Урок по геометрии на тему Движение. Поворот и параллельный перенос

Цели: ввести понятие движения – поворот; развивать умения выполнять построения при повороте; прививать любовь к геометрии через картины художника Мориса Эшера Задачи: научить строить виды движений (поворот). Оборудование: мультимедийная установка, презентация; карточки для работы в классе и дома; цветной картон; геометрические фигуры разного цвета для выполнения картин; оформлена доска Ход урока. 1. Организационный момент. (Учащиеся рассаживаются на свои места). 2. Ввод темы и целей урока: Учите...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок по геометрии на тему Движение. Поворот и параллельный перенос.Урок по геометрии на тему Движение. Поворот и параллельный перенос.Урок по геометрии на тему Движение. Поворот и параллельный перенос.Урок по геометрии на тему Движение. Поворот и параллельный перенос.Урок геометрии в 9-м классе по теме

"Движение. Поворот и параллельный перенос."

Цели:

  • ввести понятие движения - поворот;

  • развивать умения выполнять построения при повороте;

  • прививать любовь к геометрии через картины художника Мориса Эшера

Задачи:

  • научить строить виды движений (поворот).

Оборудование:

  • мультимедийная установка, презентация;

  • карточки для работы в классе и дома;

  • цветной картон;

  • геометрические фигуры разного цвета для выполнения картин;

  • оформлена доска

Ход урока.

1. Организационный момент.

(Учащиеся рассаживаются на свои места).

2. Ввод темы и целей урока:

Учитель: - Сегодня на уроке вы познакомитесь еще с одним видом движения - поворотом, научитесь строить фигуры с помощью поворота. И ,я думаю, без труда сумеете определять этот вид движения на рисунках, в природе и т.д..

Но сначала повторим, какие виды движения мы уже изучили на предыдущих уроках. Посмотрите на слайд. Здесь изображены различные виды движения. Назовите известный вам вид движения и соотнесите к нему рисунок.

Ученики: (Ответы учащихся)

- Осевая симметрия 2,4,6,7,9;

- Центральная симметрия 1,3,10.

- Параллельный перенос 5,8,11.

Учитель: - Если проанализировать виды отображений рисунков, то можно сделать вывод, что на одном из них кроме известного нам движения есть еще один вид отображения, с которым вы еще не знакомы.. Как вы считаете под каким номером этот рисунок(8).Итак, давайте определим, что это за отображение. Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.

3. Изучение нового материала.

Учитель: - Преобразование , при котором каждая точка фигуры поворачивается на один и тот же угол вокруг заданной точки, называется поворотом. (слайды)

Учитель: - Точное определение поворота есть в вашем учебнике на странице 301, и есть на слайде.

Сейчас вы в тетрадях построите поворот точки М на угол в 60 0 вокруг точки О. При построении вы можете опираться на слайд.

  1. Отметим точки М и О.

  2. Проведем луч ОМ .

  3. Отложим с помощью транспортира угол в 60 0.

  4. На проведенном луче циркулем отложим отрезок, равный ОМ.

  5. Поставим точку М1.

Учитель просматривает работы учащихся.

Учитель: - А теперь попытайтесь на листах, которые лежат у вас на партах произвести более сложное построение - поворот отрезка АВ на угол в 120 0 . Если вы испытываете затруднение, обратитесь к алгоритму на экране ( появляется алгоритм весь полностью).

Учитель: - Отлично, большинство из вас справились с этой задачей. . А теперь посмотрите на слайд где выполняется поворот многоугольника, и попробуйте определить на какой угол нужно повернуть многоугольник вокруг своего центра, чтобы его вершины совпали.

Ученики: Квадрат на 90 0. Равносторонний треугольник на 1200. Правильный шестиугольник на 600.

Учитель: - Давайте, выполним 2 задание на листах. Поверните предложенный вам треугольник на угол в 900 вокруг одной из его вершин и вокруг точки О в его внутренней области( два чертежа). Можно показать порядок выполнения на доске с чертежным угольником.

Учитель: - Давайте посмотрим на экран и доску и сравним эти отображения .Что общего вы заметили в них?

Ученики: (Ответы учеников)

Учитель: Правильно. Фигуры при преобразовании перешли в равные фигуры. Значит, поворот также как и параллельный перенос является движением.

Учитель: - А теперь я предлагаю вам посмотреть, на картины художника Мориса Эшера, (слайд №5, если есть время можно рассказать учащимся о творческом пути художника гиперссылка на слайде) который создавал свои работы, используя виды движений. Далее вдохновленные мультипликаторы видами движений, картинами Эшера создают свои работы, которые я вам предлагаю посмотреть. Скажите, какие виды движений вы увидели на этой анимации?

Ученики: (Поворот. Параллельный перенос. Центральная симметрия.)

4. Итог урока.

Учитель подводит итоги урока, опираясь на цели.

Учитель: Итак, с каким новым видом движения мы сегодня познакомились? ( Поворот) С помощью каких чертежных инструментом мы строили повороты фигур? (Транспортир, линейка, циркуль).Как называется точка, вокруг которой производят поворот?( центр поворота). Я , думаю, что все вы научились определять этот вид движения и поэтому легко справитесь с домашним заданием. Всем ученикам выставляются оценки.

5. Домашнее задание.

Учитель: Ребята, а теперь и мы с вами вдохновленные видами движений, картинами Эшера, работами мультипликаторов попробуем самостоятельном замостить плоскость геометрической фигурой (фигура прилагается), используя виды симметрии, а получившиеся работы рассмотрим на следующем уроке с вашими комментариями об использованных видах симметрии.

Задания к уроку: п.117. №1167. Творческое задание - Замостить плоскость фигурой.



Фамилия, имя - , класс - .

№ 1.Построить поворот отрезка АВ на угол в 1200 относительно точки О против часовой стрелки.

А

О

В

№2. а). Построить поворот на 900 треугольника вокруг его вершины.



б). Построить поворот на 900 треугольника вокруг точки О, лежащей в его внутренней области.




© 2010-2022