- Преподавателю
- Математика
- Урок: Сложение и вычитание десятичных дробей
Урок: Сложение и вычитание десятичных дробей
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Халитова А.И. |
Дата | 31.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Цели урока:
-
образовательная:
-
закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания десятичных дробей;
-
отработка навыков устного счёта;
-
выработка умений по применению полученных знаний;
-
проверить степень усвоения материала путем проведения теста с проверкой на уроке.
-
развивающая:
-
развитие логического мышления, познавательного интереса, любознательности, умение анализировать, наблюдать и делать выводы.
-
воспитательная:
-
повышать заинтересованность в изучении предмета математики;
-
воспитание самостоятельности, самооценки, активности.
Тип урока: урок закрепления и совершенствования умений и навыков.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация для сопровождения урока, раздаточные материалы: тест по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей», индивидуальные карточки с заданиями для сильных и слабых учащихся, набор сигнальных карточек для каждого ученика (красный, зеленый, синий).
Структура урока:
-
Организационный момент. Постановка цели - 1 мин.
-
Актуализация опорных знаний. Устный счет. - 7 мин.
-
Закрепление полученных знаний. Работа в тетради.- 5 мин.
-
Тест с взаимопроверкой - 12 мин.
-
Физкультминутка - 1 мин.
-
Закрепление полученных знаний. Работа с учебником - 15 мин.
-
Домашнее задание - 1 мин.
-
Итог урока - 2 мин.
-
Рефлексия - 1 мин.
Ход урока:
-
Организационный момент. Постановка цели - 1 мин.
Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас заключительный урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» (слайд 1)
Цель нашего урока - закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания десятичных дробей и вырабатывать умение использовать приобретенные знания в повседневной жизни.
-
Актуализация опорных знаний. Устный счет. - 7 мин.
Начнем наш урок с повторения ранее изученного материала.
Расположите десятичные дроби в порядке возрастания и прочитайте их. (0,15; 3,75; 4,75; 16,008; 19,07; 53,09; 77,2)
Вопросы для повторения:
Как сравнить десятичные дроби?
(Если целые части десятичных дробей различны, то больше та дробь, у которой больше целая часть.
Если целые части десятичных дробей одинаковы, то больше та дробь, у которой больше цифра в первом из несовпавших разрядов после запятой (в направлении слева направо).
Выполните сравнение дробей: (слайд 2)
7,2 > 5,99
18,04 < 18,4
0,3 = 0,30
4,806 < 4,93
9,404< 9,44
7,040 = 7,04
Как складывают и вычитают десятичные дроби?
Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:
-
уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
-
записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
-
выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;
-
поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
Восстановите запятые: (слайд 3)
7,39 + 4,48 = 11_87
4,2 + 2_06 = 6,26
18_01 + 2,9 = 15,11
Вычислите: (слайд 4)
6,2 -42,8 = 1,4; 1,4 + 5,6 = 7; 7 - 2,4 = 4,6; 4,6 + 0,16 = 4,76;
4,76 + 4,94 = 9,7; 9,7 - 3,49 = 6,21; 6,21 + 0,07 = 6,28; 6,28 - 1,28 = 5.
Сегодня на уроке мы закрепляем навыки сложения и вычитания дес. дробей.
-
Закрепление полученных знаний. Работа в тетради - 10 мин.
Откройте тетради. Запишите: число, классная работа.
Решим задачу. Сегодня к нам в школу пришло письмо. (слайд 5)
"Дорогие ученики. Пишет Вам Винни-Пух. У нас беда. Помогите нам, пожалуйста, справиться с нею. Дело в том, что мы, т.е - Винни-Пух, Ослик Иа и Пятачок решили узнать свой вес. Но шкала весов до 20 кг была повреждена, и показания на ней прочитать не представлялось возможным. Поэтому я взвесился, сначала с Пятачком: получилось 22,4 кг; затем с Осликом, получилось 23,5 кг; а затем мы взвесились все вместе и получили 26,7 кг. Но все равно мы так и не узнали свой вес. Если сможете, помогите нам, пожалуйста. Мы на вас надеемся. Мы слышали, что вы самые лучшие ученики в этой школе среди пятых классов. С большим уважением Винни Пух".
Давайте попробуем схематично изобразить задачу из данных.(слайд 6)
Решение:
1) 26,7-22,4= 4,3 (кг) - весит Ослик
2) 26,7-23,5= 3,2 (кг) - весит Пятачок
3) 22,4-3,2 = 19,2 (кг) - весит Винни Пух
Ответ: Винни Пух - 19,2 кг, Пятачок - 3,2 кг, Ослик Иа - 4,3 кг.
-
Тест по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» - 12 мин. (слайд 7 )
Теперь проверим наши знания с помощью теста. На тест вам 10 мин.
Тест будет с взаимопроверкой, поэтому не забудьте записывать в тетради ответы к заданиям. Если при решении у вас появятся вопросы - поднимите руку, и я к вам подойду.
Вариант 1.
