Производная функции. Обобщающий урок в 10 классе

Цели урока: 1.      Обобщить знания учащихся по теме «Производная функции». 2.      Способствовать развитию навыков применения теоретических знаний в практической деятельности. 3.      Способствовать воспитанию ответственности за качество и результат выполняемой работы на уроке.   Задачи: 1.     Повторить алгоритм нахождения производной. 2.     Используя правила нахождения производной, применить их для решения конкретных задач.   3.     Сформировать глубину и оперативность мышления.
Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Производная функции.

Обобщающий урок в 10 классе.

Девиз урока: Решай, ищи, твори и мысли. (Ритм) И в задачах тех ищи удачу, где получить рискуешь сдачу!

Цели урока:

  1. Обобщить знания учащихся по теме «Производная функции».

  2. Способствовать развитию навыков применения теоретических знаний в практической деятельности.

  3. Способствовать воспитанию ответственности за качество и результат выполняемой работы на уроке.

Задачи:

  1. Повторить алгоритм нахождения производной.

  2. Используя правила нахождения производной, применить их для решения конкретных задач.

  3. Сформировать глубину и оперативность мышления.

Планируемый результат урока:

  1. Учащиеся знают правила нахождения производных.

  2. Учащиеся отработали навыки применения теоретических знаний расчета производной функции на учебных примерах.

  3. Учащиеся почуствовали ответственность за качество и результат выполняемой работы на уроке.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний

Оборудование: раздаточный материал (разноуровневые карточки с практическими заданиями, листы учета знаний), карточки с основными формулами.

Ход урока:

  1. Организационный момент

    1. Постановка целей и задач урока

2) Повторение теоретического материала

«Вы уже накопили некоторый опыт нахождения производной. И сегодня мы посмотрим, чему же вы научились. Повторим теоретический материал».

2 ученика идут к доске выписывать известные им правила нахождения производной. В это время класс отвечает на вопросы учителя:

а) что такое производная?

б) какие смыслы производной существуют?

в) что такое производная с геометрической точки зрения?

г) какой угол образует прямая с осью абсцисс:

  • если k>0

  • если k<0

  • если k=0

  • если прямые a || в?

д) что такое производная с механической точки зрения?

е) что значит продифференцировать?

ж) какая функция называется дифференцируемой в точкеПроизводная функции. Обобщающий урок в 10 классе.?

и) какую формулу имеет уравнение касательной?

3) Применение теоретического материала к решению задач

«Рассмотрев теоретический материал вычисления производной, применим его при решении задач».

В это время на интерактивной доске высвечиваются примеры для устного нахождения производной (отвечают все учащиеся класса по цепочке).

Найдите производную функции


y=3x

    y=-Производная функции. Обобщающий урок в 10 классе.+5

      y=sin2x

        y=cos3x

          y=4x2

          y=Производная функции. Обобщающий урок в 10 классе.

            y=cos22x

              y=cos(4x-1)

                y=x-5

                  y=Производная функции. Обобщающий урок в 10 классе.

                    y=Производная функции. Обобщающий урок в 10 классе.

                      y=ctg(x-Производная функции. Обобщающий урок в 10 классе.)

                        y=Производная функции. Обобщающий урок в 10 классе.

                          y=Производная функции. Обобщающий урок в 10 классе.

                            y=4x2+Производная функции. Обобщающий урок в 10 классе.

                              y=tg(Производная функции. Обобщающий урок в 10 классе.-2x)

                                y=Производная функции. Обобщающий урок в 10 классе.

                                  y=4-x4

                                    y=Производная функции. Обобщающий урок в 10 классе.

                                      y=Производная функции. Обобщающий урок в 10 классе.

                                        y=x2+3sinx

                                          y=Производная функции. Обобщающий урок в 10 классе.

                                            y=cos2x


                                              y=3x2+2x+5

                                                y=Производная функции. Обобщающий урок в 10 классе.

                                                  y=Производная функции. Обобщающий урок в 10 классе.


                                                  После решения этих примеров на интерактивной доске высвечивается следующее задание для устного счета. Учащиеся выходят по одному к доске и стрелками устанавливают соответствие между левым и правым столбцами таблицы.


                                                  Установите соответствие


                                                  Функция

                                                  1. Производная функции. Обобщающий урок в 10 классе.+2

                                                  2. x+cosx

                                                  3. sin2x

                                                  4. cos2x

                                                  5. Производная функции. Обобщающий урок в 10 классе.







                                                  Производная

                                                  А. 1-sinx

                                                  B. Производная функции. Обобщающий урок в 10 классе.

                                                  C. -2sin2x

                                                  D. sin2x

                                                  E. Производная функции. Обобщающий урок в 10 классе.

                                                  Далее на интерактивной доске высвечиваются следующие задания для устного счета. Учащиеся выходят по одному к доске для их выполнения.


                                                  Производная какой функции равна:

                                                  Задайте формулой функцию h, если f(x)=3-2x, g(x)=x2,p(x)=sinx

                                                  1. 2x+4

                                                  2. 6x+1

                                                  3. 16x3-4

                                                  4. 8x-2

                                                  5. 9x2-Производная функции. Обобщающий урок в 10 классе.

