«Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время»

«Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики  и во внеурочное время».                  Достижения педагогической науки последних лет требуют осуществить концептуальное и практическое осмысление инновационных путей подготовки учителя в системе повышения уровня преподавания математики в школе. В настоящее время, когда значительная часть педагогических работников осознает, что традиционная система обучения не позволяет в полной мере решить проблемы образования, появляется необх...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступлении на МО учителя математики МКОУ «Лицей №2» Бережновой Н.Н. по теме:

«Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время».

Достижения педагогической науки последних лет требуют осуществить концептуальное и практическое осмысление инновационных путей подготовки учителя в системе повышения уровня преподавания математики в школе. В настоящее время, когда значительная часть педагогических работников осознает, что традиционная система обучения не позволяет в полной мере решить проблемы образования, появляется необходимость применения в системе повышения квалификации новых технологий подготовки учителя, которые дают возможность качественно изменить профессиональную деятельность педагога.

Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.

Одно из важнейших факторов развития интереса к учению- понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала. Поэтому, перед тем как приступить к изучению какой- либо темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок.

Тема проекта: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время».

Актуальность. Преподавание математики всегда будет необходимым, пока существует современный мир. Развитие познавательной активности - процесс трудоемкий, требующий постоянной целенаправленной работы. Большое значение имеет творческая деятельность учащихся. Для творческой деятельности необходимо иметь: познавательную активность, интерес к выполняемой работе (развитие мотива «интересно»), наличие необходимых знаний, умение применять их на практике, обучение умениям: своевременность, ясность и полнота инструктажа; оптимальные сочетания объяснения, показа и самостоятельной творческой деятельности учеников. Работа по развитию познавательной активности на уроках математики необходимо вести систематически с применением разнообразных форм и методов. Работать над активизацией познавательной деятельности - это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов. Как правило, в учебных заведениях, преобладают речевые занятия, и наблюдается недостаточность наглядной зрительной информации, что снижает эффективность получения знаний учащимися. Учение - это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей - познавательные мотивы. Одна из важнейших задач обучения школьников математике - активизация познавательной деятельности учащихся и повышение качества знаний. Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской и повышает активизацию познавательной деятельности учащихся, и улучшает качество их знаний.

Система моей работы: функционирование разработанной мной методической системы развития развитие познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время реализуется через систему учебной деятельности, внеклассную работу и методическую работу.

Теоретическая база моего проекта.

За время работы я познакомилась с опытом работы учителей-новаторов

- теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

- теория развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности И.П.Волкова и И.П. Иванова.

- личностно-ориентированное обучение И.С. Якиманской.

- теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

- педагогическая технология на основе системы эффективных уроков А.А. Окунева и многие другие.

Возникновение и становление опыта заключаются в следующих условиях:

- постоянный творческий поиск методов и приемов, мотивирующих учебную и вне учебную деятельность учащихся.

- желание и стремление учащихся узнать больше о окружающем мире и опасностях, которые подстерегают их в этом мире;

Сущность опыта моей работы заключается в следующем: изучение мотивации обучения математике, пути её развития и совершенствования.

Целью своего проекта я ставлю: выявление условий для успешного развития мотивации изучения математики, определение путей стимулирования личного роста учащихся. Основными компонентами моего опыта я считаю:

  1. Обеспечение каждого ученика необходимым уровнем знаний .

  2. Развитие творческих способностей ребенка с учетом его индивидуальности.

  3. Отбор средств и методов обучения и воспитания в системе личностно-ориентированного подхода.

  4. Разнообразие форм в соответствии с содержанием предмета .

  5. Создание творческих групп для осуществления научно-исследовательской деятельности учащихся.

  6. Создание атмосферы творчества.

  7. Учет индивидуальных творческих способностей учащихся и

индивидуальная работа с ними.

Я использую в своей работе следующие основополагающие принципы:

  • гуманизация образования.

  • способность обучения.

  • учет возрастных особенностей учащихся.

  • учет индивидуальных особенностей учащихся.

  • поэтапное формирование умственных действий.

Эти принципы я стараюсь реализовать через систему учебной деятельности, внеклассную работу и методическую работу.

