- Преподавателю
- Математика
- 15 принципов для достижения главной цели учителя
15 принципов для достижения главной цели учителя
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Плукчи М.И. |
Дата | 10.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
15 принципов для достижения главной цели учителя
Школа… Ещё три минуты… «Звонок»… Начинается урок. Я, как обычно, попрошу записать дату и объявлю тему урока, и будут задаваться вопросы, решаться задачи, доказываться теоремы, определяться истинность математических утверждений. И, как обычно, на меня будут смотреть 25 пар удивленных, пытливых глаз.
Вот Галия - выпускница 1982 года (сейчас главный экономист предприятия) со своим вопросом: «Как научиться думать, Мария Ильинична?». Когда-то меня этот вопрос поставил в тупик! «Какое завидное постоянство - опять «3»… Надо что-то менять…» - рассуждает Ерлан, выпускник 1996 года.(сейчас сотрудник Акимата г. Астаны по социальным вопросам. А это Гульмира - выпускница 2010 года: «Я поняла: надо добиваться поставленной цели!» ( И набрала 25 баллов по математике на ЕНТ). «Ура! У меня всё верно!» - радостно произносит Никита из сегодняшнего, очень трудного 11 А.
Для них я - учитель, знающий, понимающий, оценивающий, неравнодушный к их будущему человек. Но они, мои ученики, даже порой и не подозревают, что этому взрослому человеку тоже каждый день приходится решать задачки - задачки по их воспитанию, развитию, обучению, задавать себе вопросы и искать на них ответы, доказывать свои учительские теоремы.
-
Принцип ценности знаний. Объясняй им, своим ученикам, истины, рождённые поколениями, выстраданные ими, не искажая их, не толкуя их вкривь и вкось, а повторяя, даже рискуя надоесть. Придерживайся профессионального кредо: человек должен переделывать себя ради истины, истина же не может переделываться в угоду человеку [12].
-
Принцип уважения к достижениям других. Разъясняй, что прежде, чем «изобретать колесо», надо изучить и осмыслить опыт того, что сделано до тебя. Ведь любое знание предполагает хотя бы желание выслушать мнение другого. Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. (Конфуций)[11].
-
Принцип индивидуального подхода. Считай, что неталантливых учеников не бывает, и настоящая педагогическая мудрость заключается в том, чтоб никогда не ставить ему «двойки», чтоб перед ребёнком никогда не закрывали путь к успеху. Ведь любой в детстве верит, что нет недосягаемых высот! Помни здесь о «самой хрупкой» проблеме педагогики - желании учиться (В.А. Сухомлинский) [7]. И путь от незнания к знанию очень сложный, а проходит его каждый по-своему.
-
Принцип неравнодушия. Опасайся увидеть ребёнка с угасшими глазами. Ведь равнодушие - это «одеревенение души», извращённая форма жестокости. Помни о важнейшей черте педагогической культуры - непосредственном обращении к уму и сердцу воспитанника[6].
-
Принцип заинтересованности. Помни о классическом правиле Аристотеля - мышление начинается с удивления, а чувство удивления - могучий источник желания знать[4].
-
Принцип саморазвития. Готовься к своему хорошему уроку всю жизнь, ведь знания - дело живое, вечно обновляющееся, и они стареют и умирают, как умирает человек.
-
Принцип достижения цели. Покажи им, пытающимся и принимающим первые самостоятельные решения, что учеба - это, прежде всего, труд. («Гений - это 1 % вдохновения и 99 % пота» - Т. Эдисон [13])
-
Принцип веры в собственные силы. Помни, что без веры невозможно достичь того, чтобы человек чем-то дорожил! Ведь, если мы хотим, чтобы он дорожил землёй и любил её, надо провести его годы детства через труд, одухотворённый верой в осуществлении того, как должно быть! [5]. (В.А. Сухомлинский)
-
Принцип делового общения. «В школе должна царствовать серьёзность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, порядок без педантизма, и главное, постоянная разумная деятельность» [8]. (К.Д. Ушинский)
-
Принцип толерантности. Рассказывай им с горящими глазами, задающим вопросы, на которых ответа, может быть, и нет, что «можно быть другом истины до мученичества, но не быть её защитником до нетерпимости» [10]. (Пифагор)
-
Принцип убеждения и тактичности. Самое лучшее воспитание то, которое не заметно для того, кого воспитывают [2]. - Меняй свою тактику во взаимоотношениях с учениками в зависимости от их возраста и духовного развития.
-
Принцип прогресса. Ученики обязательно должны хоть в чем-то превосходить своих учителей.
-
Принцип психологической «привычки». Самообладание и выдержка приобретаются так же, как и другие умения и навыки [3].
-
Принцип открытости требований. «Что значит знать? Вот в чём затруднения!» (В. Гёте "Фауст")
-
Принцип золотой середины или «НЕ НАВРЕДИ». Подходи к границам допустимого, но к крайностям не прибегай. «За что бы мы ни ухватились в деле воспитания, мы везде придём к этому вопросу - к вопросу меры, а если сказать точнее - к середине» [1]. (А.С. Макаренко)
Пройдет время, и какой-то мой новый ученик опять мне задаст вопрос, на который у меня сразу и не будет ответа.
Обучение и познание - сложные процессы, они предполагают, прежде всего, деятельность учителя и деятельность учащегося. Поэтому учитель даёт не только научную информацию по своему предмету, но он и планирует, организует, контролирует учебную деятельность ученика, развивает навыки учебного труда, мышление, способности, умения применять знания на практике - всё то, что поможет учащемуся добиться успеха на своем жизненном пути. Я помогу ему, своему ученику, стать образованным человеком - «человеком, обладающим тремя основными качествами: обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств» [9]. (Н.Г. Чернышевский).
И я опять буду учиться - учиться осмысливать жизнь, «формировать» человека, давать ему знания, воспитывать характер, «сеять доброе», пропагандировать культ знаний, ориентировать своих учеников на будущие успехи, а не на прошлые неудачи, то есть доказывать свои педагогические теоремы.
Познавая, мы стремимся передать новое другим - это динамика жизни. Без этого прогресса не будет!
Используемая литература и интернет-ресурсы
-
Макаренко А.С. Сочинения. Т.4. М., АПИ РСФСР, 1951, стр.457.
-
Синица И.Е. О такте и мастерстве (Беседы с молодыми педагогами) - Киев, «Радянска школа», 1976, стр. 61.
-
Синица И.Е. О такте и мастерстве (Беседы с молодыми педагогами) - Киев, «Радянска школа», 1976, стр. 72.
-
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.3/Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. - М.: Педагогика, 1979, стр.31.
-
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.3/Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. - М.: Педагогика, 1979, стр.39.
-
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.3/Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. - М.: Педагогика, 1979, стр.53.
-
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.3/Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. - М.: Педагогика, 1979, стр.65.
-
Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1.М., Учпедгиз, 1953,стр. 610.
-
az.lib.ru/c/chernyshewskij_n_g/text_0200.shtml
-
wfoxdesign.ru/aphorism/to/edu/data/img/pic-023t_bigtruth2.html
-
wfoxdesign.ru/aphorism/to/edu/data/img/pic-023t_teacher.html
-
smeha.net/aphorism/bigtruth/5.html
-
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BD,_%D0%A2%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%81_%D0%90%D0%BB%D0%B2%D0%B0
1