Интегрированный урок по математики и географии на тему Масштаб

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Байгазинский филиал

муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Старосубхангулово муниципального района Бурзянский район

Республики Башкортостан





Разработка интегрированного урока

по математике и географии

на тему «МАСШТАБ»

в 6 классе

Интегрированный урок по математики и географии на тему Масштаб








Провел: Баймурзин Фитрат Фирхатович,

учитель математики, информатики и ИКТ

первой категории

совместно с молодым специалистом Динисламовым Р.З.,



2015-2016 учебный год

Интегрированный урок

(география + математика)

на тему "Масштаб" в 6 классе

Тип урока: интегрированный (география + математика)

Цели:

  • Развитие познавательного интереса к обучению.

  • Применение интеграции в учебном процессе как способа активизации аналитического мышления.

  • Закрепление специальных понятий, предусмотренных учебной программой по теме "Масштаб" и умелое их использование в конкретной ситуации.

Задачи урока:

  • Научить применять понятие "масштаб" для определения расстояний на местности, по плану и для составления плана местности.

  • Закрепить приёмы учебной работы по использованию условных знаков, определению направлений и расстояний на плане местности.

  • Отработать вычислительные навыки при переводе единиц длины.

  • Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность.

План урока:

I. Блок математики и географии (мотивация);

II. Тема урока (название темы, цель и задача урока);

III. Основная часть (контрольный опрос);

IV. Блок географии (фронтально-индивидуальная работа);

V. Физминутка. ;

VI. Блок математики (решение задач);

VII. Блок географии из ГИА (практическая работа тренировочная). Самостоятельная работа учащихся;

VIII. Итог урока - (устный опрос);

IX. Домашнее задание;

X. Итог урока- рефлексия (обратная связь);

XI. Подведение итогов урока..

Оборудование

  • Учебник географии Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, Начальный курс географии, 6 класс, Дрофа, М 2008г.

  • Учебник математики Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Геслоров, С.И. Шварцбурд "Математика 6" М: Мнемозина, 2009г.

  • Атлас ООО "АСТ-ПРЕСС ШКОЛА" 2010

  • Презентация, выполненная в Microsoft Office PowerPoint 2007

  • Интерактивная доска SMART BOARD

  • Проектор

  • Линейки, карандаши, транспортиры.

  • Раздаточный материал



Ход урока

I. Блок математики и географии (Мотивация)

Термины и понятия

Масштаб (от немецкого Интегрированный урок по математики и географии на тему Масштаб- мера и Stab - палка) - отношение длины отрезка на карте, плане, аэро- или космическом снимке к его действительной длине на местности. Слайд 3.


Перевод единиц измерения от одной к другой. Слайд 4.

Устный опрос (фронтально):

  • Что называется масштабом плана?

  • Что показывает масштаб?

  • Назовите виды масштаба. Приведите примеры.

Рассмотрение ответов по таблице. Слайд 5.

Численный масштаб - масштаб, выраженный в виде дроби, где числитель - единица, а знаменатель - число, показывающее во сколько раз уменьшено изображение.
Именованный (словесный) масштаб - вид масштаба, словесное указание того, какое расстояние на местности соответствует 1 см на карте, плане, снимке*.
Линейный масштаб - вспомогательная мерная линейка, наносимая на карты для облегчения измерения расстояний.

II. ТЕМА УРОКА: МАСШТАБ. Слайд 6.

ЦЕЛИ: Слайд 7.

ЗАДАЧИ УРОКА: Слайд 8.

III. Основная часть.

Контрольный опрос: Слайд 9.

1. Расстояние между городами А и В на карте изображено отрезком в100 раз меньше, чем на местности. Каков масштаб карты? (1:100)

3. Масштаб карты 1:400 000.

Отрезком, какой длины обозначается на ней расстояние. 4 км (1 см)

5. Определите масштаб карты. Если на карте линия длиной 10 см показывает расстояние 10 км. (1:100 000)

2.Масштаб карты 1:5000. Во сколько раз расстояние на местности больше отрезка, изображающего это расстояние на карте? (в 5000 раз)

4. Масштаб карты

1:20 000 000 .

Каково расстояние между двумя пунктами, если на карте оно изображено отрезком 4 см (800 км)

6.Расстояние от Великого Новгорода до Москвы по карте России 2 см, масштаб карты 1:25000000,чему равно расстояние (500 км)

IV. Блок географии (фронтально-индивидуальная работа)

  • Как изображаются предметы на плане местности? Слайд 10

  • Прочитать топографический рассказ Слайд 11

  • Как определить стороны горизонта ? Слайд12

  • Что такое АЗИМУТ и как его определить? Слайд 13

  • Найдите на плане местности населенный пункт Ладогино Слайд 14

  • Какой это населенный пункт?