Учебную деятельность учащихся на уроке можно стимулировать через множество мотивов, но самыми действенными являются мотив «интересно» и мотив «полезно».

Для эффективной учебной деятельности важно сочетание этих мотивов. Причинами появления мотивов является следующее:

  • учебный труд должен быть интересен по содержанию

  • Тема интересно преподается

  • Информация имеет практическое значение

  • Побуждает к самостоятельному поиску

  • Материал легко изучается

В своей работе с детьми я опираюсь на :

  • Здоровье - формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования своего здоровья;

  • Интеллект - формирование культуры интеллектуального развития и совершенствования ученика.

  • Общение - формирование у учащихся культуры общения в системе «учитель - ученик», «ученик - ученик»;

  • Нравственность - формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям, осознания ценности человеческой жизни;

  • Досуг - создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости;

  • Гражданин -формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

Готовясь к урокам, на которых учащиеся получают новые знания, стараюсь пробудить в них активное восприятие. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые применяю на уроке.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету ­дидактическая игра. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. Развивая математические способности, формируя интерес путем активных игр, играх путешествий, наглядных пособий, занимательных задач в рифмованной форме, загадывание загадок, используя шарады, мегаграммы, логогрифы все это помогает активизировать познавательную деятельность детей и улучшает качество знаний. Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.
Одно из важнейших факторов интереса к учению - понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала. Поэтому, перед тем, как приступить к изучению какой - либо темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок. Целесообразность использования тех или иных средств наглядности зависит от того, способствует ли деятельность, непосредственной целью, которой является освоение этой наглядности, основной деятельности по овладению учащимся знаниями, ради усвоения которых и используются эти средства наглядности. ЕСЛИ ЭТИ две деятельности не связаны между собой, то наглядный материал бесполезен, а иногда даже может играть роль отвлекающего фактора.
В условиях современного развития образования, технология педагогического проектирования позволяет подготовить учителя к успешной деятельности с использование ИКТ.

Ряд ведущих ученых в сфере образования склоняются к мнению, что внимание школьников во время работы с обучающей программой на базе мультимедиа, как правило, удваивается, вследствие чего освобождается дополнительное время для изучения учебного материала. Его экономия в данном случае составляет около 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

На своих уроках я использую современные методы инновационных технологий, в частности, проектную деятельность. Применение ИКТ на уроке рассматривается мной как:

- Как источник дополнительной информации по предмету;

- Как способ повышения интереса к предмету и преподавателю;

- Как способ самоорганизации учебного труда и самообразования;

- Как возможность реализации личностно-ориентированного подхода для учителя;

- Как способ расширения зоны индивидуальной активности и социализации человека.

Компьютерная технология - это технология организации учебно-воспитательного процесса, которая формирует культуру работы с информацией, культуру сотрудничества, развитие критической позиции как по отношению к окружающему миру, так и по отношению к себе, формирует «человека думающего».

Интерактивные средства обучения могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:

  • полная или частичная замена деятельности учителя;

  • фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;

  • использование диагностических и контролирующих материалов;

  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

  • использование игровых и занимательных материалов;

  • использование сети Интернета.

Я использую интерактивные средства на всех этапах процесса обучения:

1. При изучении нового материала. Позволяют иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.

2. При проведении устных упражнений. Дают возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения.

3. При проверке фронтальных самостоятельных и домашних работ. Обеспечивает наряду с устным и визуальный контроль результатов.

4. При решении задач обучающего характера. Помогают выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.

Я использую презентации для устных упражнений. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Основные преимущества презентаций - наглядность, компактность и интерактивность преподнесения материала. Поэтому создание презентаций и использование мультимедийной доски помогают мне активизировать познавательную деятельность учащихся. При изучении новой темы я провожу урок-лекцию с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Объяснение темы урока сопровождаю демонстрацией слайда, на котором дана тема урока и план изучения темы. Затем даю объяснение темы по плану, ученики делают необходимые записи. После объяснения темы ученики решают устные упражнения, затем решают в тетрадях задания более сложные. Все предлагаемые задания также представляю на слайдах.

