- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока математики на тему Решение задач на проценты
Конспект урока математики на тему Решение задач на проценты
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Науменко Н.М. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
-
Тема урока Решение задач на проценты.
Класс 6
2. Цели урока: обобщение, систематизация, закрепление полученных знаний по теме проценты; совершенствование практических навыков решения основных задач на проценты, умение применять полученные знания.
3. Предполагаемые результаты:
- предметные: умение использовать понятие процента в конкретных реальных ситуациях, умение распознавать тип задач, умение решать задачи на проценты.
- личностные: умение слушать собеседника и вести диалог, умение работать в парах и группах, излагать и аргументировать свою точку зрения.
- метапредметные: умение воспроизводить смысл понятия процента, умение обрабатывать информацию, выбирать способы решения задач; умение определять цель учебного задания, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, умение контролировать учебный процесс и результаты своей деятельности, оценивать свои достижения; умение видеть важность и необходимость применения математики в жизни, умение слушать, работать в паре; требовательное отношение к себе и своей работе.
4. Фундаментальные образовательные объекты, в направлении которых планируется деятельность учеников: число, процент, задача.
5. Необходимое оборудование: доска, экран, проектор, компьютер, карточки для самостоятельной работы и работы в группах, Учебник «Математика», 6 класс (автор Г.В.Дорофеева, , И.Ф.Шарыгин.-М. : Просвещение , 2013 год).
6. Структура и ход урока
1. Организационный этап.
-
Актуализация знаний. Фронтальная работа.
-
Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся.
-
Закрепление знаний.
-
Физкультминутка.
-
Усвоение знаний
-
Подведение итогов урока
-
Информация о домашнем задании.
-
Рефлексия
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Время (в мин)
I. Организационный этап
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
У каждого из вас на столах лежат карточки самооценки. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания, и оценивать свою работу.
-Ребята!
Сегодняшний урок мне хочется начать с загадки:
В школе учитель за наши дела
Ставит в журнале оценки.
Сотую долю любого числа
Мы называем …………….
(процентом)
Проценты одно из немногих математических понятий, которое очень широко встречается в повседневной жизни и сегодня ваша задача показать применение полученных знаний по этой теме в некоторых сферах деятельности человека. Презентация учителя
Слайд 1
Учащиеся слушают учителя
Учащиеся отгадывают загадку.
1
II. Актуализация знаний
Задание 1
Ответьте на вопросы:
-
Что называют процентом? (1% = )
-
Как обозначают процент? (%)
-
А зачем нужны проценты? (С помощью процентов можно выразить отношение между двумя величинами: частью и целым)
-
Как найти 1% от числа? (разделить его на 100)
-
Как найти само число, если известен его 1%? (умножить на 100)
-
Как перевести проценты в десятичную дробь? (разделить на 100)
-
Как перевести десятичную дробь в проценты ? ( умножить на 100)
-
Как найти р% от числа А?
( р% от А - это )
-
Как найти число А по р%?
(А по р% - это )
-
Как найти , сколько % число А составляет от числа В?
()
Презентация учителя слайд 2, 3
Задание 2.
Продолжите предложения, подобрав соответствующую фразу из ответов:
1. 100% учащихся школы − это…
2. 25% учащихся школы − это…
3. 10% учащихся школы − это…
4. 50% учащихся школы − это…
Ответы:
а) половина всех учащихся школы ;
б) все учащиеся школы;
в) четверть всех учащихся;
г) десятая часть всех учащихся.
Презентация учителя слайд 4
Задание 3.
Объясните, используя слово «процент», что означают следующие утверждения:
а) из 100 лодок на станции 11 лодок восьмиместных;
б) 80 жителей канадского города из каждых 100 знают английский язык;
в) из каждых 100 новорожденных 55 - девочки;
г) из каждых 100 жителей России 70 живут в городе.
Какие три основные задачи на проценты следует помнить?
Вспомните и расскажите алгоритм решения каждой задачи?
Презентация учителя слайд 5
Задание 4. «Найдите соответствие»
Письменная работа по вариантам. Учащимся раздаются карточки, они на них указывают соответствие между процентами и числами в столбике.
I вариант II вариант
25% от 28 49 20% от 35
50% от 24 7 40% от 40
40% от 150 42 25% от 48
80% от 20 12 75% от 80
20% от 30 60 30% от 20
60% от 70 6 70% от 70
35% от 140 16 21% от 200
Презентация учителя слайд 6
Ответы:
I вариант II вариант
25% от 28 (7) 49 20% от 35 (7)
50% от 24 (12) 7 40% от 40 (16)
40% от 150 (60) 42 25% от 48 (12)
80% от 20 (16) 12 75% от 80 (60)
20% от 30 (6) 60 30% от 20 (6)
60% от 70 (42) 6 70% от 70 (49)
35% от 140 (49) 16 21% от 200 (42)
Критерий оценок:
1ошибка -«4», 2-3ошибки - «3», более 3-х ошибок - «2».
Презентация учителя слайд 7
1.Учащиеся вспоминают определения, правила, формулируют их.
Учащиеся устно выполняют предложенные задания.
2.Читают предложения.
3. Пытаются переформулировать утверждения
4.Учащиеся выполняют письменно работу. Затем соседи по парте обмениваются тетрадями, проверяют и оценивают друг друга с помощью ответов на экране.
7
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Задание
Перед вами карточка. Как по- другому можно назвать каждую дробь , записанную в первой строке таблицы? Запишите соответствующие буквы во вторую строку. Какое слово получилось? Проверьте себя.
