От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности

"Каждому ребенку даровано от природы склонность к познанию и исследованию окружающего его мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию этих умений и навыков…" [1]

Не секрет, что математика является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от учащихся повседневной кропотливой работы, как правило, значительной по объему, причем весьма специфической и разнообразной. На уроках учащимся приходится сталкиваться с различными заданиями и овладевать способами их решения. Сформировать представления школьников о многообразии существующих подходов к решению задач позволяет выполнение одной задачи различными способами. Наблюдения за учащимися показывают, что они, овладев этими приемами, активнее включаются в поисковую деятельность, смелее берутся за поиск нескольких способов решения задачи. Постепенно они преодолевают чувство боязни перед решением задачи, у них вырабатывается "математическое чутье". У школьников расширяется сфера понимания изученного теоретического материала, восстанавливаются в памяти правила, понятия и формулы, которые находят свое применение в решении задач тем или иным способом.

Накопленные знания должны быть постоянно востребованы. Учителю необходимо осознать, что если ученик не может применить свои знания, то это все равно, что их у него нет. Это представление он должен прививать своим ученикам. В этом смысле решить одну задачу несколькими способами лучше, чем несколько задач одним. При поиске различных вариантов решения конкретной задачи у учащихся систематизируются знания и умения, формируется логическое мышление, развивается интуиция. Поиск нового составляет основу для развития памяти, воображения и воли.

Наш опыт и опыт коллег показывает, что организация поиска способов решения задачи создает условия для формирования навыков исследовательской деятельности, способствует накоплению творческого потенциала школьника.

Понятно, что без самостоятельного поиска решения задач учащимся здесь не обойтись, необходима мотивация на самостоятельную деятельность. Как правило, сдерживающим фактором является время. К сожалению, в учебном плане не предусмотрены дополнительные часы для овладения не только методами и приемами учебной деятельности, но и для более глубокого усвоения учебного содержания. В этой ситуации мы пришли к выводу, что данную проблему можно решить на уроках, учебных занятиях по повторению и систематизации полученных знаний, на элективных курсах.

Естественно, важную роль играет подготовка к таким урокам, занятиям. При выполнении домашнего задания, которое включает в себя подготовку сообщений, подборку заданий для демонстрации решений и доказательства тех или иных утверждений (в нашем случае демонстрации решения одной и той же задачи различными способами) учащимся рекомендуется использовать учебную, дополнительную и справочную литературу, исторический материал, информацию из Интернета.

Продемонстрируем это на примере урока обобщения и систематизации знаний в 9 классе по теме: "Квадратные уравнения. Способы решения одного и того же уравнения".

Рассмотрим фрагменты урока, в которых покажем последовательность перехода от поиска нескольких способов решения задачи к исследовательской работе.

Учащимся предлагается найти несколько способов решения уравнений:

а) xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности + 6x - 7 = 0;

б) 2хОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности + 5х + 2 = 0;

На начальном этапе урока были представлены все найденные учащимися способы

решения квадратных уравнений. Рассмотрим случай а) xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности+ 6x - 7 = 0;

Способы решения данного квадратного уравнения:

1. Разложение на множители:

xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности+ 6x - 7 = 0;

Решение:

xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности + 7х - х - 7 = 0,

х (х + 7) - (х + 7) = 0,

(х + 7) (х - 1) = 0,

х + 7 = 0 или х - 1 = 0

xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности = - 7 хОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности = 1

Ответ: - 7; 1

2. Выделение квадрата двучлена:

xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности+ 6x - 7 = 0;

Решение:

(xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности+ 2х 3 + 9) -16 = 0,

(х + 3)От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности - 16 = 0,

(х + 3)От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности= 16,

х + 3 = ± 4,

х + 3 = - 4, х + 3 = 4,

xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности = - 7 хОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности = 1

Ответ: - 7; 1

3. Решение с помощью формул корней квадратного уравнения:

xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности+ 6x - 7 = 0;

Решение: D = bОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности - 4ac, xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности = От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности .

D = 64, xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности = -7, xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности = 1

Ответ: - 7; 1

4. Решение с помощью прямой и обратной теорем Виета:

xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности+ 6x - 7 = 0; (приведенное квадратное уравнение), т.к. а = 1.

От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности

xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности = - 7, xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности = 1

Ответ: -7; 1

5. Графический способ:

xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности+ 6x - 7 = 0

Рассматриваются функции

а) y = xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности+ 6x, y = 7

б) y = xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности- 7, y = - 6x

в) y = xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности, y = - 6x + 7

г) y = xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности+ 6x - 7

и строятся их графики.