Особенностью применения компьютерных презентаций является наличие автоматического контроля и ограничения времени демонстрации слайд-шоу, сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-шоу позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. В качестве домашнего задания учащимся предлагаю найти информацию об ученых-математиках, математических величинах, изучить какие-то факты, разделы, темы и составить мультимедийную презентацию. Созданная учащимися презентация - творческая работа, в которой сочетаются текстовая информация и графические изображения, звуковые эффекты, часть материала переносится в формат гиперссылок. На своих уроках я использую готовые ЦОРы. Преимущества разработанных в соответствии с Государственными стандартами образования программ очевидны. Я беру имеющийся электронный ресурс и непосредственно использую его на уроке или на каком-то из его этапов. Таким образом, я изучаю целые темы или выбираю нужные фрагменты из программы, лишь комментируя их по ходу урока.

Вообще ИКТ и проектная деятельность в преподавании курса математики заключается в получении знаний и практических навыков учащимися при работе с геометрическими телами, рассмотрении дробей и т.д.

Школьный проект - один из важнейших источников знаний, на основе которой делаются определенные теоретические выводы или подтверждаются теоретические знания. При этом у учащихся возникают сначала любопытство, любознательность, которые постепенно переходят в настоящий научный познавательный интерес.

Получение знаний учащимися по теме с использованием проектных технологий используется как в урочное время, так и во внеклассной деятельности. При подготовке к урокам я использую метод проектов для получения учащимися качественных знаний по предмету. Проектная деятельность - это умение составлять план действий в экстремальной ситуации, показ с помощью презентаций творческих работ.

Индивидуальное и коллективное творчества учащихся проявляется при проведении таких уроков как: урок-игра, урок-контроль, урок-работа над ошибками, урок - рассказ и т.д. .

1. «Урок-рассказ». На этом уроке я объясняю новый материал, оформленный в виде мультимедийной презентации (например, набор слайдов, которые могут нести ту или иную информационную нагрузку, выполненных программой Power Point). С помощью средств мультимедиа (ПК, мультимедийного проектора и мультимедийного экрана) можно наглядно демонстрировать созданную учебную презентацию, содержащую текстовую информацию, схемы, фотоматериалы, аудиоматериалы ( материалы прилагаются в электронном виде)

а). «Урок-игра». Здесь изученный учебный материал на «уроке-рассказе» закрепляется посредством обучающих игр. Идет подборка материала из презентаций и через АРМ задания высвечиваются на экране. Работа проводится как групповая, в парах, так и индивидуальная в зависимости от изучаемой темы.

б). «Урок-контроль». На этом уроке при помощи тестовых заданий осуществляется контроль полученных знаний учащихся. Этот урок проводится с использованием АРМа и на бумажном носителе.

в) «Урок-работа над ошибками». На этом уроке через АРМ рассматриваются ошибки и неточности в работах детей. Эта работа проходит быстро и наглядно: дети сразу видят, как нужно было отвечать.

Я использую также тестовые задания к каждой учебной теме. На уроках предлагаю учащимся мини-тесты, состоящие из 6-7 вопросов данной темы и рассчитанные на 10 минут выполнения работы. К урокам-упражнениям готовлю тесты одного содержания, с которым работают все учащиеся. Даю задания, которые необходимо разобрать и проанализировать их выполнение: выбор ответа из предложенного материала, продолжение предложения по тексту.

Есть в курсе математики такие темы, где можно использовать приготовление доклада, когда требуется осуществить изу­чение нового материала в нетради­ционной форме. Доклады предлагаю подготовить наиболее успевающему учащемуся или группе учащихся с целью их после­дующего заслушивания на уроке. Те­мы докладов задаются таким обра­зом, чтобы они взаимно продолжа­ли либо дополняли друг друга, и, та­ким образом, охватывали всю тему урока. Обязательно провожу инструктаж учащихся, четко сформулируем те­му доклада, определяем источники информации и объем. Обычно доклады распределяются за 1-2 недели до запланированного по данной теме урока. Доклад осуществляется в форме словесного изложения, можно иллюстрировать через использование АРМа.

Проведение практиче­ских работ помогают усваивать учащимися на­выки и умения, основанные на при­менении теоретических знаний.

