Самостоятельная работа на уроках математики

«Скажи мне – я забуду, Покажи мне – я запомню, Дай мне действовать самому – и я научусь»Сегодня одна из важнейших задач учителя состоит уже не в том, чтобы дать ученикам готовые знания, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую работу, т.е. обучение и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самостоятельная работа на уроках математики


«Скажи мне - я забуду,
Покажи мне - я запомню,
Дай мне действовать самому - и я научусь»


Сегодня одна из важнейших задач учителя состоит уже не в том, чтобы дать ученикам готовые знания, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую работу, т.е. обучение и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.

Очень важно научить учащихся проявлять самостоятельность в усвоении знаний, преподносимых преподавателем на уроках, потому что самые прочные знания это те, которые получены самостоятельно. Умение самостоятельно работать на уроках поможет учащимся в дальнейшем самим пользоваться справочным материалом, отыскивать правильные решения. Поэтому самостоятельной работе на уроках я уделяю большое внимание, ведь дифференцированное обучение предусматривает именно этот вид работы.
Эффективность формирования навыков самостоятельной работы учащихся зависит от организации преподавания и здесь нужно помнить, что
а) в организации самостоятельной работы должна быть система, то есть она не должна быть случайной;
б) уровень предлагаемых самостоятельных работ должен соответствовать учебным возможностям учащихся;
в) за каждую самостоятельную работу учащийся должен получить оценку: либо это отметка в журнал, либо устные комментарии, но работа не должна оставаться незамеченной;
г) самостоятельные работы не должны быть однообразными.
Организация самостоятельной работы имеет большое значение : учителю нужно уметь соотнести объем и сложность заданий с темпом его выполнения. Поэтому я использую следующие формы организации учебной деятельности : работа в парах, групповая , индивидуальная работа, работа с книгой.
Применяю такие методы работы, как проблемный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный, исследовательский.

Использую следующие виды самостоятельных работ :

Воспроизводящие по образцу.

Это могут быть различные задания по образцам и алгоритмам с целью формирования вычислительных навыков, решения простейших типовых задач. Работы по образцу позволяет усвоить учебный материал, но не обогащают учеников опытом познавательной деятельности. Эти работы используются для детей со слабыми учебными возможностями.
Реконструктивно-вариативные.

Развитию творчества способствуют вариативные задания. Они содержат элементы творческой познавательной деятельности, требующей осуществления поиска, проявления более высокого уровня самостоятельности.

Творческие.

Творческие работы - это такие, при выполнении которых ученик открывает новое для себя. Так в поиске решения ученик достигает ответа другим способом, чем ему был показан.
В своей работе я применяю систему разноуровневых заданий в самостоятельной работе:

  1. 3-х вариантные задания по степени сложности. Выбор варианта

предоставляется самим ученикам;

  1. индивидуальные дифференцированные задания по степени сложности в зависимости от способностей учащихся. Вариант сложности определяет учитель.

3) равноценные 2-х вариантные задания с возрастающей сложностью.
Я считаю, что форма работы, когда один учащийся работает у доски, а остальные воспроизводят записи в тетради, не всегда эффективна, потому что большинство списывает с доски бездумно. Такую работу провожу при закреплении изученного материала, при разборе новых типов задач, при решении упражнений повышенной сложности. А чтобы получить достаточную информацию о том, как учащиеся овладевают знаниями и умениями, каких успехов они добились, какие у них возникли трудности, какие пробелы в знаниях следует устранить, где им надо помочь, провожу самостоятельную работу. Много внимания уделяю тренировочным самостоятельным работам обучающего характера. Цель этих работ - привить практические навыки использования изученных средств и формул при решении задач, обучение «технике» их решения, развитие памяти. Обычно такие работы провожу после объяснения нового материала, даю карточки с заданиями подобных примеров. Пусть учащийся сам попробует решить пример по образцу, и, если у них получается, они чувствуют удовлетворенность. Получив следующий раз подобный пример, они его решают уже более уверенно, а я в это время могу оказать индивидуальную помощь.
Самостоятельные работы я даю почти на каждом уроке. Если работа дана на следующий урок после объяснения, то цель ее проверить усвоение нового материала и выполнение домашней работы, т.к. задания даются подобно домашним. Проверяются сразу после выполнения. Это или самопроверка, или взаимопроверка (дети обмениваются тетрадями и по готовым ответам проверяют работу соседа по парте). Положительные оценки тут же выставляю в журнал. Если это работы тематические, то работы собираю и на следующем уроке провожу их анализ. Оценка может быть разной - одобрение, призыв к самопроверке, указания на неточности, признание успеха. Это делается обязательно, иначе учащиеся могут потерять интерес к выполняемой работе.
По моим наблюдениям я могу сделать вывод, что ребятам на уроках математики нравится работать по парам, в группах, проводить исследования, создавать презентации. Таким образом , для меня приоритетными являются следующие принципы:
- учить учащихся самостоятельности, планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельными;
- заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его;
- сотрудничать с детьми, вместе решать проблемы.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является позволяет научить учеников самостоятельно и творчески учиться, ориентировать их на результаты обучения.

© 2010-2022