На рис. 1 представлены графики функций а) y = xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности+ 6x и y = 7.

От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности

Решением квадратного уравнения являются абсциссы точек пересечения графиков функций (найденные значения являются приближенными), т.е. xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельностиОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности-7, xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельностиОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности1

6. Нули функции y = (х + 3)От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности - 16

(х + 3)От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности - 16 = 0

Решение аналогично пункту 2.

Для решения уравнения (случай б) 2хОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности + 5х + 2 = 0; кроме перечисленных выше способов решения был найден способ "переброски" первого коэффициента.

7. Способ "переброски" первого коэффициента

От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности + 5х + 2 = 0;

Решение: умножим обе части уравнения на 2 - первый коэффициент,

Получим 4хОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности + 10х + 4 = 0; Введем новую переменную y = 2x, получим уравнение равносильное данному: yОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности + 5y + 4 = 0;

Далее, применяя теорему Виета и обратную ей, найдем корни y = - 1 и y = - 4

Подставим корни в условие y = 2x, найдем x = -От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности и x = - 2

Ответ: - 2; -От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности

8. Способ, основанный на свойствах коэффициентов квадратного уравнения.

xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности+ 6x - 7 = 0;

Данное уравнение демонстрирует применение следующих свойств коэффициентов квадратного уравнения a, b и c

а) если a + b + c = 0, то xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности = 1, xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности = От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности ;

Решение: 1 + 6 + (- 7) = 0, тогда xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности = 1, xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности = - 7;

б) если a - b + c = 0, то xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности = - 1, xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности = -От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности;

Второе свойство демонстрируется учащимися для уравнения xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности - 6x - 7 = 0;

Решение: 1- (- 6) - 7 = 0, тогда xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности = - 1, xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности = 7;

Таким образом, на последнем этапе урока, когда происходит расширение и углубление знаний учащихся, мы сознательно выходим на постановку проблемы и исследовательскую деятельность:

1. Что произойдет с корнями уравнений, если поменять знак второго коэффициента или поменять местами коэффициенты? Учащимся предлагается привести собственные примеры, самостоятельно выдвинуть гипотезу и найти доказательство, подтверждающее правильность выдвинутой гипотезы.

Такие доказательства были найдены и представлены: случай 8 а)

Доказательство: ахОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности + bх + c = 0; a От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности 0

xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности + От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности x + От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности = 0 (1).

Рассмотрим условие a + b + c = 0, выразим b = - a - c, подставим в (1), получим xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности + От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности x + От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности = 0

Корни можно найти с помощью теоремы Виета и обратной ей:

От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности

Отсюда xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности = 1, xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности = От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности ;

По аналогии проводится доказательство для случая 8 б).

Важно организовать учебную работу детей так, чтобы они постепенно усваивали процедуру исследования, проходя все его основные этапы:

  • постановку проблемы;

  • сбор фактического материала;

  • систематизацию и анализ фактического материала;

  • выдвижение гипотезы;

  • проверку гипотезы;

  • доказательство или опровержение гипотезы.

Полноценное выполнение исследовательского задания требует тщательной подготовки и соответствующего методического обеспечения. В связи с тем, что мы ограничены временными рамками урока, данную работу можно продолжить на занятиях факультатива или элективных курсах.

Для того чтобы не было спонтанной работы и выдерживалась последовательность всех этапов исследования, можно создать специальную организационно-деятельностную карту, с помощью которой можно упорядочить, сделать более интересной и результативной познавательную деятельность учащихся.

Проиллюстрируем организационно-деятельностную карту на примере нахождения способов решения квадратных уравнений, в том числе б) 2хОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности + 5х + 2 = 0;

Организационно-деятельностная карта.

I этап. Задача: решить уравнения

1. 2хОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности + 5х + 2 = 0;

4. 2хОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности - 5х + 2 = 0;

2. 3хОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности + 10х + 3 = 0;

5. 3хОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности - 10х + 3 = 0;

3. 4хОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности + 17х + 4 = 0;

6. 4хОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности - 17х + 4 = 0;

II этап. Выдвижение проблем:

1. Как зависят корни квадратного уравнения от коэффициентов?

2. Какая зависимость существует между коэффициентами а, b и c?

III этап. Фактическое решение: опыты, пробы, вычисление корней.

