- Преподавателю
- Математика
- Интегрированный урок по математики и географии на тему Масштаб
Интегрированный урок по математики и географии на тему Масштаб
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Баймурзин Ф.Ф. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Байгазинский филиал
муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Старосубхангулово муниципального района Бурзянский район
Республики Башкортостан
Разработка интегрированного урока
по математике и географии
на тему «МАСШТАБ»
в 6 классе
Провел: Баймурзин Фитрат Фирхатович,
учитель математики, информатики и ИКТ
первой категории
совместно с молодым специалистом Динисламовым Р.З.,
2015-2016 учебный год
Интегрированный урок
(география + математика)
на тему "Масштаб" в 6 классе
Тип урока: интегрированный (география + математика)
Цели:
-
Развитие познавательного интереса к обучению.
-
Применение интеграции в учебном процессе как способа активизации аналитического мышления.
-
Закрепление специальных понятий, предусмотренных учебной программой по теме "Масштаб" и умелое их использование в конкретной ситуации.
Задачи урока:
-
Научить применять понятие "масштаб" для определения расстояний на местности, по плану и для составления плана местности.
-
Закрепить приёмы учебной работы по использованию условных знаков, определению направлений и расстояний на плане местности.
-
Отработать вычислительные навыки при переводе единиц длины.
-
Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность.
План урока:
I. Блок математики и географии (мотивация);
II. Тема урока (название темы, цель и задача урока);
III. Основная часть (контрольный опрос);
IV. Блок географии (фронтально-индивидуальная работа);
V. Физминутка. ;
VI. Блок математики (решение задач);
VII. Блок географии из ГИА (практическая работа тренировочная). Самостоятельная работа учащихся;
VIII. Итог урока - (устный опрос);
IX. Домашнее задание;
X. Итог урока- рефлексия (обратная связь);
XI. Подведение итогов урока..
Оборудование
-
Учебник географии Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, Начальный курс географии, 6 класс, Дрофа, М 2008г.
-
Учебник математики Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Геслоров, С.И. Шварцбурд "Математика 6" М: Мнемозина, 2009г.
-
Атлас ООО "АСТ-ПРЕСС ШКОЛА" 2010
-
Презентация, выполненная в Microsoft Office PowerPoint 2007
-
Интерактивная доска SMART BOARD
-
Проектор
-
Линейки, карандаши, транспортиры.
-
Раздаточный материал
Ход урока
I. Блок математики и географии (Мотивация)
Термины и понятия
Масштаб (от немецкого - мера и Stab - палка) - отношение длины отрезка на карте, плане, аэро- или космическом снимке к его действительной длине на местности. Слайд 3.
Перевод единиц измерения от одной к другой. Слайд 4.
Устный опрос (фронтально):
-
Что называется масштабом плана?
-
Что показывает масштаб?
-
Назовите виды масштаба. Приведите примеры.
Рассмотрение ответов по таблице. Слайд 5.
Численный масштаб - масштаб, выраженный в виде дроби, где числитель - единица, а знаменатель - число, показывающее во сколько раз уменьшено изображение.
Именованный (словесный) масштаб - вид масштаба, словесное указание того, какое расстояние на местности соответствует 1 см на карте, плане, снимке*.
Линейный масштаб - вспомогательная мерная линейка, наносимая на карты для облегчения измерения расстояний.
II. ТЕМА УРОКА: МАСШТАБ. Слайд 6.
ЦЕЛИ: Слайд 7.
ЗАДАЧИ УРОКА: Слайд 8.
III. Основная часть.
Контрольный опрос: Слайд 9.
1. Расстояние между городами А и В на карте изображено отрезком в100 раз меньше, чем на местности. Каков масштаб карты? (1:100)
3. Масштаб карты 1:400 000.
Отрезком, какой длины обозначается на ней расстояние. 4 км (1 см)
5. Определите масштаб карты. Если на карте линия длиной 10 см показывает расстояние 10 км. (1:100 000)
2.Масштаб карты 1:5000. Во сколько раз расстояние на местности больше отрезка, изображающего это расстояние на карте? (в 5000 раз)
4. Масштаб карты
1:20 000 000 .
Каково расстояние между двумя пунктами, если на карте оно изображено отрезком 4 см (800 км)
6.Расстояние от Великого Новгорода до Москвы по карте России 2 см, масштаб карты 1:25000000,чему равно расстояние (500 км)
IV. Блок географии (фронтально-индивидуальная работа)
-
Как изображаются предметы на плане местности? Слайд 10
-
Прочитать топографический рассказ Слайд 11
-
Как определить стороны горизонта ? Слайд12
-
Что такое АЗИМУТ и как его определить? Слайд 13
-
Найдите на плане местности населенный пункт Ладогино Слайд 14
-
Какой это населенный пункт?
