Статья Использование ИКТ на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья: «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО»

Автор: Буданова В. В., учитель математики МБОУ «Гимназия» г.Протвино

Изобретение микропроцессорной техники и персонального компьютера, становление Интернета и Web-технологий и связанное с ними появление понятия электронных образовательных ресурсов (ЭОР) произвело огромный скачок в потоке информации. Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания.

Сегодняшние ученики - дети первого «цифрового поколения» родились в веке цифровых технологий, скоро изменят окружающий мир в соответствии со своими желаниями. «Наша экономика, политика, культура и даже семейная жизнь изменятся и будут подчинены их желаниям» (Джон Полфри и Урс Гассер - авторы исследования центра по изучению Интернета и общества). По их мнению, социологический портрет «цифрового поколения» образуют такие качества, как «тотальная» креативность, инновационность, демократичность, информированность, благодаря постоянной включенности в поисковую деятельность, многозадачность.

Согласно концепции модернизации образования, одним из приоритетных направлений является внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс. Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем (Наша новая школа) Современное информационное общество, в котором люди все чаще в повседневной практике с разными целями применяют информационные и коммуникационные технологии, предъявляет новые требования к содержанию и методам обучения.

Применение ИКТ технологий в обучении математике объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности, т.к. интересы современных учеников существенно изменились. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающие, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека.

Современное информационное общество, в котором люди все чаще в повседневной практике с разными целями применяют информационные и коммуникационные технологии, предъявляет новые требования к содержанию и методам обучения.

Математика - это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа.

Программой по математике предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности - на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: интерактивных плакатов, справочников и т.д.

Компьютерные технологии обучения - это совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.

Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное - совершенствовать самоподготовку обучающихся. Безусловно, современный компьютер и интерактивное программно-методическое обеспечение требуют изменения формы общения преподавателя и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество. Это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, проведения итогового контроля (доклады, отчеты, публичные защиты групповых проектных работ), повышает индивидуальность и интенсивность обучения.

Компьютерные технологии обучения предоставляют большие возможности в развитии творчества, как учителя, так и учащихся.

Мультимедиа технологии - это способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудио-эффекты, мультипрограммирование различных ситуаций. Применение мультимедиа-технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения. Как использовать эти средства при разработке комплексов учебно-методических материалов? Где и в каком соотношении возможно включение различных мультимедиа эффектов по сравнению с обычным текстом? Где граница применимости мультимедиа вставок в документ?

Нужны серьезные исследования этих вопросов, поскольку нарушение гармонии, меры целесообразности применения ярких вставок и эффектов может привести к снижению работоспособности, повышению утомляемости обучающихся, снижению эффективности работы. Это серьезные вопросы, ответы на которые позволят избежать фейерверка в обучении, сделать учебно-методический материал не просто эффектным, а эффективным.

Современные информационно-коммуникационные технологии обучения - это совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения.

Основными задачами современных информационных технологий обучения являются разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности, доступа к современным информационно-образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам, различным базам данных, обучающим сайтам и другим источникам).

Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе, можно разделить на две группы:

1) сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet (электронные вариант методических рекомендаций, пособий, серверы дистанционного обучения, обеспечивающие интерактивную связь с учащимися через Internet, в том числе в режиме реального времени);

2) технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы, компьютерные модели реальных процессов, демонстрационные программы, электронные задачники, контролирующие программы, дидактические материалы).

Услугами сети Интернет учащиеся чаще пользуются в домашних условиях при подготовке к семинарам, в работе над выполнением творческих заданий… Выйдя на официальный сайт Министерства образования, посвященный ЕГЭ, выпускники прошлого года смогли проверить и оценить свои возможности, выполняя задания демонстрационного варианта в интерактивном режиме. А учащиеся 5 класса с помощью справочной системы сети Интернет нашли ответ на вопрос: "Какое самое большое простое число известно на сегодняшний день и когда оно было открыто?"

Обращаясь к сети Интернет, учитель может пополнить свою методическую копилку. Много полезной информации получили, например, учителя математики нашей гимназии с Российского образовательного портала (school.edu.ru) , крупнейшего в данный момент в России сайта, посвященного математическому образованию школьников. В разделе, посвященном математике, собрана вся информация, относящаяся к школьной математике. Весь раздел разбит на 4 части: база знаний, абитуриенту, страница учителя и библиотека. На "странице учителя" можно найти сведения о проходящих методических и научных конференциях и семинарах, прочитать интересные статьи и др. Воспользовавшись информационно-поисковой системой "Задачи" (zadachi.mccme. ru), можно получить по указанию темы перечень задач разного уровня сложности. Но интегрированные уроки и применение Интернет-технологий - это дело не ежедневное.

На уроках математики компьютер может использоваться с самыми разными функциями и, следовательно, целями: способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинговое устройство, средство контроля и оценки качества обучения.

Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме. Использование компьютера при изучении математики началось в нашей гимназии около 10 лет назад, а мультимедийный проектор приобретен в кабинет математики только 3 года назад. В настоящее время представляется возможным использовать компьютер для фронтальной работы, при организации устного счета, при проверке самостоятельной работы. Применение методических пособий-презентаций, созданных в программе Power Point позволило отказаться от всех ТСО старого поколения, поднять наглядность на более высокий уровень.

Специфика и возможности компьютерного урока таковы, что отнести его строго к определенной группе по тенденциям развития образовательных технологий нельзя. Приход ИКТ в школу способен облегчить труд учителя, особенно рутинного характера (презентации, созданные в Power Point, это своего рода мини-конспекты урока). Компьютер - это хранитель информации, накопленной учителем за годы работы, и она может быть получена в любой момент времени.

Первый шаг, который делает учитель, обращаясь к компьютерной технологии обучения, состоит в изучении педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков. К сожалению, еще не встречалось ни одного мультимедийного учебного пособия по математике, которое бы полностью соответствовало школьной программе. В них используется нетипичная терминология; другие, отличные от школы, системы аксиом; громоздкая система ввода информации; очень "закрученный" редактор формул, что замедляет процесс решения, и т.д.

Компьютерную среду создают также справочно-информационные материалы. Их назначение состоит в том, чтобы обеспечить на уроке большую наглядность и доказательность, использовать эти программы для наведения разного рода справок и для самопроверки, для предоставления образца выполнения какого-либо задания на конкретном предметном материале. Справочно-информационные материалы призваны облегчить многим детям освоение школьной программы, они носят поддерживающий и сопровождающий, нередко и мотивирующий характер.

Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему. Стереометрия - это одна из немногих, если не единственная область школьной математики, в отношении которой не приходится агитировать за ИКТ. Современная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность. На уроках алгебры и начал анализа использование мультимедийного пособия "Функции и графики" прекрасно иллюстрирует построение графиков элементарных и более сложных функций и преобразование графиков.

Вывод: компьютер как бы соединяет в себе ряд традиционных ТСО, которые всегда использовались для усиления наглядности. Это активизирует познавательный процесс у обучаемых, развивает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, повышает результативность учебного процесса. Использование ИКТ позволяет реализовать такие развивающие цели обучения, как развитие мышления (пространственного, алгоритмического, интуитивного, творческого, теоретического), формирование умений принимать оптимальное решение из возможных вариантов, развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования), формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации. Это приводит к ускорению темпа обучения, высвобождает время, следовательно, интенсифицирует процесс обучения.

Современный урок обеспечивается новыми формами взаимодействия между учителем и учащимися: в классе необходимо создать творческий процесс, в ходе которого будет осуществляться самостоятельное образование учащихся. Работа учащихся будет тем успешнее, чем полнее каждый из ее участников будет выполнять предлагаемые задания по-своему, исходя из своих знаний, умений, жизненного опыта, интересов и способностей.

Использование компьютерных технологий при конструировании урока математики позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и письменные упражнения, осуществлять разные подходы к решению математических задач, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес к изучению данного предмета.

С точки зрения личностно-ориентированного обучения, информационные технологии раскрывают широкие возможности для индивидуализации учебного процесса, внедрения в него элементов развития творческого потенциала ученика. Новые информационные технологии как специфическое учебное средство выступают в качестве средства моделирования взаимодействия и организации совместной деятельности типа «ученик - группа учащихся», «ученик - ученик», «ученик - учитель».

Таким образом, применение ИКТ на уроках математики не только должно способствовать повышению эффективности современного урока, достижению высоких предметных результатов, но дадут возможность сформировать метапредметные и личностные результаты, индивидуализировать процесс обучения, реализовать ФГОС ООО.

Литература

  1. Галузо И.В. Мультимедийные технологии в учебном процессе.- Витебск, 2003.

  2. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы.- М.: Педагогика, 1987.

  3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.

  4. Кудрявцева Е.В. "Компьютерные технологии обучения", статья, 2004

  5. Минич О.А. Информационные технологии в образовании. - Красико-Принт, 2008.

  6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.

  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.,1988.

  8. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений: утв. приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986.

Интернет ресурсы:

  1. mon.gov.ru - cайт Министерства образования и науки РФ

  2. Бурданова Л.Ю. Роль ИКТ в реализации требований ФГОС ООО. [Электронный ресурс] \\ URL: slideshare.net/Burdanova/ss-12982425

  3. Варченко В.И. и Фуксон Л.М. "Педагогические основы использования компьютерных технологий" bytic/ru"

  4. Миннуллина А.Н. и Хадиева А.В. "Курс обучения использованию новых информационных технологий учителями предметниками" ito.su

  5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. fcior.edu.ru

5


© 2010-2022