1. 2хОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности + 5х + 2 = 0; D = 25 - 16 = 9, 9 > 0, два корня xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности = -От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности = - 2

2. 3хОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности + 10х + 3 = 0; D = 100 - 36 = 64, 64 > 0, два корня xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности = -От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности = - 3

3. 4хОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности + 17х + 4 = 0; D = 289 - 64 = 225, 225 > 0, два корня xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности = -От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности = - 4

4. 2хОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности - 5х + 2 = 0; D = 25 - 16 = 9, 9 > 0, два корня xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности = От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности = 2

5. 3хОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности - 10х + 3 = 0; D = 100 - 36 = 64, 64 > 0, два корня xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности = От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности = 3

6. 4хОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности - 17х + 4 = 0; D = 289 - 64 = 225, 225 > 0, два корня xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности = От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности = 4

IV. Таблица результатов:

Пробы

1

2

3

4

5

6

Коэффициенты

a = c = 2

b = 5 > 0

a = c = 3

b = 10 > 0

a = c = 4

b = 17 > 0

a = c = 2

b = - 5 < 0

a = c = 3

b = - 10 < 0

a = c = 4

b = -17 < 0

Корни

-От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности; - 2

-От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности; - 3

-От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности; - 4

От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности; 2

От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности; 3

От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности; 4

V. Гипотезы:

1. Частная гипотеза: если коэффициент а = с, то b = aОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности+ 1 (для случая b > 0)

Действительно, если

а = с = 2, то b = 2От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности+ 1 = 5

а = с = 3, то b = 3От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности+ 1 = 10

а = с = 4, то b = 4От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности+ 1 = 17

2. Общая гипотеза: если уравнение имеет вид: ахОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности + (От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельностиОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности + 1)х + a = 0; a От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности 0

где b = От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности+ 1, то его корнями являются числа - а и От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности (в случае, если b > 0)

а и От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности (в случае, если b < 0).

VI. Доказательство общей гипотезы:

Рассмотрим уравнение вида ахОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности + (От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельностиОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности + 1)х + a = 0; a От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности 0 и найдем его корни

D = aОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности + 2aОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности+ 1 - 4aОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности= aОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности- 2aОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности+ 1 = (aОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности- 1)От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности

xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности = От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности = От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности

Не нарушая общности можно считать, что перед нами квадратное уравнение с целыми коэффициентами (даже если бы коэффициенты были дробными, уравнение можно было бы свести к уравнению с целыми коэффициентами).

т.е. если a От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности Z и тогда aОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности- 1> 0, а значит

xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности= От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности= От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности .

Ответ: xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности= - От решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности ; xОт решения задач несколькими способами к формированию навыков исследовательской деятельности = - a

Гипотеза нашла подтверждение.

Все этапы исследования пройдены.

Организационно-деятельностная карта, которую можно назвать учебно-исследовательской, помогает усваивать процедуру исследования. Ее можно набрать изначально в печатном варианте с пробелами, и учащиеся самостоятельно заполняют ее. По мере приобретения опыта исследовательской работы с организационно-деятельностными картами у учащихся формируется особый подход к решению нестандартных задач. Можно использовать и дополнительные фрагменты организационно-деятельностной карты, связанные с развитием темы исходной задачи, а стало быть, и с постановкой и исследованием новых проблем.

Таким образом мы выходим на формирование навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время (на занятиях спецкурса или факультатива).

Особенности данной методики заключаются в разнообразии форм проведения уроков, реализации деятельностного подхода в обучении, систематическом привитии учащимся навыков самостоятельности в рассуждениях, в поиске различных способов решения любых задач. Кроме этого учащиеся учатся понимать задачи, а если есть понимание, то будет сопоставление с личным опытом и все это будет способствовать формированию познавательной активности, самосовершенствованию.

Данная практическая работа по поиску решения задач несколькими способами, в частности квадратных уравнений, расширяет возможности понимания данной темы, углубляет знания и умения и повышает интерес к саморазвитию и дает возможность приобрести первый опыт исследовательской деятельности.

Литература

  1. Баранова Е.В., Зайкин М.И. "Как увлечь школьника исследовательской деятельностью" Математика в школе №2 2004 г.

  2. Гусев К.А., Мордкович А.Г. Математика "Справочник материалов, книга для учащихся" М. Просвещение 1998 г.


© 2010-2022