  • Чем отличается изображение сельских пунктов от городских?

Работа по карте атласа. Слайд 14

I часть Слайд 14.

  • В каком направлении от Ладогино находится родник (Запад)

  • В каком направлении от Ладогино находится домик лесника (Север)

  • В каком направлении от Ладогино находится паром на реке Мечота (Северо-запад)

  • Как определить по плану расстояния? Приложение 1

V. Физминутка. Слайд 15.

II часть Слайд 14.

Определите расстояния по плану

  • На каком расстоянии от Ладогино находится родник (1 см х 100 =100 м),

  • На каком расстоянии от Ладогино находится домик лесника (3.5 см х 100 =350 м),

  • На каком расстоянии от Ладогино находится паром на реке Мечота (7 см х 100 =700 м).

VI. Блок математики (решение задач в трех группах) Слайд 16.

Задачи. 3 группы туристов отправились в поход (по рядам)

  • Маршрут I-ой группы: дом лесника - родник - с. Ладогино - электростанция.

  • Маршрут II-ой группы: с.Поречье - скотный двор - колодец - электростанция.

  • Маршрут IIIгруппы: с.Поречье - с.Ладогино- колодец- электростанция.

  • Туристы вышли в одно и тоже время и движутся с одинаковой скоростью. Какая из групп придет к станции первой?

Ответ: Слайд 16.

1) 5.5 + 1 +7 = 13.5см - маршрут I группы на плане

2) 0,5 + 3.5 + 1.5 = 5.5 см - маршрут II группы на плане

3) 6.5+6+1.5=14см - маршрут III группы

4) Вывод :вторая группа придет первой

Маршрут нарисовать на интерактивной доске

VII. Блок географии из ГИА (практическая работа тренировочная ). Слайд 17

Самостоятельная работа учащихся

Определение расстояний, направлений по карте с помощью масштаба

Интегрированный урок по математики и географии на тему Масштаб

Раздаточный материал индивидуальный

1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до точки В. Ответ запишите цифрами.

Ответ: __________ м .

2. Определите по карте, в каком направлении от точки А находится домик лесника.

Ответ: домик лесника находится на _______________________ от точки А.

(После выполнения практической показ образца выполнения работы).

VIII. Итог урока - (устный опрос) Слайд 18.

  • Что показывает масштаб?

  • Назовите основные виды масштаба

  • Где можно применять масштаб?

  • Каким видом масштаба мы пользуемся чаще всего?

IX. Домашнее задание Слайд 19.

Начертить план пришкольного двора в масштабе 1: 500 (для 6-го класса)

Составить три задачи на знание масштаба (математика).

Определите расстояние между пунктами Санкт Петербург и Мурманск по физической карте России в атласе 6-го класса.

X. Итог урока - рефлексия (обратная связь) Слайд 20.

  • Понравился ли тебе урок?

  • Понравился ли ты сам себе на уроке?

  • Трудно ли тебе было работать?

  • Узнал ли ты что-то новое для себя?

XI. Подведение итогов урока. Слайд 21.

Приложение1.

Правило для учащихся.

При определении расстояния по карте между пунктами следует:
1. Измерить при помощи линейки расстояние в сантиметрах между пунктами. Например, расстояние между городами Москва и Астрахань на карте составляет 6,5 см.
2. Узнать по именованному масштабу, сколько километров (метров) на местности соответствует 1 см на карте.
(На физической карте России в географическом атласе 6-го класса 1 см на карте соответствует 200 км на местности.)
3. Измеренное линейкой расстояние между пунктами умножить на количество километров (метров) на местности для данного масштаба.

6,5 x 200 = 1300 км.

Приложение 2.

Маршрут I группы: дом лесника - родник - с. Ладогино - электростанция.

Маршрут II группы: с.Поречье - скотный двор - колодец - электростанция.

Маршрут III группы: с.Поречье - с.Ладогино- колодец- электростанция

Приложение3.

Фамилия Имя ____________________________________________ класс ___ - ___

Интегрированный урок по математики и географии на тему Масштаб

1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до точки В. Ответ запишите цифрами.

Ответ: __________ м .

2. Определите по карте, в каком направлении от точки А находится домик лесника.

Ответ: домик лесника находится на _______________________ от точки А.

Приложение 4.

Домашнее задание

Начертить план пришкольного двора в масштабе 1: 500

Составить три задачи на знание масштаба (математика).

Определите расстояние между пунктами Санкт Петербург и Мурманск по физической карте России в атласе 6-го класса.

© 2010-2022