- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока по математике 5 класс Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Конспект урока по математике 5 класс Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Закаблук В.П. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями»
Составила: учитель математики МБОУ «Уютненская средняя
школа - гимназия» Закаблук Валентина Павловна.
Предмет
математика
Класс
5
Тема и номер урока в теме
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями. 1 урок
Базовый учебник
С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин Математика 5 класс, М: Просвещение, 2013г, 12-е издание.
Цель урока: построить алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, тренировать способность к его практическому использованию, развивать познавательный интерес к математике.
Задачи:
- обучающие: (формирование познавательных и логических УУД) - научить складывать и вычитать дроби с разными знаменателями; тренировать способность к его практическому применению, актуализировать мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала: сравнение, анализ, синтез.
- развивающие: (формирование регулятивных УУД) - развивать умение ставить перед собой цель (целеполагание), умение планировать свою работу; умение строить логическую цепочку рассуждений;
- воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД) - воспитание культуры общения, умения планировать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Тип урока: открытие новых знаний
Формы работы учащихся: индивидуальная и фронтальная работа, работа в
группах.
Длительность: 1 учебный час.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход урока
-
Организационный момент.
- Добрый день, присаживайтесь. Закончите стихотворение. (СЛАЙД 1)
На нем мы учимся писать,
Читать и цифры различать,
На нем немного мы играем,
В конце - оценки получаем.
Весело звенит звонок,
Начинается …
- Наш урок мне бы хотелось начать с притчи:
«Собрал один раз визирь своих подданных и попросил открыть большой замок, ключ от которого был утерян. Долго стояли подданные рассматривали замок, думали как же его открыть, и тут один мудрец подошел и дернул за замок. И вот чудо, замок открылся, оказалось, что он и не был закрыт!»
- О чем говорит эта притча? О том, что никогда не нужно бояться пробовать.
-
Актуализация учебного материала.
- Ребята, какую важную тему мы сейчас изучаем? Обыкновенные дроби.
- Какие действия с дробями мы умеем выполнять? Сокращать дроби, приводить их к наименьшему общему знаменателю, сравнивать дроби, складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем.
- Давайте применим наши знания на практике. (Каждому ряду выдаются листы с заданием. Выполняя по одному заданию, дети передают лист по ряду. Последний, решив, вывешивает лист на доску.):
1. Заполните пустые клетки:
2. Сравните дроби:
3..Выполните действия:
Далее сравниваются результаты и проверяется правильность выполнения заданий с дальнейшим анализом ошибок, если таковы имеют место.
- Каким правилом вы пользовались. ( Основное свойство дроби.) СЛАЙД 2.
(На доску вывешивается алгоритм)
- Назвать наименьшие общие знаменатели дробей.
- Каким эталоном вы пользовались? (Правилом сравнения дробей )
(Алгоритм вывешивается на доску)
- Каким эталоном вы пользовались при сложении дробей? (Сложение и вычитание дробей с общим знаменателем.)
-
Мотивация учебной деятельности
СЛАЙД 3. Математика, друзья,
Абсолютно всем нужна.
На уроке работай старательно,
И успех тебя ждёт обязательно!
СЛАЙД 4. Прочитайте задачу, составьте краткое условие.
- Запишите выражение для решения этой задачи и решите его.
Задача. Дима во время завтрака съел плитки шоколада, после обеда он еще съел шоколадки, а вечером - . Какую часть всей плитки съел Дима за день?
-
Выявление причины затруднения и поиск выхода из затруднения. Целеполагание.
- Почему у вас возникло затруднение?
- В задаче используются дроби с разными знаменателями.
- Тогда какова цель вашей дальнейшей деятельности?
- Узнать алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями и
научиться его применять.
-
Формулировка темы урока.
- Сформулируйте тему урока.
- Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
- Так, где же у нас возникли затруднения?
- При сложении дробей с разными знаменателями.
6. Открытие новых знаний.
