Внеурочная деятельность по математике: В мире чисел (5 класс)

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеурочная деятельность по математике: В мире чисел (5 класс)Внеурочная деятельность по математике: В мире чисел (5 класс)Внеурочная деятельность по математике: В мире чисел (5 класс)Внеурочная деятельность по математике: В мире чисел (5 класс)Внеурочная деятельность по математике: В мире чисел (5 класс)Внеурочная деятельность по математике: В мире чисел (5 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа»

сельского поселения Ново-Хамидие» Терского муниципального района КБР

Рассмотрена Согласована Утверждена

на заседании МС Заместитель директора по УВР Приказ № ____

Протокол №_

от «___»______2015г. ________Э.В. Жиляева от « ___» __________2015г.

Руководитель МС «____»__________2015г.

_______Жиляева Э.В. Директор _________В.Х. Кожаев


Внеурочная деятельность в 5 классе Направление: научно - познавательное Программа кружка «В мире чисел»

На 2015 - 2016 учебный год

( 1 час в неделю, всего - 34 часа)







Программа составлена учителем математики Ханиевой З.Л.

1

Пояснительная записка


Актуальность программы определена тем,что обучающиеся должны иметь мотивацию кобучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников 5 класса и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать, направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только обще-учебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.



2

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Продолжительность каждого занятия 40 минут.

Название программы: Программа «В мире чисел»для развития математических способностей обучающихся и формирования умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности.

Цель программы:


  • Развивать математический образ мышления

Задачи программы:


  • расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;

  • расширять математические знания в области многозначных чисел;


  • учить применять математическую терминологию;


  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:


  • Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности обучающихся.


  • Научность

Математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.


  • Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).


  • Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх, конкурсах.

3


  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

Предполагаемые результаты:

Занятия в кружке должны помочь обучающимся:


  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;


  • помочь обучающимся овладеть способами исследовательской деятельности;


  • формироватьтворческоемышление;


  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности обучающимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх,

конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:


  • решение занимательных задач;


  • оформление математических газет;


  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;


  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;


  • проектная деятельность, творческие работы;


  • самостоятельная работа; работа в парах, в группах.

Примерное содержание занятий кружка

«В мире чисел»


  1. Математика - царица наук.


  1. Как люди научились считать.


  1. Интересные приемы устного счёта.


  1. Учимся отгадывать ребусы.


  1. Учимся отгадывать ребусы.


  1. Учимся отгадывать ребусы.


  1. Решение ребусов и логических задач.


  1. Решение ребусов и логических задач.


  1. Загадки - смекалки.


  1. Загадки - смекалки.


  1. Игра «Живые числа».


  1. Обратные задачи.

4


  1. Обратные задачи.


  1. Практикум «Подумай и реши».


  1. Задачи с изменением вопроса.


  1. Проектная деятельность «Газета любознательных»


  1. Решение нестандартных задач.


  1. Решение нестандартных задач.


  1. Решение олимпиадных задач.


  1. Решение олимпиадных задач.


  1. Решение задач международной игры «Кенгуру»


  1. Математические горки.


  1. Наглядная алгебра.


  1. Решение логических задач


  1. Решение логических задач.


  1. Знакомьтесь: Архимед!


  1. Задачи с многовариантными решениями.


  1. Знакомьтесь: Пифагор!


  1. Математический КВН


  1. Наука геометрия.


  1. Математические игры.


  1. Математические игры.

33-34. Круглый стол «Подведем итоги».


Учебно-тематическое планирование

занятий кружка «В мире чисел»

Сроки

Наименование тем курса

Виды деятельности Форма контроля

1. Вводное занятие

«Математика - царица наук»


Выполнение заданий

2. Как люди научились

презентации «Как

считать.

Люди научились

считать»


5

3. Интересные приемы

Устныйсчёт

устного счёта.




4. Учимся отгадывать ребусы.

Работа с ребусами.



Составление

Конкурс на лучший

5. Учимся отгадывать ребусы.

математических

математический

ребусов

ребус



Работа с ребусами,

Конкурс на лучший

6. Учимся отгадывать ребусы.

математический

Составление ребусов.

ребус



7. Решение ребусов и

Самостоятельная

логических задач.

Работа



8. Решение ребусов и


логических задач.

Самостоятельная

Мини-олимпиада


работа



9. Загадки - смекалки.

Работа с загадками



Работа с загадками,

10. Загадки- смекалки.

требующими

математического



решения



11. Игра «Живые числа».

Работа с числами

Тест


12. Обратные задачи.

Работа в группах

Познавательная


игра «Где твоя

«Найди пару»

пара?»



13. Обратные задачи.

Работа в группах



Самостоятельное

14. Практикум «Подумай и

решение задач с

реши».

одинаковыми


цифрами



6

Конкурс на лучшую

15.Задачи с изменением

Инсценировка задач

инсценировку

вопроса.

математической


задачи


16. «Газета

Проектная

Конкурс на лучшую

математическую

любознательных».

деятельность

газету




Решение задачна

17. Решениене стандартных

установление

причинно-

задач.

следственных



отношений



18. Решение нестандартных

Решение задач

задач.




19.Решение олимпиадных

Решение заданий

Классная

повышенной

задач.

олимпиада

трудности



20. Решение олимпиадных

Решение задач

Школьная

повышенной

задач.

олимпиада

трудности



21 Решение задач

Решение заданий

Школьная

международной игры

повышенной

олимпиада

«Кенгуру»

трудности



Решение задач на

Конкурс «Лучший

22..Математические горки.

преобразование

решебник»

неравенств



23. Наглядная алгебра.

Работа в группах:

инсценировка




24. .Решение логических

Схематическое

задач.

изображение задач



25. Решение логических

Схематическое

Мини - олимпиада



7

задач.

изображение задач



Работа с

Создание на бумаге

26.Знакомьтесь: Архимед!

энциклопедиями и

эскизов слайдов

справочной

будущей


литературой

презентации



Работа над

27.Задачи с

созданием

проблемных

многовариантными

ситуаций, требующих

решениями.

математического



решения



Работа с


информацией

28.Знакомьтесь: Пифагор!

презентации:

Викторина

«Знакомьтесь:


Пифагор!»



29.Математический КВН

Работа в группах



30.Наука геометрия.


Работа в группах



31.Математические игры


Работа в парах

Викторина


32.Математические игры.

Работа в группах

Викторина



Коллективная работа

33-34. Круглый стол

по составлению

Анкетирование

«Подведем итоги»

отчёта о


проделанной работе





8

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 - 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007


  1. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 - 11 лет. С. - Пб,1996


  1. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995


  1. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002


  1. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002


  1. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004


  1. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004


  1. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995


  1. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 - 4 классы. М., 2004


  1. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006


  1. Альхова З.Н., Макеева А.В.. Внеклассная работа по математике. - Саратов: Лицей,

2003.









9


© 2010-2022