- Преподавателю
- Математика
- Активизация познавательной деятельности учащихся
Активизация познавательной деятельности учащихся
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Полевая Е.И. |
Дата | 28.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Активизация познавательной деятельности учащихся
Что ценнее всего для человека? "Здоровье",- не задумываясь , скажет каждый , а мне хочется добавить :" Мысль". Насколько удивительна, заманчива, всесильна наука математика. Это простое открытие я сделала для себя, будучи студенткой БГПИ. И с тех пор каждый урок я пытаюсь приблизить ребят к тому, чтобы они осознали это гораздо раньше в своей жизни. Вот почему ведущая идея в моей педагогической и математической практике - максимально раскрыть перед ребёнком спектр приложения математических знаний, основная задача - передать свою увлечённость предметом воспитанникам.
По проблеме активизации познавательной деятельности в своё время печаталось много трудов. В данной работе я предлагаю несколько приемов развития познавательной активности учащихся, которые используются мною на уроках в разной степени в зависимости от возраста ребят, материала, темы, особенностей класса.
Все предложенные приемы рождалась постепенно течение многих лет работы, часть из них заимствована из опыта работы других учителей, часть - из книг, методических пособий, часть придумана автором этой статьи. Но все они прошли проверку временем, нравятся ребятам и мне как учителю.
Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике является выработка у ребят навыка хорошего счёта. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес как к счёту, так и к урокам вообще. Поэтому учителю необходимо иметь в запасе арсенал различных примеров, направленных на выработку вычислительных навыков учащихся и в то же время не злоупотребляющих трудолюбием ребят. В целях подготовки учащихся к урокам информатики уже с III-V классов можно предлагать примеры, оформленные в виде блок - схем; строить алгоритмы; большие примеры, содержащие много действий, решать с помощью эстафеты.
Отработке вычислительных навыков способствует игра "Рыбалка" :из четырёх предложенных на рыбках примеров ребята I варианта "вылавливают" примеры с ответом, например, 5, а учащиеся II варианта отбирают примеры с ответом, например, 6.
Следующий вид заданий - круговые примеры, которые позволяют ребятам осуществлять самоконтроль, а учителю облегчают проверку работ.
Нравится ребятам, когда учитель даёт задание на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении, на восстановление частично стёртых записей. Недописанная фраза, недорешённая задача, недосказанное условие в задаче стимулируют работу учащихся. Любят ребята всех возрастов, когда уроки оживлены задачами-шутками, заданиями на внимание. А сочинительство задач, сказок - это целый раздел в методике работы с детьми.
Всевозможные формы кодирования ответов привлекают внимание ребят не меньше, чем интересная задача. Читателям этого материала предлагают 4 вида таких заданий.
1. Программированный опрос.
2. На доске рядом с примерами учитель предлагает ответы, закодированные буквами. Учащиеся решают пример , выбирают верный ответ и записывают в тетрадь букву-код, соответствующую верному ответу. желательно , чтобы по окончании счёта у ребят появилось слово.
3. Ответы закрыты карточками. Ребята дают ответ, открывают его, перевернув карточку, прикрепляют её рядом с ответом. На обратной стороне карточки буквы, образующие слово (желательно похвалу).
4. Ребятам выдается карточка с двумя рядами прорезей. Учитель в прорези первого столбца вставляет примеры. Ученики вычисляют, находят карточку с таким ответом и вставляют во второй столбец.
При устном счете со всем классом удобно использовать различные игры, проводить соревнования между рядами. В частности, по принципу круговых примеров строятся игры "Математическое домино" , " Математические барьеры".
На уроках математики удобно использовать математическое лото двух видов: карточка с ответом накладывается на карту с примерами; примеры даются на доске, а ребята жетоном накрывают карточку с ответами. Второй вид лото наиболее удобен, так как одну карточку с числами - ответами можно использовать многократно.
Большой арсенал игр предлагает нам телевидение. Это и "Поле чудес", и "Что? Где? Когда?".
Формам выбора ребятами заданий также может быть различна: например, броском кубика, на гранях которого указаны номера заданий, либо по выбору геометрических фигур, под которыми указаны номера упражнений, что позволяет учителю выявить психологические особенности ребенка ( добрые обычно выбирают круг), либо вытягиванием номеров, закодированных буквами (в конце урока из этих букв можно предложить ребятам составить слово).