0,5
50%
Четверть - Д
Половина - А
Дюжина- П
Треть - З
Десятина-О
Процент - Ч
- Как вы думаете, почему у нас два этих слова? (Они связаны с темой урока.)
Формулируется тема урока. « Решение задач на проценты»
Открывается слайд, на котором записана тема урока (учащиеся записывают число и тему в тетрадь).
- Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием?
Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ.
Заполняют карточку.
Работа в парах.
Полученное слово - задача.
Формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока.
Отвечают, приводят примеры из жизненных ситуаций.
3
IV. Закрепление знаний
Все задачи решаются по одному алгоритму? (Нет).
На какие группы можно разбить задачи?
I тип задач−нахождение величины по процентам.
II тип задач−нахождение процента от числа. III тип задач - нахождение процентного отношения величин.
-
Класс делится на 3 группы. Каждой группе выданы листы (приложение 1)
Перед вами лист с задачами. Вы должны внимательно прочитать условия и выбрать задачи своего типа. Составить алгоритм решения задач.
2.Решение задач
Задание в картинках по теме «Задача на простые проценты: нахождение числа по его проценту». П3
Задание в картинках по теме «Задача на простые проценты: нахождение процентного отношения чисел». П5
Задание в картинках по теме «Задача на нахождение процента от целого числа с помощью уравнения». П6
Организация и контроль над процессом решения задач
Учащиеся в группах выбирают задачи своего типа, составляют алгоритм решения и выполняют решение выбранных задач. По окончании работы группы представляют свою работу. В результате, каждой группой решены задачи всех типов.
Демонстрация решенных задач. Обсуждение алгоритма решения каждой задачи.
Работают в группах над поставленными задачами.
Выполняют задания ЭОР и самопроверку с помощью ЭОР.
17
V. Физкультминутка
Давайте немного передохнем.
Раз, два - выше голова. Три, четыре - руки шире. Пять, шесть - всем присесть. Семь, восемь - встать попросим. Девять, десять - сядем вместе.
«Успокоение»
Учитель говорит слова, а дети выполняют действия, отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.
Нам радостно, нам весело!
Смеемся мы с утра.
Но вот пришло мгновенье,
Серьезным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого, а
А себя лишь одного!
Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.
2
VI. Усвоение знаний
Самостоятельная работа
Задание в картинках по теме «Задача на простые проценты: нахождение числа по его проценту». K3
Задание в картинках по теме «Задача на нахождение процента от целого числа с помощью уравнения». K6
Проверка и анализ выполненной работы.
Обращаем внимание на ответы, полученные в задаче.
Решают самостоятельную работу на компьютере.
Учащиеся сравнивают свои ответы с правильными,
оценивают свою работу.
Учащиеся делают выводы.
Если число сначала увеличить (уменьшить) на сколько-то %, а затем уменьшить(увеличить) на столько же %, то получим одинаковые результаты.
10
VII. Подведение итогов урока
− Какую задачу мы ставили на уроке?
− Удалось ли нам её решить?
− Где можно применять новые знания?
− Что на уроке у вас хорошо получилось?
− Над чем ещё нужно поработать?
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
2
VIII. Информация о домашнем задании
Домашнее задание дифференцированное. По карточкам (приложение 1).
Учащиеся получают карточки с домашним заданием.
2
IX. Рефлексия
Итак, вы сегодня решали разные типы задач на проценты. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами.
− Кто работал на уроке лучше всех?
− Кому еще надо стараться?
− С каким настроением вы уходите с урока?
Презентация учителя слайд 8
Учащиеся оценивают свою работу и работу одноклассников, а также свое настроение в конце урока.
2
Приложение 1
Дифференцированное домашнее задание.
-
На «5». Иванов сделал открытие, позволяющее экономить 30% топлива, а Петров целых 70%. Сколько процентов топлива можно экономить, применяя оба эти изобретения?
-
На «4» . «Винни-Пух и Пятачок» начисляет своим вкладчикам по 10% ежемесячно. Иа-Иа сделал вклад в этот банк в размере 1 рубля. Сколько денег он сможет снять со своего счета через два месяца?
-
На«3». В банк положили 1 000 000 рублей. Какую сумму должны получить через четыре месяца, если по истечении каждого месяца банк начисляет 8% дохода?
Технологическая карта урока обобщения и контроля знаний.
№ п/п
Название этапа урока
Цель и задачи этапа
Применение ЦОР
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Организационный момент
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Включаются в деловой ритм урока.
2
Актуализация знаний
Актуализация опорных знаний и способов действий.
Организация устного счета и повторения правил перевода процентов в дробь и обратно.
Участвуют в работе по повторению: отвечают на поставленные вопросы.
3
Вступительная часть: определение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
Презентация учителя.
Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.
Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.
4
Основная часть: воспроизведение и коррекция опорных знаний;
Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений;
Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических задач
Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни.
Задание в картинках по теме «Задача на простые проценты: нахождение числа по его проценту». П3
Задание в картинках по теме «Задача на простые проценты: нахождение процентного отношения чисел». П5
Задание в картинках по теме «Задача на нахождение процента от целого числа с помощью уравнения». П6
Организация и контроль над процессом решения задач.
Работают в группах над поставленными задачами.
Выполняют задания ЭОР и самопроверку с помощью ЭОР.
5
Домашнее задание
Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания.
Дает комментарий к домашнему заданию.
Задают вопросы.
Учащиеся записывают в дневники задание.
6
Итог урока
Рефлексия.
Подводит итоги работы групп и класса в целом.
Самооценка, осознание качества и уровня усвоения изученного