческая справка.

Составление слов, предложенных в задании

Сообщение исторической справки на базе полученных слов.

5. Информация о домашнем задании и инструктаж

3 мин

На основе выявленных результатов дать домашнее

задание.

Сообщение домашнего задания, провести инструктаж по его выполнению.

Задать проблемное и творческое задание. (Приложение №6)

Запись домашнего задания, постановка вопросов по его содержанию и выполнению

Принятие домашнего задания.

Точность и корректность вопросов.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

4 мин

Анализ успешности овладения ЗУН и способами деятельности.

Оценка качества учебной деятельности учащихся отметками.

Составление «картины деятельности» на уроке, самооценка.

Адекватность самооценки, активность участия в обсуждении картины деятельности.

Приложение 1

Устная работа

1.Прочитать дробь. ( Плакат с движущейся лентой - запятой)

4

2

1

0

3

8

,

-

-

-

-

-

-

-Урок по математике на тему Сложение и вычитание десятичных дробей (5 класс)


2.Работа с сигнальными картами:

Если пример верный - поднимаем красную карту.

Если пример неверный - поднимаем зеленую карту, объясняем ошибку, обосновывая правилом.

0,7690 2,70 6,6 7,79

+ + - -

42,386 1,38 5,8 3,79

____________ _________ ________ ________

50,076 4,08 0,7 4,00

3.Вставьте пропущенные числа так, чтобы весы были в равновесии

1

х - 1,5= 0,5

2

4,2 - х = 5

?

=

1

2

3


0,2 + х= 1



3


Приложение 2

«Счет - эстафета»

Правильно посчитай.

14-3,96 = … -7,85 = … - 1,19 = … +4,017= ?

10-2,84 = … -5,24 = … -0,92 = … +6,081 = ?

Реши задачу

1. ( Самостоятельно.)

Построй свою стратегию, отвечая на вопросы.

Автомашина в первый час прошла 48,3 км, во второй

час - на 15,8 км меньше, чем в первый, а в третий час - на

24,3 км меньше, чем за первые два часа вместе. Какой путь

прошла автомашина за эти три часа?

Обмен стратегиями см. слайд.

Реши уравнение

1268 (а,в)

а) (х - 18,2) + 3,8 = 15,6 (у доски) Ответ: 30

в) 16,5 - (у + 3,4) = 4,9 (Самостоятельно с самопроверкой. Один ученик работает на отворачиваемой доске или можно оформить слайд) Ответ: 8,2

Приложение 3

Выбери, какой уровень тебе подходит, и выполни задание.

1. «3»Реши примеры. Заполните таблицу буквами, учитывая найденные ответы, и вы получите фамилию знаменитого ученого средневековья, который описал правила вычислений с десятичными дробями.

3

8,18

2,2

0,3

7,4


1. 0,1 + 0,2 = у 2. 4,2 - 1,2= м

3. 3,6 - 1,4 = с 4. 5,4 + 2= д

5. 9,8 - 1,62= а

2. «4» Решите примеры. Зачеркните в таблице ответы и буквы, им соответствующие. Оставшиеся буквы позволят вам прочитать имя ученого, который в России изложил учение о дробях.

1. 7,4+3,2 5. 50,2-20,2

2. 18,6+4,2 6. 3-0,4

3. 7,5-0,7 7. 9,5-4,3

4. 5,9+0,3 8. 4,2+2,06

6,2

62

10,6

5,3

5,2

22,8

22,6

6,08

6,8

30

7,57

6,26

8,2

2,6

82

Ш

Л

Г

Е

Б

П

О

Н

К

С

Т

Х

И

М

Й


  1. «5» В кружки впишите буквы, соответствующие найденным ответам и вы получите имя голландского ученого, который изобрел десятичные дроби в Европе.

Задание

Ответ

Буква

1

0,34 - х = 0,12

Х=

И

2

0,3 числа равно 30

Это число равно …….

О

3

206,48 - 90,507

=

С

4

4 м 8 см

= ………м

Н

5

Найдите значение выражения

4,25а + 1,75а - 3,076

При а = 3



М

1Урок по математике на тему Сложение и вычитание десятичных дробей (5 класс)15,973 0,22 14,924 100 4,08

Урок по математике на тему Сложение и вычитание десятичных дробей (5 класс)Урок по математике на тему Сложение и вычитание десятичных дробей (5 класс)Урок по математике на тему Сложение и вычитание десятичных дробей (5 класс)

Урок по математике на тему Сложение и вычитание десятичных дробей (5 класс)Урок по математике на тему Сложение и вычитание десятичных дробей (5 класс)Урок по математике на тему Сложение и вычитание десятичных дробей (5 класс)Урок по математике на тему Сложение и вычитание десятичных дробей (5 класс)Урок по математике на тему Сложение и вычитание десятичных дробей (5 класс)Урок по математике на тему Сложение и вычитание десятичных дробей (5 класс)







Приложение 4

Историческая справка (Сообщение готовит ученик)

В науке и промышленности, в сельском хозяйстве при расчетах десятичные дроби используются значительно чаще, чем обыкновенные, что связано с простотой правил вычислений с десятичными дробями.

Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый Средневековья аль - Каши Джемилед Ибн Масуд в начале 15 века. Он записывал дроби так, как принято сейчас, но запятой не пользовался, дробную часть записывал красными чернилами , или отделял вертикальной чертой.

Но об этом в Европе не знали и только через 150 лет десятичные дроби были заново изобретены голландским ученым Симоном Стевином , но записывал он их довольно сложно

  1. 0 5 1 6 2 = 24, 56

0 1 2

Современная запись стала использоваться в 17 веке.

В России учение о дробях, изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году.

Приложение 5.

Рефлексия.

Устный счет

Счет- эстафета

Задачи

Уравнения

Карточки

Итого

Чувствую себя уверенно


Испытываю затруднения


Используй знак *, + или свой

Оцени себя:

Если был уверен всегда - « 5»

Если затруднялся 1 , 2 - « 4»

Если затруднялся 3, 4 - «3»

Более четырех раз испытывал затруднения - «2». Необходимо еще раз проработать правило!!!












Приложение 6

Домашнее задание

Обязательный уровень № 1259, № 1268 (б, г)

Дополнительно карточка с творческим заданием: найти значение буквенного выражения (а+в)-с при значениях букв, указанных в таблице. Запишите полученные значения в строке «результат» и закрасьте каждую часть своего рисунка цветом, соответствующим в таблице данному результату:

Значения букв

а

0,52

10,1

15,9

7,15

9,1

в

3,44

24,9

49,9

7,15

20,9

с

2,94

24,99

49,13

6,55

11,78

Результат


Цвет на рисунке

красный

желтый

коричневый

синий

зеленый

Урок по математике на тему Сложение и вычитание десятичных дробей (5 класс)

Урок по математике на тему Сложение и вычитание десятичных дробей (5 класс)

Урок по математике на тему Сложение и вычитание десятичных дробей (5 класс)Урок по математике на тему Сложение и вычитание десятичных дробей (5 класс)Урок по математике на тему Сложение и вычитание десятичных дробей (5 класс)Урок по математике на тему Сложение и вычитание десятичных дробей (5 класс)







Использованная литература:

  1. Математика 5. Учебник. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд.

  2. Основы творческой разработки урока в технологии ЛОО. Сост. Г.В.Терновая.

  3. Кирилл и Мефодий. Электронная энциклопедия.

  4. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев:

Математика. 5-11 класс/ сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г.Миндюк. - М.:

Дрофа, 2002.

  1. Методические рекомендации к учебнику математики 5 кл. П/ред. Жохова В.И.




© 2010-2022