В зависимости от уровня познава­тельной активности учащихся прак­тическую работу органи­зую одним из трех способов:

а) По образцу - учащиеся выполняют задание по новому материалу, уже имея на доске слайд с выполненным заданием такого же типа. Сверяясь с ним, ученики получают возможность применить его способы и подходы к решению поставленных в практиче­ской работе задач.

б) По алгоритму учащиеся могут дать деталь­ное описание порядка выполнения практической работы по карточке - инструкции.

в) Самостоятельная (проблемная) учащимися (группой) самостоятельно: порядок исполнения операций, вы­бор способов решения возникающих проблем, методы и подходы к вы­полнению заданий. Я же доступно сформу­лирую проблему (задание) и осу­ществляю текущую консультацию и контроль в процессе выполнения ра­боты.

Кроме этого при подготовке своих уроков я использую три группы методов обучения - словесные, наглядные и практические. Применяя словесные методы, я передаю знания учащимся в форме монолога или диалога, ил­люстрируя свою речь наглядны­ми пособиями или через АРМ. При использовании наглядных методов ведущую роль в передаче знаний играет наблюдение учащих­ся. Именно из наблюдения и осо­знания наблюдаемого складывает­ся в данном случае деятельность школьников. Здесь я главным об­разом направляю внимание уча­щихся, уточняю правильность их восприятия. Практические методы предусма­тривают источником знаний ре­зультаты, полученные учащимися в процессе исследования, практиче­ской и проектной работы. Мои действия: инструктаж, проверка результатов работ, по­мощь в подведении итогов, общее руководство ходом.

При подготовке и проведении урока я стараюсь воздействовать на чувства учащихся и вовлекать их в творческий процесс на уроке.

На каждом своем уроке стараюсь:

1.Формировать осознанную мотивацию учащихся для получения

2.Обучать учащихся способам работы с тестовым материалом. 3.Мотивировать деятельности учащихся в получении ими практических навыков при работе с раздаточными материалами..

Я думаю, что повышение мотивации на уроках математики происходит при соблюдении трех условий:

  • мне интересно то, чему меня учат;

  • мне интересен тот, кто меня учит;

  • мне интересно как меня учат.

Все перечисленное направлено на то, чтобы учащиеся смогли применить свои знания, умения и навыки при итоговой аттестации.

На моих уроках учащиеся приобретают практические навыки и опыт в:

- определении целей, задач и самостоятельной организации своей деятельности;

Использование на моих уроках математики проектной технологии позволяет проводить их на достаточном уровне. Школьник только тогда не растеряется в любой опасной ситуации, если в его сознании будут выработаны три основных довольно значимых мотивации: Я хочу. Я могу. Я знаю.

Достижение целей и результатов деятельности по предмету математики, динамика обучения учащихся складывается в основном из их успеваемости, качества знаний и навыков

Немаловажная роль в получении знаний учащимися, расширении кругозора и мировоззрения, становлении их как личности отводится внеурочной деятельности.

Внеклассная работа по математике - это продолжение учебно-воспитательного процесса, начатого на уроке. Ее разнообразные формы углубляют знания учащихся, способствуют развитию устойчивой мотивации изучения математики. Одна из форм - это разнообразные мероприятия. Их виды и тематика самая разнообразная. В внеклассной работе продолжается исследовательская деятельность учащихся. Тематика и характер исследовательских работ были разные. Интерес ребят к исследованию тем выше, чем актуальнее их работа и более практическое значение она имеет. Учащиеся подготовили интереснейший материал по данной теме и оформили его в виде презентации. Каждый такой поиск включает в себя элемент новизны. Исследовательская деятельность во внеклассной работе расширяет кругозор учащихся, способствует формированию навыков самостоятельной работы, развивает личностные качества ученика. Внеклассная работа по предмету требует много времени, внимания, но и приносит большое удовольствие и удовлетворение.

Для нашей газеты «Почитай - ка» подбираю материал, связанный с безопасностью, правилами поведения, рассказываю о результатах проводимых мероприятий. В рамках обмена опытом провожу открытые уроки. Подготовила и выступила на методическом объединении по темам: «Организация тематического контроля знаний учащихся при индивидуально- ориентированной системе обучения», «Компетентностный подход в образовании».

В конечном итоге вся моя педагогическая деятельность направлена на подготовку учащихся к жизни в реальном мире



© 2010-2022