-
Чем отличается изображение сельских пунктов от городских?
Работа по карте атласа. Слайд 14
I часть Слайд 14.
-
В каком направлении от Ладогино находится родник (Запад)
-
В каком направлении от Ладогино находится домик лесника (Север)
-
В каком направлении от Ладогино находится паром на реке Мечота (Северо-запад)
-
Как определить по плану расстояния? Приложение 1
V. Физминутка. Слайд 15.
II часть Слайд 14.
Определите расстояния по плану
-
На каком расстоянии от Ладогино находится родник (1 см х 100 =100 м),
-
На каком расстоянии от Ладогино находится домик лесника (3.5 см х 100 =350 м),
-
На каком расстоянии от Ладогино находится паром на реке Мечота (7 см х 100 =700 м).
VI. Блок математики (решение задач в трех группах) Слайд 16.
Задачи. 3 группы туристов отправились в поход (по рядам)
-
Маршрут I-ой группы: дом лесника - родник - с. Ладогино - электростанция.
-
Маршрут II-ой группы: с.Поречье - скотный двор - колодец - электростанция.
-
Маршрут IIIгруппы: с.Поречье - с.Ладогино- колодец- электростанция.
-
Туристы вышли в одно и тоже время и движутся с одинаковой скоростью. Какая из групп придет к станции первой?
Ответ: Слайд 16.
1) 5.5 + 1 +7 = 13.5см - маршрут I группы на плане
2) 0,5 + 3.5 + 1.5 = 5.5 см - маршрут II группы на плане
3) 6.5+6+1.5=14см - маршрут III группы
4) Вывод :вторая группа придет первой
Маршрут нарисовать на интерактивной доске
VII. Блок географии из ГИА (практическая работа тренировочная ). Слайд 17
Самостоятельная работа учащихся
Определение расстояний, направлений по карте с помощью масштаба
Раздаточный материал индивидуальный
1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до точки В. Ответ запишите цифрами.
Ответ: __________ м .
2. Определите по карте, в каком направлении от точки А находится домик лесника.
Ответ: домик лесника находится на _______________________ от точки А.
(После выполнения практической показ образца выполнения работы).
VIII. Итог урока - (устный опрос) Слайд 18.
-
Что показывает масштаб?
-
Назовите основные виды масштаба
-
Где можно применять масштаб?
-
Каким видом масштаба мы пользуемся чаще всего?
IX. Домашнее задание Слайд 19.
Начертить план пришкольного двора в масштабе 1: 500 (для 6-го класса)
Составить три задачи на знание масштаба (математика).
Определите расстояние между пунктами Санкт Петербург и Мурманск по физической карте России в атласе 6-го класса.
X. Итог урока - рефлексия (обратная связь) Слайд 20.
-
Понравился ли тебе урок?
-
Понравился ли ты сам себе на уроке?
-
Трудно ли тебе было работать?
-
Узнал ли ты что-то новое для себя?
XI. Подведение итогов урока. Слайд 21.
Приложение1.
Правило для учащихся.
При определении расстояния по карте между пунктами следует:
1. Измерить при помощи линейки расстояние в сантиметрах между пунктами. Например, расстояние между городами Москва и Астрахань на карте составляет 6,5 см.
2. Узнать по именованному масштабу, сколько километров (метров) на местности соответствует 1 см на карте.
(На физической карте России в географическом атласе 6-го класса 1 см на карте соответствует 200 км на местности.)
3. Измеренное линейкой расстояние между пунктами умножить на количество километров (метров) на местности для данного масштаба.
6,5 x 200 = 1300 км.
Приложение 2.
Маршрут I группы: дом лесника - родник - с. Ладогино - электростанция.
Маршрут II группы: с.Поречье - скотный двор - колодец - электростанция.
Маршрут III группы: с.Поречье - с.Ладогино- колодец- электростанция
Приложение3.
Фамилия Имя ____________________________________________ класс ___ - ___
1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до точки В. Ответ запишите цифрами.
Ответ: __________ м .
2. Определите по карте, в каком направлении от точки А находится домик лесника.
Ответ: домик лесника находится на _______________________ от точки А.
Приложение 4.
Домашнее задание
Начертить план пришкольного двора в масштабе 1: 500
Составить три задачи на знание масштаба (математика).
Определите расстояние между пунктами Санкт Петербург и Мурманск по физической карте России в атласе 6-го класса.