                                                  a) h (x)=g(f(x))

                                                  b) h (x)=g(p(x))

                                                  c) h (x)=p(f(x))


                                                  4.Работа по карточкам (разноуровневая работа, выполняется учащимися на местах):

                                                  Карточка №1 (уровень А).

                                                  Найдите производную функции:

                                                  1. у = 5 - 7х

                                                  2. у = (х - 5)(2х - 5)

                                                  3. y = 4x5 + tg 3x - cos2x

                                                  4.у = Производная функции. Обобщающий урок в 10 классе.

                                                  Карточка №2 (уровень В).

                                                  Найдите производную функции:

                                                  1. у = (х3 - 2х2 + 5)6;

                                                  2. у = cos(х3-3)

                                                  3. у = Производная функции. Обобщающий урок в 10 классе.

                                                  4. у = Производная функции. Обобщающий урок в 10 классе.

                                                  Карточка №3 (уровень С).

                                                  Найдите производную функции:

                                                  1. у = sin2 5x

                                                  2. y = Производная функции. Обобщающий урок в 10 классе.

                                                  3. y = Производная функции. Обобщающий урок в 10 классе.


                                                  5. Геометрический смысл производной.

                                                  1) в какой точке параболы у = Производная функции. Обобщающий урок в 10 классе. +3x -1 касательная наклонена к оси абсцисс под углом Производная функции. Обобщающий урок в 10 классе.?

                                                  2) найти тангенс угла наклона касательной у = 2 cos 3x в точке Производная функции. Обобщающий урок в 10 классе. = Производная функции. Обобщающий урок в 10 классе..

                                                  3) найти тангенс угла наклона касательной к графику функции f(x)=2x3-5x в точке М(2;6).

                                                  4) какой угол с осью ОХ образует касательная к графику функции у = ctg 2x в точке с абсциссой x = - Производная функции. Обобщающий урок в 10 классе.

                                                  5) при каком значении а прямая у = - 10x +a является касательной к графику функции

                                                  у = 3Производная функции. Обобщающий урок в 10 классе.- 4x -2?

                                                  6) при каком значении b прямая у=3x+b, является касательной к графику у = 2Производная функции. Обобщающий урок в 10 классе. - 5x +1?

                                                  7) какой угол образует с направлением оси ОХ касательная к графику функции f(x)= (1-3)Производная функции. Обобщающий урок в 10 классе.?, проведенная в точке х=3

                                                  6. Повторим механический смысл производной.

                                                  Что является производной от расстояния? От скорости?

                                                  1. Материальная точка движется по закону S(t)=3t2+4cos(0,5Производная функции. Обобщающий урок в 10 классе.t). Найдите скорость материальной точки в момент времени t=2с.

                                                  2.Найти скорость точки, движущейся прямолинейно по закону x(t)=2t3+t2-4 в момент времени t=4с.

                                                  3.Тело движется по координатной прямой по закону S(t)= t3 +6 t2 +5 t. Найдите скорость и ускорение при t=2.
                                                  Решение: V(t)= 3t2+12t, V(2)=12+24=48
                                                  a(t)=6t+12, a(2)=12+12=24

                                                  7. Химический смысл производной.
                                                  Пусть дана функция m=m(t),где m-количество некоторого вещества, вступившего в химическую реакцию в момент времени t. Приращению времени Δt будет соответствовать приращение Δm величины m. Отношение Δm/Δt- есть средняя скорость химической реакции за промежуток времени Δt. Предел этого отношения при стремлении tΔ к нулю- есть скорость химической реакции в данный момент времени .

                                                  Задача по химии: Пусть количество вещества, вступившего в химическую реакцию задается зависимостью:
                                                  р(t) = t2/2 + 3t -3 (моль)
                                                  Найти скорость химической реакции через 3 секунды.
                                                  Решение. V(t)=t+3
                                                  V(3)=6

                                                  8. Самостоятельная работа ( Задания по карточкам)

                                                  5 ЭТАП. Итог урока

                                                  1. Самооценка труда учащихся.

                                                  • Выполнил ли программу урока полностью;

                                                  • Какие виды работ вызвали затруднения и требуют повторения;

                                                  • В каких знаниях уверен.

                                                  2. Оценка труда товарищей:

                                                  • Кто, по-вашему мнению, внес наибольший вклад;

                                                  • Кому, над чем следовало бы еще поработать.

                                                  3. Оценка работы класса учителем.

                                                  6 ЭТАП. Домашнее задание: составить проверочную карточку из трех заданий по данной теме (разноуровневую)

                                                  Используемая литература.

                                                  1. В.С. Крамор. "Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа" Просвещение, 1990

                                                  2. Л.И. Звавич, Л.Я. Шляпочник, М.В. Чинкина. "Алгебра и начала анализа: 3600 задач для школьников и поступающих в вузы"

                                                  3. Газета "Математика" (приложение к газете "Первое сентября")


                                                  © 2010-2022