А 1. Сравните дроби 4,599 и 4,8
1. 4,599 <4,8 2. 4,599 = 4,8 3. 4,599 > 4,8.
А 2. Сравните дроби 3,500 и 3,50.
1. 3,500 < 3,50 2. 3,500 = 3,50 3. 3,500 > 3,50.
А 3. Выразите время в часах и запишите ответ в виде десятичной дроби: 1ч 12 мин.
1. 1,12ч 2. 0,112ч 3. 1,2ч 4. 1,25ч
А 4. Вычислите значение суммы чисел 13,27 и 6,3.
1. 19,3 2. 76,27 3. 13,9 4. 19,57
А 5. Вычислите значение разности чисел 18,5 и 4,26.
1. 14,24 2. 13,24 3. 13,59 4. 22,76
В 1. Найдите корень уравнения: у - 5,36 = 6,8 .
Ответ:___________
В 2. Скорость теплохода по течению реки 29,2 км/ч. Собственная скорость лодки 26,5 км/ч. Найдите скорость
течения реки.
Ответ:___________
С. Сколько натуральных чисел заключено между данными десятичными дробями 15,03 и 21,98?
Ответ:___________
Вариант 2.
А 1. Сравните дроби 4,5 и 4,500
1. 4,5 <4,500 2. 4,5 = 4,500 3. 4,5 > 4,500.
А 2. Сравните дроби 6,799 и 6,8.
1. 6,799 < 6,8 2. 6,799 = 6,8 3. 6,799 > 6,8.
А 3. Выразите время в часах и запишите ответ в виде десятичной дроби: 2ч 30 мин.
1. 2,30ч 2. 0,23ч 3. 2,5ч 4. 2,3ч
А 4. Вычислите значение суммы чисел 12,37 и 5,3.
1. 12,9 2. 17,4 3. 17,7 4. 17,67
А 5. Вычислите значение разности чисел 19,6 и 4,24.
1. 2,72 2. 15,36 3. 14,36 4. 22,84
В 1. Найдите корень уравнения: х - 7,54 = 4,6 .
Ответ:___________
В 2. Скорость теплохода против течения реки 12,7 км/ч. Собственная скорость лодки 15,3 км/ч. Найдите скорость
течения реки.
Ответ:___________
С. Сколько натуральных чисел заключено между данными десятичными дробями 17,43 и 23,01?
Ответ:___________
Ребята 10 минут прошли, поменялись тетрадями и проверяем работу. Рядом с каждым заданием ставим знак «+» или « - ». (слайд 8)
Оценим результат (слайд 9).
Критерии оценки:«5» - 8 заданий; «4» - 7 или 6 заданий; «3» - 5 или 4 задания.
Покажите с помощью сигнальной карточки, какую оценку вы получили: «5» - красный, «4» - зеленый, «3» - синий.
Молодцы! Хорошо поработали.
-
Физкультминутка - 1 мин. (слайд 10)
Буратино потянулся.
Раз - нагнулся, два - нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
На носочки надо встать.
-
Закрепление полученных знаний. Работа с учебником - 15 мин.
№841 (2), 850 (1), 853(1).
№841(2).
9,3; 9,1; 8,8; 8,4; 7,9; 7,3; 6,6.
9,3 - 6,6 = 2,7.
№850 (1).
7,4 +3,2 = 10,6 дм - вторая сторона
10,6 + 7,4 = 18 дм - сумма двух сторон
18:4*5 = 22,5 дм - третья сторона
18 +22,5 = 40,5 дм.
Ответ: периметр треугольника 40,5 дм.
№853 (1).
-
90,09 - (87,44 - (12,85 + 3,9) + 0,381) = 90,09 - (87,44 - 16,75)=90,09 - 70,69 = =19,4
Выполняем по мере успеваемости № 859 (а), 861 (1,2), 862 (а, б).
№859(а).
a
b
a + b
+0.5
+0.5
+1
-0.5
+0.5
+0
+0.5
-0.5
+0
-0.5
-0.5
-1
№861(1,2)
1) 2,5 + 9,14 = 9,14 + 2,5;
2) 3,46 + 5,817 > 3,46 + 5,2.
№862 (а, б)
А) 7, 5 6 4 Б) 3 4, 7 5 1
+ 5, 9 0 0 - 1 3, 2 8 0
1 3, 4 6 4 2 1, 4 7 1
IX. Домашнее задание - 1 мин. (слайд 11)
Откройте дневники и запишите задание на дом.
№897, 898, 900 .
X. Итог урока - 2 мин. (слайд 12)
Сегодня каждый из вас получил оценку за тест, плюс к этому … получают оценку за участие на уроке.
XI. Рефлексия - 1 мин.
- Ребята, вы сегодня все хорошо потрудились на уроке. А теперь ответьте на вопрос «Вы чему-нибудь научились», используя следующие фразы.(слайд 13)
Сегодня на уроке я …..
Самым интересным для меня...
Урок мне …
Мне было очень приятно работать с вами. Спасибо за урок! (слайд 14)
6