- Давайте рассмотрим с вами равные квадраты голубого и желтого цвета, разбитые на 9 равных квадратиков каждый.
- Теперь возьмем ножницы и разрежем голубой квадрат на 3 равные части, а желтый на - 9 равных частей и попробуем сложить часть голубого квадрата и желтого квадрата.
- Подсчитайте сколько всего содержится в этой сумме одинаковых квадратиков, на которые изначально были разлинованы оба квадрата.
- 5 квадратиков, 3 из которых голубого цвета и 2 желтого, т.е.
- Как можно объяснить образование дроби
- Так как изначально оба квадрата были разлинованы на 9 равных квадратика, а далее голубой квадрат мы разрезали на 3 части, каждая из которых содержала 3 таких квадратика и к ним прибавили 2 таких же желтых квадратика, то и получили в сумме 5 из 9 таких квадратика.
- Скажите, а какое правило может нам помочь?
- Правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.
- Давайте попробуем составить алгоритм для сложения и вычитания дробей с разными знаменателями и попробуем решить эту задачу.
У ребят на столе находятся части алгоритма. (Приложение 3) СЛАЙД 9.
Обсуждая возможные варианты, дети составляют алгоритм и вывешивают на доску:
- Привести дроби к общему знаменателю.
- Для этого нужно найти НОК и дополнительные множители.
- Умножить числитель и знаменатель на дополнительные множители.
- Дроби с одинаковыми знаменателями сложить за правилом сложения дробей с общим знаменателем.
- Решим пример устно, используя алгоритм. Найти сумму дробей
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (СЛАЙД 11)
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши, три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть
- Вот и пришло время разобраться с решением поставленной задачи.
- Как же узнать какую часть шоколадки Дима скушал в течение дня?
(Повторяется алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями)
плитки шоколада съел Дима за целый день
- И так, давайте все вместе еще раз проговорим алгоритм для сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.
-
Первичное закрепление знаний.
- Что теперь необходимо сделать по вашему мнению?
- Надо научиться применять алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями к решению примеров.
Решение упражнений с учебника с комментированием (проговаривание каждого этапа алгоритма) № 832(1 столбик), № 833( 1 столбик), стр. 187
- Самостоятельная работа упражнения № 305 стр. 51 (1 вариант), № 306 (2 вариант) из рабочей тетради М.К. Потапов и А.В. Шевкин.(СЛАЙД 12)
а) а)
б) б) ;
в) ; в)
г) г)
д) д)
е) ; е)
- После выполнения работы:
- дети проверяют ответы соседа, сравнивая с образцом и подчеркивая ошибки;(СЛАЙД 13)
- каждый у себя исправляет допущенные ошибки, выявляя причины их появления.
Вариант 1 Вариант 2
а) ; а)
б) ; б)
в) ; в)
г) ; г)
д) ; д)
е) ; е)
-
Включение в систему знаний и повторение ранее изученного
-Что нам помогло справиться с затруднением?
- Алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.
-Какие знания сегодня пригодились при выполнении заданий на уроке?
- Сокращение дробей, приведение их к наименьшему общему знаменателю, сложение и вычитание дробей.
-Кто желает сформулировать алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями?
- Повторение алгоритма сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.
9.Домашнее задание: п. 4.6. стр. 185, выучить правило, с. 187,
№ 832 (2, 4 столбик), № 834 (2 и 4 столбик) (СЛАЙД 14)
10.Подведение итогов. Рефлексия.
- Как вы можете оценить свою работу?
- Посмотрите на слайд (СЛАЙД 15-16) и поднимете кружок соответствующий вашей
работе на уроке.
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Какие цели мы ставили в начале урока?
- Вам было легко или были трудности?
- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
- Какое задание было самым интересным и почему?
- Как бы вы оценили свою работу?
- Сегодня на уроке все работали хорошо, но особенно хочется отметить некоторых
учащихся…(выставление оценок).